бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Проблема манипуляции в педагогической деятельности бесплатно рефераты

Различные варианты "присоединения к...", по материалам из интернета, больше распро­странены в обыденном словоупотреблении: "присоединиться к намерению", "разделить ин­тересы, заботы", "согласиться на участие", "присоединиться к работе". Построены они на предположении, что у другого имеется ожидание "будь со мной, делан то же, что и я, делай как я". Как за допущением, так и за ожиданием просматривается все та же потребность в объединении, в общении. В данном случае - общение по поводу какого-либо предмета со­вместной деятельности [25].

Однако присоединение может происходить и по-другому, считает В. П. Шейнов: сначала актуализируется одна из общностей, к которым принадлежит адресат, а уже к ней произво­дится приобщение. Этими приемами пользуются не только манипуляторы. Чаще всего при­соединение не организуется, а происходит спонтанно, что свидетельствует об эффективности создаваемой общности, о позитивном отношении партнеров друг к другу. Какие приемы при этом используются, стороны чаще всего и не подозревают. Нередко люди все же осознают, что они "подстраиваются" к другому, "ищут подход", но даже в этих случаях сами по себе приемы далеко не всегда являются манипулятивными. Присоединение или подстройка необ­ходимы как важнейшая составляющая процесса общения, без которой было бы невозможным сколь-нибудь длительное время поддерживать отношения, или вспомогательного средства, а как основной прием [22].

3.7 Межличностное пространство.

С момента установления контакта, пишет Бодалев А. А., между общающимися сторонами складывается психологическое (межличностное) пространство взаимодействия. Как и физи­ческое пространство, оно имеет свою топику и свои измерения. Каждое событие, происхо­дящее в этом пространстве, кем-то из партнеров инициируется, специфическим образом организуется, а его развитие куда-то направляется — событие совершается взаимными усилия­ми партнеров по общению. Для описания, как статических состояний психологического про­странства взаимодействия, так и происходящих в нем изменений могут быть использованы следующие понятия: территория, дистанция, пристройка, инициатива, вектор, темп н паузы. С помощью этих понятий мы сможем подвергнуть анализу и действия манипулятора, понять, каким образом ему удается влиять на события в соответствии со своими замыслами.

Территория - часть межличностного пространства, которую тот или иной партнер считает своей. В соответствии с онтологическими пластами психики человека, с которыми устанав­ливается контакт, можно обнаружить специфический для них вид психологической террито­рии. На кинестетическом уровне такой оказывается физическая территория. На эмоциональ­ном – право  "собственности" на настроение, на реакцию - они мои. На операциональном – “моя” работа, индивидуальный способ ее выполнения, свой стиль деятельности. На предмет­ном – моя мысль, мой род занятий. На личностном – то, что важно для меня

В результате присоединения, как уже было показано, однотипные психические пласты объ­единяются в общие поля, на каждом из которых определяются "свои территории" и "ничей­ные" зоны. Всякое психологическое, воздействие с неизбежностью означает вступление на чужую психологическую территорию. Разница в том, что это вступление может быть резуль­татом приглашения, насильственного вторжения или тайного проникновения. Для манипулятивного воздействия более характерно последнее.

Дистанция - функция от межличностных преград, стоящих на пути сближения людей. Та­кими преградами могут быть внешние физические барьеры, если они играют роль эквива­лентов психологических преград, паузы, остановки, перевод разговора на другие темы. Но нередко это препятствия смысловые или духовные. Преградой может оказаться «закрытость» какого-то онтологического слоя для присоединения к нему. А внутри каждого из совместных полей - препятствия для проникновения на "частную" территорию. Таким образом оказыва­ется, что полного объединения практически никогда не бывает, поэтому дистанция сущест­вует всегда.

Пристройка - термин, обозначающий вертикальную составляющую психологического про­странства взаимодействия. Отражает взаимное "расположение" партнеров по общению. Са­мые очевидные примеры связаны с ролевыми позициями сторон. Тот, кто стремится доми­нировать, занимает пристройку сверху, предоставляющую большие для этого возможности. Внешне пристройка сверху может выглядеть как поучение, осуждение, совет, порицание, за­мечание. Симметричная пристройке сверху позиция – пристройка  снизу, которая означает тенденцию к покорности и послушанию. Проявляется как просьба, извинение, оправдание, виноватая или заискивающая интонация, наклоны корпуса, опускание головы и другая де­монстрация зависимости и подчинения.

Пристройка на равных — отсутствие пристроек сверху или снизу, стремление к сотрудни­честву, информационному обмену, соревнованию; характерны повествовательные интона­ции, вопросы и т. п.[1]

3.8 Инициатива.

Инициатива, из статьи с интернета, может быть определена как начальный момент управ­ления процессом взаимодействия со стороны одного из партнеров (соперников). Данное по­нятие служит для обозначения ведущей или направляющей роли последнего б процессе об­щения. П. М. Ершов предложил различать владение инициативой и распоряжение ею. Вла­дение - это открытое взятие на себя управления процессом общения. Владеть инициативой означает реально пользоваться своим правом (и возможностью) запускать события и управ­лять ими. Распоряжение - употребление права решать, кто сейчас будет владеть инициативой. Распоряжаться - значит позволять или запрещать владение инициативой, предоставлять такую возможность или отбирать. Очевидно, что распоряжение обеспечивает одному из партнеров более высокий ранг, предоставляя дополнительные возможности.

Человек, владеющий инициативой; тем более распоряжающийся ею, имеет больше воз­можностей для достижения собственных целей. Естественно, что общающиеся стороны ста­раются овладеть инициативой, что ведет к борьбе за нее — стремлению завладеть, преодоле­вая сопротивление соперника. Выражается эта борьба следующим образом:

•    взятие инициативы, если ее проявление не встретило сопротивления со стороны партнера;

•    перехват инициативы - быстрое овладение с обходом сопротивления партнера;

•    использование - удержание в руках, владение в течение сравнительно долгого промежутка времени;

•    передача - добровольное действие, уступка, отказ от инициативы;

•    потеря инициативы происходит вынужденно, как проигрыш, как уступка сопернику[24].

Важнейшей характеристикой манипулятивного воздействия, по мнению Леонтьева А. А., является наличие явного и скрытого уровней воздействия, то есть определение направленности воздействия. Явный уровень выполняет функцию "легенды" или "мифа", маскирующего истинные намерения манипулятора. Скрытым уровнем является тот, на котором как факт воздействия, так и его цель тщательно утаиваются от адресата. Скрытое сообщение возника­ет тогда, когда необходимо передать более одного сообщения, одно из них должно сохра­ниться в секрете.

Скрытое воздействие, однако, скрыто от адресата лишь психологически. Феноменально оно встроено в сюжет "легенды" как набор вполне легальных элементов. Они могут выгля­деть или как часть данной легенды (если манипуляция достаточно искусна), или как случай­ные включения, на которые обычно не обращают внимания.

Направленность воздействия определяется характером решаемых подзадач. Их сочетание может быть сколь угодно разнообразным, однако в манипулятнвной ситуации всегда могут быть выделены как минимум две группы векторов, одна оказывается релевантной основной цели воздействия, другая же призвана обеспечить податливость адресата к манипуляции. Иногда почти все манипулятивные усилия сводятся к «обслуживанию» основного вектора.

Многовекторность воздействия, задается стремлением к тотальности и многоплановости воздействия, нацеленностью одновременно на множество психических мишеней адресата. Релевантная каждой подзадаче активность конечным звеном предполагает наличие такой мишени - своего рода "кнопки", нажатие на которую приводит к ожидаемому результату.

Вторым источником многовекторности воздействия (а в общем случае — всего поведения) является полимотивированность деятельности человека. Множество подзадач, которые ре­шает манипулятор, касаются не только направленности на адресата, но и проблем внутрен­него порядка. Оба эти фактора оказываются двумя сторонами одного и того же процесса - поиска средств, которые при минимуме актуальных затрат дают максимальный эффект по комплексному решению жизненных задач.

"Прочитать" мозаику векторов в реальном поведении можно по следующим признакам, прямые речевые обращения к кому-либо, развороты корпуса, лица, направление взгляда, ука­зующие жесты, а также то, что может быть проинтерпретировано как бессознательный ука­затель, эквивалент указующего жеста – ориентация  ступни, предметов в руках и т. д.[14]

3.9 Динамика.

К динамическим характеристикам общения относятся в первую очередь темп, паузы и ат­мосфера. Под темпом общения понимается скорость, с которой развиваются межличностные события, выполняются реализующие их действия.

Информационно-силовое обеспечение (из материалов интернета).

В плане межличностных отношений сквозными и всепроникающими процессами можно считать употребление силы и передачу информации.

При психологическом давлении манипулятор начинает свои действия, имея некоторую степень уверенности в успехе. Эта уверенность воплощается в стремлении создать нужный перевес сил над партнером, позволяющий осилить его. Для описания данного аспекта взаи­моотношений воспользуемся понятиями сила и слабость.

П. М. Ершов определяет силу как преимущество одного партнера над другим по какому-либо параметру воздействия. Наличие того или иного преимущества часто вскрывается лишь в самом процессе воздействия - уже как применение силы, что не отрицает факта ее наличия в потенциальном виде.

Л М. Ершову принадлежит описание трех видов сил партнеров по общению. Он выдела­ет позиционные, динамические и деловые преимущества. Дополненная классификация видов сил приобретает следующий вид.

Собственные силы – автор исходит только из того, чем обладает сам на момент воздейст­вия; набор некоторых преимуществ почти всегда находится при нем:

1) статусные: ролевая позиция, должность, возраст;

2) деловые: квалификация, аргументы, способности, знания.

Привлеченные (или заемные) силы – те преимущества, в создании которых важную роль играют другие лица, как правило, актуально в ситуации не представленные:

3)  представительская поддержка - опора на силу конкретных или достаточно опреде­ленных третьих лиц.

4)  конвенциональные преимущества - опора на силу обобщенных "других", на всеоб­щие требования: нормы поведения, традиции, ценности, мораль и т. д.

Процессуальные силы - преимущества, которые извлекаются из самого процесса взаимо­действия с партнером:

5) динамические силы, темп, паузы, инициатива;

6) позиционные преимущества - эксплуатация эмоционального тона прежних или ны­нешних отношений, опора на хорошие отношения, обыгрывание вражды, недоверия, восхищения и т. п.

7) договор - результат совместных соглашений, содержащий в себе юридическую, моральную или рациональную силу.

Слабости партнера - сила добывается из психических особенностей партнера по взаимодействию:  чувствительность к похвалам, сильная любовь к детям, желание руководить людьми и т.д.[8]

Информационное оформление.

В работе Т. М. Николаевой указываются способы информационного манкирования с целью оказания психологического, в том числе манипулятивного, давления на собеседника:

1) "универсальные высказывания", которые в принципе проверить невозможно, а пото­му они и не подлежат обсуждению;

2) генерализации (расширенные обобщения): на классы людей, во времени;

3) неявное указание как бы общепризнанной нормы;

4) маскировка под пресуппозиции;

5) неопределенный референтный индекс;

6) умножение действий, имен действий, ситуаций;

7)  "коммуникативный саботаж", при котором предыдущая реплика игнорируется, а в ответ вводится новое содержание.

В другой работе (Сентенберг, Карасик) находим следующие способы "речевых манипуля­ций": двусмысленность, замещение субъекта действия, подмена нейтральных понятий эмо­ционально-оценочными коррелятами и наоборот, ложная аналогия, тематическое переклю­чение.

Авторы полагают, что "как правило, манипуляторы опасаются, что их социальный статус недостаточно высок и поэтому стремятся его искусственно повысить, претендуя на право поучать и обладать особо значимой информацией" [25].

По Б. И Шейнову можно указать и некоторые другие «средства тонкой информационной филировки психологического воздействия» (техника NLP):

1)  пресуппозиции – неявные  допущения, вводимые в информационный обмен лин­гвистическими средствами;

2) допущения типа "ясно и очевидно";

3) модальные операторы долженствования и возможности.

Не случайно техники NLP воспринимаются многими психологами как высокоманипулятивные[22].

Психологические уловки детей и подростков.

Э. Шостром определяет детей как прекрасных манипуляторов. Он различает несколько их типов:

1) Самый распространенный из них - "маленькая тряпка". Этот пассивный зависимый ребенок манипулирует родителями, используя свою крайнюю беспомощность и нерешительность, свою хроническую забывчивость и невнимательность. Довольно рано обнаружив силу своей кажущейся слабости, он выбирает роль беспомощного и глупо­го. Он не просто ленив, как думают многие. Он хитер, как лисица. Он достаточно умен, раз успешно манипулирует взрослыми и заставляет их все делать за него.

2)  Второй тип детского манипулятора можно назвать "маленьким диктатором". Он управляет взрослыми с помощью надутых губ, упрямства, непослушания, топанья ногами.

3) Третий тип детского манипулятора - это "Фредди - лисица". Он начал жизнь плаксой, и, как он обнаружил вскоре, слезы оплачиваются вниманием. Он еще сам не успел придумать, почему расплакался, а его уже утешают, ласково гладят и, кажется, больше любят. До школы он оттачивал свой слезливый механизм, а в школе получил воз­можность использовать свое тайное оружие по назначению. Он стал мастером по про­воцированию сочувствия к себе.

4) Четвертый тип маленького манипулятора - это "жестокий Том". Его характерная чер­та – насильственный  темперамент. Он толкает, задирает, обзывает детей, дерется и плюется. Довольно рано он понял, что гремучая смесь из ненависти и страха делает людей хорошо управляемыми. Поэтому он стал начинающим хулиганом. Более всего на свете он ненавидит авторитеты. Его непоколебимая уверенность довольно быстро превращается в самонадеянность и абсолютную веру в свои силы.

5) Пятый тип детского манипулятора - "Карл - соревнователь", или стремящийся быть первым. Это своеобразная комбинация Тома и Фредди. Обычно Карл вырастает в семьях, где есть два мальчика, и младший с раннего возраста овладевает наукой со­ревнований, отвоевывая себе равное место в этом мире. Школа — лучший полигон для его упражнений в этой области.

Манипулятивные способы подростков (по Э Шострому): плач, угроза, спекуляции, срав­нение, вымогательство (или шантаж), настраивание одного родителя против другого, ложь, подавленное состояние[23].

В экспериментальных работах по социальной психологии, говорится в статье из интернета, выявлено немало зависимостей, составляющих «золотой фонд» манипуляторов. Они касают­ся способов и времени подачи информации, условий ее предъявления и т. п.

Например. "Эффективность коммуникатора возрастает, если он сначала выражает мнения, соответствующие взглядам аудитории... Представляйте одну сторону аргумента, если аудитория, в общем, дружественна, или если приводится только ваша позиция, или если вам нужен непосредственный, пусть и временный, эффект.

Представляйте обе стороны аргумента, если аудитория уже не согласна с вами, или есть вероятность, что аудитория услышит противоположное суждение от кого-нибудь еще.

Если противоположные взгляды представлены друг за другом, тот, что представлен по­следним, вероятно будет более эффективен...

Предупреждение аудитории о манипулятивной нацеленности высказывания повышает со­противление к нему, в то время как наличие помехи, подаваемой параллельно с посланием, снижает сопротивление. Еще один класс приемов, которые также можно отнести к информа­ционным – одновременная подача противоречащих друг другу сообщений. Например, про­тиворечие между словами и интонацией. Адресату приходится выбирать, на какое сообще­ние реагировать. Какая бы реакция ни была, манипулятор всегда может возразить, что име­лось в виду иное[22].

Глава 2. Практическое исследование по проблеме манипуляции в педагогической деятельности.

§ 1. Организация и методики исследования.

В практической части данной работы было проведено исследование, задачами которого было выяснить, как учителя и учащиеся относятся к проблеме манипуляции в педагогической деятельности. Для этого был использован метод опроса. Объектом исследования будут являться четыре группы людей разных возрастов: учащиеся средней школы № 2 города Межгорье (10-11 классы) в кол-ве 45 человек, студенты первого курса в кол-ве 19 человек, студенты пятого курса в кол-ве 35 человек и преподаватели средней школы № 2 города Межгорье в количестве 14 человек. Была проведена математическая обработка результатов исследования и сделан сравнительный анализ результатов исследования. Сравнительный анализ проводился среди студентов первого курса и школьников, учителей и студентов пятого курса, так как эти группы близки по своим психологическим особенностям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5