Проблема манипуляции в педагогической деятельности
Различные
варианты "присоединения к...", по материалам из интернета, больше
распространены в обыденном словоупотреблении: "присоединиться к
намерению", "разделить интересы, заботы", "согласиться на
участие", "присоединиться к работе". Построены они на
предположении, что у другого имеется ожидание "будь со мной, делан то же,
что и я, делай как я". Как за допущением, так и за ожиданием
просматривается все та же потребность в объединении, в общении. В данном случае
- общение по поводу какого-либо предмета совместной деятельности [25].
Однако
присоединение может происходить и по-другому, считает В. П. Шейнов: сначала
актуализируется одна из общностей, к которым принадлежит адресат, а уже к ней
производится приобщение. Этими приемами пользуются не только манипуляторы.
Чаще всего присоединение не организуется, а происходит спонтанно, что
свидетельствует об эффективности создаваемой общности, о позитивном отношении
партнеров друг к другу. Какие приемы при этом используются, стороны чаще всего
и не подозревают. Нередко люди все же осознают, что они "подстраиваются"
к другому, "ищут подход", но даже в этих случаях сами по себе приемы
далеко не всегда являются манипулятивными. Присоединение или подстройка необходимы
как важнейшая составляющая процесса общения, без которой было бы невозможным
сколь-нибудь длительное время поддерживать отношения, или вспомогательного
средства, а как основной прием [22].
3.7
Межличностное пространство.
С
момента установления контакта, пишет Бодалев А. А., между общающимися сторонами
складывается психологическое (межличностное) пространство взаимодействия. Как и
физическое пространство, оно имеет свою топику и свои измерения. Каждое
событие, происходящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется,
специфическим образом организуется, а его развитие куда-то направляется —
событие совершается взаимными усилиями партнеров по общению. Для описания, как
статических состояний психологического пространства взаимодействия, так и
происходящих в нем изменений могут быть использованы следующие понятия:
территория, дистанция, пристройка, инициатива, вектор, темп н паузы. С помощью
этих понятий мы сможем подвергнуть анализу и действия манипулятора, понять,
каким образом ему удается влиять на события в соответствии со своими замыслами.
Территория
- часть межличностного пространства, которую тот или иной партнер считает
своей. В соответствии с онтологическими пластами психики человека, с которыми
устанавливается контакт, можно обнаружить специфический для них вид
психологической территории. На кинестетическом уровне такой оказывается
физическая территория. На эмоциональном – право "собственности" на
настроение, на реакцию - они мои. На операциональном – “моя” работа,
индивидуальный способ ее выполнения, свой стиль деятельности. На предметном –
моя мысль, мой род занятий. На личностном – то, что важно для меня
В
результате присоединения, как уже было показано, однотипные психические пласты
объединяются в общие поля, на каждом из которых определяются "свои
территории" и "ничейные" зоны. Всякое психологическое, воздействие
с неизбежностью означает вступление на чужую психологическую территорию.
Разница в том, что это вступление может быть результатом приглашения,
насильственного вторжения или тайного проникновения. Для манипулятивного
воздействия более характерно последнее.
Дистанция
- функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Такими
преградами могут быть внешние физические барьеры, если они играют роль эквивалентов
психологических преград, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Но
нередко это препятствия смысловые или духовные. Преградой может оказаться
«закрытость» какого-то онтологического слоя для присоединения к нему. А внутри
каждого из совместных полей - препятствия для проникновения на
"частную" территорию. Таким образом оказывается, что полного объединения
практически никогда не бывает, поэтому дистанция существует всегда.
Пристройка -
термин, обозначающий вертикальную составляющую психологического пространства
взаимодействия. Отражает взаимное "расположение" партнеров по
общению. Самые очевидные примеры связаны с ролевыми позициями сторон. Тот, кто
стремится доминировать, занимает пристройку сверху, предоставляющую большие
для этого возможности. Внешне пристройка сверху может выглядеть как поучение,
осуждение, совет, порицание, замечание. Симметричная пристройке сверху позиция
– пристройка снизу, которая означает тенденцию к покорности и послушанию.
Проявляется как просьба, извинение, оправдание, виноватая или заискивающая
интонация, наклоны корпуса, опускание головы и другая демонстрация зависимости
и подчинения.
Пристройка
на равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудничеству,
информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интонации,
вопросы и т. п.[1]
3.8 Инициатива.
Инициатива,
из статьи с интернета, может быть определена как начальный момент управления
процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров (соперников). Данное понятие
служит для обозначения ведущей или направляющей роли последнего б процессе общения. П. М. Ершов
предложил различать владение инициативой и распоряжение ею. Владение - это
открытое взятие на себя управления процессом общения. Владеть инициативой
означает реально пользоваться своим правом (и возможностью) запускать события и
управлять ими. Распоряжение - употребление права решать, кто сейчас будет
владеть инициативой. Распоряжаться
- значит позволять или запрещать владение инициативой, предоставлять такую
возможность или отбирать. Очевидно, что распоряжение обеспечивает одному из
партнеров более высокий ранг, предоставляя дополнительные возможности.
Человек,
владеющий инициативой; тем более распоряжающийся ею, имеет больше возможностей
для достижения собственных целей. Естественно, что общающиеся стороны стараются
овладеть инициативой, что ведет к борьбе за нее — стремлению завладеть,
преодолевая сопротивление соперника. Выражается эта борьба следующим образом:
•
взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления со стороны
партнера;
•
перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;
•
использование - удержание в руках, владение в течение сравнительно долгого
промежутка времени;
•
передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;
•
потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка
сопернику[24].
Важнейшей
характеристикой манипулятивного воздействия, по мнению Леонтьева А. А.,
является наличие явного и скрытого уровней воздействия, то есть определение
направленности воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды"
или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым
уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно
утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возникает тогда, когда необходимо
передать более одного сообщения, одно из них должно сохраниться в секрете.
Скрытое
воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно
встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они
могут выглядеть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно
искусна), или как случайные включения, на которые обычно не обращают внимания.
Направленность
воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может быть
сколь угодно разнообразным, однако в манипулятнвной ситуации всегда могут быть
выделены как минимум две группы векторов, одна оказывается релевантной основной
цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции.
Иногда почти все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного
вектора.
Многовекторность
воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия,
нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата.
Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие
такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к
ожидаемому результату.
Вторым
источником многовекторности воздействия (а в общем случае — всего поведения)
является полимотивированность деятельности человека. Множество подзадач,
которые решает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но
и проблем внутреннего порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами
одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных
затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.
"Прочитать" мозаику векторов в реальном
поведении можно по следующим признакам, прямые речевые обращения к кому-либо,
развороты корпуса, лица, направление взгляда, указующие жесты, а также то, что
может быть проинтерпретировано как бессознательный указатель, эквивалент указующего
жеста – ориентация ступни, предметов в руках и т. д.[14]
3.9
Динамика.
К
динамическим характеристикам общения относятся в первую очередь темп, паузы и
атмосфера. Под темпом общения понимается скорость, с которой развиваются
межличностные события, выполняются реализующие их действия.
Информационно-силовое
обеспечение (из материалов интернета).
В
плане межличностных отношений сквозными и всепроникающими процессами можно
считать употребление силы и передачу информации.
При
психологическом давлении манипулятор начинает свои действия, имея некоторую
степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать
нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного
аспекта взаимоотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.
П.
М. Ершов определяет силу как преимущество одного партнера над другим по
какому-либо параметру воздействия. Наличие того или иного преимущества часто
вскрывается лишь в самом процессе воздействия - уже как применение силы, что не
отрицает факта ее наличия в потенциальном виде.
Л
М. Ершову принадлежит описание трех видов сил партнеров по общению. Он выделает
позиционные, динамические и деловые преимущества. Дополненная классификация
видов сил приобретает следующий вид.
Собственные
силы – автор исходит только из того, чем обладает сам на момент воздействия;
набор некоторых преимуществ почти всегда находится при нем:
1)
статусные: ролевая позиция, должность, возраст;
2)
деловые: квалификация, аргументы, способности, знания.
Привлеченные
(или заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют
другие лица, как правило, актуально в ситуации не представленные:
3)
представительская поддержка - опора на силу конкретных или достаточно определенных
третьих лиц.
4)
конвенциональные преимущества - опора на силу обобщенных "других", на
всеобщие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль и т. д.
Процессуальные
силы - преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимодействия с
партнером:
5)
динамические силы, темп, паузы, инициатива;
6)
позиционные преимущества - эксплуатация эмоционального тона прежних или нынешних
отношений, опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения
и т. п.
7)
договор - результат совместных соглашений, содержащий в себе юридическую, моральную
или рациональную силу.
Слабости
партнера - сила добывается из психических особенностей партнера по
взаимодействию: чувствительность к похвалам, сильная любовь к детям, желание руководить
людьми и т.д.[8]
Информационное
оформление.
В
работе Т. М. Николаевой указываются способы информационного манкирования с
целью оказания психологического, в том числе манипулятивного, давления на
собеседника:
1)
"универсальные высказывания", которые в принципе проверить невозможно,
а потому они и не подлежат обсуждению;
2)
генерализации (расширенные обобщения): на классы людей, во времени;
3)
неявное указание как бы общепризнанной нормы;
4)
маскировка под пресуппозиции;
5)
неопределенный референтный индекс;
6)
умножение действий, имен действий, ситуаций;
7)
"коммуникативный саботаж", при котором предыдущая реплика игнорируется,
а в ответ вводится новое содержание.
В
другой работе (Сентенберг, Карасик) находим следующие способы "речевых
манипуляций": двусмысленность, замещение субъекта действия, подмена
нейтральных понятий эмоционально-оценочными коррелятами и наоборот, ложная
аналогия, тематическое переключение.
Авторы
полагают, что "как правило, манипуляторы опасаются, что их социальный
статус недостаточно высок и поэтому стремятся его искусственно повысить,
претендуя на право поучать и обладать особо значимой информацией" [25].
По
Б. И Шейнову можно указать и некоторые другие «средства тонкой информационной
филировки психологического воздействия» (техника NLP):
1)
пресуппозиции – неявные допущения, вводимые в информационный обмен лингвистическими
средствами;
2)
допущения типа "ясно и очевидно";
3)
модальные операторы долженствования и возможности.
Не
случайно техники NLP воспринимаются многими
психологами как высокоманипулятивные[22].
Психологические
уловки детей и подростков.
Э.
Шостром определяет детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько
их типов:
1)
Самый распространенный из них - "маленькая тряпка". Этот пассивный
зависимый ребенок манипулирует родителями, используя свою крайнюю беспомощность
и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно
рано обнаружив силу своей кажущейся слабости, он выбирает роль беспомощного и
глупого. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он
достаточно умен, раз успешно манипулирует взрослыми и заставляет их все делать
за него.
2)
Второй тип детского манипулятора можно назвать "маленьким диктатором".
Он управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, топанья
ногами.
3)
Третий тип детского манипулятора - это "Фредди - лисица". Он начал
жизнь плаксой, и, как он обнаружил вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Он еще
сам не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят
и, кажется, больше любят. До школы он оттачивал свой слезливый механизм, а в
школе получил возможность использовать свое тайное оружие по назначению. Он
стал мастером по провоцированию сочувствия к себе.
4)
Четвертый тип маленького манипулятора - это "жестокий Том". Его
характерная черта – насильственный темперамент. Он толкает, задирает, обзывает
детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из
ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим
хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая
уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в
свои силы.
5)
Пятый тип детского манипулятора - "Карл - соревнователь", или стремящийся
быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в
семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой
соревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа — лучший полигон
для его упражнений в этой области.
Манипулятивные
способы подростков (по Э Шострому): плач, угроза, спекуляции, сравнение,
вымогательство (или шантаж), настраивание одного родителя против другого, ложь,
подавленное состояние[23].
В
экспериментальных работах по социальной психологии, говорится в статье из
интернета, выявлено немало зависимостей, составляющих «золотой фонд»
манипуляторов. Они касаются способов и времени подачи информации, условий ее
предъявления и т. п.
Например.
"Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения,
соответствующие взглядам аудитории... Представляйте одну сторону аргумента,
если аудитория, в общем, дружественна, или если приводится только ваша позиция,
или если вам нужен непосредственный, пусть и временный, эффект.
Представляйте
обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами, или есть
вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще.
Если
противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен последним,
вероятно будет более эффективен...
Предупреждение
аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает сопротивление к
нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием,
снижает сопротивление. Еще один класс приемов, которые также можно отнести к
информационным – одновременная подача противоречащих друг другу сообщений.
Например, противоречие между словами и интонацией. Адресату приходится
выбирать, на какое сообщение реагировать. Какая бы реакция ни была,
манипулятор всегда может возразить, что имелось в виду иное[22].
Глава 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в
педагогической деятельности.
§
1. Организация и методики исследования.
В
практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого
было выяснить, как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляции в
педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом
исследования будут являться четыре группы людей разных возрастов: учащиеся
средней школы № 2 города Межгорье (10-11 классы) в кол-ве 45 человек, студенты
первого курса в кол-ве 19 человек, студенты пятого курса в кол-ве 35 человек и
преподаватели средней школы № 2 города Межгорье в количестве 14 человек. Была
проведена математическая обработка результатов исследования и сделан
сравнительный анализ результатов исследования. Сравнительный анализ проводился
среди студентов первого курса и школьников, учителей и студентов пятого курса,
так как эти группы близки по своим психологическим особенностям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|