Принципы профессионального обучения
2.1Принцип целенаправленности.
Суть его требований в том, что вся воспитательная и
учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены
решению общей цели воспитания- формированию личности гуманиста, активного
созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в
качестве наиболее привлекательной цель всестороннего развития личности,
учителя, мастера должны подчинить этой цели свою работу. В воспитании не должно
быть бесцельных мероприятий и бесцельно проведенного времени, а организуемая
деятельность должна служить, гуманной цели всестороннего усовершенствования
личности.
Требования этого принципа успешно реализуются при
выполнении следующих правил: 1) планировать учебно-воспитательную работу как
путь достижения общей цели воспитании; 2) вести воспитание на основе
формирования у воспитанника идеала (индивидуальной цели) соответствующего общей
цели; 3) определять mecto каждого мероприятия в общей системе воспитательной
работы как этапа на пути к цели; 4) подготовку и проведение каждого мероприятия
осуществлять на основе системного подхода к решению задач обучения и
воспитания.
Следующий не менее важный принцип- принцип
научности.
2.2Принцип научности
Учащиеся, воспитанники усваивают прочно
установленные в науке положения на уровне современных достижений, а учителя,
воспитатели обеспечивают освоение учащимися знании не путем заучивания, а путем
научного доказательства, вовлечения воспитанников в деятельность по решению
познавательных задач и в научно-поисковую деятельность, Важность этого принципа
удачно комментировал писатель-фантаст А. Азимов. Он писал: «Научное обоснование
- вовсе не единственный путь к истине. Откровение, интуитивное постижение,
ослепительное прозрение и бесспорный авторитет - все они ведут к истине более
прямым и более надежным путем». И велик соблазн для учителя вести учеников к
истине самым коротким путем; силой своего авторитета и авторитета великих
ученых утверждать истину в сознании учеников. Но этот путь не лучший: ни один
из этих «альтернативных» путей к истине не <принуждает>>. Научные же
доказательства заставляют людей чувствовать «… принудительную необходимость
согласиться с выводами, даже если поначалу они испытывали сильное сомнение в
существе вопроса»[5].
Для выполнения требований этого принципа и обучении
и воспитании необходимо учитывать следующие правила: 1) при изучении объекта
необходимо использовать язык науки, предметом которой он является; 2) изучать
явления природы и общественной жизни в их развитии, в динамике; раскрывать
диалектику общественных и природных явлений; 3) обеспечивать правильное восприятие
изучаемых объектов; 4) в ходе обучения (воспитания) демонстрировать учащимся
логику возникновения и развития научного знания; 5) раскрывать учащимся
перспективы развития науки и возможность их участия в научных исследованиях - в
настоящем и будущем.
При этом обучение и воспитание должно вестись
простым, доступным языком - это одно из основных правил принципа доступности.
2.3Принцип доступности
Означает требования соответствия содержания и
методов обучения и воспитание, а также объема изучаемого материала возрастным
особенностям воспитанников, уровню их интеллектуального, нравственного и
эстетического развитии. Организуя обучение и воспитание на высоком уровне
научности, учитель-воспитатель должен обеспечить доступность для воспитанников
трудного материала.
Правила, которые следует выполнять для реализации
требований доступности: 1) объяснять простым, доступным языком; 2) излагать
новое, связывая его с известным: 3) изучая новый материал, начинать его
рассматривать на примерах, близких опыту ребенка; 4) разбирать с учащимся
важнейшие и наиболее трудные места учебника; 5) не превышать норм объема
домашних заданий.
Я. А. Коменский провозгласил следующие четыре
правила доступности: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; oт
простого к сложному; от близкого к далекому.
Однако нельзя всё обучение проводить на одних
«словах». В Обучении особое место занимает использование примера как один из
путей реализации принципа наглядности.
2.4 Принцип наглядности
Требует, чтобы обучение осуществлялось с опорой на
чувственный опыт детей. Я. А Каменский сформировал «золотое привило
дидактики»: «Все, что только можно, представлять для восприятия чувствами, а
именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием,
подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания. Если
какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они
сразу схватываются несколькими чувствами», В соответствии с этим правилом на
протяжении трех веков ведут учителя обучение учащихся в школах.
По моему лучше всех сформулировал сущность этого
принципа в 50-е гг. XX в. Л.В. Занков в положениях о четырех формах
соотношения наглядности и слова учителя в обучении:
ученик, изучая наглядный образ (схему, изображение
объекта), сам находит нужные сведения. Учитель руководит наблюдением ученику,
обращает его внимание на существенные признаки;
учитель сообщает сведения об изучаемом объекте,
иллюстрируя их справедливость показом наглядного пособия;
при изучении связей между явлениями ученик в ходе
наблюдения (выполнения лабораторной работы) сам обнаруживает эти связи, учитель
при помощи слова ведет учащихся к осмысливанию связей;
учитель сообщает о связи между явлениями и
иллюстрирует их наличие показом.
В этих случаях при использовании одних и тех же
пособий принципиально неодинаковы пути получении знаний учащимися: в первом и
третьем случаях они приобретают знания путем собственной мыслительной и
практической деятельности, имеющей характер поисковой; во втором и четвертом
случаях они получают знания в готовом виде от учителя, и их деятельность
выражается в основном в запоминании и понимании сообщаемых им знаний[6]
2.5 Принцип сознательности и активности
Принцип сознательности и активности учащихся в
обучении требует обеспечения осознанного усвоения знаний путем активной
деятельности учащихся по их приобретению. К.Д. Ушинский, развивая представления
Я.А.Коменского о сознательности и активности в обучении, писал. «Должно всегда
доставлять ребенку возможность деятельности, сообразной с его силами, и
помогать ему только там, где у него не хватает сил, постепенно ослабляя эту
помощь»[7].
Современные исследователи проблем активизации
учебно-воспитательного процесса рассматривают три вида активности учащихся в
обучении: воспроизводящую, интерпретирующую, творческую. В качестве главных
средств активизации учения рекомендуются проблемный подход в обучении и
самостоятельная работа учащихся.[8]
Реализации требований этого принципа способствует
соблюдение следующих правил:
всё, что дети могут усвоить сами, они должны
усваивать самостоятельно;
учитель должен возможно шире использовать методы
проблемного обучения;
при решении педагогических задач нужно побуждать
детей
делать сравнения, сопоставлять новое с известным;
следует использовать увлекательные факты из истории
науки,
жизни ученых и общественных деятелей;
необходимо привлекать внимание учащихся к
практической
деятельности по применению знаний в различных ситуациях;
раскрывать связи между учебными проблемами и
проблемами настоящей науки;
развивать внутренние стимулы активности (потребность
в
знаниях, интерес к ним, чувство ответственности, долга),
само обучение вести энергично, поддерживая оптимизм
учащихся и уверенность в успехе;
-создавать и поддерживать необходимые гигиенические,
психологические и социальные условия для обеспечения активной творческой
деятельности учащихся.
Л.В.Занков сформулировал пять положений,
обеспечивающих высокую активность учащихся в обучении:
обучение должно вестись на высоком уровне трудности;
ведущая роль в обучении должна принадлежать теоретическим
знаниям;
изучение материала необходимо вести быстрым темпом,
учащиеся должны осознавать сам процесс учения
необходимо вести целенаправленную и систематическую
работу над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых[9].
Усваивая знания, ученик должен ни только знакомиться
с областью их применения, но и вырабатывать умения и навыки их использования в
различных сферах собственной жизни.
2.6Принцип воспитания и обучения в реальной деятельности, связанной с
жизнью
(принцип связи с жизнью, воспитании и труде).
«Реализация этого принципа требует такого
построения воспитательного процесса, при котором вся жизнедеятельность детей
ощущается ими как значительная, нужная людям, обществу и приносящая личное
удовлетворение» (Щукина Г.И. Педагогика школы. - М„ 1977. - Сг 17).
В педагогическом процессе практика или предшествует
изучению теоретических положений, или осуществляется после изучения теории
для подтверждения истинности полученных знаний и их квалифицированного
использования. В некоторых случаях практика является непосредственной целью для
воспитанников (учащихся): овладение речью, письмом, рисование, черчение, выработка
учений на занятиях трудового обучения и др.
Правила реализации требований этого принципа:
опираться в обучении и воспитании на имеющийся у
воспитанников практический опыт;
показывать как можно шире области применения
теоретических знаний в жизни;
вырабатывать умения и навыки использования знаний в
жизни;
привлекать учащихся к участию в интеллектуальном,
физическом, духовном труде;
создавать условия для использования учащимися
усвоенных знаний, стимулировать их применение и передачу другим,
показывать ученикам, что возникновение теории всегда
обусловлено практическими потребностями общества (человечества).
Этот принцип неразрывно связан с политехническим
принципом.
2.7 Политехнический принцип.
Основные принципы всех процессов производства служат
научно-производственной базой политехнического образования.
Практическая реализация политехнического принципа в
обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к
содержанию и методике теоретического и производственного обучения.
На современном этапе организации профессиональной
подготовки, осуществления взаимосвязи ее с общеобразовательной подготовкой
предстоит создание общих методик обучения определенной профессии, охватывающих
весь цикл профессиональной подготовки будущих рабочих по профессиям широкого
профиля или группам профессий, и частных методик по отдельным общетехническим и
специальным предметам. Это позволит создать условия для более рационального
осуществления фундаментальных принципов: взаимосвязи общеобразовательной и
профессиональной подготовки, политехнизма и соединения обучения с
производительным трудом.
Преподавателю, мастеру необходимо знать не только
методику отдельных предметов, но и общие положения и закономерности обучения
той или иной профессии или группе профессий, взаимосвязи между курсами
обучения с учетом присущих им особенностей. Им нужно представлять весь ход
развивающего и воспитывающего обучения по всему циклу общеобразовательной и
профессиональной подготовки в профтехучилищах и осуществлять его на научной
основе в преподавании каждого курса.
Общим базисом для реализации принципа политехнизма в
методиках обучения в профессиональной школе является познавательная и
профессиональная деятельность учащихся. Последняя вносит постоянные коррективы
в организацию обучения, определяя его стабильность и динамичность. Несмотря на
параллелизм разных видов деятельности, современная методика рассматривает обучение
и воспитание как единый процесс, как целостную систему форм, методов и средств
обучения. Вся учебно-воспитательная работа педагогов, мастеров производственного
обучения, наставников и учащихся находится в планомерном развитии.
Успешное осуществление политехнического принципа в
обучении учащихся профтехучилищ зависит от реализации методических
закономерностей: синтеза основ разных наук в структуре и содержании учебного
материала; единства иерархической структуры построения понятий, умений и
навыков; соответствия форм и методов обучения содержанию учебного материала; осуществления
комплексных межпредметных связей; приобретения учащимися осознанных и прочных
знаний, овладения умениями и навыками путем постоянного и непрерывного развития
понятий, умений и навыков; взаимосвязи всех видов воспитания в процессе
обучения; профессиональной направленности процесса обучения; целостности и
систематичности процессов преподавания и учения[10]
В профтехучилищах сложилась определенная
методическая система обучения, однако она имеет существенные недостатки
(асинхронность в отдельных этапах обучения, слабая взаимосвязь между
теоретическим и производственным обучением, неоправданность выбора методов и
методических приемов и др.). В связи с этим предстоит решение следующих задач;
определение оптимального соотношения теории и практики, рационального
построения системы уроков и внеучебных занятий, сочетания различных систем
производственною обучения на разных этапах формирования основ профессионального
мастерства, обоснование комплекса эффективных методов, разработки
инструментальных методик по реализации целей воспитания и др.
Преподаватель, мастер должны вначале выделить
основные понятия, умения и навыки в каждом курсе, учебном предмете и непрестанно
держать их в поле своего методического зрения, возвращаясь к ним на разном
учебном материале и разных связях. Понятия, учения и навыки систематизируются
постепенно, развиваясь и усложняясь. Развитие понятий, умений и навыков имеет
особое образовательное и воспитательное значение. Овладение методикой их
выявления и развития — важнейшая задача преподавателя, мастера
производственного обучения.
Решение актуальных методических проблем обучений
зависит от подготовленности обучающих. Готовить образованных, хорошо развитых и
воспитанных будущих рабочих способен лишь преподаватель и мастер, которые
постоянно расширяют свой кругозор, в совершенстве владеют педагогическим
мастерством, методической системой обучения. Не владея методической теорией,
преподаватель, мастер, увлекаясь, подчас, сторонами практического обучения,
удачно освоенными, часто не охватывает всей системы и не достигает цели
воспитывающего обучения.
Проблемы создания методической системы деятельности
преподавателей и мастеров, обоснование ее структурных компонентов в теоретическом
и производственном обучении еще слабо разработаны и требуют новых научных
подходов и обобщения передового инженерно-педагогического опыта.
Впервые в методической теории в области
профтехобразования определена система методических пособий, в том числе и
методик обучения в монографии коллектива ученых разных стран "Принципы
разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных
рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования"
(М., 1983), В ней сформулированы общие требования, которые необходимо
соблюдать при разработке методик обучения.
Таким образом, осуществление политехнического
принципа означает глубокое изучение основ материального производства, максимальное
проникновение в их сущность на основе взаимосвязи объективных закономерностей,
существующих в основах наук, техники, производства и в социальных явлениях, в
интеграции профессиональной подготовки.
2.8 Принцип систематичности и последовательности в воспитании и
обучении.
Он требует формирования у учащихся системы знаний,
а не просто суммы сведений из разных паук, формирования мировоззрения как
системы знаний и отношений личности к окружающей действительности. «Как в
природе все сцепляется одно с другим, - утверждал Я.А.Коменский, - так и в обучении
нужно связывать одно с другим именно так, а не иначе».[11] И все усваиваемые знания
должны «... составлять одну энциклопедию, в которой все должно вытекать из
общего корня и стоять на своем собственном месте» [12].
Основным условием реализации требований этого
принципа является осуществление межпредметных связей, т.е. связывание между
собой знаний из разных учебных дисциплин, из разных тем одной дисциплины, из областей
этики, эстетики, труда, экологии, права и т.д. «Самая эффектная межпредметная
связь - нравственная", - утверждает учитель литературы Е.Н.Ильин.
Сформулируем основные правила этого принципа:
изучение учебной дисциплины и воспитание должно
осуществляться систематически, без перерывов;
воспитанникам следует предъявлять последовательные
единые требования;
работа учащихся должна протекать в определенной
последовательности, системе, их жизнь должна строиться в соответствии: с
определенным режимом труда и отдыха;
деятельность всех субъектов педагогического процесса
должна организовываться и координироваться в соответствии с достижениями
педагогической науки.
Выработать у воспитанников систему знаний и
системное мышление можно только последовательной и согласованной деятельностью
всех воспитателей, но нельзя не учитывать возрастные и индивидуальные
различия. Отсюда требование преемственности к деятельности школы, семьи,
общественности, учителей различных предметов, воспитателей. То, что делается
сегодня, должно вытекать из вчерашних действий и их результатов и находить
свое продолжение в завтрашней воспитательной работе.
Страницы: 1, 2, 3
|