Проектирование педагогического процесса как технология
·
проблема;
·
дело.
1)
Выбираем некий занимательный объект. Это
можно сделать, например, с помощью мозгового штурма. Это самый простой способ
выбора темы, но при этом не проявляется направление конкретной работы. Поэтому
начинаем думать, что с объектом можно делать; как его познать; найти;
обработать и обобщить информацию; как представить результаты.
2)
Выбираем объект, который хотели исследовать
в определенном контексте. Можно использовать ранее упомянутые методы, дополнительно
задав вопрос: «Что мы хотим узнать об этом проекте?» Подобная формулировка дает
направление для исследовательской работы, нужно лишь хорошо ее спланировать и
осуществить. Работа носит в основном познавательный характер.
3)
Выбираем объект или ситуацию, с которыми связана
некая проблема. Можно обсудить, чем мы недовольны, что нам мешает, что
хотелось бы улучшить. Можно выяснить позицию других людей, социальных групп по
тем же вопросам. Здесь в формулировке темы выражено дальнейшее содержание
работы. Сначала нужно разобраться с сутью, аспектами проблемы, затем
разработать и реализовать варианты решения. Тема, сформулированная таким
образом, ориентирует на реально воплощаемый и актуальный результат.
4)
Выбираем конкретное мероприятие, дело,
которое нам кажется полезным. От такой темы можно сразу перейти к планированию
действий, не углубляясь в исследование проблем. Такая работа в основном имеет
организационный характер.
Подобный подход к выбору темы дает возможность сразу
ориентироваться на определенное содержание работы и на ее результат.
Проиллюстрируем это на примере работы с объектом «газеты».
Тема – объект: «Газеты».
Тема – исследование: Сравнительная оценка газет
«Комсомольская правда» и «Московский комсомолец».
Тема – проблема: «Как подготовить подписную компанию для
местной газеты?»
Тема – дело: «Издание школьной газеты».
Предлогаем опорные вопросы для системного исследования
объекта. Они разработаны по методологии теории решения изобретательских задач
(ТРИЗ) на основе системного оператора.
Функции опорных вопросов – развернуть тему на разнообразные
подтемы и виды работ. Это позволяет выбрать направления, которые наиболее
подходят способностям и возрасту детей, а также другим обстоятельствам.
Объекты можно исследовать по признакам:
·
группы;
·
структуры;
·
места;
·
функции;
·
свойств;
·
времени.
1)
По признаку группы: Какую группу объектов
представляет этот объект? Что еще входит в эту группу? Чем наш объект похож или
отличается от других объектов группы?
2)
По признаку структуры: На какие части можно
разделить этот объект? Как эти части в свою очередь делятся на еще меньшие?
Каким образом они связаны между собой, влияют друг на друга? Можно ли этот
объект разделить по-другому? Как? Каким тогда будет взаимодействие частей?
3)
По признаку места: Где может находится этот
объект? Что находится рядом? Как эти объекты связаны между собой, влияют друг
на друга? Что на этот объект влияет хорошо, а что плохо? На что он влияет
хорошо, а на что – плохо? Как можно изменить это влияние? В каких других местах
он может находится? С чем этот объект было бы полезно объединить?
4)
По признаку функций: Как этот объект
используется? Для какой цели он предназначен? По отношению к чему он выполняет
свои функции? Выполняет хорошо или плохо? Как это проявляется? Что надо изменить,
чтобы функция выполнялась хорошо? Сравните этот объект по признаку функций с
другими, на него похожими.
5)
По признаку свойств: Какие физические,
биологические, социальные свойства присущи данному объекту? Можно ли измерить
значение этих свойств? Сравните этот по его свойствам с другими объектами
группы. Найдите для него всевозможные похожие объекты так, чтобы у них было
одно общее свойство. Составьте образные сравнения. От каких свойств зависит
возможность объекта выполнять функцию? В чем заключается эта зависимость? Что
случится, если мы изменим одно из этих свойств?
6)
По признаку времени: Какое прошлое у этого
объекта: от чего он произошел, как и где появился, какие у него были
предшественники, кто был его автором? В чем заключалось необходимость его
появления? Как этот объект со временем менялся? Почему? Какие проблемы возникли
при его изменении? Как меняются его свойства и функции в разное время года, в
разное время суток, в других циклах? В каких процессах, действиях этот объект
участвует? Какова его роль в них? Как объект мог бы изменится в будущем? Какие
связанные с ним тогда решаются?
Когда много идей, а надо выбрать одну тему, иногда этот
выбор осуществляет сам учитель, опираясь на жизненный практический опыт,
которого еще нет у учеников. Но лучше выбор темы оставлять за детьми,
рекомендуя им приемы для принятия решения. Мы использовали 2 приема:
·
Объединение идей. Оно
может пригодится, если пригодится, если начальные темы не очень широки, или
если нужно прийти к общей теме для всей школы.
·
Определение и использование критериев оценки. Критерии оценки, когда ученики пытаются разобраться, почему одна идея
им кажется лучше другой.
Критерии:
·
актуальность;
·
уникальность;
·
осуществимость проекта.
1)
Актуальность помогает оценить, насколько необходим
этот проект на данный момент, для какого количества людей он сейчас значим –
способен что-то для них решить, улучшить.
2)
Уникальность позволяет оградится от повседневных
рутинных работ, она требует нового, неожиданного подхода к теме, ее решениям.
Другими словами, это «изюминка» проекта.
3)
Осуществимость заставляет оценивать наши реальные
возможности: хватит ли времени, знаний, средств, чтобы достичь желаемого
результата?
Данные категории работают в комплексе: лучшими идеями будут
те, которые соответствуют одновременно всем критериям. Работая в группах,
ученики с помощью этих критериев успешно делают выбор идеи сами. Критерии могут
быть и другие, но в процедуре принятия решений они станут эффективным
инструментом.
Что в результате нашей деятельности изменяется, улучшится
для других людей. Не как потенциальная возможность, а как состоявшийся факт.
Дидактические идей могут быть: новые знания по теме;
развитие таких общих умений, как наблюдение, сравнение, анализ, измерение,
работа с литературой, изображение информации в разных моделях, рассуждение,
оценивание и т.д.; развитие специфических умений проектирования.
Приложение №2
Технология учебного проектирования.
В 1920-е гг. метод проектов стал одним из наиболее
популярных в отечественном образовании методов обучения. Использование метода
проектов изменяло формы учебной работы, переводя их с классно-урочной на
лабораторную и бригадную. Проекты могли быть групповыми, бригадными,
общешкольными, междушкольными. Педагог в данной технологии выступал прежде
всего как организатор среды и условий, необходимых для развертывания
педагогического процесса, в котором непосредственная активная роль принадлежала
самим обучающимся. В процессе выполнения разнообразных проектов обучающиеся
ощущали потребность в определенных знаниях и умениях, которые они получили по
мере необходимости. Все это привело к отказу от системного и последовательного
изучения учебных предметов, к их стихийному, хаотичному, неполному усвоению.
Проход к методу проектов как к единственному и универсальному грозил нарушением
принципа систематичности усвоения знаний. Он был подвергнут критике и
отечественная педагогическая теория и практика полностью отказалось от него в
последующие годы.
Обращение образование к технологии учебного проектирования
в настоящее время позволяет активизировать исследовательскую деятельность
студентов на всех этапах обучения. Таким образом, сфера применения данной
технологии значительно шире, чем в традиционно сложившейся практике ее
использования в образовании.
Виды проектов.
В теории и практике учебного проектирования выделяют
разнообразные виды проектов.
1)
В зависимости от количества участвующих студентов:
·
индивидуальный проект
эффективен с точки зрения организации самостоятельной поисковой деятельности,
учета личных интересов, предоставление возможности реализовать свой творческий
потенциал, потребность в достижении успеха и самоутверждении.
·
парные и групповые проекты обладают не меньшими
развивающими возможностями, позволяют учитывать индивидуальные особенности
обучающихся при распределении их обязанностей.
2)
По характеру поисковой деятельности и преобладающих
методов:
·
исследовательские проекты по своему характеру
напоминают научное исследование, подчиняются его логике. Проекты данного вида
чаще всего разрабатываются в рамках курсового и дипломного проектирования.
·
творческие проекты направлены на разработку новых
оригинальных идей, продуктов совместной деятельности, представляемых в
творческой форме (творческий отчет, выставка, видеофильм, …). Основными
методами работы становится «мозговой штурм», «синектика», метод творческой
группы.
·
информационные проекты направлены на сбор
необходимой для учебного процесса или других заказчиков информации. Разработка
проекта связана с поискам и нахождении информации в различных источниках:
монографиях, журнальных статьях и др.
3)
В зависимости от сферы применения разрабатываемого
проекта можно выделить проекты производственные и социальные.
4)
В соответствии с характером разрабатываемой
проблемы разграничиваются теоретические, и практические ориентированные
проекты.
5)
В зависимости от учебных дисциплин, в рамках
которых разрабатывается проект, можно выделить:
·
многопредметные проекты, осуществляемые в рамках
одной учебной дисциплины;
·
межпредметные проекты, на основе использования
материалов других;
·
надпредметные проекты, не только не связанные с
конкретной дисциплиной, но и, как правило, реализуемые вне рамок конкретной
учебной дисциплины.
6)
По продолжительности, срокам выполнения проекты
могут быть: краткосрочные, разрабатываемые на нескольких занятиях или в
процессе самостоятельной работы; среднесрочные – разрабатываемые от недели до
месяца; долгосрочные – разрабатываемые от одного до нескольких месяцев.
Организация работы над проектом.
Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую
необходимо решить. Основная задача педагога на этом этапе – вывести на
осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного
результата – продукта учебного проектирования.
Этап 2-й, организация творческих групп для работы над
проектом. Создаются творческие группы разного характера в зависимости от вида
проекта (творческие мастерские, творческие лаборатории и т.д.)
Этап 3-й, планирование работы над проектом. На данном этапе
определяются:
·
возможные источники информации;
·
способы сбора и анализ информации;
·
способы представления результатов (отчет,
конкретный продукт и т.д.)
·
критерии оценки продукта;
·
обязанности участников творческой группы.
Этап 5-й, анализ информации. Осуществляется совместное
обсуждение полученных исходных материалов, разработка проекта.
Этап 6-й, оформление и представление проекта (письменный
отчет, издание практических рекомендаций, видеофильм и т.д.)
Этап 7-й, анализ и оценка результатов работ над проектом:
·
групповая рефлексия авторов проекта, самоанализу
процесса и результата своей деятельности;
·
анализ и оценка качества проекта другими
обучающимся, экспертами, преподавателем.
Таким образом, технология учебного проектирования
значительно изменяет роль и позицию преподавателя в учебном
процессе. Задачи преподавателя:
·
в оказании поддержки в выборе темы проекта и в
формулировании проблемы исследования;
·
в оказании поддержки в овладении исследовательскими
умениями и навыками;
·
координация всего процесса работы над проектом,
осуществление обратной связи, коррекция поисковой деятельности, организация
итогового обсуждения, защиты проектов.
Значение технологии учебного проектирования.
1)
исследований и практический характер учебного
проектирования позволяет формировать широкий спектр социально-ценных мотивов
деятельности (студентов);
2)
осознание значимости, необходимости своего труда
повышает самооценку, создает условия для творческой самореализации личности;
3)
в процессе выполнения учебного проекта формируется
социальный опыт обучающихся, их умение видеть, выделять и решать социальные и
профессиональные проблемы;
4)
расширяются социальные контакты, развивается их
умение взаимодействовать с разными людьми в процессе решения проблем;
5)
технология учебного проектирования обеспечивает
развитие исследовательских способностей и формирование необходимых для
профессиональной деятельности умений анализировать производственные проблемы,
находить творческие пути их решения на всех этапах обучения, а не только на
этапах курсового и дипломного проектирования.
[1] Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.– М.,1989.– с.5.
[2] Концепция Модернизации образования на период до 2010 года //
Официальные документы в образовании.– 2002.–№4.– с.3-31.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|