бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся (элективных) бесплатно рефераты

Произведения композиторов на стихи

С.Есенина.

Г.Свиридов «поэма памяти С.Есенина».

Г.Пономаренко «Отговорила роща

золотая», В.Липатов «Письмо матери» в

исполнении Л.Лещенко.

 

10.


11.

В.В. Маяковский


Творчество М.А.Булгакова.

1ч.


2ч.

Анализ лирического текста.


1ч.Новаторство в темах, идеях,

стилистике, судьба

произведений писателя.

Работа над рисунками В.Маяковского.


Просмотр фрагментов фильма «Собачье

сердце». Живучесть шариковщины как

социального и морального явления.

12.

А.Н.Толстой

1ч.

1ч.Тема российской истории в

творчестве писателя.

Образ Петра в романе «Петр Первый»

Фрагменты из кинофильма Пудовкина

«Петр Первый».

13.

А. А. Ахматова.

2ч.

1ч. Художеетвенное своеобразие

и поэтическое мастерство лирики А.Ахматовой.

2 ч. Работа над поэмой

«Реквием».

-доказать, что лирика

Ахматовой-это сплав мгновения

и вечности;

-показать глубину и яркость

переживаний;

-тема Родины и гражданского

мужества.

Просмотр учебного фильма «Анна

Ахматова».

14.

М.А.Шолохов

Зч.

1ч. «Тихий Дон»- роман-эпопея

о всенародной трагедии:

-глубина постижения

исторических процессов;

-правдивое изображение

гражданской войны.

2 ч.Трагедия Григория Мелехова.

Зч.Женские судьбы в романе

Просмотр кинофильма С.Герасимова

«Тихий Дон».

ОГигре актёров в главных ролях: Элины

Быстрицкой, Петра Глебова, Зинаиды

Кириенко, Людмилы Хитяевой и других.

I5.

Поэзия военных лет.

1ч.

Лирика Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, К.Симонова, О.Бергольц.

Музыка М.Блантера, Н.Богословского, Э.Колмаковского на стихи поэтов о войне.

 

16.

А.Т.Твардовский

1ч.

Поэма-сказка, поэма-сатира «Тёркин на том свете». Осмеяние уродливостей бюрократизма, формализма, казёнщины, рутины.

«По праву памяти» поэтическое и гражданское осмысление трагических событий прошлого.

 

17.

Б.Л.Пастернак

2ч.

1ч.Тема поэта и поэзии в творчестве. 2ч.Тема интеллигенции и революции в романе «Доктор Живаго».

Просмотр учебного фильма «Борис Пастернак».

 

18.

А. И. Солженицын

2ч.

1ч.Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве («Один день Ивана Денисовича»)

Просмотр фрагментов из кинофильма Г.Тодоровского «Холодное лето пятьдесят третьего года»

 

19.

Авторская песня Булата Окуджавы, В.Высоцкого.

1ч.

Темы, идеи поэзии. В. Высоцкий на сцене.

Просмотр учебного фильма «Владимир Высоцкий», «Булат Окуджава».

 

20.

В.М.Шукшин

2ч. -

1ч.Шукшин как писатель, актер, сценарист.

2 ч. Подвиг человеческого духа в романе «Калина красная».


Мастерство В.М.Шукшина как постановщика фильма, как актёра. (просмотр кинофильма).

 

21.

Творчество В.Г.Распутина.

2ч.

1ч.Проблема отцов и детей в

повести «Последний срок».

2ч. О гражданской

ответственности в романе

«Живи и помни».

Просмотр кинофильма «Алова и

Наумова». «Живи и помни».

 

22.

«Тихая лирика» Н.Рубцова.

1ч.

Особенности поэзии Н.Рубцова.

Современные художники о России.

 


2.3. Планы-конспекты занятий элективного курса


План-конспект №1. Символизм ранних произведений А.А.Блока.

ЦЕЛИ:

1. Дать представление о символизме ранних произведений А. А. Блока. Показать многозначность символов в стихотворениях разных лет.

2. Совершенствовать умение учеников делать самостоятельные выводы после знакомства с несколькими произведениями поэта.

3. Учить чувствовать стихи и видеть созданные в них картины – образы.

4. Совершенствовать выразительное чтение и умение анализировать поэтический текст.

5. Воспитывать внимание к слову, формировать интерес к лирике А. А. Блока.

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А. А. Блока, сборники стихов, рукописная литературная газета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ученики разделены на четыре группы, каждая из которых дома готовила самостоятельный анализ двух предложенных стихотворений по вопросам. Всем предлагалось законспектировать отрывки из статей литературоведов в “Практикуме…” Журавлева (с. 98 –101) “Влияние философской теории Соловьева на мировоззрение и поэтику Блока” ; повторить основные признаки символизма. Начинается занятие с беседы по законспектированному материалу.

Учитель: В чём смысл учения Владимира Соловьёва?

Основными принципами его учения считаются следующие:

- отрицание существования объективной реальности;

- проповедь идеи мира внутреннего, который отражается во внешнем мире;

- идея Мировой Души, Вечной Женственности (всё земное следует рассматривать через его отношения к небесному, вечному, бесконечному);

- в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, любовь к миру открыта через любовь к женщине.

Учитель: Какое влияние на раннее творчество Блока оказала философия Соловьева и символизм как литературное направление?

В “Автобиографии” Блок записывал: “В связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева. До сих пор мистика, которой был насыщен воздух последних лет старого и первых лет нового века, была мне не понятна; меня тревожили знаки, которые я видел в природе, но всё это я считал субъективным и бережно оберегал от всех…”

Учитель: Повторим основные черты символизма: отношение к реальному миру, отношение к слову, цель творчества.

Учитель: Обратимся к ранней лирике А. Блока и посмотрим, в чём характерные признаки символизма в стихах поэта (первая группа работала со стихотворениями из сборника “Стихи о Прекрасной Даме”: “Вступление”, “Предчувствую Тебя”. Предлагались вопросы для наблюдения).

По стихотворению “Вступление”:

1. Какие зримые образы присутствуют в этом стихотворении? Какую картину они создают?

2. Какие символы – предметы вы обнаружили и что, по-вашему, оно могли обозначать?

3. Какие цвета сочетаются в этом стихотворении, в чём их символический смысл? Выберите цветовую доминанту. Что она вносит в стихотворение?

4. Каков лирический герой этого стихотворения, его мысли, настроение, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

5. Обратите внимание на графику отдельных слов. Случайно ли такое написание? В чём его смысл?

Ответы – наблюдения учеников. Мы видим высокий терем, необыкновенно красивый, с узорной резьбой. Купол этого терема устремлен ввысь. Терем окружён воротами, к нему ведёт крутая дорога.

В каждом зримом образе заключен символ. Высокий терем, окружённый воротами, - символ недосягаемого и чего – то романтического, сказочного. Купол устремлен в лазурную высь – это мечта лирического героя о необычном, вечном, нетленном. В стихотворении преобладает цветовая доминанта – огонь. Она выражена и в существительных ( заря), и в прилагательных (красная тайна), и в глаголах (поджигал). Здесь и “румянец”, и “зажглись”. Это огненная мечта героя, это огонь в его душе, огонь любви к неземной, таинственной и недосягаемой Царевне. Лирический герой стремится к этому терему, достигает его и стучится в ворота. Он близок к воплощению своей мечты. Та, к которой он стремится, напоминает сказочную героиню, Царевну Несмеяну. Мы не видим её, но терем, в котором она живет, помогает нам создать образ таинственной, загадочной, неземной женщины.

Вопросы к стихотворению “Предчувствую Тебя”:

1. Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?

2. Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?

3. В чем особенность композиционного повторения отдельных строк?

4. В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?

5. Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?

6. Попробуй прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

Наблюдения учеников. Как и в предыдущем стихотворении, цветов доминантой здесь является свет, огонь: “горизонт в огне”, “ясен нестерпимо”, “лучезарность близко”. Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живет ожиданием, предчувствием появления Её. У неё даже нет имени, нет каких-то определённых черт, лишь поток света окружает Её, льётся над Ней, исходит от Неё, словно от святой, словно нимб над головой Матери Божией. Она соединяется с этим образом в “облике одном”. Для лирического героя любимая – носительница Вечной Женственности, духовности, красоты. Это идеал. Он ожидает Её пришествия, “тоскуя и любя”. Даже не любя, а боготворя. Тоска, страх охватывают героя, когда он чувствует близкое появление её. Он боится, что Её “привычные черты” вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном. Об этом говорит и эпиграф к стихотворению: “Тяжкий сон ты отряхнешь”. Свою мечту он называет “смертельной”, потому что с её крушением связана смерть героя. С образом Её связан такой семантический ряд, как “огонь”, “лучезарность”. А с символом крушения – “подозрение”, падение горестное и “смертельная мечта”.

Своими наблюдениями над символами, образами лирического героя и Прекрасной Дамы делятся ученики второй группы, которые анализировали стихотворения “Ты горишь над высокой горою”, “Вхожу я в тёмные храмы”.

Вопросы для анализа стихотворения “Ты горишь над высокой горою”.

1. Какие символы скрываются за зримыми картинами? Было ли повторение таких картин?

2. Какие цвета помогают создать настроение и нарисовать образ Прекрасной Дамы? Есть ли доминанта? Какая? Что за ней скрывается?

3. Каков лирический герой, его настроения, чувства? Как создается образ Прекрасной Дамы?

4. Сравни первую и третью строфы. Как меняется содержание?

Перед нами вновь высокая гора, терем, вечер. Кажется, картина знакомая. И те же самые цвета, среди которых доминирует яркий, цвет огня, горения: “ горишь”, “костер разводишь”, огневая игра”, “Искры”, “огневые круги”.

Лирический герой упоен своей мечтой, верен судьбе, полностью ей подвластен, желает постичь тайну, слиться со своей мечтой и “ настигнуть её в терему”. Он уверен в том, что его мечта воплотится, он сможет слиться с вечностью, стать частицей вечного огня и достичь идеала. Она, его мечта, недоступна, как Царевна, но всё – таки ждёт его, готовит ему встречу.

Вопросы для анализа стихотворения “Вхожу я в тёмные храмы”.

1. Как меняется место действия в этом стихотворении? Помогает ли место действия создать образ Прекрасной Дамы? Что нового появляется в её изображении?

2. Какой ассоциативный ряд можно подобрать к образу Прекрасной Дамы?

3. Каково отношение лирического героя к Ней? Каково его настроение?

4. Какие цветовые символы использует автор?

Перед нами – “тёмные храмы” с высокими колоннами и образом Божьей матери. Этот образ освещен ласковыми свечами. И кругом тишина.

Прекрасная Дама – это “сон”, мечта, идеал, “Величавая Вечная Жена”. Для лирического героя она недосягаема, поэтому:


Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Она для него святая, в ней воплотился его идеал:

Но я верю: Милая - Ты.


Меняется и цвет: “Тёмные храмы”, “тень высокой колонны”, “мерцание красных лампад”. И лишь с образом Прекрасной Дамы связаны свет, яркий луч: “озаренный образ”, “ласковые свечи”. Герой очарован, в ожидании встречи он дрожит, он рад видеть неземные черты. В стихотворении реальное растворяется в мистическом, символическом. Церковь, образ Божьей Матери, полумрак, освещенные иконы, тишина, благоговение – и мечта об идеальной Жене, и неземное счастье.

ВЫВОД (делает четвертая группа). Каков образ Прекрасной Дамы в ранних стихах А. Блока?

Вначале это образ сказочной царевны, живущей в высоком тереме. Может быть, он навеян русской песней “Живёт моя отрада в высоком терему”. Дорога к ней трудна. Прекрасная Дама окружена светом, сама излучает его. Затем её образ трансформируется в образ Божьей Матери, воплощающей всё самое лучше, символ совершенства, идеала и гармонии, “чистейшей прелести чистейший образец”.

Учитель: Переходим к третьей группе стихотворений. Изменяется ли образ Прекрасной Дамы? Как? Что нового появилось в нем? Исчезли ли символы или они получили новое наполнение?

Вопросы для анализа стихотворения “Встану я в утро туманное”.

1. В чём цветовое и звуковое наполнение стихотворения?

2. Каков лирической герой, его мысли, чувства, настроение?

3. Как меняется образ Прекрасной Дамы?

4. Что нового во взаимоотношениях лирического героя и Прекрасной Дамы?

В этом стихотворении нет цветовой доминанты. Сочетаются неяркие краски (“утро туманное”) и солнце. Мы слышим песни и чувствуем ветер, которые несут перемены. Прекрасная Дама перестаёт быть недосягаемой, она становится “подругой желанной”, которая восходит на крыльцо к герою. Мы не слышим таинственных колокольных звонов, вместо них – радостные песни. Недоумение героя в первой строфе сменяется восторгом во второй и третьей. Он словно приветствует произошедшие изменения. Это хорошо показано через синтаксис. Первая строфа заканчивается восклицательным предложением, передающим недоумение героя, не ожидавшего прихода “подруги желанной”. А в третьей – восклицательные предложения звучат гимном этой подруге. Всё стихотворение наполнено радостным чувством, новым мироощущением.

Вопросы для работы над стихотворением “Мы встречались с тобой на закате”.

1. Как изменился в этом стихотворении образ Прекрасной Дамы? Обрати внимание на цвет, звуки. Какое новое символическое содержание они принимают?

2. Какие изменения произошли в лирическом герое?

Изменился фон повествования: он снижен, может быть, тривиален: залив, лодка, двое влюбленных, вечер. Изменилась героиня. Это уже не Величавая Жена, а земная женщина.

Меняется и смысловое наполнение символов, их семантика. Это залив и коса. Это берег, у которого рябь и камыш. И теперь уже не лирический герой думает об идеале, а кто – то, а лирический герой “разлюбил утонченность мечты”. Его прошлые восторги “померкли, прошли, отошли”. В прошлом остались и “белый стан, голоса панихиды и золотое весло”. Меняется цвет, он становится приглушенным: “закат”, “вечерние свечи”, “бледная краса”, “вечерний туман”. А вот звуки, создающие грустное настроение, передающие печаль героя, его ностальгию по мечте: “безмолвные встречи”, “голоса панихиды”, “лазурная тишь”.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5