Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся (элективных)
|
Произведения
композиторов на стихи
С.Есенина.
Г.Свиридов
«поэма памяти С.Есенина».
Г.Пономаренко
«Отговорила роща
золотая»,
В.Липатов «Письмо матери» в
исполнении
Л.Лещенко.
|
|
10.
11.
|
В.В.
Маяковский
Творчество
М.А.Булгакова.
|
1ч.
2ч.
|
Анализ
лирического текста.
1ч.Новаторство
в темах, идеях,
стилистике,
судьба
произведений
писателя.
|
Работа
над рисунками В.Маяковского.
Просмотр
фрагментов фильма «Собачье
сердце».
Живучесть шариковщины как
социального
и морального явления.
|
12.
|
А.Н.Толстой
|
1ч.
|
1ч.Тема
российской истории в
творчестве
писателя.
Образ
Петра в романе «Петр Первый»
|
Фрагменты
из кинофильма Пудовкина
«Петр
Первый».
|
13.
|
А.
А. Ахматова.
|
2ч.
|
1ч.
Художеетвенное своеобразие
и
поэтическое мастерство лирики А.Ахматовой.
2
ч. Работа над поэмой
«Реквием».
-доказать,
что лирика
Ахматовой-это
сплав мгновения
и
вечности;
-показать
глубину и яркость
переживаний;
-тема
Родины и гражданского
мужества.
|
Просмотр
учебного фильма «Анна
Ахматова».
|
14.
|
М.А.Шолохов
|
Зч.
|
1ч.
«Тихий Дон»- роман-эпопея
о
всенародной трагедии:
-глубина
постижения
исторических
процессов;
-правдивое
изображение
гражданской
войны.
2
ч.Трагедия Григория Мелехова.
Зч.Женские
судьбы в романе
|
Просмотр
кинофильма С.Герасимова
«Тихий
Дон».
ОГигре
актёров в главных ролях: Элины
Быстрицкой,
Петра Глебова, Зинаиды
Кириенко,
Людмилы Хитяевой и других.
|
I5.
|
Поэзия
военных лет.
|
1ч.
|
Лирика
Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Бергольц.
|
Музыка
М.Блантера, Н.Богословского, Э.Колмаковского на стихи поэтов о войне.
|
|
16.
|
А.Т.Твардовский
|
1ч.
|
Поэма-сказка,
поэма-сатира «Тёркин на том свете». Осмеяние уродливостей бюрократизма,
формализма, казёнщины, рутины.
|
«По
праву памяти» поэтическое и гражданское осмысление трагических событий
прошлого.
|
|
17.
|
Б.Л.Пастернак
|
2ч.
|
1ч.Тема
поэта и поэзии в творчестве. 2ч.Тема интеллигенции и революции в романе
«Доктор Живаго».
|
Просмотр
учебного фильма «Борис Пастернак».
|
|
18.
|
А.
И. Солженицын
|
2ч.
|
1ч.Тема
трагической судьбы человека в тоталитарном государстве («Один день Ивана
Денисовича»)
|
Просмотр
фрагментов из кинофильма Г.Тодоровского «Холодное лето пятьдесят третьего
года»
|
|
19.
|
Авторская
песня Булата Окуджавы, В.Высоцкого.
|
1ч.
|
Темы,
идеи поэзии. В. Высоцкий на сцене.
|
Просмотр
учебного фильма «Владимир Высоцкий», «Булат Окуджава».
|
|
20.
|
В.М.Шукшин
|
2ч.
-
|
1ч.Шукшин
как писатель, актер, сценарист.
2
ч. Подвиг человеческого духа в романе «Калина красная».
|
Мастерство
В.М.Шукшина как постановщика фильма, как актёра. (просмотр кинофильма).
|
|
21.
|
Творчество
В.Г.Распутина.
|
2ч.
|
1ч.Проблема
отцов и детей в
повести
«Последний срок».
2ч.
О гражданской
ответственности
в романе
«Живи
и помни».
|
Просмотр
кинофильма «Алова и
Наумова».
«Живи и помни».
|
|
22.
|
«Тихая
лирика» Н.Рубцова.
|
1ч.
|
Особенности
поэзии Н.Рубцова.
|
Современные
художники о России.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3. Планы-конспекты занятий
элективного курса
План-конспект №1. Символизм ранних
произведений А.А.Блока.
ЦЕЛИ:
1. Дать представление о символизме
ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в
стихотворениях разных лет.
2. Совершенствовать умение учеников
делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями
поэта.
3. Учить чувствовать стихи и видеть
созданные в них картины – образы.
4. Совершенствовать выразительное
чтение и умение анализировать поэтический текст.
5. Воспитывать внимание к слову,
формировать интерес к лирике А. А. Блока.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники
стихов, рукописная литературная газета.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Ученики разделены на четыре группы,
каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных
стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из
статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние
философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока” ; повторить
основные признаки символизма. Начинается занятие с беседы по
законспектированному материалу.
Учитель: В чём смысл учения Владимира
Соловьёва?
Основными принципами его учения
считаются следующие:
- отрицание существования объективной
реальности;
- проповедь идеи мира внутреннего,
который отражается во внешнем мире;
- идея Мировой Души, Вечной
Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к
небесному, вечному, бесконечному);
- в индивидуальной любви проявляется
любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.
Учитель: Какое влияние на раннее
творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное
направление?
В “Автобиографии” Блок записывал: “В
связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим
овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен
воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна;
меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал
субъективным и бережно оберегал от всех…”
Учитель: Повторим основные черты
символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.
Учитель: Обратимся к ранней лирике А.
Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая
группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”:
“Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).
По стихотворению “Вступление”:
1. Какие зримые образы присутствуют в
этом стихотворении? Какую картину они создают?
2. Какие символы – предметы вы
обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?
3. Какие цвета сочетаются в этом
стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что
она вносит в стихотворение?
4. Каков лирический герой этого
стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной
Дамы?
5. Обратите внимание на графику
отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?
Ответы – наблюдения учеников. Мы видим
высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема
устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.
В каждом зримом образе заключен символ.
Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то
романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта
лирического героя о необычном, вечном, нетленном. В стихотворении преобладает
цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в
прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и
“зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к
неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к
этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей
мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну
Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать
образ таинственной, загадочной, неземной женщины.
Вопросы к стихотворению “Предчувствую
Тебя”:
1. Какова роль цветовой доминанты этого
стихотворения?
2. Что можно сказать о лирическом
герое, его настроении, отношении к героине?
3. В чем особенность композиционного
повторения отдельных строк?
4. В чём особенность графики отдельных
строк? На какую мысль это наводит?
5. Как эпиграф связан со смыслом
стихотворения?
6. Попробуй прочитать последние строки
каждой строфы. Какая тема прослеживается?
Наблюдения учеников. Как и в предыдущем
стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”,
“ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна,
она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. У неё даже нет
имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над
Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией.
Она соединяется с этим образом в “облике одном”. Для лирического героя любимая –
носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает
Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх
охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её
“привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты
окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты
отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением
связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”,
“лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и
“смертельная мечта”.
Своими наблюдениями над символами,
образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы,
которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в
тёмные храмы”.
Вопросы для анализа стихотворения “Ты
горишь над высокой горою”.
1. Какие символы скрываются за зримыми
картинами? Было ли повторение таких картин?
2. Какие цвета помогают создать
настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за
ней скрывается?
3. Каков лирический герой, его
настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?
4. Сравни первую и третью строфы. Как
меняется содержание?
Перед нами вновь высокая гора, терем,
вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует
яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”,
“Искры”, “огневые круги”.
Лирический герой упоен своей мечтой,
верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей
мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится,
он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала.
Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему
встречу.
Вопросы для анализа стихотворения
“Вхожу я в тёмные храмы”.
1. Как меняется место действия в этом
стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что
нового появляется в её изображении?
2. Какой ассоциативный ряд можно
подобрать к образу Прекрасной Дамы?
3. Каково отношение лирического героя к
Ней? Каково его настроение?
4. Какие цветовые символы использует
автор?
Перед нами – “тёмные храмы” с высокими
колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И
кругом тишина.
Прекрасная Дама – это “сон”, мечта,
идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому:
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Она для него святая, в ней воплотился
его идеал:
Но я верю: Милая - Ты.
Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень
высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы
связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”. Герой очарован, в
ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты. В стихотворении
реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей
Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной
Жене, и неземное счастье.
ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков
образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?
Вначале это образ сказочной царевны,
живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя
отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом,
сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери,
воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей
прелести чистейший образец”.
Учитель: Переходим к третьей группе
стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в
нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?
Вопросы для анализа стихотворения
“Встану я в утро туманное”.
1. В чём цветовое и звуковое наполнение
стихотворения?
2. Каков лирической герой, его мысли, чувства,
настроение?
3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?
4. Что нового во взаимоотношениях
лирического героя и Прекрасной Дамы?
В этом стихотворении нет цветовой
доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим
песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть
недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к
герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные
песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и
третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано
через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением,
передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в
третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё
стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.
Вопросы для работы над стихотворением
“Мы встречались с тобой на закате”.
1. Как изменился в этом стихотворении образ
Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое
содержание они принимают?
2. Какие изменения произошли в
лирическом герое?
Изменился фон повествования: он снижен,
может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер. Изменилась
героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.
Меняется и смысловое наполнение
символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И
теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой
“разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”.
В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”. Меняется
цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”,
“вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль
героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”,
“лазурная тишь”.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|