Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Игра проводилась в специально организованном уголке с необходимыми атрибутами.
В игре принимало участие 6 детей:
Трошина ЮляКазанцева Лена
Ветрова ОляШебаева Ксения
Хализов МишаНовиков Роман
Анализируя отношения детей в игре, можно сказать, что они качественно отличаются
от тех отношений, которые были до эксперимента. Дети не только соблюдают правила
нравственного поведения (благодарят за услугу, становятся в очередь), но их отношения
строятся на чувственной основе, они переживают, сочувствуют беде другого (пропускают
без очереди маму с "больной дочкой"). Внимательно относятся к состоянию
окружающих (Миша Х. увидел, что другому пациенту плохо и позвал на помощь; Юля Т.,
пропустила без очереди больную подругу).
Ярко проявилось заботливое отношение к пациентам у Ветровой Оли, она ласково
говорила пациентам слова утешения, гладила их по голове. Все дети, участвовавшие
в игре, выразили желание помочь "заболевшему" Роману, давали советы, как
лечить простуду.
Лена К.: "Чтобы горло не болело, нужно пить молоко с медом…"
Оля В.: "Нужно поставить горчичники и пить разные травы…"
Ксения Ш.: "Рома, я провожу тебя домой, а по дороге зайдем в аптеку
и купим лекарства…"
Таким образом, в игре детей мы наблюдали проявление разнообразных гуманных
отношений: внимательность, отзывчивость, доброжелательность, справедливость, сочувствие,
взаимовыручка, желание помочь другим людям.
Эти отношения являются не единичными проявлениями, они наблюдаются у большинства
играющих детей.
Состояние проблемы сформированности у детей представлений о гуманных взаимоотношениях
и их наличии в ходе общения детей в сюжетно-ролевых играх, после проведения игры,
мы отобразили в таблице № 3.
Таблица № 3
Сформированность
представлений о гуманных отношениях и их наличии в сюжетно-ролевых играх детей.
(контрольный этап)
Количество детей
|
Уровни
|
I
|
II
|
III
|
10
|
6
|
4
|
_
|
Голограмма № 2
Выводы по результатам контрольного этапа:
1. У детей стали преобладать такие гуманные взаимоотношения как: доброта,
отзывчивость, сострадание, взаимовыручка, сопереживание.
2. Повысился уровень сформированности гуманных отношений (отсутствуют дети
с третьим уровнем)
3. Появилась дифференциация гуманных отношений, дети стали подробнее и
более развернуто строить свой ответ. Появились прямые обращения со словами сочувствия
и утешения к пострадавшему.
Сравнительный анализ результатов
Для того, чтобы выяснить эффективность проведенного нами эксперимента,
необходимо сравнить уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей на констатирующем
и контрольном этапе.
Голограмма № 3
Динамика развития сформированности гуманных отношений детей в
сюжетно-ролевых
Сопоставление показателей сформированности гуманных отношений констатирующего
и контрольного этапов позволяют нам сделать следующий вывод:
Проведенная нами экспериментальная работа в значительной мере позволила
повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений у детей старшего
дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются проявления различных
видов гуманных отношений; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений;
отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования гуманных
взаимоотношений старших дошкольников в игровой деятельности, а в частности в сюжетно-ролевой
игре, позволяет нам сделать следующие выводы:
1)
Ни в одном источнике научной литературы не дается понятие "гуманные
взаимоотношения". Исходя из понятия гуманность - (человечность,
человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения
- (взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности.
Отношение, идущее от людей к людям, "навстречу друг другу"), мы определили,
что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого
достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.
2)
Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной
детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача
воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со
становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные
проблемы должны решаться в игровой деятельности.
3)
Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный
характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).
4)
Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных
качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В.
Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
5)
Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую
очередь зависит:
-
от организации предварительной работы;
-
от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;
-
от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми
играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).
6)
Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования
гуманных отношений дошкольников6
-
расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;
-
формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии со
взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;
-
осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического
содействия окружающих
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития
гуманных отношений детей. однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для
достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на
данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте. Именно в этот возрастной период
происходит первое проявление гуманных переживаний ребенка - заботливое отношение
в обращении с куклами.
В нашей опытно-экспериментальной работе мы предположили, что формирование
гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста наиболее успешно
будет развиваться в совместной игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой
игре. Для этого мы определили методы:
·
анализ психолого-педагогической литературы;
·
наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей;
·
беседы с детьми;
·
анкетирование воспитателей детского сада;
·
экспериментальная игра "Секрет";
·
педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующего,
формирующего, контрольного.
Результаты констатирующего этапа нашей работы показали, что уровень сформированности
гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста находится на уровне чуть
ниже среднего: 50% детей имеют II уровень,
30% детей имеют III уровень, и лишь
20% имеют I уровень.
Результаты контрольного этапа показывают, что уровень сформированности
гуманных отношений значительно повысился (отсутствуют дети с III уровнем), 60% детей имеют I уровень, 40% - II уровень.
Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа в значительной
мере позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей
старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх. У детей наблюдаются различные
гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений;
отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Данная работа помогла подтвердить выдвинутую ранее гипотезу, что формирование
гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых
играх будет осуществляться более успешно при:
1)
организации предварительной работы по обогащению содержания сюжетно-ролевой
игры:
·
беседы с детьми;
·
наблюдения;
·
чтение художественной литературы;
2)
использовании специальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих
формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим;
3)
проявлении примера гуманного отношения со стороны воспитателя при организации
учебно-воспитательного процесса.
Задачи, поставленные в ходе исследования, были решены.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике
дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных
отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевой игре.
Создание данных условий может способствовать формированию:
·
нравственных качеств;
·
волевых качеств;
·
этических норм и представлений.
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования
их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности
дошкольника в целом.
1.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Педагогика, 1987
2.
Артемова С.В. Организация взаимоотношений детей в игре. // Дошкольное воспитание.
1972, № 6.
3.
Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении. - М.: Просвещение,
1985.
4.
Венгер Л.А. Структура и психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение,
1978.
5.
Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Педагогика, 1981.
6.
Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло.
- Киев: Педагогическая школа, 1987.
7.
Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого
отношения к окружающим. - М.: Просвещение, 1979.
8.
Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М.: Педагогика, 1975.
9.
Запорожец А.В., Лисина М. Развитие общения у дошкольников. - М.: Педагогика,
1974.
10.
Иванова Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской
психологии. - М.: Просвещение, 1972.
11.
Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников.
// Дошкольное воспитание. - 1990, № 7.
12.
Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. - М.:
Педагогика, 1984.
13.
Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности.
// Дошкольное воспитание. - 1995, № 12.
14.
Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 1990,
№ 11.
15.
Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1990.
16.
Комплексная региональная программа творческого развития детей дошкольного
возраста. / Под ред. Г.И. Радвил. - Орел, 1998.
17.
Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками.
// Дошкольное воспитание. - 1990, № 7
18.
Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982.
19.
Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Ленинград: Проспект, 1960.
20.
Мясищев В.Н. Проблема личности и отношения человека. - М.: Просвещение, 1957.
21.
Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред.В.Г. Нечаевой, Т.А. Макаровой.
- М.: Педагогика, 1987.
22.
Поздняк Л., Менджерицкая Д.В. Исследователь игры детей дошкольного возраста.
// Дошкольное воспитание. - 1995, № 12
23.
Психологический словарь. / Под ред.В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова.
- М.: Педагогика, 1983.
24.
Радвил Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.
(Методические рекомендации для воспитателей). - Орел, 1989.
25.
Радвил Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет. - Орел: ОГУ, 1986.
26.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. / Под ред. А.В.
Запорожца, Л.З. Неверовича. - М.: Просвещение, 1975.
27.
Репина Г.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада. - М.: Педагогика,
1978.
28.
Советский энциклопедический словарь. / Под ред.А.М. Прохорова. - М.:
"Советская энциклопедия", 1987.
29.
Субботский Е.В. Психология отношений партнеров у дошкольников. - М.: Просвещение,
1981.
30.
Титаренко Т.М. Нравственное воспитание дошкольников в семье. - Киев:
"Радяньска школа", 1985.
31.
Усова А.П. Воспитатель и дети. - М.: Педагогика, 1976.
32.
Усова А.П. Общественная жизнь детей в играх. // Дошкольное воспитание. -
1964, № 5
33.
Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. - М.: Просвещение, 1976.
34.
Шевченко Ю. Зарождение взаимоотношений дошкольников в игре. // Дошкольное
воспитание. - 1989, № 7
A
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|