Проблемы адаптации детей-инвалидов
Проблемы адаптации детей-инвалидов
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
Глава 1. Социализация и
адаптация детей-инвалидов..................................... 6
1.1.Социальная адаптация как
цель социальной политики в отношении детей-инвалидов 6
1.2.Ребенок-инвалид как
субъект социальной адаптации.............................. 12
Глава 2. Подготовка
ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни 16
2.1.Семья как основной фактор
адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики....................................................................................................... 16
2.2.Проблемы адаптации при
получении образования детьми-инвалидами. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 28
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 31
ВВЕДЕНИЕ
Число детей-инвалидов год от года только
увеличивается. Этому способствует множество не до конца изученных факторов.
Важнейшими среди которых следует признать экологический, социальные и
экономические неурядицы, невысокий уровень отечественной медицины, и т.д. Было
бы хорошо, если бы проблема детей-инвалидов в обществе стала менее актуальной.
Но ее злободневность только возрастает. В нашей стране вплоть до начала 21-го
века проблемы инвалидов оставались где-то на периферии общественного сознания.
Проблемы инвалидов, в том числе и детей, оставались «за границами» жизни
здорового человека. Социализация, обучение и развитие детей-инвалидов
происходило в специальных интернатах, практически изолированно от общества.
Сейчас «оживились» и наука. И практика и общественное сознание в отношении
детей-инвалидов. Сами понятия «инвалид» и «ребенок-инвалид» стали наполняться
другим содержанием, приобретать не только медицинский, но и социальный смысл.
Мировые установки по отношению к понятию «инвалид» определены еще в 1975 г. в
Декларации о правах инвалидов. Согласно этой декларации «инвалид» означает любое
лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично
потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то
врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.
В Советском Союзе понятие «инвалид» отражало потерю трудоспособности. Это
отражено в присвоении групп инвалидности при обязательном медицинском
освидетельствовании. Практика рассмотрения инвалидности как потери
трудоспособности традиционно сохраняется и в наше время.
Очевидно, что несовершеннолетний ребенок
трудоспособность потерять не может – он ее просто еще не имеет.
Детьми-инвалидами сейчас принято называть имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности,
приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка,
способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением,
обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[1].
А «инвалидность» в детском возрасте можно определить,
как «состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями
или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения ребенка
в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи, с чем
возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре»[2].
Однако хотелось бы заметить, что за рубежом
и в нашей стране идет процесс перехода к более гуманной и гибкой терминологии.
В отношении детей теперь нормой считается говорить не «слепой», а «ребенок с
ослабленным зрением», не «умственно отсталый», а «ребенок с неспособностями».
Термины «идиотия», «имбецильность», «дебильность» по мнению ВОЗ, должны
остаться сугубо медицинскими и не должны иметь отношения к общению с
инвалидами.
Все это отражает особенную категорию
проблем инвалидов: реабилитацию, социальную интеграцию, социальную адаптацию и
т.д. Эти проблемы любой человек с ограниченными возможностями так или иначе обдумывает.
Никому из этой категории людей не удастся не решать эти проблемы в той или иной
форме. Детям это особенно сложно. И им необходима помощь не только со стороны
родителей, но и со стороны всего общества в целом, и конкретных «чужих» людей,
в частности.
Данная курсовая работа посвящена
исследованию проблем детей-инвалидов через призму их социальной ситуации и
таящихся в ней адаптационных возможностей.
Объектом курсовой работы является
социальная ситуация детей-инвалидов.
Предметом курсовой работы являются ключевые
моменты социальной адаптации детей-инвалидов в современном обществе.
Цель данной курсовой работы исследовать
теоретические и практико-ориентированные источники по проблемам адаптации
детей-инвалидов в современном рыночном обществе.
Цель конкретизируется в следующих
задачах:
-
Изучить научную литературу по теме курсовой работы;
-
Изучить правовые источники по теме курсовой работы;
-
Выполнить теоретическое исследование проблем
детей-инвалидов на основе изученной литературы;
-
Сделать обобщения и выводы;
-
Изложить результаты исследования в традиционной
форме курсовой работы.
Глава 1. Социализация и адаптация детей-инвалидов
1.1.Социальная
адаптация как цель социальной политики в отношении детей-инвалидов
Мировая тенденция – утверждать и охранять
институт детства. На протяжении 20- го века несколько раз принимались важнейшие
документы о правах ребенка, послужившие социально-политическими ориентирами для
всего человечества. Необходимость в такой особой защите ребенка, в том числе и
больного, «неполноценного», была предусмотрена в Женевской Декларации прав
ребенка 1924 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20
ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в
Международном пакте о гражданских и политических правах, в Международном пакте
об экономических, социальных и культурных правах. В Конвенции о правах ребенка,
принятой резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года
отмечено: «Государства-участники признают, что неполноценный в умственном или
физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в
условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в
себе и облегчают его активное участие в жизни общества»[3].
Признавая особенные нужды ребенка-инвалида,
государства-участники Конвенции разделяют мнение, что помощь ему представляет
собой обеспечение эффективного доступа к услугам в области образования,
профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления
здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха.
Таким образом, эта помощь приводит к наиболее полному, по возможности,
вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности,
включая культурное и духовное развитие ребенка.
Российское государство также признает
детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности
подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно
значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных
качеств, патриотизма и гражданственности. Это касается всех детей, независимо
от их национальности, социального положения, состояния здоровья и т.п.
Основным документом, регулирующими
социальную политику в отношении ребенка-инвалида, является Федеральный закон
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ФЗ № 124 от
24.07.98 в ред. Федеральных законов от 20.07.2000 N 103-ФЗ, от 22.08.2004 N
122-ФЗ, от 21.12.2004 N 170-ФЗ). Именно в этом законе дети-инвалиды
определяются как «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации», а
«социальная адаптация ребенка» как «процесс активного приспособления ребенка,
находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и
нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или
моральной травмы»[4]. Этот закон утверждает,
что политика государства в отношении детей является приоритетной. Осуществление
государственной политики в отношении детей-инвалидов этот закон относит к
полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, основная ответственность за общее отношение к детям, в том числе
и инвалидам, за их образование, воспитание, социальную защиту, соцобеспечение,
поддержку, реабилитацию и адаптацию и т.д. лежит на государстве. Общественные,
коммерческие и религиозные силы должны лишь способствовать полноценной
адаптации ребенка-инвалида.
Реабилитация и адаптация ребенка с
органическими или психическими нарушениями состояния здоровья, мешающими
возможности полноценно участвовать в социальной и повседневной бытовой жизни,
невозможна без утверждения значимости личностно-адаптационного потенциала. В
жизни ребенка-инвалида действуют факторы социального порядка находящиеся в
прямой связи со способностью личности жить в обществе и чувствовать себя
полноценным человеком. Имеются в виду такие факторы, как учеба, жизнь в семье,
общение с людьми, жилищные условия, стереотипы отношения к детям-инвалидам со
стороны здоровых детей, состояние здоровья, система здравоохранения и социальной
защиты в стране, возможности в ней реализовать свои права и т.д. «В анализе
процесса социально-психологической адаптации необходимо учитывать два фактора:
личностный и социальный. Какой бы ни был личностный адаптационный потенциал, но
если общество негативно воспринимает эту категорию людей, относясь к ним, как к
социальным иждивенцам, а государство «откупается» пенсиями и льготами, не видя
в них граждан страны, социальных субъектов участвующих в ее жизни, то успешная
адаптация вряд ли состоится»[5]. Социальная политика в
отношении инвалидов в настоящий момент должна стать политикой с «человеческим
лицом». Медленно, но верно преодолевается тенденция закрываться от проблемы
существования людей с нарушениями развития, встала проблема их интеграции в
общество.
Закон «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» формирует общественные установки отношения к инвалидам.
Социальная работа с детьми-инвалидами строится на основе положений Федерального
закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N
181. Именно в этом законе определяется понятие «ребенок-инвалид» как лицо с
ограничениями жизнедеятельности, возможностей до 18 лет. Этот закон
рассматривает адаптацию детей-инвалидов как цель реабилитации. «Реабилитация
инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию
ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким
расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов,
достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество»[6].
Статья 18 этого закона посвящена исключительно воспитанию и обучению
детей-инвалидов. Согласно этому закону, образовательные учреждения, органы
социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры
и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую
адаптацию детей-инвалидов. «Детям-инвалидам дошкольного возраста
предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для
пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов,
состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских
дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные
учреждения»[7]. Кроме образовательного
права, детям-инвалидам предоставляются другие равные с их здоровыми
сверстниками права. Такова буква закона. Он, как отмечено выше, отчасти создает
основы правильного, милосердного отношения к детям-инвалидам. Но на практике
использование детьми-инвалидами равных прав со сверстниками представляет
серьезную проблему. «Ведь создание правового цивилизованного государства
невозможно без учета прав людей с ограниченными возможностями. Такой этап
прошли все цивилизованные страны. Для того, чтобы проблема была решена и в
нашей стране, нужно двигаться в направлении ее решения. Поднимать эту тему в
средствах массовой информации. Проводить занятия в школах, на которых дети
получают представление о жизни человека-инвалида, как это делается в
большинстве цивилизованных стран. И, наконец, это, пожалуй, самое важное -
создавать учреждения интегративного типа, в которых могли бы общаться здоровые
дети и дети с различными отклонениями»[8].
Большинство детей-инвалидов когда-нибудь
станут взрослыми людьми. В условиях современной рыночной экономики этот закон
обеспечивает социальные гарантии детям-инвалидам. Статьи этого закона касаются
социального и материального обеспечения, трудовой занятости, обеспечения
рабочими местами, продолжительности рабочего дня инвалидов, создания
общественных объединений инвалидами, ответственности и льгот работодателям для
инвалидов. Этот закон, с одной стороны стимулирует инвалидов к
производительному труду и общественной активности, а с другой - дает социальные
гарантии удовлетворения основных жизненных потребностей и тем, кто не может
работать, защищает о произвола, предусматривает улучшение общественной
обстановки в отношении инвалида.
В законе «О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации» отмечено, семья является важнейшим институтом
социализации ребенка-инвалида. Именно в семье создается та необходимая любому
ребенку среда, в которой он может овладеть человеческими формами поведения,
развить душевные качества, интеллектуальные способности. Основное направление
государственной политики в отношении детей-инвалидов – это адаптация ребенка к
социуму через семью. Никто лучше родителей не сможет удовлетворить потребности
ребенка.
Т.А.Добровольская и Н.Б.Шабалина[9]
приводят данные о среднедушевом доходе семей, в том числе и с
детьми-инвалидами. (таблица 1).
Таблица 1. Распределение среднедушевого
дохода в различных типах семей
|
Тип семьи (распределение в %)
|
|
|
Среднедушевой доход
|
С ребенком - инвалидом
|
Со взрослым инвалидом до 60 лет
|
Со взрослым инвалидом и ребенком-инвалидом
|
С пенсионером по возрасту
|
С пенсионером по возрасту и ребенком-инвалидом
|
С пенсионером по возрасту и взрослым инвалидом
|
С инвалидом старше 60 лет
|
Всего
|
0,5 продовольственного минимума
|
4,5
|
7,1
|
8,6
|
1,7
|
12,0
|
21,0
|
4,8
|
16,2
|
0,5—1,0
|
42,2
|
45.4
|
38,0
|
54,7
|
48,0
|
45,9
|
33,0
|
44,1
|
1,0—1,5-
|
27,3
|
16,8
|
23,8
|
22,9
|
36,0
|
21,0
|
35,7
|
25,2
|
1,5—2,0
|
10,4
|
6,7
|
4,8
|
7,9
|
2,7
|
8,3
|
13,6
|
9,0
|
Более 2,0
|
5,6
|
3,9
|
4,8
|
2,8
|
1,3
|
3,8
|
12,9
|
5,5
|
Страницы: 1, 2, 3
|
|