бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблемы стандартизации школьной образовательной системы бесплатно рефераты

Когда образовательный стандарт рассматривался, как документ, определяющий содержание образования, то в его разработке в основном принимали участие методисты-предметники. Теперь, когда назначение стандарта во многом изменилось, когда он будет нормировать практически все важнейшие стороны работы школы, во многом определять весь уклад школьной жизни, необходимо изменить и состав тех, кто его создает. Это и методисты, и дидакты, и психологи, и физиологи, и гигиенисты, и экономисты, и юристы, и люди ряда других профессий. Сегодня в составе коллектива разработчиков стандарта, помимо членов и сотрудников большинства институтов РАО, ученые РАН, РАМН, МГУ и других вузов, региональных институтов развития образования, академий повышения квалификации и т.д. Всего более 400 человек.

Сегодня образовательный стандарт должен не служить средством фиксации состояния образования, достигнутого на предыдущих этапах его развития, а ориентировать на достижение нового качества, адекватного современным запросам личности, общества и государства.

Существуют разные подходы к проблеме качества. Отметим, что качество образовательных результатов и качество образовательного процесса, связаны между собой, но нетождественны. Качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, так как его цели и планируемые результаты могут не соответствовать новым потребностям личности и общества. Реформы школьного образования, развернувшиеся с начала 80-х гг. прошлого века в большинстве развитых стран мира, были вызваны не только угрозой потери качества образовательного процесса, но, главным образом, тем, что традиционные цели школьного образования все в меньшей степени соответствовали новым ожиданиям личности и общества.

Для оценки качества образования необходимо, прежде всего, выявить и согласовать требования личности, семьи, общества и государства к образовательным результатам. Отметим, что эти требования в современной истории России целенаправленно никогда не изучались. Эта работа была по существу впервые выполнена Институтом социологии РАН в связи с разработкой школьных образовательных стандартов. Опора на результаты этого исследования - первое отличие стандартов второго поколения от их предшественников.

Выявленные требования позволили более четко и системно обосновать планируемые результаты общего среднего образования, определить их сущность и составляющие. Это стало методологической основой разработки стандартов, смысловым ориентиром обновления и совершенствования содержания школьного образования, критерием оценки учебных достижений учащихся.

Гарантировать достижение уровня образования, задаваемого стандартом, необходимо, чтобы в его структуре появился еще один компонент - "Требования к условиям осуществления образовательного процесса", то есть к материально-техническому, учебно-методическому обеспечению школы, квалификации педагогических кадров, уровню финансирования и т.д. Ответственность за выполнение этих требований должно взять на себя государство.

Разработка ни одного другого компонента стандарта не вызвала таких трудностей, как создание нормативной базы для определения финансовых и материально-технических условий осуществления образовательного процесса. Это оказалось наименее обеспеченной в кадровом отношении стороной деятельности РАО.

Еще одно отличие новых стандартов также в известной мере связано с их структурой. Точнее говоря, с формой представления. У образовательных стандартов много разных "потребителей". Уровень представления образовательных результатов должен быть дифференцирован, исходя из потребностей и подготовленности различных категорий потребителей стандартов. В противном случае новое поколение стандартов ждет участь их предшественников. Ведь одна из главных причин того, что предыдущие версии стандартов так и не были утверждены, как раз и заключалась в том, что развернутые и детализированные образовательные результаты были предметом рассмотрения не только профессиональной среды, но и общества в целом. Достичь здесь единогласия очень трудно.

Результаты образования должны быть представлены в документах, составляющих стандарт, с разной степенью детализации. В разделе "Требования к освоению основных общеобразовательных программ", который ориентирован в основном на широкую общественность, родителей, законодателей, они представляются в общем виде, как определенная конкретизация целей образования. В примерных программах по отдельным учебным предметам, которые предназначены для учителей, разработчиков ЕГЭ, авторов учебников, результаты должны быть более детализированы.

Важнейшей составной частью государственных стандартов общего образования являются требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Они представляют собой описание планируемых целей образования, которые могут быть реально достигнуты в учреждениях, реализующих основные общеобразовательные программы, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы.

1.2 Идеологический фундамент Российской школы


В этой связи одна из главных задач - осмысление нового идеологического заказа общества, в котором образованию отводится роль основного инструмента, формирующего индивидуальные и коллективные ценностные установки, обеспечивающего социальное, духовное, нравственное, физическое развитие человека.

Решение этой проблемы невозможно без принципиально нового по духу и букве стандарта общего образования. Впервые в отечественной практике образовательный стандарт направлен на выполнение не узкоотраслевой, а общественно-стратегической задачи: выявить, агрегировать и зафиксировать в виде конвенциональной нормы все практически значимые современные требования к результатам образования со стороны личности, семьи, общества и государства. Это позволяет придать ему статус общенационального приоритета.

Под объектом модернизации в новом стандарте понимается не только сфера образования (как отрасль одного из секторов экономики), не только образовательная среда (как комплекс образовательных ресурсов и технологий), а образовательное пространство как совокупность институтов социализации (образование, семья, конфессия, средства массовой информации), определяющих процесс духовно-нравственного становления молодых поколений россиян и динамичное развитие всего российского общества.

Такой подход объективно требует реализации двух основных условий.

1. Необходима фиксация задачи развития образования как важнейшего системообразующего ресурса социально-экономического роста в ранге приоритетной задачи государственной политики.

2. Масштабность новой миссии стандарта требует, чтобы он, исходя из примата идеалов и ценностей российского гражданского общества, формировался не как система задаваемых "сверху" директив, но как социальная конвенциональная норма, реализующая общественный договор между семьей, обществом и государством, в котором фиксируются не только интересы и требования к системе образования, но и мера ответственности каждой из договаривающихся сторон.

Новый стандарт выступает как инструмент реализации государственной политики в образовании в широком смысле слова. Он призван обеспечить в рамках воспитательно-образовательного процесса достижение баланса интересов личности, общества и государства, рост социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации.

В намечаемых реформах центральным становится вопрос об их идеологической базе, концептуальной направленности.

Признавая приоритетность таких функций стандарта, как формулирование идеологии и стратегии развития образования, его новых целей, понимаем важность определения в свете ключевых для страны задач новых подходов к формированию обновленного содержания общего образования.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяет в качестве важнейшей стратегической задачи переход российской экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, основанному на превращении творческого потенциала людей в ведущий фактор национальной конкурентоспособности и быстрого экономического роста.

Возрождение на новой содержательной основе этих принципов, некогда краеугольных для отечественного образования, - ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок, базировавшихся на непродуктивной в современных условиях идеологии минимизационного конструирования образовательного пространства. Только фундаментальность образования может обеспечить развитие инновационных технологий, определяющих конкурентоспособность страны. Наряду с фундаментальным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность. В совокупности знаниевая и функциональная составляющие образовательного процесса зафиксированы в особого рода нормативно-содержательном документе - Фундаментальном ядре содержания общего образования. В реализации новых идеологических задач образования доминирующая нагрузка ложится на несколько предметов, которые условно можно назвать "идеологическим ядром": историю, географию, русский язык, литературу, иностранный язык.

Главная задача школьного исторического образования - формирование у учащихся исторического мышления как основы становления идентичности гражданина России, ценностно ориентированной личности. При этом особое внимание уделяется истории Отечества, раскрывающей место и роль нашего государства во всемирно-историческом процессе, способствующей воспитанию учащихся в духе уважения к истории своей страны как единого и неделимого многонационального государства, построенного на основах равенства всех живущих в нем народов.

Главная задача обществознания - подготовить школьника к жизни в обществе. Оно должно способствовать социализации подростка, его приобщению к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, освоению им разных социальных ролей, активному вовлечению в общественную жизнь и реализацию социальных проектов. Поэтому в широком понимании обшествознание включает в себя не только школьные основные и факультативные курсы, но и систему внеклассной и клубной работы, связанной с получением представлений о нормах и правилах, общественных отношениях и их закономерностях, процессах общественного развития, направленности изменений, о своем месте и месте своей страны в окружающем мире и др.

В системе школьного географического образования центральным становится курс "География России". Его цели - формирование: 1) представления о России как субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как общепланетарные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы; 2) географического образа своей Родины во всем ее многообразии.

Русский язык в системе отечественного школьного образования занимает центральное место, поскольку является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными курсами и качество образования в целом. Идеологическая функция определяется ролью русского языка как государственного языка Российской Федерации, важного инструмента формирования российской идентичности, консолидации и единения народов России, межнационального общения.

При изучении иностранного языка, помимо коммуникационного аспекта, предполагается усиление разнообразных межпредметных связей (с родным языком, литературой, историей, географией и т.д.), а также социокультурной направленности, включение школьников в диалог культур, развитие взаимопонимания, толерантного отношения к проявлению иной культуры. Курс литературы в общеобразовательной школе, наряду с другими учебными предметами, содействует решению комплекса воспитательных задач: развитию гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота своего Отечества. Нацеленность на инновационность в узком, прагматическом значении должны обеспечить предметы естественно-математического цикла, особенно в профильной школе, где задача фундаментализации образования приобретает характер главенствующей образовательной установки.

Инновационность в более широком смысле, как ориентация на внедрение новых образовательных технологий, развитие творческого потенциала учащихся, - единственно возможная альтернатива фактологически-начетническому стилю обучения, поэтому должна пронизывать весь воспитательно-образовательный процесс.

2. Мониторинг учебных достижений как объект стандартизации


Необходимость адаптации образования к потребностям современного общества обусловливает поиск инновационных методов получения надежных оценок учебных достижений многих изучаемых дисциплин на разных стадиях обучения с использованием современных и универсальных методов наблюдения за всей системой образования, а также ее компонентами. В первую очередь это обусловлено необходимостью совершенствования системы управления процессом обучения и создания для этих целей надежной обратной связи на основе получения и анализа информации о результатах обучения, позволяющего определяться в выборе эффективных стратегий обучения и управления качеством образования.

В практике образования такая связь до настоящего времени была организована в основном традиционными методами со всеми вытекающими недостатками:

■    отсутствием системности, дидактической направленности;

■    недостаточным использованием современных оценочных средств и приемов педагогического контроля;

■    отсутствием единых показателей и критериев оценивания;

■    слабо разработанными методами анализа и интерпретации результатов;

■    субъективизмом оценок педагогов.

Только в последние годы отдельные компоненты образовательного мониторинга стали использоваться на практике. В совокупности процессов наблюдения за образовательной системой важнейшую роль играет мониторинг учебных достижений. Именно он позволяет выявлять различные стороны учебного процесса, контролировать усвоение содержания учебных дисциплин выявлять соответствие достигнутых при обучении результатов требованиям образовательного стандарта, обеспечивая целенаправленность выбора методов управление на основе педагогически значимой информации. А для этого он должен базироваться на использовании:

■   современных достижений теории и практики получения достоверной информации об учебных достижениях;

■   стандартизированных контрольно-оценочных материалов, вычислительной техники и информационных технологий обработки результатов, обеспечивающих сопоставимость результатов по разным выборкам;

■   статистически обоснованных показателей и критериев оценки качества учебных достижений для соответствующей стадии обучения.

При выполнении этих условий мониторинг учебных достижений становится комплексной системой измерения и оценивания предметной или межпредметной подготовленности обучающихся, накопления, анализа и интерпретации объективных результатов обучения, современного и эффективного управления качеством образования.

В условиях построения общероссийской системы оценки качества образования у общеобразовательных учреждений усиливается потребность в получении результатов независимого оценивания учебных достижений не только при подготовке выпускников к итоговой аттестации, но и на ранних стадиях обучения. В связи с этим появляются и предложения по организации и проведению мониторинга учебных достижений. Однако большинство структур, обеспечивающих образовательные учреждения услугами мониторинга, не имеют сертификата на их проведение, не аккредитованы для такого рода деятельности. И в этом заключается большая опасность для школ, поскольку результаты неграмотно проведенного мониторинга могут ввести в заблуждение и учащихся, и учителей, и работников сферы управления образованием. Ответственность структур, проводящих мониторинг учебных достижений, должна быть повышена за счет соблюдения ими ряда основополагающих принципов его организации и проведения.

Сегодня со всей очевидностью возникает проблема стандартизации мониторинга учебной деятельности. Потоки образовательной статистики результатов массового тестирования обучающихся начинают использоваться не только для оценки эффективности учебного процесса, но и аттестации образовательных учреждений и педагогических кадров. Поэтому необходимо, чтобы, опираясь на требования стандарта, любое образовательное учреждение или орган управления образованием могли составить свой план мониторинговых обследований с учетом целей и специфики конкретных задач управления качеством образования. Прежде всего, такой стандарт позволит:

■ использовать единый тезаурус мониторинга учебных достижений;

■   проводить систематизацию существующих понятий, определений и подходов к его организации;

■   выработать общие требования к получению, обработке, интерпретации и представлению результатов.

Страницы: 1, 2, 3