Принципы профессионального обучения
Принципы профессионального обучения
Введение
В воспитании решить поставленные задачи можно,
только используя определенным образом оформленное сочетание средств и методов,
а, не прямо применяя отдельные средства и методы. Но если это так, то,
вероятно, при конструировании соответствующих многоаспектным воспитательным
задачам полиморфных форм необходимо руководствоваться определенными
принципами.
Впервые эти принципы охарактеризовал Я. А.Коменский
в середине XVII в. (его «Великая дидактика» была завершена в 1632 г., издана
на латинском языке в 1657 г). Свою Дидактику основоположник педагогики
определял, как «универсальное искусство учить всех всему, или верный ... способ
создавать.. такие школы, в которых бы все юношество... можно обучать наукам,
совершенствоваться, а нравах, исполняться благочестии и таким образом в годы
юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни»[1]. Обучение и учение, по
Коменскому, это не только освоение наук, но и воспитание нравственности, и
развитие творческих способностей учащихся. Обучение наукам, искусствам, языкам
- это лишь первые опыты. Настоящая же работа - «... в изучении мудрости, которая
делает нас возвышенными, мужественными и великодушными». Следует как можно
более заботиться о том, чтобы искусство внедрять нравственность и истинное
благочестие было поставлено надлежащим образом в школах, чтобы школы вполне
стали, как их называют, «мастерскими людей»[2].
То есть, понимая под обучением весь процесс
формирования личности, Я.А.Коменский и свои основоположения (принципы
Дидактики) формулировал в качестве принципов деятельности школ как «мастерских
людей». И не только школ, но всех, кто занимается воспитанием. Поскольку же
задачи воспитания нужно решать (всеохватно и всенародно), то основоположения
Коменского это фактически принципы педагогического процесса. Так, например,
излагая одно из основоположений прочности обучения и учения, Коменский
иллюстрирует его примером из воспитания нравов: нужно развивать нравы путем
внутреннего преодоления страстей, а не преподавания поверхностного очерка
учения о нравственности. Суть этого основоположения: «правильно обучить... - значит
раскрывать способность понимать вещи; …ничему не учить, опираясь только на
одни авторитет; но всему учить, при помощи доказательств…; ничего не
преподавать одним аналитическим методом, а предпочтительнее преподавать
синтетическим»[3]
1.Обучение как способ организации
педагогического процесса.
Обучение – самый важный и надежный способ получения
систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического
процесса, обучение в то же время и специфические качественные отличия.
Будучи многогранным и сложным, специально
организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности,
обучение есть не что иное, как «процесс познания, управляемый педагогом.»[4]. Именно направляющая роль
учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений, развитие
их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность – это единство
чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности.
Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и
социальных взаимоотношений учащихся, а также путём выполнения различных
предметно практических действий в учебном процессе (конструирование, решение
исследовательских задач). Но только в процессе обучения познание приобретает
чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательской
деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается
на вербально- деятельностном подходе. Слово одновременно является средством
выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и
организации практической познавательной деятельности учащихся. Оно тесно
связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью
формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов,
процессов и явлений окружающей действительности.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением.
Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а,
следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной
задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от
неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической
передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном
взаимодействии находятся педагоги и воспитанники: преподавание и обучение. При
этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может
ограничиться только изложением знаний – он развивает и воспитывает, т.е.
осуществляет целостную педагогическую деятельность. Успех обучения в конечном
итоге определяется отношением учащихся к обучению, их стремлением к познанию,
осознанным и самостоятельным приобретением знаний и умений. Ученик не только
объект обучающих воздействий, он субъект специально организуемого познания,
субъект педагогического процесса.
2.Принципы профессионального обучения
В дидактике профессионально-технического образования
принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией.
Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер;
некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают
новые принципы, которые отражают современные требования общества и науки к
обучению. Принципы обучения имеют значение и для определения содержания,
форм, методов и организации обучения. Благодаря специфике процесса обучения в
учебных заведениях профтехобразования наряду с общеизвестными появляются
принципы, отражающие закономерности учебно-воспитательного процесса в профтехучилищах.
Дидактические принципы отражают взаимосвязи в
теоретическом и производственном обучении между целью, содержанием, методами,
формами организации, средствами и результатами обучения: между различными
частичными процессами преподавания и учения; между воспитательной и трудовой
деятельностью; между различными звеньями или этапами обучения и между
педагогическим и трудовым процессами; между руководством учебным процессом и
самостоятельностью учащихся; между коллективным развитием и развитием каждого
учащегося в отдельности и др.
Типичное требование профессионального обучения
состоит в том, что для того, чтобы обеспечить получение высокой квалификации
рабочего, необходимо соответствие технологического уровня процесса обучения
реальному трудовому процессу.
Уже с давних пор педагоги занимались разработкой
дидактических принципов обучения. Они рассматривали те или иные принципы,
которые отвечали представлениям и уровню познаний своего времени. Постоянно
предпринимались попытки развития системы принципов и ее расчленения. Я.А.
Коменский предложил систему дидактических принципов, основанием которой явился
ведущий принцип естественности занятий. Дистерверг искал более конкретные
принципы и правила, чем требования к содержанию, к преподавателям и учащимся.
К. Д. Ушинский разработал принципы в связи с необходимыми условиями для
проведения тех или иных занятий.
В главах Общие требования обучения и учения, т.е.
как учить и учиться наверняка, чтобы не мог не последовать положительный
результат», «Основы легкости обучения и учения», «Основы прочности обучения и
учения». «Основы кратчайшего пути обучения» Я.А. Коменский освещает пути
(правила) реализации требовании таких принципов обучения, как
своевременноесть, обеспеченность (материальная и интеллектуальная), наблюдения
(наглядность), последовательность, постепенность, доступность, систематичность
(системность), основательность, прочность, полезность, посильность, учет
возрастных и индивидуальных различий, опора на развитие мышления и
познавательных способностей, самодеятельность и самостоятельность, активность,
нравственность. Все они сформулированы на основе общего требования
природосообразности. К тому же Я. А Коменский выдвигает требование, чтобы
учителя приветливостью и лаской, а родители похвалой учению, учености и
побуждением к прилежанию возбуждали у учеников глубокий интерес и горячее
стремление к знанию, стремление к самостоятельному поиску духовной пищи, ее
усвоению и переработке не только для себя, но и для передачи другим в школе и
вне школы,
В современной педагогической науке и в
учебно-воспитательной практике сохраняется устойчивая тенденция рассмотрения
процесса обучения и внеклассной воспитательной работы как вполне
самостоятельных подсистем единого педагогического процесса. Исходя из этого и
принципы педагогического процесса разделяются на: принципы обучения (принципы
дидактики) и принципы воспитания.
Принципы дидактики характеризуют как «..
определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу
обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность.»
(Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского). - М., 1983. - С- 161). как "...
общие нормы организации учебного процесса (Педагогика / Под ред.
П.И.Пидкасистого. - М., 1995), которые " …являются общими ориентирами для
планирования, организации и анализа практики обучения» (Педагогика / Под ред.
Г.Нойнера. Ю.К. Бабанского. - М . 1984. - С. 260). Принципы же воспитания
«-.представляют собой основополагающие четко сформулированные требования,
которые направляют педагогическое мышление и действия воспитателей (там же, с.
147). То есть определения принципов обучения и воспитания фактически одинаковы
Они различаются только своей определяемой частью: принципы обучения - это
основные требования к процессу обучения, а принципы воспитания - основные
требования к процессу воспитания.
В учебном пособии под редакцией П.И. Пидкасистого
характеризуется восемь принципов обучения (разивающего и воспитыващего
характера обучения; научности содержания и методов учебного процесса;
систематичности и последовательности; сознательности, теорческой активности и
самостоятельности; наглядности; доступности; прочности; рационального сочетания
коллективных и индивидуальных форм и способов учебной роботы) и три принципа
воспитания (ориентация на ценностные отношения; субъектности; принятия ребёнка
как данность).
При формулировании и характеристике педагогических
принципов иногда имеется в виду, что кроме принципов дидактики и принципов
воспитания есть еще и общие принципы педагогического процесса. В некоторых
случаях считается, что принципы воспитания имеют общий характер по отношению
ко всему процессу и их действие распространяется как на систему внеклассной и
внешкольной воспитательной работы, так и на процесс обучения (если понятие
«воспитание» считается общим по отношению к понятию «обучение»).
В учебном пособии В. А. Сластенина, И.Ф Исаева,
Л.И.Мищенко, Е.А.Шиянова педагогический процесс рассматривается как единая
целостная система. И педагогические принципы рассматриваются как принципы
целостного педагогического процесса. Они разделяются на две группы.
принципы организации педагогического процесса -
гуманистической направленности педагогического процесса, связи с жизнью и
производственной практикой; научности; соединения обучения и воспитания с
трудом, преемственности и систематичности; наглядности; эстетизации детской
жизни;
принципы управления деятельностью воспитанников –
сочетание педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности
воспитанников, сознательности и активности учащихся; сочетания уважения с
разумной требовательностью к воспитаннику; опоры на положительное в человеке,
согласованности требований школы, семьи и общественности, сочетания прямых и
параллельных педагогических действий; доступности и посильности обучения,
учета возрастных и индивидуальных особенностей, прочности и действенности результатов
образования, воспитания и развития.
Каждый из этих подходов оправдан соображениями как
можно более глубокой характеристики понятия, раскрывающего суть отношений между
субъектами педагогического процесса и основы технологии решения педагогических
задач. Отношение к совокупности принципов обучения и воспитания может
развиваться в двух направлениях: 1) в направлении формулирования и введения в
систему всё новых и новых основоположений при возникновении сколько-нибудь
существенных изменений в педагогическом процессе (в том числе его
материально-технического оборудования); 2) в направлении расширения, углубления
и усложнения требований тех положений, которые стали традиционными, и введения
новых только в случае абсолютной невозможности соотнесения новых условий с принятыми
и действующими принципами.
Если учесть, что, во-первых, обучение имеет
воспитывающий характер, а воспитание включает в себя элементы обучения и, во-вторых,
что принципы являются ориентирами для планирования, организации и анализа
практики обучения и воспитания, что они должны направлять действия
воспитателей, то этих направляющих положений не должно быть много. Человек
(специалист), руководствующийся в своей повседневной деятельности
определёнными положениями, должен их постоянно удерживать в сознании,
ориентироваться на них. Если же их слишком много, возможно ли пользоваться ими
как рабочими инструментами? Кроме того, если понятия и сами процессы обучения и
воспитания трудно разделить в мышлении и на практике, то обязательно ли
выделять принципы обучения и воспитания, особенно в условиях продолжающейся
интеграции этик принципов на основах идей деятельностного, личностного подходов
в обучении и воспитании и гуманизации педагогического процесса?
Система общественных отношений, педагогическая наука
в лице её наиболее талантливых представителей формулируют принципы обучения и
воспитания, раскрывающие пути достижения цели формирования личности в
соответствии с общественным идеалом. А педагогическая система и конкретные
учителя, воспитатели воспринимают эти принципы и реализуют их требования в
меру своих индивидуальных возможностей и в зависимости от требовательности
системы и всего общества к исполнению этих основоположений.
Таким образом, принципы как категория педагогики,
отражающая реалии существующего педагогического процесса, имеют исторический,
переходящий, даже субъективно-личностный характер. Но в таком случае возникает
вопрос: как же просуществовали и остались действенными более трех веков принципы
Коменского? За это время кардинально изменились общественные отношения,
условия осуществления педагогического процесса, а требования наглядности,
систематичности, сознательности и активности, доступности и другие остались не
менее актуальными, чем прежде?
Во-первых, гений великого гуманиста Я.А.Коменского
на века опередил свое время в понимании сути подлинно человеческих отношений
не только в образовательно-воспитательной системе, но и в общественных
отношениях вообще. С позиций подлинного гуманизма и глубокого понимания
технологии осуществления педагогического процесса основоположник педагогики
сформулировал принципы, которые и сейчас организуют и регулируют
профессиональное мышление и действия воспитателей, и тем самым через века
послал свой бесценный дар современной школе и науке. Не все сформулированные
великим педагогом принципы получили сразу всеобщее одобрение и широкое распространение.
Некоторые и сейчас с трудом пробивают себе дорогу, как в практике отдельных
воспитателей, так и целых воспитательных систем.
Во-вторых, требования принципов Я.А.Коменского
все-таки не остались неизменными. Новые возможности материально-технического
оборудования педагогического процесса, его организации в изменяющихся
условиях, повышения требований к личности в плане ее соответствия уровню
развития науки и техники и тому подобное обусловили иное, в той или иной мере
особенное понимание требований классических принципов и особенно путей
реализации их требований (см. например, анализ принципа наглядности: Каптерев
П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.. 1982, - С 516-521).
Формулируются и новые принципы, отвечающие требованиям нового времени.
Например, принцип научности, принцип воспитания в коллективе, принцип ролевого
участия и др. (см,; Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. - Мг, 1987).
В наибольшей степени принципы зависят от цели
воспитания. Выраженная в практическом, рабочем отношении и содержании
образования и воспитания общая цель воспитания является тем императивом,
который определяет характер и содержание системы принципов обучении и
воспитания. Их требования реализуются через формы учебно-воспитательной работы
как определенное сочетание средств и методов, обеспечивающих освоение воспитанниками
содержания образования и воспитания, и достижение тем самым цели воспитания. Таким
образом, требования принципов определяют, в каких организационных формах должен
осуществляться педагогический процесс, чтобы пути освоения содержания
образования были наиболее рациональными и чтобы его освоение обеспечивало
достижение цели воспитания.
Если рассматривать принципы более подробно, то я бы
рассмотрел, несколько самых известных важных и эффективных, по моему мнению, дидактических
принципов: целенаправленности, научности, доступности, наглядности,
систематичности и последовательности, учёта возрастных и индивидуальных
различий и другие, имеющие универсальное значение, независимо от видов и форм
подготовки подрастающего поколения к жизни, труду.
Страницы: 1, 2, 3
|
|