бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся (элективных) бесплатно рефераты

Сразу следует отметить, что построение программ методом от общего к частному значительно экономит время обучения, однако данный вид программы требует наличия развитого научного (теоретического) знания и его специального структурирования. Если программа будет содержать эмпирические обобщения, то в основу ее построения, как правило, может быть положен предметно-тематический принцип группировки содержания по темам. В этом случае знания группируются вокруг основных изучаемых эмпирических понятий. Последовательность изучения тем в курсе избирается произвольно. Если программа строится по принципу от общего к частному, то знания группируются по темам вокруг содержания теоретических понятий, логика изучения которых обусловливается эволюцией научного знания и процессом развертывания материала от общего к частному или от абстрактного к конкретному.

Полнота знаний при разработке программы состоит в определении необходимых и достаточных знаний для достижения поставленных в программе целей. Помимо знаний, на основе которых у учащихся формируются различные способы практической деятельности, в программы рекомендуется включать знания по оценке. Например, учащихся нужно научить решать задачи и проводить проверку правильности их решения, писать сочинения и оценивать качество их написания, применять орфографические и пунктуационные правила – писать грамотно и самостоятельно проверять написанное и т. д.

Дифференцированный характер знаний означает, что в программе должны быть не только представлены, но и продифференцированы различные уровни и виды знаний. Не только учитель, но и обучаемый должен понимать особен­ности каждого вида усваиваемых знаний, специфику их построения и исполь­зования как в науке, так и в практике. В этом случае будет повышаться степень осознанности их применения, то есть достигаться понимание. Обычно учебные программы включают следующие виды знаний: теоретические (обобщенные), методические (способы деятельности) и технологические (приемы, алгоритмы, правила выполнения действий), а также различного рода информацию (даты, факты, события, характеристики и др.).

Эффективность деятельности и мотивация учащихся существенно опреде­ляется степенью новизны знаний по отношению к уже усвоенным ранее. Осо­бенно важно добиться новизны при проектировании дополнительных курсов по выбору. Без этого не будет возникать нужного интереса к изучению предлагаемых курсов.

Следующее требование к содержанию образования - это логическая строгость и непротиворечивость знаний. Под непротиворечивостью понимается использование однозначных языковых и других знаковых единиц. На эту сторону программы при анализе её содержания необходимо обратить внимание эксперту. Большую роль в освоении знаний играет форма их представления. Пред­ставления об изучаемом объекте или явлении, которые складываются у обучаемого по памяти, обычно расплывчаты и неустойчивы. Между тем наличие схем, моделей изучаемого объекта способствует гораздо более эффективному усвоению знаний. Моделирование имеет большое значение и в освоении теоретических, то есть обобщенных знаний. В модели отражаются свойства, связи, функции, то есть раскрывается содержание изучаемого понятия. Именно поэтому в школьные программы целесообразно включать теоретические знания, представленные в форме моделей, схем, классификаций и др. В целях повышения практической направленности учебных курсов включаемые в программу знания следует представить в деятельностной форме, тем самым перенеся акцент в преподавании с вербальных методов обучения на активные.

Может оказаться, что объективно та область научных знаний или практи­ческой деятельности человека, для изучения которой разрабатывается учебная программа, является новой и поэтому недостаточно разработанной. Поэтому учитель, готовящий программу, столкнется с проблемой недостатка содержания, которое можно было включить в учебную программу. Примером могут служить учебные курсы по новым развивающимся в последние годы наукам, например, космической медицине, некоторым новым вопросам генетики и т. д. Между тем эти курсы интересны своей новизной, простором для постановки исследовательских задач.

Следующим после определения содержания этапом разработки програм­мы является отбор методов обучения. Определение методов осуществляется в соответствии с целями и содержанием подготовки, логикой его развертывания в программе. Помимо этого, выбор методов обусловливается условиями, временем протекания процесса обучения, особенностями индивидуального стиля преподавания и восприимчивостью обучающихся. Учет всех перечисленных здесь условий - трудная и одновременно творческая задача. К сожалению, очень часто авторам программ и преподавателям приходится определять методы исходя из внешних условий, например, заданного нормативными требованиями времени обучения, игнорируя или заменяя его цели.

Следует отметить также, что многие из широко распространенных в практике активных методов, например, таких, как анализ ситуаций, деловые игры, формируют у обучаемых лишь частный способ ориентировки и, следовательно, частные, недостаточно обобщенные способы действий. В этом случае введение обобщений является заключительным этапом игры, постановки лабораторного опыта, анализа ситуации, проблемного задания. Если, как уже было сказано выше, авторы программы будут ставить иные цели - сформировать обобщенные способы деятельности, то в обучении будет необходимо использовать такие методы, с помощью которых учащиеся будут учиться выстраивать обобщенные понятия и уже затем переносить их на частные ситуации.


2.2. Тематический план элективных курсов по литературе в 11

классе


Программа факультативного курса по теме: «Русская литература в живописи, музыке, киноискусстве»

Данный элективный курс выстраивается на уровне меж предметных связей. Его цель - расширить рамки понимания изучаемого произведения художественной литературы, познакомиться с работами художников, композиторов , кинорежиссёров. Художник, композитор, кинорежиссёр имеет своё видение произведения, по-своему осмысливает его, помогает читателю представить того или иного героя произведения посредством художественного полотна, иллюстрации, романса, оперы, кинофильма.

Требования:

1. Степень новизны для учащихся. Программа включает материал, не содержащийся в базовых программах.

2. Мотивирующий потенциал программы. Программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес программы.

3. Развивающий потенциал программы. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьника.

4. Здоровьесберегающие характеристики. Программа не создает учебных перегрузок для школьников (отсутствие или не обязательное домашнее задание), предлагает широкое использование интерактивных метод обучения.

5. Полнота содержания. Программа содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей.

6. Связанность и систематичность изложенного материала. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими или знаниями базовых курсов; между частичными и общими знаниями прослеживаются связи.

7. Методы обучения. Программа основывается преимущественно на интерактивных методах обучения (проектных, исследовательских, игровые).

8. Степень контролируемости. В программе конкретно определены ожидаемые результаты обучения и методы их достижения.

9. Реалистичность с точки зрения ресурсов. Программа различна с точки зрения использования учебно-методических и материально-технических средств, кадровых возможностей школы.

10. Формальная структура программы.

Наличие в программе необходимых разделов: пояснительной записки (с обязательным целеполаганием) основного (тематического) содержания, ожидаемых результатов обучения, списка литературы.

Цели и задачи курса.

1. Способность к развитию чувственно-эмоциональной сферы школьников.

2. Формировать духовно богатую личность через цели и задачи литературно-эстетического образования.

3. Способствовать становлению духовного мира человека, создавать условия для развития личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

4. Содействовать становлению образных представлений о литературном произведении.

5. Содействовать умению воплощать собственные представления, впечатления, переживания через связную монологическую речь, через поэтическое творчество.



Учебно-тематический план 11-х классов



Тема

Кол-

во ч.

Методы и приемы

Виды деятельности учащихся

1.













2.

Характеристика литературы XX

века. Многообразие

литературных направлений,

стилей, школ, групп. Развитие

традиций русской классики в

реалистической литературе

начала века. Декаданс и

модернизм.






И.А. Бунин

1час













1час

Работа над эпиграфом

А.А. Блока

"неслыханные перемены,

невиданные мятежи.."

работа над портретом К.А.

Сомова " Портрет А.А. Блока"

- как понимаете слова М.

Горького: "нравиться мне его

строгое лицо и голова

флорентийца эпохи возрождения




Скорбь об уходящей деревне.

Новелла "Деревня"

Гуманистический пафос

произведений И.А. Бунина

Комментарии к дружеским шаржам на К.

Бальмонта,

3. Гиппиус, Д. Мережковского,

Д. Философа, Ф. Соллогуба, помещенные

в журналах "Рампа и жизнь",

"Сатирикон"

Акмеизм как национальная форма

неоромантизма.

Создание самостоятельных рисунков,

ассоциации при работе над стихами Н.

Гумилева, А. Ахматовой.



Комментарии к картинам А.Е. Архипова

"Радуница"

(Перед обедней),

3-Е. Серебряковой

«Крестьянская девушка Поля»

 

3.

Л.И Куприн

Формулировка ответов на

вопросы:

Как складывается отношения

Олеси и Ивана Тимофеевича в

повести «Олеся»

Доказать, что Олеся -дитя

природы

Формулирование ответов на

вопросы :

- совпадают ли предыстория

рассказа с художественным

произведением «Гранатовый

браслет»?

- что нового внёс А. Роом в

экранизацию рассказа?

Фрагменты из кинофильма Алова и

Наумова «Полесская легенда»;

Обмен мнениями о игре Людмилы

Чурсиной в главной роли.

Просмотр

Кинофильма А. Рома «Гранатовый

Браслет», мастерство игры актеров

(обмен мнениями),

Прослушивание грамзаписи сонаты

Людвига ван Бетховена

«Соната № 2» (из фильма «Гранатовый

браслет»)

 

4.

Символизм

Анализ стихотворение В.

Мережковского « Парки» «Дети

ночи» З.Гиипиус

«Песня» «Посвящение» «Пауки»

; В.Брюсова «Юному поэту»,

«Кинжал», «Грядущие гунны»,

Учащиеся, посещавшие или закончившие

музыкальную школу, могут создать

романс на стихи поэтов, рассказать о

звучание стихов в наши дни.

 

5.

Поэзия В.Брюсова

Образ страшного мира в стихах

В.Брюсова Анализ

стихотворения «Грядущие

гунны». Формулирование ответа

на вопрос :

Как В.Брюсов передаёт в

стихах время перемен,

предчувствует грядущие бури?

Сообщения учащихся об офорте.

Комментарий к офортам И.Нивинского

«Святой Себастьян», Н.С.Гончарова

«Христолюбивое воинство».

 

6.

Мир образов Николая Гумилёва.

1ч.

Образы моря и героических

людей в цикле стихов

«Капитаны»

Формирование ответов на

вопросы:

-как рисуют море Н.Гумилев и

И.Айвазовский;

-в чем эффект времени и

пространства у поэта и

художника?

Комментарий к картинам И.Айвазовского

«Девятый вал», «Море»

 

7.

Творчество А.М.Горького

Романтические герои

А.М.Горького.





Пьеса А.М.Горького «На дне».

2ч.

1ч.






1ч.

«Песня о Соколе», «Песня о

Буревестнике», «Старуха

Изергиль»

-Устное рисование героев

(создание портрета под

впечатлением прочитанного).


«Правда» Луки и Сатина.

-Как эту правду «передают

актеры разных поколений (из

воспоминаний современников

об игре В.И.Качалова,

И.М.Москвина в роли Луки,

К.С.Станиславского в роли

Сатина)?

Комментарий к портрету Максима

Горького выполненному В.А.Серовым.

- ■'





Театр М.Горького, пьеса «На дне» на

сцене Московского художественного

театра.

 

8.

Творчество А.А.Блока.

2ч.

1 ч.Романтический мир раннего

Блока.

Формулирование ответов на

вопросы:

Работа над портретом Л.Менделеевой

(фотография), портретом А.Блока,

выполненным Сомовым.

 




-как любовь привела Блока к

мысли о Вечной

Женственности, которая готова

изменить, преобразить всё

сущее на Земле;

-как понимаете тезис

В.Соловьева: «В

индивидуальной любви

проявляется любовь мировая, и

сама любовь к миру открыта

через любовь к женщине»; как

воспринял этот тезис А.Блок;

как эти мысли отражаются в

стихах поэта?

1ч.ПоэмаА.Блока

«Двенадцать».

-почему художник показал

Блока, глядящего на

красногвардейцев «со стороны».

-почему Блок верил в родство

революционных и христианских

истин?














Работа над картиной К.Сомова «Блок и

революция».

Рисунки Ю.П.Анненкова к поэме

«Двенадцать» .Просмотр учебного фильма.

 

Понятие о метафизике. Смысл

поэмы, образы.

 

9.

Сергей Есенин как

национальный поэт.

2ч.

1ч. Анализ самостоятельно

выбранного произведения.


2ч. Поэма «Анна Снегина»,

переложенная на музыку

Г.Свиридовым.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5