бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Процесс формирования гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности бесплатно рефераты

И. Кононова выделяет некоторые различия в игровых взаимодействиях мальчиков и девочек. Взаимодействия, возникающие между девочками, более устойчивы и длительны. Игровые взаимоотношения между ними окрашены положительными эмоциями.

Сюжеты игр мальчиков сложнее и разнообразнее, чем у девочек. Для мальчиков характерно противоречие между желанием передать имеющиеся у них представления о роли и не владением способами их передачи и согласования своих желаний с желаниями партнеров по игре.

По мнению И. Кононовой основу взаимоотношений составляет умение взаимодействовать, а между тем дети 6-го года жизни осваивая способы взаимодействия, испытывают определенные сложности при установлении контактов, при согласовании собственных действий с действиями партнеров, при вступлении в диалог.

Таким образом, в различных исследованиях прослеживается:

-                     социальный характер проблем формирования гуманных взаимоотношений;

-                     раскрывается роль совместной детской деятельности в частности в игре;

-                     необходимость овладения способами деятельности как условие формирования гуманных чувств и отношений.

Рассмотрев значение игровой деятельности в целом, обратим внимание на влияние сюжетно-ролевой игры на формирование гуманных взаимоотношений.

Анализ значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания гуманных чувств, если стимулирует или побуждает соответствующее актуальное переживание.

Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы.

Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.

Структура творческой сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровые употребления предметов. Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.

Центральный момент игры, объединяющий все ее компоненты - роль, принимаемая на себя ребенком. Не изменяя внешней стороны деятельности ребенка, она перестраивает его действия, придает им общественный смысл, оказывает на него всестороннее развивающее воздействие.

Определяющим фактором является не сама игра, а то или иное содержание. Содержание вводится в игру через ее роль. Роль предполагает определенную систему действий, осуществляемых в условной ситуации или в воображаемом плане, что и является характерным свойством сюжетно-ролевой игры.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда, т.е. по известному выражению Л.С. Выготского, игра есть арифметика социальных отношений. В ней практически моделируются отношения, в которые вступают люди при выполнении своих общественных функций. Игра для детей единственное доступное средство ориентации в мотивах и моральных правилах взрослых. Функции роли и развертывание сюжета диктуются игровыми правилами, этими неписаными законами и четко обозначенными предписаниями.

Во всякой ролевой игре между ролью, игровыми действиями и ролевыми правилами существуют определенные отношения. Они изменяются в соответствии с возрастом детей.

Ролевое поведение детей в игре, по утверждению Д.Б. Эльконина, является сложно организованным. В нем есть образец, который с одной стороны, ориентирует, а с другой - выступает эталоном для контроля. В нем есть выполнение действий по образцу и сравнение их с образцом, т.е. контроль.

Среди психологов распространено мнение, что, основное воспитательное значение игры определяется тем, что играют дети сюжетом и что они отражают в своих играх в качестве центрального момента.

В работах Аркина Е.А., Усовой А.П., Жуковской Р.И. анализируется структура сюжетов детской игры, раскрывается возможность управлять сюжетом. Указывается, что при правильной организации ознакомления дошкольников с окружающей действительностью уже у младших детей сюжеты игр достаточно разнообразны. Одни и те же сюжеты в разных возрастных группах отличаются по своему содержанию. Если основное содержание игры малышей заключается в выполнении определенных действий с игрушками - в воспроизведении действий людей, детей среднего возраста - отношений между взрослыми, то у старших дошкольников содержанием становятся правила общественного поведения и общественные отношения между людьми. По утверждению Д.В. Менджерицкой, основной путь воспитания в игре - влияние на ее содержание, т.е. выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей, реализация игровых образцов.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства. Роль игры в развитии чувств не исчерпывается игровыми отношениями. Реальные отношения между участниками совместной игровой деятельности также способствуют соподчинению и согласованию их действий, определяют подчинение их правилам. Поэтому насыщение отношений проявлением гуманных чувств способствует воздействию на эмоциональную сферу ребенка.

Отличие ролевых и реальных отношений в сюжетно-ролевой игре, заключается в том, что ролевые отношения отражают уровень обобщенных представлений дошкольников о сфере нравственных отношений между людьми, а в отношениях по поводу игры проявляется уровень нравственной воспитанности детей. При определении путей воздействия на нравственное развитие дошкольника следует учитывать особенности поведения, связанные с выполнением нормы каждой из двух игровых планов.

На побуждение гуманных чувств в сюжетно-ролевой игре можно рассчитывать, запрограммировав их проявление в игре. Это мнение ряда авторов, изучавших проблему правильного воспитания детей (В.К. Котырло, Л.Н. Прокошенко). Например, подобно тому, как продавцу предписывается быть вежливым с покупателями, медицинским работникам надлежит проявлять сочувствие и доброжелательность к больному. Но на содержании игры существенно не сказывается, вежлив ли продавец с покупателями или обходится сугубо деловым взаимодействием. Поэтому, по мнению В.К. Котырло и Л.Н. Прокошенко, правила культурного поведения вводятся в педагогически направленной игровой деятельности в ролевые требования, как обязательный атрибут игры. Что касается гуманных проявлений, то их тоже можно ввести в игру как обязательный элемент, от которого будет напрямую зависеть протекание всей игры.

Ребенок должен знать, что по условиям игры ему положено быть гуманным, владеть определенным набором средств для выражения доброжелательности, иметь внутреннюю готовность, стремиться к этому. Ведь если речь идет о чувствах, важно, чтобы в основе их проявлений лежало соответствующее переживание. Проектируя воздействие игры на воспитание гуманного отношения к окружающим людям не как частное проявление, а как свойство личности ребенка, приходится затрагивать более глубокие пласты его внутреннего мира - мотивационно-потребностную сферу, само сознание. Авторы считают, чтобы определить направление воспитательного влияния игры на гуманные проявления детей, нужно учитывать следующие три момента:

1)                Функции игры в воспитании гуманных чувств детей. Нужно определить, входит ли внутренний мир ребенка, благодаря соответствующим содержательным характеристикам или ролевым предписаниям в игру.

2)                Особенности гуманных проявлений детей в зависимости от их осведомленности о нравственных нормах и опыта реального поведения.

3)                Особенности гуманных чувств детей в зависимости от содержания, ролевой ситуации и сюжетных характеристик игры


1.3 Педагогические условия формирования гуманных взаимоотношений


И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:

1)                развивать у детей способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;

2)                стимулировать у дошкольников положительные эмоции, выражающие чувства доброжелательности и заботливого отношения к людям;

3)                формировать способы эмоционального содействия, умение утешать, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий:

-                     организация предварительной работы (беседа с детьми, наблюдения, чтение художественной литературы);

-                     пример проявления гуманного отношения со стороны воспитателя при организации учебно-воспитательного процесса, через оценку деятельности детей;

-                     руководство сюжетно-ролевой игрой;

-                     использование социальных сюжетов в сюжетно-ролевой игре, способствующих формированию гуманных отношений дошкольников к окружающим.

В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: "Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.

В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены". [13]

Г.И. Радвил считает: "Руководство сюжетно-ролевыми играми детей шести лет должно быть направлено на расширение тематики и углубление содержания детских игр, на развитие самостоятельности и самоорганизации играющих детей, на формирование положительных нравственных качеств детей и коллективистских отношений". [24]

Приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей автор делит на две группы:

Приемы прямого и приемы косвенного воздействия.

Приемы косвенного воздействия на сюжетно-ролевые игры детей.

I.                  Обогащение представлений и знаний детей

-                     экскурсии;

-                     встречи с известными людьми;

-                     наглядное восприятие явлений и фактов, непосредственное участие в той или иной деятельности;

-                     чтение художественной литературы;

-                     рассказывание;

-                     беседы.

Этот прием позволит отвести игре должное место в педагогическом процессе.

II.               Создание игровой обстановки

-                     наборы игрушек и атрибутов для игр на бытовые темы и на темы труда взрослых;

-                     материал для игр должен располагаться по темам и назначению в доступных детям шкафах;

-                     участие детей в изготовлении атрибутов развивает их интерес к содержанию игры.

Этот прием очень эффективен в развитии и поддержании интереса к игре, в обогащении и углублении ее содержания.

III.            Предложение темы игры

-                     рассматривание иллюстраций, картин, детских рисунков;

-                     чтение книг;

-                     рассказы воспитателя, детей.

использование этого приема помогает сблизить учебный процесс и игру, использовать игру для уточнения и закрепления знаний, для развития некоторых умений и навыков.

IV.            Беседа по ходу прошедшей игры

-                     продумать ход беседы;

-                     анализ содержания игры;

-                     оценка партнерских отношений;

-                     выяснить оценочную позицию самих детей.

V.               Наблюдение за играми детей другой группы.

VI.            Разговор с детьми о содержании предстоящей игры

-                     о возможном сюжете игры;

-                     о создании игровой обстановки;

-                     о распределении ролей;

-                     об использовании атрибутов.

Этот прием помогает выяснить уровень подготовленности игры и при необходимости наметить пути восполнения упущенного.

Приемы прямого воздействия на сюжетно-ролевые игры

I.                  Участие в сговоре на игру:

Участие взрослого в сговоре позволяет координировать действия детей с учетом их индивидуальных особенностей.

Использование этого приема помогает приобщать детей к самостоятельному поиску и решению вопросов, как содержания игры, так и ее организационных начал.

II.               Ролевое участие воспитателя в игре:

-                     помогает влиять на процесс развития содержания игры;

-                     взрослый, выступая на равных с детьми, подсказывает новые игровые действия;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8