Принцип толерантности в Адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенк...
Принцип толерантности в Адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенк...
АДЫГЕЙСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
им. Х.Б.АНДРУХАЕВА
ПРЕДМЕТНАЯ (
ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА
СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В
АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель-
преподаватель педагогики
Цеева А.З.
Рецензент:
Методист по научно-методической
работе городского комитета по
образованию Администрации
г.Майкопа Паранук С.Р.
Председатель П(Ц)К:
Вербицкая Л.М.
МАЙКОП,2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности
с учетом принципа толерантности.
1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм,
национальный эгоизм, групповая враждебность и др.
1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при
формировании личности.
1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на
принципах толерантности.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка
в соответствии с принципом толерантности.
2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня
сформированности толерантности детей в начальных классах.
2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся
о принципе толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как известно, 1995 год был провозглашен Организацией Объединенных
Наций годом, посвященным толерантности. Причиной этого были названы прежде
всего следующие факторы:
этнонациональные конфликты;
дискриминация
в отношении меньшинств;
акты
ксенофобии, особенно против беженцев и мигрантов;
религиозный
экстремизм;
насилие
и гонения против интеллигенции и других лиц, исповедывающих свободу
мнений и их выражения;
нетерпимость со стороны политических движений и
идеологий;
нетерпимость,
выраженная в маргинализации и исключении из общества уязвимых
групп или в дискриминации и насилии против этих групп[22,221-224]
Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных
проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении
различий между отдельными людьми и культурами. Возведенная на уровень
коллективной и даже государственной позиции, нетерпимость подрывает
принципы демократии и приводит к нарушению индивидуальных и коллективных
прав человека. Нетерпимость выступает противником многообразия,
которое составляет важнейший обогащающий фактор человеческого развития.
Современный мир, переживая глубокие социальные и геополитические
трансформации после окончания холодной войны и распада коммунистического
блока, нуждается в более адекватном осознании возможностей и опасностей
существующей ситуации. Необходимы новые экспертизы и новые инициативы,
чтобы содействовать становлению индивидуальной и коллективной
ответственности, а также более эффективных институтов, чтобы не
допустить царства анархии и насилия на рубеже XXI века. По этой
причине Россия активно включились в программу культуры мира. В июне
1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года
толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных
якутскими специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника
по культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-исследовательских
институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира и
толерантности.
Ключевым принципом программы
«Культура мира» объявлено утверждение культуры терпимости в контексте
общедемократических преобразований.
Необходимо
совместно с соответствующими органами власти и общественными
организациями разработать простые и привлекательные принципы педагогики
толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы,
а также предложить учебные тексты и программы как для аудиторий
обучения, так и для средств массового воспитания, включая информационные
институты.
Большинство классных комнат в России и других странах сегодня представляют
микрокосмос культурного многообразия своих сообществ и поэтому
нуждаются в новом содержании образования, отражающее знание и
понимание других народов, их культур и истории, а также понимание
общности и единства человеческих сообществ.
Важно
прививать молодым поколениям чувства открытости, альтруизма,
уважения к другим, солидарности и сопричастности и раскрывать источники
и опасности враждебности, неприязни, отчуждения и ненависти.
В
этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная педагогика
как составная часть коллективного народного творчества, как проявление
педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности. Она
олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения,
представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего поколения.[12,8]В
соответствии с потребностями народа она выдвигала самые гуманные и демократические
идеалы воспитания.
В
психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной
проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической и
других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина В.М.,
Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной педагогике и
роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров К.И., Меретукова
З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и др.). Однако вопросы толерантности
в адыгской народной педагогике относятся к недостаточно изученным. Это и
определило выбор темы квалификационной работы.
Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской
народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.
Объект исследования – педагогические условия формирования толерантности
в личности ребенка.
Задачи:
1.Проанализировать
и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в адыгской народной
педагогике.
2.Раскрыть
сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая
враждебность применительно к адыгской народной педагогике.
3.Исследовать
особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.
4.Разработать
и внедрить системы работы по формированию толерантности детей начальных
классов.
5.Проанализировать
и сделать соответствующие выводы по результатам предварительного опроса.
Методы исследования:
1.Теоретические
– анализ методической, этнографической литературы, теоретического обобщения.
2.Эмпирические
– наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
3.Математические
– обработка информации, определение количественных и качественных показателей
эффективности применяемой системы работы.
Этапы научного исследования:
1.Изучение
научно-методической литературы.
2.Планирование
системы работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом
толерантности.
3.Внедрение
системы работы.
4.Сбор
и обработка фактического материала.
5.Оформление
фактического материала в виде квалификационной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка
использованной литературы, приложения.
Глава I.Теоретические предпосылки формирования
личности с учетом принципа толерантности.
I.1.Сущность понятий: толерантность,
национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.
Толерантность-способность человека, сообщества, государства слышать и уважать
мнение других, невраждебно встречать отличное от своего мнения.
"Терпимость – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от
культуры войны к культуре мира", - говорится в Декларации принципов
терпимости, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В Декларации
определено понятие толерантности как:
уважение,
принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм
самовыражения и проявления человеческой индивидуальности
-
отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных
в международно-правовых актах в области прав человека.
Толерантность - не уступка, снисхождение или потворство, а, прежде всего
активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и
основных свобод человека. Толерантность - привилегия сильных и умных, не
сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог и
разнообразие мнений. Бытует мнение, что монокультурное — в отличие от
поликультурного — общество в своей основе «деструктивно, патологично, ведет к
маргинализации, пограничности, государственному продуцированию законов насилия
и жестокости, дегуманизации социума и самого себя».[11,138]. В монокультурных
государствах человеку не всегда предоставляется возможность интеграции в
различные социальные общности. Существует одна, «единственно верная» норма с
четкими правилами, идеологическими установками, стереотипами поведения. Если
человек склонен к иному мировоззрению, а декларируемые обществом «постулаты
жизни» ему чужды или просто не близки, то он либо становится диссидентом,
своеобразным «аутсайдером общества», либо «перешагивает» через собственные
установки и — при удачном стечении обстоятельств— благополучно вливается в
общество в качестве конформиста. Следует ли из этого высказывания вывод о том,
что монокультурность проигрывает поликультурам в процессе создания
благоприятных условий для успешной социализации своих граждан? Отнюдь нет.
Поликультурное, полинациональное государство имеет собственные и весьма
серьезные проблемы. В одном ареале, в одном государстве «соседствуют» различные
общности людей не только с разными культурными ценностями и социальным опытом,
но и с биологическими различиями, с особенностями в психической структуре
личности (темперамент,акцентуации характера, особенности становления основных
психических процессов и т.д.). В любом из этих аспектов любая нация, народность
оригинальна. Подобная оригинальность сохраняется даже в процессе многовековых
миграций целых народов. Ассимилируясь в ту или иную полиэтническую среду, этнос
сохраняет свою специфику и оригинальность,хотя, разумеется, не полностью и не в
«чистом виде».В современных условиях социально-экономической дестабилизации
стремление сохранить оригинальность той или иной нацией, народностью
характеризуется иногда негативными проявлениями. Особенно ярко эти проявления
заметны в современной России. Постоянная миграция других этносов на ее
территорию вызывает у русских людей опасение, страх перед возможным ущемлением
«национального достоинства».Оттенки этого опасения различны: от
индифферентности до агрессии, от холодного безразличия до проявлений ксенофобии
(страха, иногда ненависти по отношению к людям иной нации). Отчасти такие
эксцессы могут рассматриваться в качестве своеобразной избыточной защитной
реакции на действительные или мнимые угрозы со стороны представителей иных
этносов. Так или иначе, россияне забывают о том, что они не обладают правом на
злобу, ненависть, попрание законных прав другого. Подобная «забывчивость» ведет
— среди людей — к усилению агрессивности, распространению — в обществе —
шовинистических и фашистских идей. Следствием этого легко могут стать
кровопролитные распри, войны, погромы, террористические выпады «псевдолюдей»
против мирных граждан. Последние события, связанные со вспышками террора, —
своеобразный показатель нравственной патологичности поликультуры. Стоит задуматься
хотя бы над тем фактом, что наиболее кощунственным террористическим нападениям
подвергаются две «поликультурные супердержавы» — Россия и США. Встает вопрос:
возможно ли в таких условиях говорить о проблеме толерантности? Какое,
например, толерантное отношение может проявляться к террористам, убийцам
неповинных людей? Ответ на этот вопрос не лежит на поверхности, а сама проблема
достаточно противоречива. Но данный вызов не должен оставаться и не остается
без ответа. Мы предприняли попытку подойти к проблеме с определения
основополагающей категории «толерантность» и его парадоксов. Во многих
культурах понятие «толерантность» является своеобразным синонимом «терпимости»:
лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран.
— tolerance.[17,37-39]. В процессе историко-культурного развития и становления
философской мысли категория «терпимости» претерпевала изменения. Это является
естественным явлением, т.к. менялось и само общество, во главу угла в
человеческих взаимоотношениях ставились разные идеи. В XIX в. глагол «терпеть»
насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать,
крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не
спешить, не гнать и т.д.[9,402]Несмотря на многозначность, категория
«терпимости» имеет созерцательный оттенок,пассивную направленность. Подобная
характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом
словаре русского языка» под редакцией Д.Н.Ушакова[31,308] категория
«толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре
иностранных слов»[25,510] понятие также определяется как «терпимость к чужим
мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо». В
том же словаре появляются еще два определения, связанные с биосоциальным
аспектом:«полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности
организма, способность организма переносить неблагоприятные влияния того или
иного фактора среды».[25,511].Пассивную и негативную направленность обнаруживаем
в «Толковом словаре иноязычных слов»[30,264]. В данном источнике понятие
«толерантности» связано с абсолютной «потерей способности к выработке антител»
(вновь медико-биологический аспект). Особо выделяется политическая
толерантность: позиция тех или иных политических сил, выражающая их готовность
допускать существование инакомыслия в своих рядах. В жизни отдельной личности
толерантность – проявление готовности прислушаться к мнению
противников.[21,375].
Толерантность — это не одно и тоже, что терпение или терпеливость. Если
терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего
боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость
заключает в себе уважение или признание равенства других и отказ от
доминирования или насилия. Терпимость — это свойство открытости и
свободного мышления. Это — личностная или общественная характеристика,
которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются
многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не
должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу.
Толерантный подход, как и толерантная личность, предполагает, что те
или иные позиция и взгляд лишь одни из многих и не могут включать в себя
все остальные. Эта ситуация не зависит от состояния или обладания
знанием, а в равной мере и от социальной и политической позиции. Толерантная
позиция и толерантная личность способны или хотя бы готовы допустить
это различие и быть сторонником плюрализма. Собственно говоря, сама
природа и проблема толерантности связаны с существованием различий
и противоречий, а также возможностью конфликта. Но толерантность позволяет
этой возможности не только не реализоваться, но даже и проявиться.
Будучи порождением потенциальной конфликтности, толерантность
не позволяет реально существующим в каждом обществе явлениям
неравенства, состязательности и доминирования проявиться в манифестных
и насильственных формах.
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:«…проявлять
терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».Здесь
лексема получает не только действенную, социально активную окраску, но и
рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему
общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой,
так и с миром людей (микро- и макросредой).Гармония отношений подразумевает,
прежде всего, уважение субъектами друг друга. Такую смысловую нагрузку несет
определение «толерантности», предлагаемое в словаре «American Heritage
Dictionary»:«Толерантность — способность к признанию или практическое
признание, уважение убеждений и действий других людей».Впрочем, мальтийский
исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» приходит к
выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не
просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и
уважение самих “других людей”, которые отличаются от нас. [32,36] В “других”
признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве
представителей этнических групп, к которым они принадлежат». Для
полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости
— этносы в целом и представители конкретных этносов .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|
|