Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре
Для детей с истероидными чертами наиболее характерен эгоцентризм,
то есть стремление быть в центре внимания. Отсюда — склонность к рисовке, позе,
хвастовству и приукрашиванию своих качеств, своей роли и выставление своей
личности на первый план. Они конфликтуют со сверстниками, командуют ими,
временами капризны, раздражительны, не всегда послушны, склонны к истерическим
реакциям — бросаются на пол, плачут, стучат ногами, всячески пытаясь настоят на
своем.
Спектр эмоциональных нарушений, в детском и подростковом
возрастах, очень велик. Это могут быть: тяжелые невротические конфликты,
неврозоподобные состояния у ребенка вследствие органического поражения ЦНС и
другие.
Психологическая диагностика эмоциональных нарушений очень сложна и
требует тщательного дифференцированного подхода к этой проблеме. Анализ
эмоциональных нарушений у детей с точки зрения нарушения системы отношений,
предложенный В. Н. Мясищевым, позволяет выделить три основные группы детей с
эмоциональными нарушениями.
В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в
основном проявляются в рамках межличностных отношений. Они отличаются
повышенной возбудимостью. Вторая группа детей отличается выраженными
внутриличностными конфликтами. В их поведении прослеживается повышенная
тормозимость, слабовыраженная общительность. Третья группа детей
характеризуется выраженными внутриличностными и межличностными конфликтами. В
поведении детей этой группы преобладали импульсивность и агрессивность . [23,
192-193]
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое
возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних
этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при ДЦП, является
нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются
судорожные синдромы.
Термин «детский церебральный паралич» принадлежит Зигмунду Фрейду.
В 1893 году он предложил объединить все формы спастических параличей
внутриутробного происхождения со сходными клиническими признаками в группу
церебральных параличей. В 1958 году на заседании восьмого пересмотра ВОЗ в
Оксфорде этот термин был утвержден, и было дано определение: детский
церебральный паралич - не прогрессирующее заболевание головного мозга,
поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание
приобретается на ранних этапах развития головного мозга.
В работах начала века подчеркивалось снижение интеллекта и
недоразвитие речи у многих детей с ДЦП. М. Я. Брейтман первым описал
паталого-анатомическую и клиническую картину ДЦП и отметил, что при данном
заболевании страдает не только двигательная сфера, но и интеллект и речь.
В настоящее время ДЦП рассматривается как заболевание, возникшее в
результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период
новорожденности.
В отечественной клинической практики используются классификация К.
А. Семеновой, в которую включены собственные данные и элементы классификации Д.
С. Футера и М. Б. Цукера. В данной классификации выделяется пять основных форм
ДЦП:
1. Статистическая диплегия. При данной форме поражены ноги, однако
ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка
психического развития.
2. Гемипаретическая форма ДЦП в 80 % случаев развивается у ребенка
в постнатальный период. При этой форме поражена одна сторона: левая -при
правостороннем поражении мозга, правая - при поражении левого полушария. У
25-30 % детей наблюдается дебильность, у 40-50 % -вторичная задержка
умственного развития.
3. Гиперкинетическая форма ДЦП развивается вследствие
билирубиновой энцефалопатии, что является гемолитической болезнью
новорожденных. У этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная регидность шеи,
туловища, ног.
4. Двойная гемиплегия - самая тяжелая форма. Наблюдаются тяжелые
речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта.
5. Атонически-астатическая форма характеризуется снижением
мышечного тонуса, нарушением координации движений, равновесия . [23, 104]
Вывод 1.2.
Психологические особенности детей, воспитывающихся в реабилитационных
центрах:
1.
Задержка общего развития: недоразвитие речи, задержка умственного
развития, нарушение моторики и координации движения, нарушение слуха.
2.
Нарушение эмоционально-волевой сферы.
3.
Выраженные внутриличностные конфликты.
1.3
Основные
направления психологической помощи детям в реабилитационных центрах по
развитию у них
социально-важных
навыков
Реабилитационный центр для инвалидов - многопрофильное учреждение.
Он представлен такими направлениями, как медицинская, социальная, психологическая
и профессиональная реабилитация. Каждая состоит из комплекса мер, направленных
на компенсацию психофизиологических функций, восстановление социальных и
приобретение профессиональных навыков.
Наиболее принципиальной и важной задачей, решаемой реабилитационным
центром Министерства социальной защиты населения Российской Федерации при
работе с детьми-инвалидами, является обеспечение возможности их максимальной и
полноценной социальной интеграции. На это и направлен комплекс проводимых в них
реабилитационных мероприятий, среди которых особую роль играет психологическая
реабилитация детей-инвалидов, психологическая поддержка семей, их
воспитывающих.
Эта особая роль психологической реабилитации обусловлена рядом
обстоятельств. Во-первых, у детей-инвалидов вследствие различных заболеваний,
при этом не только психиатрического или неврологического профиля, как правило
наблюдается разнообразные нарушения и отклонения в психологическом развитии.
Во-вторых, психологическая атмосфера в семьях, где воспитываются дети-инвалиды,
часто оказываются неблагополучной, психолого-педагогическая грамотность
недостаточной, что провоцирует дисгармонии в психологическом развитии детей,
когда они не имеют объективной обусловленности течением заболевания, или
усиление имеющихся у них психологических нарушений. В третьих, результативность
психологической реабилитации подразумевает наличие позитивного эффекта в
отношении других реабилитационных мероприятий, что особенно отчетливо
проявляется в плане повышения успешности восстановительного лечения, получение
общего и профессионального образования.
Главная роль в психологической реабилитации отводится психологу.
Работая в центрах реабилитации, психолог должен обладать такими качествами,
как: эматичность, терпимость, позитивное самоотношение, адекватная самооценка,
интуиция, богатое воображение, уверенность, аутичность поведения, гибкость,
высокий уровень интеллекта.
Для профессиональной деятельности в работе с
детьми-инвалидами психологу необходимо знать:
1.
Закономерности психического развития человека, возрастные
особенности развития человека в разные периоды его жизни.
2.
особенности проявления индивидуальных особенностей темперамента,
характера, психики человека, особенности анатомо-физиологического развития.
3.
Закономерности развития групп и коллективов, особенности
взаимоотношений между людьми на разных возрастных этапах, возможные причины
конфликтов, составные благоприятного психологического микроклимата в
коллективе.
4.
Современные методики обследования и тестирования детей и взрослых,
быть в курсе современных достижений в детской социальной и других разделок
психологии.
Основными средствами, которыми пользуется психолог в своей
деятельности, являются: консультация, психологический тренинг, психокоррекция,
психотерапия и психологическое просвещение.
Задачи службы социально-психологической реабилитации не
ограничиваются работой с самими инвалидами. Все они проживают в семьях. Семья
не стоит в стороне от жизненно важных проблем инвалида, а является наиболее
важной социально-реабилитационной средой. С ней непосредственным образом
связана вся жизнедеятельность инвалида. В семье проходит формирование
самооценки инвалида, определяется его социальная роль и позиция, от чего в
значительной мере зависит его судьба. Семья как реабилитационная среда, не
только проявляет внутрисемейную заботу, оказывает физическую помощь,
психологическую поддержку, помогает адаптации к современному образу жизни, но и
организует восстановительное лечение, обучение, помогает приобрести профессию.
Межличностные отношения в семье, позиция родителей, родственников к инвалиду,
приспособление место проживания, обучение бытовым навыкам -все это факторы
позитивно или негативно отражающиеся на реабилитации инвалида.
Формы и методы работы с семьей очень разнообразны: групповая работа
с семьями, в которых имеются инвалиды со сходной патологией или сходные
ситуации в семьях; индивидуальная работа с родителями или одним из них. Беседы
носят просветительный, информационный и обучающий характер. По существу центр
проводит широкое семейное консультирование. Решение проблем в семье
благоприятно сказывается на социально-психологическом статусе инвалида -
нормализуется настроение, упорядочивается поведение, улучшаются показатели в
учебе, устраняется аффективная напряженность.
Целенаправленное проведение психологом мероприятий по
психологической реабилитации детей-инвалидов, психологической поддержки семей,
их воспитывающих, возможно лишь на основании результатов дифференцированной
психодиагностики.
Психодиагностическое направление позволяет определить особенности
актуального психического состояния и потенциальных возможностей психического
развития индивида. Соответствующие психодиагностические оценки особенностей
интеллектуального развития ребенка, эмоционально-мотивационной сферы, личности
в целом и отдельных психических функций, оценки прогноза их развития позволяют
выделить те «психологические точки», которые в наибольшей мере тормозят
процессы социализации и нуждаются в развитии.
Психолог работает и по направлению психодиагностики, характера
внутрисемейных отношений, результаты которой, также имеют важнейшее значение в
плане проведения реабилитационных мероприятий. Это обусловлено тем, что и сама
семья ребенка и его ближайшее окружение также очень часто должны быть объектом
психологической реабилитации.
Психолог осуществляет психологическую консультацию для детей и их
родителей в широком круге проблем взаимоотношений, общения, позволяющая
разрешать всевозможные психологические коллизии, препятствующие самореализации
личности. Именно консультативная помощь играет важнейшую роль в плане
психопрофилактики возможных отклонений в развитии ребенка.
Психотерапия - это комплексное лечение психических, нервных и
психосоматических расстройств, решающие задачи по смягчению или ликвидации
имеющейся симптоматики и изменению отношений к социальному окружению и
собственной личности.
Наиболее рациональным в работе с детьми является использование методов
игровой терапии, психодрамы, арттерапии.
Психолог работает и по направлению психологического просвещения,
приобщения населения, персонала организации к психологическим знаниям. Во
многих ведомствах существует система повышения психологического образования
своих сотрудников, тесно связанная с их профессиональным совершенствованием.
Следующим направлением является психокоррекция - это коррекция
отельных свойств личности и характера в целях усвоения оптимальных способов
различных видов деятельности для возможности успешной и эффективной
самореализации и социальной интеграции.
Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в
системе психологической помощи детям с различными нарушениями
нервно-психологического развития. Термин «коррекция психического развития»
впервые использовался в дефектологии как один из вариантов
психолого-педагогической помощи аномальным детям. Он означал совокупность
педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений
в развитии аномального ребенка.
А. С. Спиваковская рассматривает психологическую коррекцию как
способ профилактики нервно-психологических нарушений у детей. В свою очередь
Карабанова и А. Г. Лидере рассматривают ее как метод психологического
воздействия, направленный на создание оптимальных возможностей и условий
развития личностного и интеллектуального потенциала ребенка. По мнению Р. С. Немова,
психологическая коррекция — это совокупность психологических приемов,
используемых психологом для исправления поведения психически здорового
человека.
Объектом психокоррекционных воздействий могут быть как здоровые,
так и больные люди. Поэтому следует дифференцировать психологическую коррекцию
нормального развития и коррекцию аномального развития, отягощенного
биологическими факторами отклонений в развитии.
В зависимости от характера диагностики и направленности личности
коррекции, Д. Б. Эльконин предлагал различать две формы коррекции:
симптоматическую, направленную на симптомы отклонений развитии, и коррекцию,
устраняющую источник и причины отклонений в развитии. [23, 22-25]
Одним из эффективных средств психологической реабилитации, Бачков
считает, психологический тренинг. Психологический тренинг - это
целенаправленное восстановление, развитие, формирование отдельных психических
функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу
заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве
препятствий для успешной самореализации личности в различных видах
деятельности.
Методы психологического тренинга могут использоваться в
реабилитационной работе с детьми-инвалидами на более ранних возрастных этапах,
чем другие.
Наиболее эффективным является метод распределения детей-инвалидов,
посещающие центра по сопутствующим заболеваниям. Для этого рассматриваются
индивидуальные особенности каждой патологии.
Трудности восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом
обусловлены не только тяжестью двигательного дефекта, но, главным образом,
своеобразными особенностями их умственного и эмоционально-волевого развития.
Поэтому своевременно начатая психологическая помощь является одним из
важнейших звеньев системы их реабилитации.
Правильно подобранные методы психологической помощи с учетом
индивидуально-психологических особенностей больных оказывает положительное
влияние на динамику их умственного и личностного развития.
Психологическая помощь детям и подросткам с церебральным параличом
рассматривается как система реабилитационных воздействий, направленных на
повышение социальной активности, развитие самостоятельности, укрепление
социальной позиции личности больного, формирование системы ценностных установок
и ориентации, развитие интеллектуальных процессов, которые соответствуют
психическим и физическим возможностям больного ребенка.
Эффективность психологической помощи детям с церебральным
параличом в значительной степени зависит от качественной психологической диагностики.
Процесс психологической диагностики детей с ДЦП рекомендуется
разделить на следующие направления: психологическая диагностика развития
моторных функций, сенсорных функций, мнемических, интеллектуальных, а также
особенностей мотивационно-потребностной сферы и индивидуально-личностных
характеристик.
Клинико-психологическое обследование детей с ДЦП является
чрезмерно сложным. Это обусловлено тяжелой двигательной патологией, а также
наличием у большинства детей интеллектуальных, речевых и сенсорных нарушений.
Поэтому обследование детей с ДЦП должно быть направленно на качественный анализ
полученных данных. Предъявляемые ребенку задания должны быть не только
адекватны его хронологическому возрасту, но и уровню его сенсорного, моторного
и интеллектуального развития. Сам процесс развития необходимо проводить в форме
игровой деятельности, доступной ребенку. Особое внимание следует обратить на
двигательные возможности ребенка с ДЦП. Учет физических возможностей больного
очень важен при психологическом обследовании.
Дидактический материал, используемый при обследовании, необходимо
располагать в поле его зрения. Обследование рекомендуется проводить в манеже,
на ковре или в специальном кресле. При выраженном мышечном напряжении ребенку
придают «эмбриональную позу». Затем производят несколько качательных движений
по продольной оси тела. После этого тонус мышц значительно уменьшается, и
ребенок укладывается на спину. При помощи специальных приспособлений ребенок
фиксируется в этом положении.
У детей с церебральными параличами нарушения в психическом
развитии находятся в тесной взаимосвязи с двигательными расстройствами.
Обездвиженность ребенка во многом мешает ему активно познавать окружающий мир.
Положение многих детей с церебральными параличами бывает вынужденным, они
подолгу лежат в одной позе, не могут изменить ее, повернуться на другой бог или
на живот. Помещенные в положении на животе они не могут поднять и удержать
голову, в положении сидя они часто не могут пользоваться руками, так как
используют их для сохранения равновесия. Все это ограничивает поле зрения,
препятствует развитию зрительно-моторной координации.
При оценке двигательных возможностей ребенка для развития его
познавательной деятельности необходимо учитывать состояние моторики не только в
момент обследования, но важно обратить внимание на время овладения ребенком
теми или иными двигательными навыками. Вторым важным моментом в исследовании
двигательных функций у детей с церебральными параличами является оценка их
«функциональной приспособляемости» к своему двигательному дефекту. У детей с
сохранным интеллектом она достаточно выражена, то есть ребенок, несмотря на
тяжелый гипертонус, пытается схватить предмет и приспосабливается его
удерживать, рассматривать, удерживая предмет в кулаке или между средним и
безымянным пальцами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|