Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики
Проблема формирования целостного миропонимания посредством уроков физики
Содержание
Введение
1. Формирование целостного
миропонимания
1.1 Понятие миропонимания
1.2 Психолого-педагогические проблемы
формирования целостного миропонимания
2. Значение уроков физики для
формирования целостного миропонимания
2.1 Особенности содержания учебного
предмета физика
2.2 Роль физических моделей в
формировании физической картины мира и целостного миропонимания
3. Методические особенности уроков
обобщения и систематизации знаний в контексте задач формирования целостного
миропонимания
3.1 Урок-зачёт и его возможности в
формировании целостного миропонимания
3.2 Методические особенности формирования
механической картины мира
3.3 Методические особенности формирования
электромагнитной картины мира
3.4 Методические особенности формирования
квантово-полевой картины мира
3.5 Методические особенности формирования
целостной физической картины мира
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время, когда
объём информации удваивается менее чем за три года (результаты исследований
ЮНЕСКО), школьники перегружены не по количеству часов, а по объёму информации,
приходящемуся на каждую минуту урока. У ребят не остаётся времени обдумать, осознать
и «присвоить» полученные сведения, а это сказывается на уровне глубины усвоения
знаний. Возможно – это одна из причин столь низких результатов российских
школьников в международном исследовании PISA, которое проверяет умение применять знания в
различных, в том числе нестандартных, ситуациях.
Многие педагоги признают
необходимость перехода от учения как запоминания, накопления статичных знаний к
учению как интеллектуальному развитию, к формированию динамически
структурированных систем умственных действий. Перед школой стоит задача
формирования у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения,
умения самостоятельно добывать и перерабатывать информацию. В связи с этим
необходимо научить детей самостоятельно получать необходимые знания,
самосовершенствоваться. Очевидно, что учебно-воспитательный процесс должен быть
ориентирован на сформирование у школьников целостного миропонимания, как стержня
мировоззрения человека.
Роль физики, как науки и
как учебного предмета, в формировании целостного миропонимания трудно переоценить.
Физическая картина мира (ФКМ) – часть естественнонаучной картины мира, которая
в свою очередь является основой научной картины мира. Научная картина мира –
стержень целостного миропонимания. Именно поэтому я выбрала для своей работы
тему, раскрывающую вопросы формирования целостного миропонимания посредством
уроков физики.
В качестве объекта моего
исследования можно выделить процесс формирования целостного миропонимания при
обучении физике; предметом исследования являются проблемы, возникающие при
формировании целостного миропонимания на уроках физики.
Цель работы – исследовать
возможности учебного предмета «физики» по формированию целостного миропонимания
и вычленить проблемы, возникающие при формировании миропонимания на уроках
физики, показать возможные пути их решения, разработать примерные конспекты
уроков по физике, позволяющих сформировать у учащихся целостную ФКМ, включающую
механическую, электромагнитную и квантово-полевую картины мира.
Задачи:
- изучение литературы,
- определение понятия
«миропонимание» и выявление психолого-педагогических проблем формирования
целостного миропонимания учащихся;
- изучение роли и
возможностей учебного предмета физики в формировании целостного миропонимания);
- выявление методических
особенностей формирования целостного миропонимания на уроках физики;
- изучение методических
особенностей урока-зачёта, уроков по обобщению и систематизации знаний
учащихся;
- разработка примерных
конспектов уроков позволяющих решить проблему формирования целостного
миропонимания учащихся на уроках физики.
Гипотеза:
Целенаправленная работа
учителя физики по проектированию уроков, в частности уроков обобщения и
систематизации знаний учащихся, позволит решить задачу формирования у учащихся
целостного миропонимания.
1. Формирование
целостного миропонимания
1.1 Понятие
миропонимания
В педагогике,
педагогической психологии и методике преподавания отдельных предметов давно
выделена такая цель образования, как формирование разносторонне и гармонично
развитой личности ребёнка. Учёными-теоретиками и педагогами-практиками отмечается,
что достижение данной цели непосредственно связано с необходимостью
формирования мировоззрения учащихся. Большинство учителей при попытке
реализации данной задачи обучения сталкивается с рядом трудностей, связанных с
тем, что понятие мировоззрения до сих пор считается, в основном, категорией
философской, и в педагогической литературе, проблема формирования мировоззрения
школьников освещена не достаточно подробно.
Учителю достаточно трудно
определить свои возможности, сформулировать цели и задачи урока (системы уроков)
с учётом необходимости формирования целостного миропонимания учащихся,
подобрать соответствующие формы, методы и средства обучения. Пытаясь передать
ученикам как можно больше знаний по своему предмету, учитель не всегда осознаёт
его роль в формировании научного мировоззрения детей, и его основного компонента
– миропонимания.
Педагогический словарь
определяет миропонимание как совокупность знаний о мире; основу мировоззрения.
Для того, чтобы определить суть понятия миропонимания, рассмотрим сначала
понятие мировоззрения.
Философский
энциклопедический словарь определяет мировоззрение как «систему взглядов на
объективный мир и место в нём человека, отношение человека к окружающей
действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные
жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и
деятельности, ценностные ориентации».
Мировоззрение – это не
просто система рациональных взглядов на мир, оно предполагает и эмоционально
выраженную реакцию человека на окружающую действительность и, следовательно,
представляет собой единство интеллектуальных и эмоциональных компонентов
сознания. Эмоционально-психологическую сторону мировоззрения, переживание
воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятия,
представлений и эмоций образуют мироощущение, миросозерцание и мировосприятие,
которые эволюционируют на протяжении всей жизни человека.
Миропонимание составляет
понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения, который базируется на
обобщённых знаниях – повседневных, научных, профессиональных и т.п. Оно включает
конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие
результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества,
народа, эпохи, к которым относится человек, и практически полностью формируется
в школьные годы.
Отношение человека к
бытию, сущность и движущие силы природного мира, закономерности развития жизни,
внутренний мир человека и его отношение к окружающей его действительности – вот
основные группы знаний, относящихся к любой мировоззренческой системе, и, следовательно,
определяющие миропонимание человека. Знания становятся мировоззренческими, если
они способны выступать средством понимания и объяснения широкого спектра
действительности, быть ориентиром в деятельности человека. Поэтому проблема
формирования целостного миропонимания в процессе обучения школьников имеет
огромное значение и никогда не потеряет актуальности.
Отметим, что
целенаправленное и последовательное формирование целостного миропонимания
учащихся позволяет обеспечить выполнение требований к выпускникам современных
учебных заведений, сформировать у учащихся научную картину мира, способность к
самообучению, самообразованию уже после окончания ими школы, это поможет им в
дальнейшем при получении профессии и при совершенствовании их профессиональных
знаний и умений.
1.2
Психолого-педагогические проблемы формирования целостного миропонимания
В Концепции модернизации
российского образования на период до 2010 года как основные можно выделить
следующие параметры качества образования:
1) научность,
2) фундаментальность,
3) развитие личности,
познавательных и созидательных способностей учащихся,
4) формирование опыта
самостоятельной работы,
5) формирование целостной
системы универсальных знаний, умений и навыков,
6) формирование новых
жизненных установок, позволяющих принимать ответственные решения в ситуациях
выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Учёт этих параметров и
требований к выпускникам общеобразовательных учреждений в учебно-воспитательном
процессе в целом и каждого учителя в частности, особенно учителя физики,
позволяет сформировать у учащихся целостное миропонимание. Но при этом каждому
учителю приходится решать следующие психолого-педагогические проблемы:
1)
необходимости
тщательного изучения и постоянного учёта особенностей (возрастных, социальных и
т.п.) класса и отдельных учеников;
2)
разработки
стратегических, тактических целей и текущих задач системы уроков и каждого
урока в отдельности, выбора соответствующих форм, методов и средств обучения с
учётом особенностей класса;
3)
выбора учебного
материала в соответствие с целями и задачами урока (системы уроков),
особенностями учащихся, с требованием научности, современности и связи с
жизнью;
4)
обязательного
установления меж предметных связей, (воспитания культуры учения, формирования
общей системы учебной деятельности).
До сих пор не многие
педагоги учитывают все эти требования в своей работе, не понимая их важности.
Проблемы изучения и учета
особенностей класса (ученика) связанно с реальным положением школы. Никто не
сомневается в том, что без учета особенностей учащихся невозможно построить
эффективный учебно-воспитательный процесс. Более того реализация
индивидуализированного и личностно ориентированного подхода в обучении
относится к основным требованиям к современному образованию. Но при этом не
один учитель не компетентен в области психологического исследования
индивидуальных особенностей учащихся, а школьных психологов не хватает. В
учебных заведениях предусмотрена должность штатного психолога, в большинстве
школ страны, особенно в сельской местности, специалистов-психологов нет либо
они часто меняются, что отражается на качестве исследования учащихся.
Для работы учителя важно
отслеживать динамику личностных качеств учащихся, регулярно выявлять результаты
работы с ними, чтобы иметь возможность анализировать и вовремя вносить
коррективы в планы работы со всем классом и отдельными его учениками, а,
полагаясь только на результаты контроля усвоения знаний, умений и навыков,
учитель не может проследить развитие личности ученика, понять, удалось ли
реализовать все цели обучения и воспитания, сформировать у детей обще учебные
умения и навыки и целостное миропонимание. Опытный педагог, конечно, может
основываться на результатах своих наблюдений, но все же он не может быть
полностью объективным, а начинающий учитель тем более. Сотрудничество со
школьным психологом очень важно для любого учителя, и особенно
учителя-предметника.
Проблема постоянного
изучения и учета особенностей класса и отдельных учеников сопряжена с проблемой
разработки целей урока (системы уроков по изучению какой-либо темы или раздела)
и подбора соответствующих форм, методов и средств обучения.
Формы, методы и средства
обучения подбираются в соответствии с целями и задачами учебно-воспитательного
процесса, особенностями и учебными возможностями класса и отдельных учеников,
особенностями учебного материала и т.д. Таким образом, не зная
психолого-педагогической характеристики класса не возможно разработать наиболее
эффективные и диагностируемые цели обучения (текущие), а без постоянного
изучения динамики личности ученика не возможно проверить реализацию всех
поставленных целей (особенно стратегических и тактических), а значит понять и
вовремя исправить все ошибки в работе педагога.
При постановке целей
обучения важно также учитывать современные требования общества (государства) к
качеству образования. Если педагог не выделяет формирование обще учебных
знаний, умений и навыков и целостного миропонимания как одну из основных целей
своей работы, можно с уверенностью сказать, что реализовать более общую цель
разностороннего и гармоничного развития личности ученика ему не удастся.
Современный человек
должен обладать широкой культурой, чтобы ориентироваться в потоке информации;
иметь возможность сменить при необходимости профессию; иметь возможность
работать в полипредметной области (например, педагогом)… Поэтому формирование
целостного миропонимания как фундамента мировоззрения человека является
важнейшей целью образования, в частности физического.
Также важно решение
проблемы содержания обучения, т.е. выбором учебного материала. При подготовке к
уроку (системе уроков) учитель должен подобрать материал в соответствии с
особенностями класса, поставленными целями и задачами, выбранными формами,
методами и средствами обучения и обязательно с учетом требования научности,
фундаментальности, современности и связи с жизнью и бытом. Иначе интерес
учащихся к изучению предмета, даже если он был, сойдет на нет; они не будут
осознавать необходимость получаемых знаний, не будут видеть перед собой цели
изучения данной области знаний, что обязательно скажется на их уровне усвоения
знаний, умений и навыков. А уж сформировать у учащихся интерес и внутреннюю
мотивацию к учению без соответствующего выбора учебного материала практически
невозможно.
Установление меж предметных
связей позволяет сформировать у учащихся не только единую научную картину мира,
а, следовательно, и целостное миропонимание, но и общую культуру учения,
целостную систему учебной деятельности, что соответствует современным
требованиям к процессу обучения.
Формирование меж предметных
связей требует от учителя-предметника высокого уровня образованности и
сотрудничества с другими учителями, что часто не принимается во внимание,
особенно учителями физики.
Легкомысленно полагать,
что, если физика является ведущей наукой естественнонаучного цикла, то учитель
физики сможет, не прибегая к помощи коллег, сформировать у учащихся естественнонаучную
куртину мира на основе ФКН, а, следовательно, и целостное миропонимание и
систему учебных умений и навыков, в крайнем случае посветив несколько часов
более глубокому знакомству с математическими преобразованиями. Чтобы сформировать
у учащихся общую культуру учения, систему учебной деятельности и целостное
миропонимание, учитель физики должен сотрудничать с учителями химии и биологии
(молекулярная физика; использование физических явлений и закономерностей в
медицине, для объяснения функционирования живых организмов, в том числе и
человеческого), русского языка и литературы (формирование культуры речи;
использование примеров физических явлений и закономерностей из художественной
литературы…) и т. д.
2. Значение уроков
физики для формирования целостного миропонимания
2.1 Особенности содержания
учебного предмета «физика»
Изучение физики в
настоящее время сопряжено с целым рядом особенностей, если не сказать
трудностей развития школьного образования в нашей стране. Как отмечается в ряде
статей, приходится говорить даже о кризисе физического образования. Причины его
видятся, в первую очередь, в следующем:
• в изменении приоритетов
в обществе и в науке - в настоящее время на фоне резкого падения интереса к
науке в целом наблюдается рост приоритета гуманитарных наук;
• в сложном, чрезмерно
формально математизированном содержании учебного предмета;
• в оторванности содержания
физического образования от жизни (особенно в массовых школах);
• в малом воздействии на
чувства и эмоции учащихся.
Наметим круг проблем,
учитывая и решая которые, мы, наверное, сможем успешно выйти из сложившейся
ситуации. Обозначим эти проблемы, опираясь на высказывания ученых разных времен
и народов, без подробных комментариев.
1). Какова основная
задача обучения физике в школе?
А.П. Александров: «Преподавание
физики в сегодняшней школе... должно давать твердые основы знаний, которые
можно использовать в жизни. В этом смысле учебный курс нужно построить на
практическом материале даже больше, чем это было раньше».
2). Как следует подходить
к изучению физики на уроках?
А.Н. Теренин: «Цель
знания - не запоминание огромного фактического материала в мельчайших
подробностях, а способность легко и быстро ориентироваться в этой области,
которую когда-то изучал».
М. Планк: «Не так важно,
чему учат в школе, а важно как учат... Функции школы не в том, чтобы дать
специальный опыт, а в том, чтобы выработать последовательное методическое
мышление ».
А. Раби: «Если бы
преподавание наук в школе носило более гуманитарный характер, школьное
образование могло бы стать основой любой деятельности... Воспитание новых
людей, у которых современная научная культура сочеталась бы с культурой
классической, привело бы к новому скачку в развитии современной цивилизации».
Страницы: 1, 2, 3, 4
|