бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Приёмы активизации учащихся в процессе обучения математике в начальных классах при изучении нумерации многозначных чисел бесплатно рефераты

Закреплению знаний по нумерационной таблице помогают упражнения в преобразовании натуральных чисел и величин - замена мелких единиц крупными и обратно, замена крупных единиц мелкими. В начале эти задания выполняются на основе нумерации, а потом уже обобщаются в виде правил.

Заканчивая работу над темой, целесообразно систематизировать знания детей по нумерации. С этой целью можно предложить учащимся охарактеризовать какое-либо данное многозначное число.

Для закрепления умения читать и записывать многозначные числа полезно включать упражнения на замену многозначного числа суммой чисел 1-го и 2-го класса (53708 = 35000 + 708, 4000009 = 400000 + 9).

Необходимо обобщить знания детей о натуральном ряде чисел. Называя непосредственно следующее и предшествующее число относительно данного, решая примеры, а + 1, учащиеся вспоминают, как образуются числа при счёте.

Нет сомнения, что наглядность повышает активность учащихся на уроке. Она помогает учащимся лучше запомнить материал. Ведь у учащихся младших классов преобладает ещё наглядно – образное мышление. Для них лучше усвоится то, что они видели, с чем работали, нежели просто объяснение материала без использования наглядности. Дети воспринимают учебный материал зрительно, и поэтому он дольше остаётся в их памяти.

Учитель на уроках, посвящённых изучению нумерации многозначных чисел, должен использовать наглядность не только для того чтобы облегчить восприятие данной темы, но и для того, чтобы самому добиться лучших результатов при закреплении.

Вывод к главе 3

При изучении темы: “Нумерация многозначных чисел” использовать приёмы активизации необходимо всем учителям, это обусловлено рядом причин:

- трудности в изучении нумерации многозначных чисел;

- абстрактность мышления младших школьников;

- различия в индивидуально – психологическом развитии детей.

При включении в структуру урока приёмов активизации сразу же меняется форма поведения ребёнка. Из пассивной она превращается в активную. А это способствует более успешному протеканию этапа усвоения новых знаний.

Не всегда использование нескольких приёмов активизации помогает учащимся в усвоении материала. В некоторых случаях более приемлемым будет использование всего лишь одного приёма. Иногда таким приёмом становятся дидактические игры.

Глава 4. Дидактическая игра – приём активизации учащихся при изучении нумерации многозначных чисел

4.1. Понятие дидактической игры


Игра – это “дитя труда”. Ребёнок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит её в игру.

Ребёнок играет сначала с окружающими его предметами, а затем с воображаемыми, которые для него физически недоступны. В этих играх он овладевает предметами окружающего мира.

Возникающая потребность действовать и поступать, как взрослый, не всегда удовлетворяется. Игры детей чаще всего отражают профессиональную деятельность взрослых. В них дети вступают в различные отношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля.

Игры в своём развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Дидактические игры стали пользоваться большой популярностью с середины 60-х годов. Некоторые учёные относят их к практическим методам обучения, другие же выделяют их в особую группу. В пользу выделения метода дидактических игр в особую группу говорит, во-первых, то, что они выходят за пределы наглядных, словесных, практических, вбирая в себя их элементы, а, во-вторых, то, что они имеют особенности, присуще только им.

Дидактическая игра - активная учебная деятельность по моделированию изучаемых систем, явлений и процессов. Главное отличие игры от другой деятельности в том, что каждый ученик команда в целом объединены в одной задаче и все стремятся к выигрышу.

В процессе игры у детей вырабатываются привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Дидактические игры констатируются по - разному. В некоторых из них есть все элементы ролевой игры: сюжет, роль, действие, игровое правило, в других - только отдельные элементы: действие или правило или то и другое.

Поэтому по структуре дидактические игры делятся на сюжетно - ролевые и игры - упражнения, включающие только отдельные элементы игры.

Структурными элементами игры являются:

1. моделируемый объект учебной деятельности;

2. совместная деятельность участников игры;

3. правило игры;

4. принятие решений в изменяющихся условиях;

5. эффективность применяемых решений.

Технология дидактической игры - это конкретная технология проблемного обучения.

При этом игровая учебная деятельность обладает важным средством: в ней познавательная деятельность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

Дидактическая игра, как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процессов обучения.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьёзным” учением. Включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое настроение. Разнообразные игровые действия при помощи, которых решается та или иная действенная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к предмету.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми. В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Для успешного обучения математике в процессе игры необходимо применять как предметы, окружающие школьника, так и методы изучаемого материала.

Психологи установили, что усвоение ребёнком знаний начинается с материального действия с предметами или их моделями, рисунками, схемами. При этом образы предметов, их свойства, признаки и действия, которые дети осуществляют с предметами или их моделями, переносятся в план представлений. Практические действия дети описывают словесно.

Таким образом, материальная форма действия является исходной, внешнеречевая предполагает рассуждения, умственная форма действия осуществляется тогда, когда у учеников уже сформированы представления или понятия.

При изучении каждого раздела, в том числе и раздела “Нумерация многозначных чисел”, необходимо, чтобы дети усвоили все три формы действия. Деятельность детей должна быть разнообразной не только по форме, но и по содержанию, и строиться в соответствии с закономерностями обучения, сформулированными педагогами: “Чем больше и разностороннее обеспечиваемая учителем интенсивность деятельности учащихся с предметом усвоения, тем выше качество усвоения на уровне, зависящем от характера организуемой деятельности - репродуктивной или творческой”.

Преимущество игр от других приёмов активизации заключается в том, что они помогают учителю развивать у младших школьников психические процессы: внимание, логическое мышление, память, воображение, речь. Большую роль играют в развитии вычислительных навыков, что очень важно для дальнейшего развития учащихся.

 Во время игры, как правило, дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны, что не замедляет протекание процесса обучения, а напротив, продвигает его дальше.


4.2. Использование дидактических игр при изучении нумерации многозначных чисел

Изучение нумерации многозначных чисел представляется учащимся непосильным трудом. Это связано и с терминологией, и с абстрактностью понятий, так как при ознакомлении с многозначными числами нельзя использовать предметные действия. Их в этом случае заменяют различные схемы, типа таблицы разрядов и классов, также разные методические приёмы. Например, такой приём, как определение количества цифр в числе.

Поэтому эффективным средством, подготавливающим учащихся к восприятию и осмыслению сложных понятий, являются дидактические игры. Они помогают в изучении устной нумерации многозначных чисел, а также сплачивают детский коллектив, где каждый участник или команда в целом объединены решением задачи.

В содержание дидактических игр необходимо включать задания для ознакомления и закрепления знаний, учащихся по данной теме. Такими заданиями на ознакомление может стать повторение нумерации чисел в пределах тысячи; упражнения, включающие образование тысячи.

Учащиеся вовлекаются в учебный процесс, становятся более активными.

Одним из приёмов дидактической игры, проводимой на уроках, посвящённых изучению нумерации многозначных чисел, является


“Допишите пропущенные цифры”

 Цель: отработать навык сложения многозначных чисел.

 Содержание игры. Перед началом игры учитель на доске решает пример на сложение с пропущенными цифрами. Затем к доске выходят пять - шесть человек и под руководством учителя решают подобные примеры. Только после такой предварительной подготовки учащимся можно предложить решать такие примеры самостоятельно.


 ? 5 4 3 ? 2 ? 7 4 ? 6 ? 5 ? ? ? 3 6 ?

 1 ? 4 ? 2 ? 3 ? ? 7 ? 3 ? 7 1 ? 6 ? 4

 4 6 8 7 9 9 7 9 6 9 1 8 0 0 3 7 9 8 7


предложенные примеры должны быть решены учащимися за определённый срок. Кто решил правильно большее количество примеров за этот срок - выигрывает. Можно также организовать соревнование между двумя - тремя учениками. Выигрывает тот, кто верно и быстрее решил все примеры.

Примечание. Примеры с пропущенными цифрами можно дать учащимся и на другие арифметические действия.

Вывод к главе 4

В использовании дидактических игр при изучении нумерации многозначных чисел есть и плюсы, и минусы. Постоянно применять метод дидактических игр, значит, сделать процесс обучения для учащихся скучным и однообразным. А ведь детям младшего школьного возраста для повышения активности характерна смена деятельности. То есть дидактические игры при изучении нумерации многозначных чисел использовать ежеурочно не рекомендуется.

Глава 5. Исследовательская работа, выявляющая значение каждого приёма активизации при изучении нумерации многозначных чисел

Автор дипломной работы провёл исследования, которые помогли ему определить значение каждого приёма активизации в изучении и усвоении раздела: “Нумерация многозначных чисел”.


 Результаты наблюдений отражены в следующей таблице:

Этап урока

Приём активизации

деятельности школьника


1


2


3


4


5

Обращение к наглядности: предметной

схематической

+


+


+


Дидактическая игра

+ + +


+



Поощрение

+ + +


+



Сравнение






Проблемная ситуация

+





Логическая задача

+

+





Проанализировав таблицу, можно сделать вывод: на первом этапе урока чаще использовались дидактическая игра и поощрение. То есть, при актуализации ранее изученного учитель чаще прибегал к дидактическим играми и поощрениям.

Также автор дипломной работы провёл наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке при актуализации знаний.



Этап урока

Деятельность


Анализ урока

учителя

учащихся

1.

 Послушайте логическую задачу и ответьте на её вопрос.

(Учитель читает задачу: “При массе “Царь - колокола” в 12000 пудов его звук слышен на 60 км. Какова должна быть масса колокола, чтобы его звук распространялся на 20 км?”).

 А теперь посмотрите на доску. Необходимо сравнить многозначные числа.

 И последнее задание – дидактическая игра “Парашютисты”.

 Учащиеся отвечают: “400 пудов, так как расстояние уменьшается в 3 раза, значит, и масса уменьшится в 3 раза.”








 Учащиеся сравнивают.

 Учащиеся выполняют задание: находят значение выражений.

 На данном этапе учащиеся были заинтересованы логической задачей, включающей исторические сведения. Активность учащихся была высокой.

 Темп урока высокий. Учитель спрашивал всех учащихся, требовал полных ответов. Проводилась отработка умений сравнивать многозначные числа. Прослеживается межпредметная связь. Активность учащихся. Отработка навыка умножения многозначных чисел на натуральное число.


Активность учащихся на данном уроке зависела не только от применённых приёмов, но и от методически верной работы учителя. Он смог заинтересовать учащихся даже самим содержанием задачи. Интерес к ней проявляется в том, что в неё включён исторический материал. То есть, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей.

При проведении исследования автор также уделил внимание и такому приёму активизации, как самостоятельная работа. Были выявлены следующие закономерности: в одном из 4 классах при формировании новых понятий и убеждений учитель применял приёмы активизации. Поэтому результаты самостоятельной работы показали уровень усвоения знаний в полной мере. Материал усвоен. По - другому обстояло дело в 4 “Б” классе.


Класс

Количество учащихся

Задание

Выполнено верно

Допущено ошибок

В

рассужде-

ниях

В

вычисле-

ниях

В

наименова-

ниях

4 “А”

25

1

19

6

1

1



2

21

4

2


4 “Б”

23

1

14

5

6

3



2

12

4

7

4

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6