Проектирование педагогического процесса как технология
В целом технологическая цепочка непосредственной
подготовки к уроку педагога, работающего на системномоделирующем уровне (по
Г.А. Засобиной), включает в себя следующие конструктивные действия:
·
выбор рациональной структуры урока и определение
его композиционного строения;
·
четкое планирование материала урока;
·
планирование работы учащихся на уроке включает
педагогические действия выбора наиболее рациональных видов учебной работы;
·
планирование учителем своей работы на занятии
предполагает рациональное распределение времени на отдельные этапы урока.
Сам этап планирования урока включает в себя три
взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка
дидактического аппарата и установление структуры урока с проработкой учебной
ситуации.
I стадия. При определении целей
урока, необходимо предусмотреть единство образовательных, развивающих и
воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и
навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений
личности.
II стадия. Планирование урока
сообразно общим и частным целям отбирается содержание, выбираются формы и
методы работы, продумывается использование необходимых средств, намечаются
упражнения творческого характера.
II стадия. Доопределяется
структура урока и разрабатываются учебные ситуации. Важным представляется
продумывание учителем своих действий на этапе непосредственной передачи
информации.
Результатом подготовительной работы к уроку является его
рабочий или поурочный план. Его форма и объем жестко не регламентируется, но в
зависимости от опытности педагога и специфики темы краткий план может
перерастать в план-конспект. Подробный план свидетельствует о продуманности
всех деталей предстоящего урока.
В план урока вне зависимости от его оформления должен быть
указаны:
·
дата проведения, номер по тематическому плану,
класс;
·
тема, цели и задачи урока;
·
структура урока с указанием последовательности его
этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
·
содержание учебного материала;
·
методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой
учебной ситуации;
·
учебное оборудование, учебные и наглядные пособия,
место их использования на уроке;
·
образцы решения задач.
2.2. Планирование как результат конструктивной деятельности педагога
Логическим итогом технологии конструирования
образовательного процесса является материализация проекта педагогической
деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от
опытности педагога. При этом важно отметить, что при составлении планов
организации учебно-познавательной деятельности педагог имеет возможность
обращаться к имеющимся рекомендациям, а при планировании воспитательной работы,
учитывая ее специфику и принципиальное отличие от преподавания, многие, в том
числе опытные учителя, испытывают большие затруднения.
Планирование должно строиться на основе научно обоснованного
прогноза и проекта предстоящей согласованной деятельности педагогов и
воспитанников, их взаимодействия и строго отвечать тем образовательным задачам,
которые стоят перед коллективом. Задачи обучения и воспитания – основные
исходные данные для составления конкретных планов жизнедеятельности учебно-воспитательного
коллектива.
Индивидуальные процессы в современном образовании связаны с
поисками путей трансформации традиционного обучения в продуктивное, основанное
на организации активной творческой, исследовательской деятельности обучающихся
по созданию конкретного продукта, результата, имеющего непосредственное
практическое значение для производства и для жизни окружающих людей.
Наиболее эффективной технологией, обеспечивающей
продуктивное обучение учащихся, является технология учебного проектирования,
в основе которой лежат идеи Дж. Дьюи о необходимости преодоления противоречия
между личностью и обществом – между тем, что обучающийся хочет делать, и тем,
что его заставляют делать – посредством «учение через делание».
Характерными для разработанной Дж. Дьюи концепции
программного обучения (от греч. Pragma - дело, действие)
являются методы, обеспечивающие открытия обучающихся, ориентированные на
научное исследование как образец для построения стратегии обучения.
Ценность проекта определяется его образовательным,
развивающим и воспитывающим потенциалом: возможностью включить обучающихся,
ориентированные на научное исследование как образец для построения стратегии
обучения. (Приложение №1).
Научно обоснованное планирование предполагает продуманную
соотнесенность планов отдельных учебно-воспитательных коллективов с
общешкольным планом. Содержание планов учебно-воспитательной работы,
естественно, зависит от состояния учебно-материальной базы школы, возможностей
сотрудничества с другими образовательными, культурно-просветительными,
спортивно-оздоровительными учреждениями.
К планам учебно-воспитательной работы как документам,
направляющим деятельность педагогов, предъявляется ряд существенных требований.
Обобщая имеющиеся подходы (Н.И. Болдырев, Д.М. Гришин и др.), совокупность этих
требований можно представить в следующем виде:
·
целенаправленность и конкретность образовательных
задач;
·
разумная детализированность и конкретность плана,
его компактность;
·
разнообразие содержания, форм и методов,
оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
·
преемственность, систематичность и
последовательность;
·
сочетание перспективности и актуальности намеченных
видов работы;
·
единство педагогического руководства и активности
воспитанников;
·
реальность, учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
·
связь внутриклассной работы с работой вне школы;
·
согласованность плана с другими планами школы и
детских общественных организаций, гибкость и вариативность планирования.
2.3. Технологии проектирования и научного исследования
Педагог должен владеть технологиями проектирования и
научного исследования. Исследования направленно на решение какой-либо проблемы
в работе педагогической системы, в учебно-воспитательном процессе,
взаимодействии педагогов и воспитанников и т.д. Противоречия могут существовать
между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества
(граждан), между взаимодействием школы и среды, затратами сил субъектов педагогического
процесса и результатами и т.д.
Технологией проектирования педагогического исследования
может быть представлена следующей последовательностью действий:
1.
Проводим анализ педагогической системы и ее
функционирования, выявляем проблемы;
2.
Определяем тему исследования, которая очерчивает
круг исследовательской работы;
3.
Определяем объект исследования – область, где
существует проблема, противоречие, где мы будем искать новое знание;
4.
Определяем предмет исследования - элемент в
педагогическом процессе, изучение которого дает нам новое знание;
5.
Определяем цель исследования – знание, которое мы
должны получить в ходе исследования;
6.
Формируем задачи – те пути, или ступени, которые мы
пройдем, чтобы достичь цели исследования;
7.
Формируем гипотезу (истина, которая еще не
доказана, но вероятна). Гипотеза – исходный момент исследования,
предсказывающего связи объекта и предмета исследования, закономерности, которые
будут выявлены и обоснованы в ходе исследования.
8.
Отбираем методы научного исследования (наблюдение,
беседа, анкетирование, тестирование, теоретический анализ источников, изучение
и обобщение педагогического опыта, сравнительно-исторический метод, метод
теоретического моделирование, педагогический эксперимент и др.)
9.
Определение направления и этапа исследовательской
работы, сроки.
10.
Определяем участников исследования, если его
коллектив или группа учителей.
Таким образом, изучение, обобщение и описание передового
педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования
определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной
оценке его эффективности. Проектирование педагогического процесса как
технология может быть использована учителем в любом виде творческой
деятельности.
2.4.
Значение проектов. Модели педагогического
проектирования.
У педагогического моделирования есть «термен-партнер»,
часто сопровождающий его в научных тестах, -это проектирование.
Слово «проект» имеет несколько значений и почти все они
имеют отношение к педагогике. Во-первых, проект- это предварительный
(предположительный) тест какого-либо документа. Во-вторых, проект понимают как
некую акцию, совокупность мероприятий, объединенных одной программой или
организационную форму целенаправленной деятельности. В качестве примера можно
отметить один из самых грандиозных проектов - Интернет. И третье значение
проекта – деятельность по созданию (выработке, планированию, конструированию)
какой-либо системы, объекта или модели. Что касается проектирования и
конструирования, то их различие также носит достаточно относительный характер.
Но все же отличие в том, что проектирование может быть и теоретическим (на
бумаге или на компьютере), а конструирование предполагает материальное
воплощение проектной деятельности.
Проектирование направлено к тому, чтобы создавать модели
планируемых процессов и явлений. Компонентами проектной деятельности могут
выступать конкретные модели или модули.
В теории педагогического проектирования выделяют прогностическую
модель для оптимального распределения ресурсов и конкретизации целей; концептуальную
модель, основанную на информационной базе данных и программы действий; инструментальную
модель, с помощью которой можно подготовить средства исполнения и обучить
преподавателей работе с педагогическими инструментами; модель мониторинга для
создания механизмов обратной связи и способов корректировки возможных
отклонений от планируемых результатов; рефлексивную модель, которая
создается, чтобы выработать решения в случае возникновения неожиданных и
непредвиденных ситуаций. Еще в 80-х годах Э. Н. Гусинский сформулировал принцип
неопределенности для гуманитарных систем, согласно которому результаты
взаимодействия и развития гуманитарных систем не могут быть детально
предсказаны. Поэтому для таких систем применяют вероятное проектирование.
Многие авторы отрицают наличие абсолютно схожих учебных ситуаций и условий, так
как в основу современной образовательной системы вводится принцип
неопределенности ряда учебных параметров управления и в современной системе
образования необязательно, а порой и невозможно создать один педагогический
инструментарий и применять его в учебных ситуациях.
В настоящее время в России, как и в других странах, ведется
разработка интегрированной проектно-созидательной модели обучения в высшей школе.
Логика педагогического процесса базируется на идее познания окружающего мира в
контексте его «сотворения»: проектирования, моделирования, конструирования,
исследования и всесторонней оценки результатов завершенного проекта как с точки
зрения его качественного и количественного уровней, так и с точки зрения
«вживания в окружающий мир». В работе над проектом могут участвовать
преподаватели различных дисциплин, а предметные знания интегрируются за счет
общих объектов изучения. Предусматривается компьютерная, или умозрительная,
реализация отдельных проектов. Содержание обучения разбивается на отдельные
проекты. В новой системе знания, умения и навыки рассматриваются не как цель
обучения, а как средство развития индивидуальности обучаемого. К этой цели позволяет
приблизится проектно-созидательный подход, при котором на первое место
выдвигаются процессы проектирования и исследования объектов целостного мира,
поиск взаимосвязей между ними.
На смену авторитарной педагогике приходит педагогика
фасилитации (сотрудничества):
·
Основной акцент делается на организации активных
видов деятельности;
· Преподаватель
не просто передает учебную информацию, а выступает в роли педагога-менеджера и
режиссера обучения, готового предложить студентам минимально необходимый комплект
средств обучения;
· Учебная
информация используется как средство организации учебной деятельности, а не как
цель обучения;
· Обучаемый
выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем, а развитие
его индивидуальности выступает как одна из главных образовательных целях.
Переход от традиционной модели обучения к инновационной в
силу целого ряда обстоятельств протекает медленно через разрешение противоречий
и проблем, что можно сделать при гуманистическом подходе.
В. М. Монахов определяет 4 возможных результата
проектирования:
1) педагогическая система;
2) система управления образованием;
3) система методического обеспечения;
4) проект образовательного процесса.
На первом этапе проектирования особенно важна экспертиза по
следующим направлениям:
·
Замысел проекта (тема, объект, предмет, дело)
(Приложение №2);
·
Процесс реализации;
·
Ожидаемые результаты;
·
Перспективы развития и распространения проекта;
Проект как система является подсистемой модели, и наоборот,
само проектирование может состоять из более мелких моделей. Проектирование
предполагает создание частных моделей, моделирование, в свою очередь, состоит
из совокупности элементов, в том числе включает теорию проектирования.
Любое проектирование начинается с уточнения структуры
образовательной парадигмы, ее содержательного наполнения, т.е. методологических
основ. В этом смысле образовательная парадигма представляет собой
основополагающую модель для любой научной деятельности, в том числе и для
теории проектирования.
Одним из решающих условий успешного протекания
педагогического процесса является его проектирование. Проектировочную
деятельность педагога, на предварительном этапе подготовки к уроку, завершающуюся
составлением тематического плана, можно представить как конкретную технологию.
Технология проектирования педагогического процесса не может быть сведена к
обдумыванию лишь действий педагога, содержания и возможностей использования
педагогических средств. Проектирование направлено к тому, чтобы создавать
модели планируемых процессов и явлений. Педагог должен владеть технологиями
проектирования и научного исследования.
Проектирование педагогического процесса как технология
может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности.
Приложение №1
Проектная форма учебной деятельности.
Проектная форма учебной деятельности использовалось в
школах России еще в начале XX века. Но этот метод плохо
стыковался с приоритетным предметно-поурочным способом преподавания, и поэтому
был изъят из школы. Работа над проектами позволяет организовать
поисково-исследовательскую деятельность учащихся. Расчет коммуникабельность
учеников и умение искать пути решения поставленных задач. Сегодня стоит
вернутся к методу проектов и использовать его в системе наряду с другими
методами.
Темой проекта может стать:
·
объект;
·
исследование;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|