Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики
Н.А. Умов: «Всякое знание
остается мертвым, если в учащихся не развивается инициатива и самодеятельность:
учащегося нужно приучать не только к мышлению, но и к хотению».
3). В чем заключается
ценность рассмотрения физики в развитии?
А. Эйнштейн: «... (если
этого нет, то учащийся) не переживает радости поиска и находок, не ощущает
живого процесса становления идей и ему редко удается достичь ясного понимания
всех обстоятельств, которые позволили избрать именно этот, а не какой-нибудь
другой путь».
Дж.К. Максвелл: «Наука
захватывает нас только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих
исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий».
4). Формирование
мировоззрения и творческого мышления.
М. Ворн: «Истинная наука
философична; физика, в частности, не только первый шаг к технике, но и путь к
глубочайшим пластам человеческой мысли».
П.Л. Капица: «Физика
является весьма подходящим предметом для начального воспитания в юношестве
творческого мышления в области естествознания. Это делает организацию
преподавания физики в школе ответственной задачей».
5). От учителя зависит
многое.
Н.А. Умов: «Знания
учителей должны представлять собой не что-либо готовое и раз навсегда
усвоенное, а постоянно развивающийся процесс, в котором педагогическая работа
должна сочетаться с научной ».
Ф. Нейман: «Очень хорошо
помогать своим ученикам и направлять их на верный путь. Но все это нужно делать
очень осторожно, нужно делать это так, чтобы ученик не заметил помощи и
подсказки и верил, что все это он делает сам».
А. Эйнштейн: «Где ученье
не клеится - а это бывает со всеми предметами - там главная вина падает на
учителя. Успехи учащихся - лучшее мерило для достоинств учителя».
Собрав воедино основные
положения, отмеченные в этих удивительно глубоких и современных по смыслу
высказываниях, кратко выделим самое главное:
• роль физики как
учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и
творческого мышления учащихся не только в области естествознания, но и в самом
общем смысле;
• знания, твердые основы
которых формируются при изучении физики в школе, должны быть максимально
приближены к реальной жизни и повседневной практике;
• изучение физики должно осуществляться
так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая
изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания;
• преподавание наук в
школе, в том числе и физики, должно носить более гуманитарный характер;
• обучение физике в школе
должны осуществлять учителя, желающие и умеющие проводить педагогические
исследования, тактично и незаметно для учащихся организующие и реализующие
процесс познания и воспитания.
Сформулируем основные
дидактические принципы, на которых должен строиться базовый курс физики с
учётом всего вышесказанного:
- Малый объем часов (от
36 до 72 в год — больше не уместится!).
- Современность научного
содержания («Современная физика в современном мире», что возможно только при
пренебрежении систематичностью, как это сделал Вайнберг).
- Научно-популярный
характер изложения вместо строго научного, что дает возможность доступности
содержания и одновременно способно подпитывать интерес. Сюда же относятся и
биографический раздел, и занимательные элементы изложения (имеется в виду
вкрапление в содержание интересных моментов из биографий ученых-физиков;
интересных фактов), столь привлекательные для любого ученика.
- Исторический подход как
основа для рассмотрения физических понятий. При этом не подразумевается, что
курс должен быть выстроен в линию в соответствии с последовательностью дат и
событий. Скорее каждая рассматриваемая тема может основываться на анализе
исторических экспериментов и развития физических понятий и идей, к ней
относящихся.
- Экземплярность отбора
содержания, то есть выбор отдельных наиболее значимых физических открытий и
идей и их подробное рассмотрение.
- Качественный характер
изучения физических закономерностей. Поменьше математики, формул и расчетов.
Вместо этого можно активно использовать графики, таблицы, диаграммы, схемы.
- Модульность курса
(компактность, завершенность и самодостаточность).
- Связь с жизнью
(политехническая составляющая курса): везде, где это возможно, показывать, как
работает в современном мире то или иное открытие; каковы его современные
технические приложения, и т.д.
- Методологические знания
должны входить в содержание курса не дополнительным блоком информации, а
органически вплетаться в содержание курса и изучение каждой темы; весь курс
должен выстраиваться проблемно. При достаточно проработанном историческом
подходе возможен анализ методологии научного познания на конкретных примерах.
- В методике преподавания
основную роль должен играть реальный физический эксперимент. Причем с
методологической точки зрения желательно, чтобы эксперименты не только
иллюстрировали определенные понятия, но и предшествовали введению новых
понятий.
- Итоговый контроль
должен выявлять не уровень запоминания, а понимание сути изученных физических
законов, понятий и теорий. В этой связи осмысленно предъявление заданий в форме
качественных задач и вопросов, требующих не воспроизведения, а применения
изученного содержания.
2.2 Роль физических
моделей в формировании физической картины мира и целостного миропонимания
Как уже отмечалось выше,
перед современной школой стоит задача формирования у детей современного
мировоззрения, но рост информации не позволяет завершить этот процесс даже в
старших классах, поэтому важно сформировать у них целостное миропонимание,
заложить фундаментальные знания и умения, которые позволили бы им в дальнейшем
продолжить самообразование, саморазвитие и самостоятельное формирование
современного миропонимания. В роли гаранта таких знаний и умений как раз и
может выступить ФКМ.
Напомним, что
совокупность знаний и представлений о физических процессах, закономерностях,
действующих в физическом мире, о строении микро-, макро- и мега-мира, о взаимодействиях
их объектов и т.п. называется физической картиной мира. А целостное современное
миропонимание — это система знаний и представлений о мире, основанные на
множестве современных наук и теорий, понимание законов и закономерностей,
описывающих процессы и явления, происходящие в микро-, макро- и мега-мире, в
социальной сфере, осознание места человека в мире и т.п.
Известно, что математика,
астрономия и физика - науки, появившиеся гораздо раньше остальных, именно их
развитие привело к возникновению и развитию всех других наук. ФКМ изначально
является неотъемлемой частью, основой естественнонаучной картины мира (ЕКМ), объединяющей
знания всех естественных наук (биологии, химии, астрономии, географии,
психологии, социологии и многих других наук) и представления о мире и месте
человека в нём, сформированные на основе этих знаний. ЕКМ позволяет каждому
осознать многообразие природы, понять законы природы и мира людей, определить
своё место в нём.
Таким образом,
формирование целостного миропонимания, которым должен владеть каждый
образованный, культурный человек, невозможно без формирования ЕКМ, формирование
которой целесообразно начинать с построения ФКМ и продолжать на её основе при
помощи меж предметных связей физики с другими дисциплинами. Это сделает процесс
формирования целостного миропонимания гармоничным и безболезненным, а само
понимание мира глубоким и максимально осознанным.
ФКМ базируется на
основных физических понятиях, не последнее место среди которых занимают
физические модели. Педагогический словарь определяет моделирование как метод
исследования объектов на их моделях – аналогах определённого фрагмента природной
или социальной реальности; процесс построения и изучения моделей реально
существующих предметов и явлений (органических и неорганических систем,
инженерных устройств, разнообразных физических, химических, биологических и
других процессов). Форма моделирования зависит от используемых моделей и сферы
их применения. По характеру моделей выделяют предметное и знаковое
(информационное) моделирование. Предметным называют моделирование, в ходе
которого исследование ведётся на модели, воспроизводящей геометрические,
физические либо функциональные характеристики объекта-оригинала. При знаковом
моделировании моделями служат схемы, чертежи, формулы, предложения в некотором
алфавите (естественного или искусственного языка) и т.п. Важнейшим видом такого
моделирования является математическое (логико-математическое) моделирование. Возможность
моделирования, то есть переноса результатов, полученных в ходе построения и
исследования моделей, на оригинал, основана на том, что модель в определённом
смысле отображает (воспроизводит) какие-либо его стороны и предполагает наличие
соответствующих теорий и гипотез, указывающих на рамки допустимых при
моделировании упрощений. Моделирование в обучении имеет два аспекта: моделирование
как содержание, которое учащиеся должны усвоить (о нём и пойдёт речь далее в
данном пункте), и моделирование как учебное действие, средство, без которого
невозможно полноценное обучение, особенно обучение физике. С помощью
моделирования – введения различных моделей – удаётся свести изучение сложного к
простому, невидимого и неощутимого к видимому и ощутимому, незнакомого к
знакомому, то есть сделать любой сложный объект доступным для тщательного и
всестороннего изучения. Моделирование учебного материала, логическое его
упорядочение, представление в наглядной форме, а также с помощью мнемических
средств в расчёте на образные ассоциации – эффективное лучшего понимания и
запоминания учащимися нового учебного материала.
Возможности для
моделирования существуют в школьных курсах математики, химии и т.д., но особенно
их много в школьном курсе физики. Необходимость овладения методом моделирования
при обучении физике диктуется не только его значением как метода научного
познания, но и психолого-педагогическими соображениями. Согласно теории
поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) знакомство
учащихся с каким-либо действием, которым они должны овладеть, начинается с
выполнения этого действия с помощью соответствующих материальных предметов.
Однако предметы обладают различными свойствами, многие из которых не относятся
к выполняемому действию. Чтобы от них отвлечься переходят к действиям с
моделями этих предметов, обладающими только необходимыми в данном случае
свойствами. Это может быть графическая схема, формула и т.п.
Таким образом, и изучение
различных физических процессов, явлений и закономерностей целесообразно
проводить на их моделях, обладающих всеми необходимыми для этого свойствами и
параметрами и лишённых тех свойств, которые при этом не важны. При изучении
физических процессов стремятся к тому, чтобы по результатам опытов на модели
можно было судить о явлениях, происходящих в реальных условиях, которые ученики
могут наблюдать в повседневной жизни. Изучение физических теорий невозможно без
введения моделей уже на начальных этапах обучения. Так, например, изучение
первого раздела механики – кинематики начинается с введения понятия
равномерного движения, которое само является моделью, так как практически не
встречается в реальности, но позволяет достаточно точно описать закономерности,
по которым происходит движение тел в окружающем нас мире. Понятие материальной
точки – тела, размерами, которого можно пренебречь по сравнению с фигурирующим
в конкретной задаче расстоянием, а по сути геометрической точки, обладающей
массой, позволяет в дальнейшем достаточно просто описывать различные виды
движения. Модели идеального газа и идеальной несжимаемой жидкости позволяют
сформировать у учащихся представление о процессах, происходящих в реальных
веществах, с которыми они имеют дело повседневно, и упрощают задачу
формулировки соответствующих законов. Стоит также отметить, что даже при
решении физических задач учащиеся постоянно сталкиваются с моделями процессов и
явлений; даже измерительные приборы, с помощью которых могло быть получено
большинство данных, приводящихся в задачах являются идеальными (не дающими
погрешностей измерения), то есть моделями.
3. Методические
особенности уроков обобщения и систематизации знаний в контексте задач
формирования целостного миропонимания
3.1 Урок-зачёт и его
возможности в формировании целостного миропонимания
Зачёт в Российской
Федерации – это форма контроля и оценки уровня знаний, умений и навыков
учащихся. Обычно он проводится педагогом как индивидуальное или групповое
собеседование, опрос, практическая работа и т.п. В соответствие со спецификой
предмета могут применяться письменные зачёты, с использованием карточек-заданий,
таблиц на печатной основе и других дидактических средств.
В общеобразовательных
учреждениях урок-зачёт проводится главным образом в старших классах. Как
правило, на зачёт выносятся крупные темы учебной программы, часто уроки-зачёты
проводятся после изучения какого-либо раздела. Перечень основных вопросов к
уроку-зачёту, требования и рекомендации по подготовке к нему объявляется
учащимся заранее. Педагог может организовать такую подготовку на уроках и
специальных консультациях. Эффективность урока-зачёта во многом зависит от
содержания и характера проверочных вопросов, которые целесообразно
сформулировать таким образом, чтобы ученик мог в устном ответе
продемонстрировать знание основных законов науки, причинно-следственных связей
явлений, умение дать верное изложение конкретной темы. В ходе урока-зачёта
можно достаточно эффективно реализовать закрепление, обобщение и систематизацию
знаний учащихся. А если использовать нестандартные формы проведения
урока-зачёта, то можно повысить интерес и мотивацию учащихся к изучению
предмета, а следовательно и их уровень усвоения учебного материала, обеспечить
прочность их знаний. Урок-зачёт может проводиться в форме олимпиады, семинара,
конференции, диспута, интеллектуальной игры и т.д. В ходе подготовки и
проведения урока-зачёта по физике происходит повторение, обобщение и
систематизация основных положений теории, законов и закономерностей,
объясняющих разнообразные физические процессы и явления, вычленяются факты,
необходимые для дальнейшего, в том числе и самостоятельного изучения физики; у
учащихся формируется целостная система знаний, умений и навыков, в которую
гармонично входят и обще учебные умения и навыки.. Урок-зачёт способствует
развитию познавательных способностей учащихся при выполнении таких мыслительных
операций, как анализ, синтез, конкретизация и др., повышению качества знаний и
развитию мышления школьников. Это открывает большие возможности для формирования
у них завершённых представлений о современной ФКМ (на уровне содержания
школьного курса физики), позволяет показать в ней место каждой изученной
теории, систематизировать знания о теории познания и о роли практики в
познании.
Таким образом, урок-зачёт
позволяет в полной мере решить задачу формирования у школьников целостного
миропонимания.
3.2 Методические
особенности формирования механической картины мира
Становление механической
картины мира связывают с именами Г. Галилея, И. Кеплера и особенно И. Ньютона.
Формирование механической картины мира потребовало несколько столетий; практически
оно завершилось лишь в середине XIX в. Механическая картина мира возникла на
основе классической механики, обобщения законов движения свободно падающих тел
и движения планет, а также создания методов количественного анализа
механического движения в целом. Эту картину следует рассматривать как важную
ступень в познании человеком окружающего мира. Рассмотрим основные черты
механической картины мира. Её основу составляет идея атомизма, состоящая в том,
что все тела (твёрдые, жидкие, газообразные) состоят из атомов и молекул,
находящихся в непрерывном тепловом движении. Взаимодействие тел как при их
непосредственном контакте (трение, силы упругости), так и на расстоянии
(гравитационные силы). Всё пространство заполняет «всепроникающий эфир» -
среда, в которой распространяется свет. Атомы рассматриваются как некие
цельные, неделимые «кирпичики»; соединяясь друг с другом, они образуют
молекулы, а те в свою очередь – тела. Природа этого соединения не
рассматривается.
Выделяют четыре
принципиальных момента механической картины мира:
1. мир в механической
картине построен на едином фундаменте – на законах механики Ньютона. Все
наблюдаемые в природе превращения, тепловые явления сводятся на уровне
микроявлений к механическому движению атомов и молекул (их перемещениям,
столкновениям, соединениям и разъединениям). Открытие закона сохранения и
превращения энергии, казалось бы, окончательно доказывает механическое единство
мира – все виды энергии можно свести к энергии механического движения.
С такой точки зрения мир
выглядит стройной гигантской машиной, построенной и функционирующей по законам
механики. Даже исследования электрических и магнитных явлений сначала не
подрывали, а лишь усложняли и дополняли механическую картину мира. Например,
под этим углом зрения может рассматриваться, и в прошлом рассматривалось, внешнее
сходство закона Кулона с законом всемирного тяготения.
2. механическая картина
мира исходит из представлений, что микромир аналогичен макромиру.
Механика макромира хорошо
изучена; раньше считалось, что точно такая же механика описывает движение
атомов и молекул. Частицы, из которых состоят тела, движутся и сталкиваются так
же, как сами тела. Таким образом, механическое мировоззрение видит в малом то
же, что и в большом, только в меньших размерах.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|