бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Принцип толерантности в Адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенк... бесплатно рефераты

   Подведение итогов.

В завершение урока предлагает каждому по очереди высказаться по сегодняшней тете, закончив фразу: «Культурные различия – это …»

   Домашнее задание.

Придумать и описать (или описать реальную ) ситуацию, когда игнорирование культурных особенностей и культурный эгоизм приводили к трагическим последствиям.

Погружение в проблему: «встречи с представителями маргинальных слоев населения.

Представители микрогрупп кратко знакомят класс с собранной ими информацией и дают словесные портреты людей, оказавшихся на социальном дне. Особое внимание педагог просит обратить на отношение общества к этим людям (как выясняется весьма негативное).











 


   


                                                                                                                                 

          </TBODY>



 

 

 

 





                                                                                         

                                   Приложение № 6

 

           Конспект

внеклассного занятия по русской культуре


Мини-конференция по теме: Л.Н.Толстой – великий гуманист.


Вопросы – установки к занятию:

1. Что я знаю о Л.Н.Толстом?

2. Что нового я узнал сегодня?

3. Чему удивился?

4. Что стал ценить?

Оформление доски: портрет писателя, книги с его произведениями.

Эпиграф занятия:

«Ему было близко все человечество»

                           В.Я.Брюсов


Ход занятия.

I.             Беседа с учащимися.

- Что вы знаете о Л.Н.Толстом?

- Почему имя Л.Н.Толстого известно людям?

- Что он создал?

II. Сообщения детей о Л.Н.Толстом.

1-й ученик:

Лев Николаевич Толстой принадлежал к высшей помещичьей знати России. Его отец, граф Н.И.Толстой, был участником Отечественной войны 1812 года, мать – урожденная княгиня Волконская.

2-й ученик:

Его предки были в родстве с Пушкиным, Трубецкими, Голицыными. Родовая усадьба Толстых называлась Ясная Поляна.

3-й ученик:

Первым произведением Толстого была повесть «Детство».

II.        Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Рассказы детей с комментариями учителя.

III.  Толстой как писатель.

Чтение детьми отрывков из детских произведений Толстого.

IV.        Заключительное слово учителя.

V.             Ответы детей на вопросы-установки.

 

 

Внеклассные занятия в форме мини-конференции можно проводить по любому аспекту русской культуры. Перед проведением мини-конференции необходимо сформулировать вопросы-установки. В конце занятия формулируются 1-2 задачи на будущее.






































                                                                                                      

                                   Приложение № 7

Конспект  классного часа на тему: «У истоков песенного искусства адыгов».

Цели классного часа: развивать творческую фантазию и воображение, выдумку, смекалку, воспитывать чувство прекрасного. На примерах песенного искусства адыгов воспитывать в детях любовь к Родине, гуманность, развивать в детях интерес к новому, прививать любовь к музыке и песне.

Оформление: выставка детских рисунков, на доске – название мероприятия.

Оборудование: эмблемы команд, магнитофон, фортепиано, мольберты, бумага, фломастеры, краски, кисти, призы, медали, табличка «жюри», карточки с цифрами от 1 до 10 для жюри.

Ход занятия.

Дети входят в кабинет под мелодию песни ДжахьнэкIо орэд.

I.Вступительное слово учителя.

 Дорогие ребята! Уважаемое жюри! Уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на классном часе, посвященном народному музыкальному творчеству адыгов под названием «У истоков песенного искусства адыгов». Классный час проводится в форме игры – викторины.

   В конкурсах будут участвовать две команды: «Адыиф», «Саусырыко».

   Эмблемы команд изготовили сами ребята. Прежде чем начать наши конкурсы, хочется обратить ваше внимание на оформление кабинета. Все, что вы здесь видите, - это труд ребят и учителей. Над доской – рисунки ребят, представляющие различные виды изобразительного искусства.

II. Проведение конкурсов.

Конкурс I. Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: написать на доске как можно больше адыгских песен.

   На выполнение задания дается 2 минуты.

Оценка жюри.


Конкурс II.  Вызывается по одному участнику от каждой команды.

Задание: назвать какие жанры песен бывают.

На выполнение задания дается 3 минуты

Жанры песен:

1. трудовые песни (земледельческие, скотоводческие, производственно – бытовые).

2. обрядовые песни (культовые, производственно-магические, семейно-бытовые)

3. нартские ( о Саусырыко, Патаразе, Ашамезе, Шабатыныко)

4. историко-героические (исторические, героические).

5. песни-плачи.

6. шуточно-сатирические (бытовые, социальные, аллегорические: песни-басни.

7. лирические.

Оценка жюри.


Конкурс III. . Вызывается по три участника от каждой команды.

Задание: нарисовать героев адыгских народных песен.

На выполнение задания дается 5 минут.

Герои адыгских народных песен: Нарт Саусырыко, Нарт Патараз, Айдемиркан, Касей, Хатхе Кочас и др.

Учитель: - Расскажите о героях, которых вы изобразили. Чем они запомнились? Почему именно так вы себе их представляете?

Пример ответа детей: Нарт Саусырыко родился чудесным образом из камня. Его закалил кузнец Тлепш, после чего он превращается в неуязвимого «железного» человека. Но в его неуязвимом теле остается уязвимое место – колени, где прикасались щипцы кузнеца Тлепша во время закалки. Саусырыко погибает от удара по уязвимому месту.

Оценка жюри.

III. Подведение итогов конкурсов.

Награждение победителей и вручение призов.




Литература для учителя при подготовке к классному часу:

1. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. – М.,1974.

2. Плотникова Е.Б., Дзуда И.А. Народная песенная педагогика как инструмент здоровьесберегающей деятельности современного учителя// Начальная школа: плюс и минус, 2001 г. № 11, с.26-28.

3. Соколова А.Н. Жанровая классификация адыгских народных песен// Культура и быт адыгов. - Майкоп, 1986.-выпуск VI.-с.117-145.

4. Шамина Л.В. Музыкальный фольклор и дети.-М.,1992.

5. Шу Ш.С. О музыкальном творчестве адыгов. Майкоп, 1992.

6. Чич Г.К. О народной песенно-музыкальной культуре адыгов// Музыкальный фольклор адыгов.- Майкоп, 1988.-с.18-37.




                                   Приложение № 8


Тема «…Пушкин у нас начало всех начал…» (Творчество А.С.Пушкина как сила, пробуждающая в человеке стремление к прекрасному).

Цели. Сделать шаг к формированию понятия о значении творчества А.С.Пушкина для российской культуры; пробудить творческие способности детей.

        Ход урока.

Учитель. На первом месте за наши знания мы были награждены тем, что слушали сказку в исполнении великолепного мастера слова артиста Игоря Ильинского. А сегодня мы будем сами выразительно читать отрывки из сказки Пушкина.

Выразительное чтение отрывка из «Сказки о царе Салтане…» и обсуждение.

Примерный перечень вопросов для обсуждения.

Было ли чтение товарища четким, ясным, достаточно громким?

Передана ли при чтении основная мысль эпизода?

Передано ли определенное отношение к героям или событиям?

Сумел ли чтец донести до слушателей красоту языка А.С.Пушкина?

Комментарий, включающий перечисленные пункты может быть дан при условии систематической работы и обучению детей выразительному чтению.

-При чтении или слушании сказок всегда возникают в воображении картины, которые хотелось бы перенести на бумагу. Дома вы постараетесь изобразить то, что особенно запомнилось, поразило при чтении «Сказки о царе Салтане…»

Демонстрация иллюстраций к «Сказке о царе Салтане…» сделанных детьми, и прослушивание рассказов, составленных по опорному плану.

-Желание запечатлеть образы, навеянные сказками Пушкина, рождалось и у композиторов, и у художников. Композитор Римский-Корсаков создал две оперы на сюжеты сказок Пушкина: «Сказка о царе Салтане…» и «Золотой петушок». А художник Врубель, слушая оперу «Сказка о царе Салтане…», написал удивительно красивую картину «Царевна-Лебедь». Знакомство с картиной происходит одновременно со звучанием фрагмента из оперы Римского-Корсакова.

Материал для учителя.

Николай Александрович Римский-Корсаков «…был музыкальным волшебником – великим сказочником в русской музыке. Из пятнадцати опер, написанных им, более половины – оперы-сказки, оперы-былины, оперы-легенды». (Тарасов Л.М. Волшебство оперы. М.,1979).

Римский-Корсаков в юности был очарован оперой Глинки «Руслан и Людмила», а став композитором и сам обратился к творчеству А.С.Пушкина. В 1906 г. композитор начал работу над оперой «Золотой петушок». Опера «Сказка о царе Салтане…» написана к столетию со дня рождения А.С.Пушкина. Опера Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане…» отвлекла художника М.Врубеля от работы над «Демоном», погрузила в мир музыки театра. Увлеченный образами Пушкина и мелодий Римского-Корсакова, Врубель пишет декорации к опере, создает эскизы костюмов. Премьера оперы «Сказка о царе Салтане…» состоялась на сцене Частной оперы в 1900 г. Врубель, завороженный поэзией и музыкой, обращается к творчеству В.Васнецова, И.Билибина, Н.Рериха. В сезон 1900-1901 гг. им написано три полотна на тему «Сказки о царе Салтане…», «Лебедь», «Три богатыря».

Картина «Царевна-Лебедь» восхитила В.М.Васнецова. Образ «Царевны-Лебеди» создан «…редкостными по красоте истинно сказочными красками…» Так говорил Васнецов о картине Врубеля.

«Сказочность картины заключена прежде всего в лебедином оперении героини, данной как бы в момент волшебного превращения белоснежной птицы в красавицу-царевну, изящную, хрупкую, манящую и загадочную, как взгляд её больших глаз, таинственно мерцающих, подобно драгоценным камням перстней и царственного кокошника. Сказочностью проникнут и морской пейзаж в густых сине-лиловых сумерках, освещенных светлой полоской неба над горизонтом…

Врубель искал образ девичьей красоты юной царевны, образ царственно-прекрасный, загадочный своей глубиной как символ-идеал: ему необходимы были венец кокошник из золота, карбункулов, изумрудов, жемчугов, и серебряное кружево на косынке, но драгоценности здесь не сияют сами по себе – они входят в образ, обогащают красоту Лебеди, становятся как бы принадлежностью тонкого лица с широко открытыми глазами, тонких рук, худеньких плеч юной царевны».

На данном уроке не ставится цель подготовить детей к написанию сочинения по картине: цель – показать, что красота способна породить красоту.

Начать беседу целесообразно с выявления общего впечатления от картины, а затем уже работать по плану.

Примерный план рассказа о картине.

Как называется картина?

Кто её написал?

Кого изображает художник в центре картины?

В какой момент изображена героиня картины?

Какие сказочные черты героини вы можете отметить?

Чем поражает героиня картины зрителя?

Какое время суток изображено на картине? Как вы это определили?

Какой пейзаж изобразил Врубель?

Какие краски использовал художник?

Какое настроение возникает при знакомстве с картиной?

Что роднит картину М.Врубеля и сказку А.С.Пушкина?

Ребята, сегодня мы увидели, что чудесная сказка Пушкина пробуждает желание творить прекрасное. Мы посмотрели спектакль в театре Образцова, слушали фрагменты из оперы Римского-Корсакова, знакомились с загадочной картиной Врубеля.

Запишите домашнее задание: подготовить устный рассказ о картине Врубеля «Царевна-Лебедь».

Словарные материалы к описанию картины:

-лебединое оперение;

-волшебное превращение;

-хрупкая, нежная, загадочная царевна;

-таинственно мерцающие глаза;

-царственный кокошник;

 -морской пейзаж;

-сине-лиловые сумерки;

-водная гладь.

   Выяснить, какие художники иллюстрировали сказки Пушкина.

   А.С.Пушкин был собирателем народного творчества. Он записывал все, что слышал: сказки, песни.






















                                                                                                                                                           

                                             Приложение № 9

Тема. "А.С. Пушкин. Душа народа – душа поэта".

Цели. Познакомить учащихся с отдельными этапами жизненного пути поэта; пробудить интерес к творчеству поэта; развивать умение проводить сравнительный анализ поэтических произведений; нравственное воспитание учащихся; воспитывать умение видеть красоту родной природы.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; эпиграф (плакат с отрывком из стихотворения "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."); отдельные иллюстрации из альбома "А.С. Пушкин"; фотография дома, в котором родился поэт, портреты матери, отца, маленького Пушкина; конторка пушкинских времен (подсвечник, чернильница, гусиное перо); иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина; стенд с рисунками детей по произведениям поэта; выставка книг; раздаточный материал – стихотворения А.С. Пушкина "Еще дуют холодные ветры...", "Гонимы вешними лучами..."; на развороте доски – литературный словарь.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Учитель. Сегодня перед нами трудная задача. Мы делаем серьезную заявку на взрослость. Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта – Александра Сергеевича Пушкина, о его душе, которая раскрывается в стихах, сказках, поэмах, прозе.
Конечно, ребята, понять душу человека невозможно, а Пушкина тем более, он загадка. Даже самые близкие ему люди не смогли понять его до конца.
Но мы все же попробуем с вами выяснить, почему он, дворянин, был так любим простым народом, почему мы до сих пор черпаем в нем силы.
Итак, тема нашего урока "Душа поэта – душа народа".

III. Изучение нового материала

1. О значимости поэта А.С. Пушкина

У. На один из этих вопросов дал ответ Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед, ученый, изучавший законы развития литературы.
Лихачев вспоминает, как после революции 1917 г. в школе, где он учился, был учитель литературы, влюбленный в свое дело. И этот учитель в одном из старших классов целый год изучал с учениками Пушкина. Лихачев пишет, что этот год был годом воспитания души. Как вы понимаете выражение "воспитывать душу"?
Размышления учеников.
– Пушкин воспитывает душу, он учит нас жить, любить, дружить, учит великодушию, состраданию.

2. Пушкин и народ, народное творчество

У. Наша сложная тема требует еще одного уточнения. Как и почему Пушкин, дворянин, сблизился с простым народом? Поэт жил в трудное время. Самодержавие, царь, который держал творчество поэта под своим контролем, хотел сделать его придворным поэтом, постоянная слежка полиции, непонимание в семье, нехватка средств для существования – все это делало жизнь поэта, особенно в последние годы, невыносимой. "Черт догадал меня родиться в России с душою и талантом!" – сказал однажды Пушкин.

 

Тяжелые предчувствия томили поэта, он был одинок, задыхался в этой жизни, для творчества нужна была свобода. И Пушкин находит свое спасение в народном творчестве, в народной фантазии, в общении с простым народом. Я просила вас найти и прочитать литературу о Пушкине.
Ответы детей.
– Как общался поэт с народом?
Мы уже говорили, что любовь ко всему русскому – языку, природе, фольклору – заложили в маленького Пушкина бабушка и няня.
Любопытно, что первое стихотворение Саша написал в 6 лет на французском языке. Но бабушка и няня свое дело сделали. Любовь ко всему народному Пушкин пронес через всю жизнь.
Дополнения детей, взятые из книг о Пушкине.
– Знаете, Пушкин был собирателем произведений народного творчества, записывал все, что слышал у народа. Какие виды народного творчества вы знаете?
Учащиеся определяют жанры устного народного творчества: песни, сказки, былины, пословицы, поговорки.
– Какие народные песни вы знаете?
Дети. "Во поле береза стояла".
– "Я на горку шла".
– "Ax вы, сени мои, сени".
– "Коробейники"...
У. Около 60 песен записал Пушкин, 49 из них он передал фольклористу Киреевскому, при этом сказав: "Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка, которые поет народ, а которые смастерил я сам". Вот такую загадку без малого 200 лет назад загадал Пушкин. Одному ли Киреевскому? Попробуем разгадать?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8