бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности бесплатно рефераты

Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами. В игре принимало участие 6 детей:

Трошина ЮляКазанцева Лена

Ветрова ОляШебаева Ксения

Хализов МишаНовиков Роман

Анализируя отношения детей в игре, можно сказать, что они качественно отличаются от тех отношений, которые были до эксперимента. Дети не только соблюдают правила нравственного поведения (благодарят за услугу, становятся в очередь), но их отношения строятся на чувственной основе, они переживают, сочувствуют беде другого (пропускают без очереди маму с "больной дочкой"). Внимательно относятся к состоянию окружающих (Миша Х. увидел, что другому пациенту плохо и позвал на помощь; Юля Т., пропустила без очереди больную подругу).

Ярко проявилось заботливое отношение к пациентам у Ветровой Оли, она ласково говорила пациентам слова утешения, гладила их по голове. Все дети, участвовавшие в игре, выразили желание помочь "заболевшему" Роману, давали советы, как лечить простуду.

Лена К.: "Чтобы горло не болело, нужно пить молоко с медом…"

Оля В.: "Нужно поставить горчичники и пить разные травы…"

Ксения Ш.: "Рома, я провожу тебя домой, а по дороге зайдем в аптеку и купим лекарства…"

Таким образом, в игре детей мы наблюдали проявление разнообразных гуманных отношений: внимательность, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сочувствие, взаимовыручка, желание помочь другим людям.

Эти отношения являются не единичными проявлениями, они наблюдаются у большинства играющих детей.

Состояние проблемы сформированности у детей представлений о гуманных взаимоотношениях и их наличии в ходе общения детей в сюжетно-ролевых играх, после проведения игры, мы отобразили в таблице № 3.

Таблица № 3

Сформированность представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей. (контрольный этап)

 Количество детей


 Уровни


 I

 II

 III

10

 6

 4

_


Голограмма № 2

Выводы по результатам контрольного этапа:

1. У детей стали преобладать такие гуманные взаимоотношения как: доброта, отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.

2. Повысился уровень сформированности гуманных отношений (отсутствуют дети с третьим уровнем)

3. Появилась дифференциация гуманных отношений, дети стали подробнее и более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия и утешения к пострадавшему.

Сравнительный анализ результатов

Для того, чтобы выяснить эффективность проведенного нами эксперимента, необходимо сравнить уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей на констатирующем и контрольном этапе.

Голограмма № 3

Динамика развития сформированности гуманных отношений детей в сюжетно-ролевых


Сопоставление показателей сформированности гуманных отношений констатирующего и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод:

Проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных видов гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Выводы.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гуманных взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности, а в частности в сюжетно-ролевой игре, позволяет нам сделать следующие выводы:

1)                Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные взаимоотношения". Исходя из понятия гуманность - (человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения - (взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу"), мы определили, что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.

2)                Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные проблемы должны решаться в игровой деятельности.

3)                Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).

4)                Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).

5)                Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:

-                     от организации предварительной работы;

-                     от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;

-                     от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).

6)                Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6

-                     расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;

-                     формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;

-                     осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих


Заключение


Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение в обращении с куклами.

В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре. Для этого мы определили методы:

·                   анализ психолого-педагогической литературы;

·                   наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;

·                   беседы с детьми;

·                   анкетирование воспитателей детского сада;

·                   экспериментальная игра "Секрет";

·                   педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.

Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть ниже среднего: 50% детей имеют II уровень, 30% детей имеют III уровень, и лишь 20% имеют I уровень.

Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.

Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх будет осуществляться более успешно при:

1)                организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой игры:

·                   беседы с детьми;

·                   наблюдения;

·                   чтение художественной литературы;

2)                использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;

3)                проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.

Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.

Создание данных условий может способствовать формированию:

·                   нравственных качеств;

·                   волевых качеств;

·                   этических норм и представлений.

Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.

В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.


Библиография


1.                 Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987

2.                 Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание. 1972, № 6.

3.                 Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение, 1985.

4.                 Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1978.

5.                 Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.

6.                 Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. - Киев: Педагогическая школа, 1987.

7.                 Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.

8.                 Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.

9.                 Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика, 1974.

10.            Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии. - М.: Просвещение, 1972.

11.            Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.

12.            Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1984.

13.            Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12.

14.            Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990, № 11.

15.            Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.

16.            Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.

17.            Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками. // Дошкольное воспитание. - 1990, № 7

18.            Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.

19.            Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.

20.            Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.

21.            Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой. - М.: Педагогика, 1987.

22.            Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание. - 1995, № 12

23.            Психологический словарь. / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983.

24.            Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.

25.            Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.

26.            Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.

27.            Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика, 1978.

28.            Советский энциклопедический словарь. / Под ред.А.М. Прохорова. - М.: "Советская энциклопедия", 1987.

29.            Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.

30.            Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев: "Радяньска школа", 1985.

31.            Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.

32.            Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. - 1964, № 5

33.            Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.

34.            Шевченко Ю. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре. // Дошкольное воспитание. - 1989, № 7

 A


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8