Проблема развития социально важных навыков у инвалидов в реабилитационном центре
В. В. Ковалев кроме ретардации и асинхронии, как основных типов
психического дизонтогенеза, выделяет еще третий тип, связанный, по мнению
автора, с механизмом высвобождения и фиксации более ранних онтогенетических
форм нервно-психического реагирования. В основе этого типа дизонтогенеза лежит,
по мнению Ковалева, преходящая психологическая незрелость, а также временный
возврат к незрелым формам нервно-психического реагирования. Под влиянием
неблагоприятных условий среды может происходить задержка дальнейшего созревания
«уже незрелых» структур и функций мозга. Это проявляется у ребенка в более
ранних, примитивных формах нервно-психического реагирования. [16,9-10]
В исследованиях психологов и физиологов показано, что степень
зрелости отдельных функциональных систем на определенных возрастных этапах
значительно различается. Одни функциональные системы уже сформировались и в
процессе онтогенеза незначительно модифицируются, тогда, как другие только
начинают формироваться. Именно в этом и заключается принцип гетерохронности,
неодновременности развития функциональных систем. Однако гетерохрония может
наблюдаться и в пределах одной функциональной системе. В эволюционной
физиологии доказано, что к моменту рождения, как правило, оказываются полностью
сформированы лишь те функциональные системы, которые способствуют развитию
жизненно важных функций организма.
Таким образом, каждая функциональная система и даже отдельные ее
звенья имеют собственную программу развития. Но, несмотря на это, мозг работает
как единое целое. Интегративная деятельность мозга предполагает теснейшее
взаимодействие его различных систем, их взаимную обусловленность. Наряду с гетерохронностью
созревания отдельных функциональных систем необходима определенная синхронность
в их взаимодействии. В каждом возрастном периоде отдельные системы должны
находится в определенной степени зрелости, иначе не произойдет полного слияния
систем в единый ансамбль. Развитие нервной системы ребенка, как подчеркивает Л.
О. Бадалян, сопровождается не только появлением новых форм реагирования, но и
угасанием старых, первоначальных автоматизмов. Запаздывание в угасании старых
форм реагирования в ряде случаев препятствует усложнению рефлекторной
деятельности, формированию новых межанализаторных связей. [1, 2-3]
Эволюционный подход в неврологии и психиатрии позволяет
дифференцированно подойти к проблеме многих патологических расстройств у детей
и подростков и разработать научно обоснованную классификацию вариантов
психического дизонтогенеза.
В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии описаны
различные варианты психического дизонтогенеза. Так, Г. Е. Сухарева выделяет три
вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное
развитие. Л. Каннер называет два вида - это недоразвитие и искажение развития.
Людз выделяет пять типов нарушения психического развития: необратимое развитие,
которое автор связывает с моделью олигофрении; дисгармоничное развитие с
психопатией; регрессирующее развитие с прогрессирующими дегенеративными
заболеваниями; альтернирующее развитие, включающее состояние асинхронии
развития; измененное развитие, наблюдаемое при шизофреническом процессе. [17,
280]
Для психологического анализа наиболее удобной является
классификация, предложенная В. В. Лебединским. Автор выделяет шесть основных
видов психического дизонтогенеза: 1) психическое недоразвитие; 2) задержанное
психическое развитие; 3) поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5)
искаженное развитие; 6) дисгармоничное развитие.
Преимуществом данной классификации является то, что она позволяет
более дифференцированно подойти к анализу отдельных вариантов психического
дизонтогенеза. Кроме того, она построена на основе качественного анализа
нарушений развития, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от
времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации . [23, 24-35].
Медицинская реабилитация и социально-педагогическая адаптация
детей с двигательными нарушениями на разных этапах развития общества решалась
по-разному. В конце XVIII и в начале XIX веков в Европе появляются не
только дома презрения, но и лечебные учреждения для детей с двигательными
нарушениями.
В России такое учреждение впервые открылось в Санкт-Петербурге в
1890 году. Общество «Синий крест» организовало «Приют для детей-калек и
паралитиков» на 20 человек. В этом приюте дети наблюдались врачами, получали
начальное образование и обучались ремеслу. С 1904 года консультантом, а затем
руководителем лечебного процесса в приюте становится основоположник
отечественной ортопедии профессор Военно-медицинской академии Г. И. Турнер. В
1936 году на базе лечебно-педагогического учреждения для детей с двигательными
нарушениями, был создан Научно-исследовательский институт детской ортопедии и
травматологии имени Г. И. Турнера. Со дня основания приют на базе института
постоянно работала школа, а с 1962 года была организованна первая в СССР,
психологическая служба под руководством доцента Р. Я. Абрамович-Лехтман. В 1967
году в клинике института появилось специальное отделение для восстановительного
и ортопедо-хирургического лечения детей с церебральным параличом. А в 1968 году
— отделение «Мать и дитя», где ребенок вместе с матерью находился в течении
трех месяцев. За этот период ребенок получал комплексное восстановительное
лечение, занимался с психологом, логопедом, в кабинете ЛФК, а мать обучалась
уходу за ребенком. В конце 1950 годов в Ленинграде и в других крупных городах
Советского Союза стали появляться санатории и школы-интернаты для детей с
нарушениями движений. В основном в этих школах получали знания и помощь дети с
детским церебральным параличом. Одним из первых специализированных учреждений
для детей с ДЦП в Санкт-Петербурге является санаторий Комарове. Под
руководством С. А. Бортфель были разработаны оригинальные методы лечебной
физкультуры для детей с ДЦП. В начале 1970 годов в Москве был открыт Всесоюзный
Центр восстановительного лечения детей с детским церебральным параличом. В настоящее
время в России функционируют более 40 школ для детей с ДЦП, а также
специализированные сады и группы «Особый ребенок». [23, 108-109].
Вывод 1.1.
В исследования проблем дизонтогенеза детей дошкольного возраста с
ДЦП, основанных на качественном анализе нарушений развития, выделяются ведущие
признаки нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести
и локализации.
В настоящее время функционируют более 40 школ для детей с ДЦП, а
также специализированные сады и группы «Особый ребенок».
1.2 Психологические особенности детей, воспитывающихся в
реабилитационных центрах
Исходя из документов Министерства социальной защиты населения
Российской Федерации, в реабилитационных центрах воспитываются дети с
отклонениями в развитии. Среди них имеются дети с психическим недоразвитием, с
задержкой психического развития, дети с церебральным параличом, с аутизмом,
дети с эмоциональным нарушением, дети олигофрены, дети-психопаты, дети с
астеническими состояниями, с различными нарушениями слуха и речи.
Дети с различными нарушениями слуха и речи. Речь - одна из
центральных, важнейших психических функций. Она имеет огромное влияние на
формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие
мышления зависит от развития речи. В формировании речевой функции участвуют:
речевой анализатор и речедвигательный анализатор. Деятельность
речедвигательного анализатора зависит от слухового анализатора, который имеет
исключительное значение для развития произносительной стороны речи.
Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем
развития фонематического восприятия и произносительной стороны речи, но и
способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова.
Эта способность осознавать звуковой состав слова, является центральным
моментом, как и при овладении грамматическим строением родного языка, так и при
обучении грамоте. При различных степенях нарушения слуха, у детей часто
возникают затруднения в овладении грамотой.
Полное или очень резкое нарушение слуха в раннем возрасте,
приводит к тому, что речь ребенка не развивается, он становится немым и его
обучение возможно только в специальной школе для глухих. Для детей с различной
степенью тугоухости также нужны особые методы обучения. Их направляют в специальные
школы для слабослышащих детей. Иногда таких детей ошибочно направляют даже во
вспомогательные школы для умственно отсталых, так как нарушение слуха приводит
не только к недоразвитию речи, но и к задержке общего развития, что и дает
повод для ошибочного диагноза «олигофрения».
В случае тугоухости особенно важно учитывать не только степень, но
и время наступления снижения слуха. Это имеет существенное значение для
понимания характера отклонений в развитии у детей и для предупреждения
ошибочного диагностирования их как олигофренов. Тугоухость, наступившая рано, в
период, когда у детей еще не сформировалась речь, ведет к тому, что без
специального обучение речь у детей не развивается. При возникновении у ребенка
тугоухости, той или иной степени в более позднем возрасте, то есть после того
как у него сформировалась речь, дельнейшее развитие речи будет идти более
интенсивно, хотя и с характерными недостатками, обусловленными тугоухостью.
Учитывая разный уровень развития речи у этих двух категорий
слабослышащих детей, структурой специальных школ для них предусмотрено два
отделения, работающих по своим учебным планам и программам.
Есть также дети, которые испытываю затруднения в овладении чтением
и письмом, несмотря на то, что слух у них сохранен. Это преимущественно дети с
речевыми нарушениями.
Так же в реабилитационных центрах встречаются дети - олигофрены,
умственное недоразвитие которых обусловлено поражением отдельных мозговых
систем во внутриутробном периоде или в самом раннем периоде жизни в связи с
внешними вредностями. Известную роль может играть и патологическая
наследственность.
Чаще всего олигофрения возникает вследствие разнообразных внешних
факторов, неблагоприятно влияющих на внутриутробное развитие плода. Сюда
относятся некоторые инфекционные заболевания матери во время беременности —
тяжелые вирусные гриппы, заражение плода различными паразитами, которые имеются
у матери, алкоголизм родителей, травматические поражения плода. Причиной
олигофрении могут быть природовые травмы. Олигофрения иногда может возникнуть вследствие
заболевания ребенка на самых ранних этапах его жизни. К этим заболеваниям
относятся воспалительные заболевания мозга и его оболочки и травматические
поражения центральной нервной системы.
Олигофрения имеет разные степени выраженности. Наиболее тяжелой
степенью олигофрении является идиотия, при которой дети не обучаемы. Следующая,
так же тяжелая форма олигофрении - имбецильность, при которой дети могут
освоить некоторые самые несложные виды труда, и даже овладеть элементами
грамоты. Третью группу олигофренов по степени умственного недоразвития
составляют дети-дебилы, которые способны в более удлиненные сроки овладеть
программой начальной школы и получить профессиональную подготовку по несложным
видам труда в промышленности. У детей-дебилов не доразвиваются сложные
произвольные формы движений. Они часто начинают позже ходить. В большинстве
случаев имеет место задержка в развитии речи. В игре дети-дебилы не всегда
могут действовать соответственно взятой на себя роли, так как недостаточно понимают
игровую ситуацию в целом.
Для детей-дебилов характерна интеллектуальная недостаточность. Она
выражается к неспособности к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и
зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, к их анализу
и синтезу. Мышление ребенка-дебила имеет наглядно-образный, ситуационный
характер и обладает рядом своеобразных черт. Так, рассматриваемый предмет,
дебил замечает меньше характеризующих его признаков, бессистемно выделяет
главным образом только наглядно воспринимаемые, резко очерченные его части и,
как правило, не самые существенные.
У ребенка олигофрена отмечается резко обеденный и суженый круг
знаний и представлений об окружающем, слабая ориентировка в пространстве, во
времени, в обыденной жизни. Он часто не знает своего адреса, имен близких
родных.
Отличительной чертой детей олигофренов является тупоподвижность,
инертность психических процессов, они склонны к «застреваниям», к
стереотипности в мышлении и действиях. У них снижено критическое отношение к
себе и окружающим.
По особенностям своего поведения эти дети далеко не однородны: они
возбудимы, импульсивны, недостаточно дисциплинированны; другие - более
уравновешенны, спокойны и дисциплинированны, есть крайне вялые, заторможенные,
медлительные.
Имеются также дети с временной задержкой психического развития. К
этой категории относятся дети с психофизическим или только психическим
инфантилизмом и дети, у которых инфантилизм сочетается с задержкой в развитии
познавательной деятельности - произвольного внимания, логического запоминания,
пространственных представлений, восприятия, мышления. Задержки в развитии могут
возникнуть из-за явлений токсикоза или нарушения питания матери во время
беременности, из-за недоношенности. Эти дети позже начинают ходить и говорить.
Физическая недостаточность у них характеризуется малым весом и ростом. Особое
своеобразие наблюдается в развитии эмоционально-волевой сферы. Инфантильность в
поведении этих детей, то есть наличие у них черт, характерных для более
младшего возраста.
Еще одна категория детей с астеническими состояниями. В
зависимости от причин, вызвавших астеническое состояние, обычно различают
церебральную астению и соматическую астению. Характерной особенностью
астенических и, тем более, цереброастенических состояний является нарушение
интеллектуальной деятельности при первично-сохранном интеллекте. В процессе
учебной работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение,
возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается
ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении
задания.
Дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных
речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением,
письмом, счетом.
Церебральная астения чаще бывает обусловлена нарушением циркуляции
жидкости в мозгу, либо возникает вследствие перенесенного сотрясения мозга, или
воспалительного очага в мозгу. Это происходит потому, что при воспалительных
мозговых процессах и при черепных травмах количество спинномозговой жидкости
ожжет несколько увеличиться и тогда циркуляция ее нарушается. Церебральная
астения нередко обусловливает неуспеваемостью детей.
Дети с реактивными состояниями и конфликтными переживаниями.
Нервно-психические нарушения, которые возникают у ребенка вследствие
травмирующих его психику ситуаций, носит название реактивных состояний.
Реактивные состояния у детей могут возникнуть при отсутствии каких бы то ни
было мозговых нарушений. Реактивные состояния могут проявляться в замыкании, в
подергиваниях в различных частях тела, страхах, недержании мочи, а при острых
состояниях даже кала. При остро действующих травмирующих моментах у детей
нередко наблюдается расстройства сознания типа сумеречных, то есть таких, когда
ребенок совершает ряд действий, о которых в дальнейшем не помнит. У некоторых
детей иногда появляется состояние психомоторного возбуждения в виде повышенной
суетливости, бесцельных движений, немотивированных поступков. У других,
наоборот, появляется реакция торможения, когда дети как бы цепенеют, застывают.
В младшем возрасте отмечается выпадение отельных функций, например, временная
глухота. У подростков отмечается нарушение всей эмоционально-волевой сферы.
Среди детей попадаются так называемые дети-психопаты. Причиной
психопатии являются либо патологическая наследственность, либо неблагоприятные
воздействия на ребенка внешних факторов во внутриутробном периоде или на самых
ранних этапах его жизни.
Психопатия характеризуется неравномерным развитием отдельных
психических функций и систем. У детей-психопатов наблюдается недоразвитие и
своеобразные изменения в эмоционально-волевой сфере. Одни дети чрезмерно
чувствительны, обидчивы, ранимы, болезненно привязаны к кому-нибудь из своих
близких при равнодушном отношении к остальным членам семьи. Другие дети,
наоборот, эмоционально холодны, не имеют привязанностей, замкнуты, несколько
эгоистичны. В некоторых случаях в чертах характера детей-психопатов выступает
эгоцентризм, переоценка своих возможностей, подчеркнутое самоутверждение.
У детей-психопатов часто отмечается повышенная возбудимость,
склонность к аффективным вспышкам. Характерным также является недоразвитие
воли, наблюдается неустойчивое настроение. У них снижена работоспособность, они
недостаточно внимательны, не умеют сосредоточиться, преодолевать трудности.
Наряду с группой детей-психопатов органического круга бывают дети
с так называемой конституциональной психопатией. Этиологическим фактором этих
психопатических состояний является патологическая наследственность. Основные
особенности этой группы психопатов - вязкость и тугоподвижность эмоциональных
проявлений. Поэтому для них характерны застревания на переживаниях, угрюмость,
подозрительность, недовольство.
Дети с шизоидными чертами характера чаше всего бывают в семьях с
наследственной отягощенностью в виде психических заболеваний. Своеобразие
развития детей с шизоидной психопатией проявляется уже в раннем дошкольном
возрасте. Одни из них чрезмерно впечатлительны, боятся всего нового, другие -
двигательно беспокойны, третьи - вялы и пассивны. Но все они не общительны,
несколько «отгорожены» от своих сверстников, предпочитают общение со взрослыми.
Наряду с ускоренным умственным развитием у детей с шизоидными чертами
недоразвивается моторика. Для всех детей этой группы характерны ранимость,
неуверенность в себе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|
|