Проблемы адаптации детей-инвалидов
Как следует из таблицы, имеют от половины
до полутора среднедушевого дохода. В семьях, где кроме ребенка-инвалида есть
другие инвалиды или престарелые, живут и того хуже. Материальное положение
семей с инвалидами очень тяжелое. Поэтому этот федеральный закон
предусматривает многочисленную помощь, льготы и льготное обслуживание семей, в
которых есть инвалиды и дети-инвалиды. Очевидно, что воспитание ребенка в семье
и его материальное содержание будут более полноценными и менее дорогостоящими,
чем, если бы ребенок был целиком на попечении государства.
1.2.Ребенок-инвалид как субъект
социальной адаптации
Если понимать ребенка-инвалида как субъекта
социальной адаптации, предпринимающего намеренные усилия, овладевающего
специфическими навыками, стремящегося как можно полнее влиться в социальную
жизнь, преодолеть трудную жизненную ситуация, то удобнее всего помогать ему,
выстраивая социальную работу в русле психологоориентированных моделей
социальной работы. Психологоориентированные модели отражают подход к человеку,
какой бы он ни был, в каком бы состоянии ни было его здоровье, как к субъекту
своей жизни, как к лицу, которое может само выбирать и строить свою жизнь.
Конечно, у этой модели социальной работы есть существенные ограничения, так как
инвалидами часто признаются недееспособные лица, не могущие отвечать за свои
поступки. В процессе адаптации, ребенок только тогда сможет достичь успехов,
когда он сможет принять посильную часть ответственности за свою жизнь на себя.
Учиться принимать ответственность – это один из важнейших результатов
социализации ребенка-инвалида. Психологоориентированная модель определяется
принципами гуманистической психологии[10].
Гуманное отношение предполагает уважение
права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения. Принцип
гуманизма в социальной педагогике полагает признание ценности ребенка как
личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья,
создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей,
способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в
общество, полноценной самореализации в этом обществе.
Принцип гуманизма требует соблюдения
следующих правил[11]:
-
достойного отношения общества ко всем детям,
независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они
находятся;
-
признания права каждого ребенка быть самим собой,
уважительного к ним отношения: уважать — значит признавать право другого быть
не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;
-
помощи ребенку с проблемами в формировании уважения
к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам», желания самому решать
свои проблемы;
-
понимания милосердия как первой ступеньки
гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание
помочь детям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество
открыто для детей, и дети открыты для общества;
-
стремления не выделять детей с проблемами в особые
группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под готовить
детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система
общения таких детей со взрослы ми и детьми.
«Существенная черта этой модели социальной
работы - недирективный подход к решению проблем клиента»[12].
Большая практика психологов-гуманистов доказала, что человек лучше растет и
развивается, если к нему доброжелательное внимательное отношение. Это приводит
не только к душевному равновесию, но и к существенным положительным сдвигам в
психике человека. Гуманистическое отношение к ребенку-инвалиду противостоит
развитию социального иждивенчества и деструктивных жизненных установок,
воспитывает у него уверенность в себе и способность противостоять ударам
судьбы.
Главные направления – это развитие у детей
-
собственной активности в отношении своих жизненных
проблем;
-
развитие оптимизма, как сосредоточенности на
позитивных сторонах жизни.
Результаты
опроса, выполненного Н.И.Скок,[13]
показали, что в самом тяжелом социально-экономическом положении находится
инвалиды с детства: у них самый низкий уровень образования и среднедушевого
дохода; среди них самый высокий процент лиц, не имеющих профессии, семьи,
собственного жилья; большая часть из них проживает в сельской местности, где
слабо развита социальная инфраструктура; подавляющее большинство не имеет
постоянной и даже временной работы. Полученные ею данные наглядно демонстрируют
неадекватную первичную социализацию инвалидов с детства, приведшую в конечном
итоге к формированию дефектного биосоциального потенциала. Возможность
адаптации находится в сильной зависимости от тяжести и стажа инвалидности, а
также качества жизни взрослого инвалида. В частности, чем легче группа
инвалидности, меньше ее стаж и достаток семьи, тем выше уровень мотивации на
проведение реабилитационных мероприятий. Все это ярко свидетельствует о том,
что установки общества по отношению к инвалидам, понимание его как объекта
соцзащиты, как не способного навсегда что-либо изменить в своей судьбе приводит
к тому, что в социальной психологии принято называть «выученной
беспомощностью». Отношение к себе как к объекту, оценка своих жизненных сил как
минимальных, порождает неспособность и нежелание трудиться, быть занятым, а,
следовательно, включенным в социальную жизнь.
Как отмечают исследователи, оптимизм и
пессимизм - не просто умонастроение личности, но представляют собой совершенно
разнонаправленную практическую ориентацию личности в мире. «Экспериментально
доказано, что оптимисты, фокусирующие свое внимание на положительной стороне
жизни, видят желаемые цели как достижимые и продолжают прилагать усилия ради их
реализации, порой вопреки общим тенденциям функционирования окружающей среды. Пессимисты,
акцентирующие внимание на негативной стороне жизни, считают свои желаемые цели
недостижимыми и отказываются заранее предпринимать какие-либо усилия»[14].
Социально-психологическое самочувствие ребенка-инвалида определяет динамику,
темпы успешной реабилитации и адаптации.
Глава 2. Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни
2.1.Семья как
основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
И.П. Подласый
выделяет Следующие воспитательные функции семьи[15]:
-
влияние семьи на ребенка сильнее всех других
воспитательных воздействий.. С возрастом оно ослабевает, но никогда не
утрачивается полностью;
-
в семье формируются те качества, которые нигде, как
в семье сформированы быть не могут;
-
семья осуществляет социализацию личности, является
концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому
воспитанию. Из семьи выходят члены общества: какая семья – такое и общество;
-
семья обеспечивает преемственность традиций;
-
важнейшей социальной функцией семьи является
воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена
общества;
-
существенное влияние оказывает семья на выбор
профессии.
Дети являются «зеркальным» отражением своих родителей. И, если семьи со
здоровыми детьми социально и экономически активны, т.е. родители имеют
возможность работать, то в семье с ребенком-инвалидом все по-иному.
Основное бремя заботы о детях-инвалидах ложится на семьи, поэтому для
успешной адаптации им необходима поддержка общества и государства. Масштабное вовлечение членов семей в процессы ухода за детьми-инвалидами связано с
несформированностью социальной инфраструктуры
обслуживания людей с ограниченными возможностями здоровья, неналаженностью
практики социального патронажа и
педагогического сопровождения, несовершенством системы специального образования для инвалидов. Лечение, уход, обучение и реабилитация детей происходят при непосредственном
участии родственников и предполагают
большие затраты времени. «Данные исследования показывают, что в каждой второй семье неоплачиваемый труд матерей по
уходу за детьми-инвалидами эквивалентен по времени средней продолжительности рабочего дня (от 5-ти до 10 часов).
Особую роль в вынужденном высвобождении матерей детей-инвалидов из сферы
оплачиваемой занятости играет отсутствие
механизмов исполнения законодательных норм, регулирующих права работников с детьми-инвалидами»[16]. В такой ситуации речь идет уже не только
об адаптации ребенка-инвалида, а об адаптации целой семьи, в которой он живет.
Реабилитация и адаптация должна осуществляться с учетом таких факторов, как демографический
состав семей, возраст и реабилитационный потенциал детей-инвалидов.
Адаптационные возможности семьи с детьми-инвалидами зависят от трех групп
факторов[17]. Первая группа – социально-демографические
факторы, оказывающие влияние на адаптацию семей. В этой группе факторов
учитывается неполнота семьи, наличие в семье других инвалидов. Вторая группа –
адаптационный потенциал родителей, который включает возрастные и образовательные
характеристики. Третья группа – возраст и реабилитационный потенциал
детей-инвалидов.
Реабилитационный
потенциал характеризует степень способности
инвалида к взаимодействию с социальной средой, а также комплекс его
биологических и психологических характеристик. При установлении
реабилитационного потенциала учитываются также социально-средовые факторы,
позволяющие в той или иной степени реализовать потенциальные возможности
ребенка. Реабилитационный потенциал разделяется на три уровня: высокий,
удовлетворительный и низкий. Медицинская оценка уровня реабилитационного
потенциала основывается на показателях ограничений жизнедеятельности
детей-инвалидов и степени их выраженности. Трактовка показателя
реабилитационного потенциала и его использование могут быть более широкими,
если учитывать его роль в процессах социально-экономической адаптации семей. В
ходе исследования, проведенного Е.В.Кулагиной, установлено, что 69,2% детей
имеют удовлетворительный реабилитационный потенциал, чуть менее трети (27,9%) –
низкий и только 3% детей – высокий. Возраст и реабилитационный потенциал
ребенка-инвалида определяют потребность в продолжительном уходе и в помощи при
обучении.
При учете затрат времени по
уходу за ребенком-инвалидом, обнаружилось, что матери тратят на это до 10 часов
в день, отцы до 4 часов. Следует особо отметить, что в семье, где есть
ребенок-инвалид в процесс ухода, реабилитации и адаптации втянуты все члены
семьи. Ограниченность возможностей ребенка – это беда всей семьи. В воспитании
ребенка принимают участие бабушки и дедушки, братья и сестры, а также все
родственники, проживающие вместе с семьей.
Детям-инвалидам,
обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить
программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов
по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия и
ходят в школу нерегулярно. На массовые
школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода по
медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно».
Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на
плечи родителей, а не специальных учреждений.
Социально-бытовой патронаж не имеет широкого развития. Во-первых,
бесплатные услуги предоставляются только бедным семьям, имеющим среднедушевой
доход ниже прожиточного минимума. Во-вторых, только тем инвалидам, чьи
родственники не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Практика социального
обслуживания исключает детей-инвалидов, нуждающихся в помощи по уходу и имеющих
работоспособных родителей.
Можно выделить
три основных типа социально-экономической адаптации родителей на рынке труда
после появления в семьях проблем, связанных с инвалидностью детей.
Первый тип
включает экономически активных родителей, которым удалось сохранить рабочее
место после того, как ребенок стал (или родился) инвалидом. По данным
Е.В.Кулагиной, таковых всего треть матерей (34%) и почти две трети отцов
(67,9%).
Второй тип
включает экономически активных родителей, поменявших место работы, чтобы решать
проблемы ухода за детьми-инвалидами. Эту стратегию реализовали 14% матерей и
21,5% отцов. Смена занятости как стратегия социально-экономической адаптации
имеет разные цели для матерей и отцов. Для матерей она предполагает переход на
свободный режим работы, даже если это малоквалифицированный и низкооплачиваемый
труд. Согласно данным интервью, женщины, независимо от уровня образования,
вынуждены работать уборщицами и дворниками. Для мужчин изменение занятости
мотивируется получением более высокой заработной платы, однако, также не
исключается малоквалифицированный труд с потерей профессионального статуса.
Третий тип
включает экономически неактивных родителей. В данном случае родители (41%
матерей и 2,9% отцов) прервали занятость для ухода за детьми-инвалидами.
Социально-экономическая адаптация женщин – матерей детей-инвалидов
находится на низком уровне. Это свидетельствует о необходимости проведения
специальной политики занятости в отношении родителей детей-инвалидов,
обеспечения равных возможностей по отношению к работникам с семейными
обязанностями в целом. Обычно, матери прерывают занятость, потому, что не
смогли использовать льготы по облегчению занятости, установленные Трудовым
Кодексом РФ. Права, закрепленные за
трудящимися родителями детей-инвалидов, используют лишь около 15% работников. Ограничения
по предоставлению работнику трудовых льгот (неполный рабочий день с сохранением
рабочего места, гибкий режим работы, частое использование больничного листа по
уходу или отпуска без сохранения заработной платы) неизменно возникают, если
эти меры осложняют производственный процесс и ведут к потере прибыли
предприятия.
Нет механизма, обеспечивающего занятость для работников с
детьми-инвалидами; отсутствуют специальные программы, предусматривающие
переквалификацию родителей детей-инвалидов, позволяющие использовать надомный
труд, оказывать помощь в получении оплачиваемой занятости на условиях
совмещения ее с уходом за ребенком; отсутствуют меры, облегчающие матерям
возвращение на рынок труда в случае появления такой возможности.
Льготы, которыми
пользуется семья с ребенком-инвалидом реально, следующие: по оплате лекарств, по проезду в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг, по проезду в
железнодорожном транспорте до места лечения.
Семьи,
воспитывающие детей-инвалидов в домашних условиях, «получают социальную пенсию,
размер которой не достигает прожиточного минимума на ребенка: в начале 2004 г.
эта величина не превышала 57%. У детей-инвалидов не определяется группа инвалидности,
поэтому величина социальной пенсии не дифференцируется в зависимости от тяжести
имеющихся у них ограничений жизнедеятельности»[18]. Неработающие
родители, осуществляющие уход, получают компенсационную выплату, размер которой
не зависит от тяжести заболевания детей и составляет 60% от минимальной
заработной платы.
В наиболее тяжелом положении находятся неполные семьи. «На момент
обследования в полных семьях среднедушевой доход составлял 79% от величины
прожиточного минимума; в неполных семьях, образованных в результате развода
родителей – 61,6%, в неполных семьях матерей-одиночек – 46%. Согласно
субъективной оценке, 41% родителей из полных, 76% родителей в разводе и 66,7%
матерей-одиночек не имеют достаточных средств на покупку продуктов питания. По
данным исследования, 44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти
половина из них отказывают себе в питании, а остальные либо балансируют на
грани бедности, либо имеют трудности по другим статьям семейных расходов.
Только 1,2% семей могут позволить себе платное лечение ребенка и одновременно
удовлетворение основных семейных потребностей»[19].
Страницы: 1, 2, 3
|
|