бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях бесплатно рефераты

(тип 1)

Татаркин Егор:

Импульсивность

Эгоцентризм, стремление к лидерству

Интровертированность

(тип 1)


Сводная таблица по определению показателей конфликтности.

ФИО

Показатели конфликтности

Агрессивность (тип)

Общительность (уровень)

самооценка

взаимоотношения

Васютин С.

2

средний

завышенная

пассивный

Мордашев И.

2

средний

завышенная

конфликтный

Ревякин В.

1

средний

завышенная

конфликтный

Столяров Ю.

1

низкий

завышенная

пассивный

Татаркин Е.

1

средний

завышенная

конфликтный


Общий вывод: в результате проведенных диагностических методик нами были выявлены основные проблемы, существующие в процессе межличностных взаимоотношений младших школьников. Среди них – высокая степень агрессивности, невысокий уровень общительности, завышенная самооценка, конфликтность и пассивность.


Анкеты для родителей

ФИО

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Васютин Саша

2

6

8

6

7

Мордашев Илья

5

8

8

3

3

Ревякин Влад

11

5

4

7

3

Столяров Юра

0

9

5

7

9

Татаркин Егор

3

3

10

9

5


Вывод: проведенные с родителями первоклассников анкеты позволили выявить тесную взаимосвязь между результатами определения показателей конфликтности у учеников и способами реагирования в конфликтах их родителей. В действительности родители конфликтных детей чаще прибегают к соперничеству и избеганию. Лишь у некоторых присутствует стремление к приспособлению, сотрудничеству и компромиссу.

Приложение 9


Упражнения, способствующие повышению эффективности общения

Цели:

Способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;

Помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе.

Упражнение «Настоящий друг»

Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.

Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».

Попросите каждого ученика, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг – это тот, кто…». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.

Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге, представить его группе.

Дискуссия на тему занятия

Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?

Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, что ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы? А если бы этот человек захотел сказать о том, что ему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?

Что мешает дружбе?

Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?

Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?

Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.

Упражнение «Кляксы»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа. Затем участники меняются ролями.

Это упражнение способствует налаживанию взаимодействия между детьми, кроме того, оно обладает некоторой диагностической ценностью. Агрессивные и подавленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и т. д.). К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокойные сюжеты.

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением предпочитают лиловые и сиреневые тона. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностических выводов, можно говорить лишь об общих тенденциях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике.

Упражнение «Взаимодействие»

Все члены группы сидят в кругу. Ведущий передает или бросает кому-нибудь предмет (книгу, спичечный коробок, и др.) и называет при этом какой-либо другой одушевленный или неодушевленный предмет (ножик, собака, ёжик, огонь, вода и т. д.). этот участник должен проделать действия, характерные для обращения с данным предметом. Затем он передает предмет следующему участнику, называя его по-новому.

В упражнении должны быть задействованы все члены группы. Анализ выразительности и адекватности не обязателен. Важно уже то, что игра побуждает фантазию на поиски соответствующего невербального «приспособления», стимулирует двигательную активность, направленность внимания, способствует созданию благоприятной обстановки в группе.

Упражнение «Путанка»

Группа выбирает водящего. Остальные игроки, взявшись за руки образуют круг. По команде водящий выходит из комнаты и возвращается, туда, когда его позовут. Пока он отсутствует остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком же порядке изначально стояли игроки.

Упражнение «Понял – не понял»

Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнер должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.

Упражнение «Я тебя понимаю»

Каждый член группы выбирает себе партнера и затем в течение 2-3 минут в устной форме описывает его состояние, настроение, чувства, желания в данный момент. Тот, чье состояние описывает партнер, должен подтвердить правильность и достоверность предположений или опровергнуть их.

Оба партнера вправе комментировать высказывания друг друга.

Упражнение «Неожиданный ответ»

Ведущий напоминает участникам, что залогом эффективного общения является улыбка: «Улыбка – это прекрасно, она всегда вас красит. Но нас и «ловят» на улыбку: вы улыбнулись – значит, сказали «да». А вы уверены, что это всегда самый правильный ответ?

В некоторых случаях надо уметь и отказать, сказав «нет». Чтобы стать «более свободным» человеком, научитесь не улыбаться в ответ на улыбку, обращенную к вам. Разрешите себе быть и сумрачным, и серьёзным».

Участники разбиваются на небольшие группы, где по очереди делают одному из членов группы заманчивые и несерьезные предложения (отправиться на самолете на Аляску за мороженым). Задача игроков не улыбаться и ответить отказом. Необходимо научиться говорить «нет» спокойно и решительно. Первоначально говорить «нет» будет трудно – вы не хотите огорчать человека, ведь он может обидеться или рассердиться на вас. Надо помнить, что , во-первых, вы имеете на это право, во-вторых, такое «нет» воспринимается нормально.

Затем, чтобы быть менее зависимыми от мнения окружающих людей и не бояться выйти за рамки стандартного («как все») поведения, следует усложнить упражнение и попробовать кроме отказа вести себя необычно, нестандартно. На автобусной остановке принято только спокойно стоять, но вам холодно – попрыгайте или сделайте зарядку. Окружающие будут смотреть на вас как на ненормального? Во-первых, они не правы, а во-вторых, какое вам дело до их взглядов и оценок? Совершая нестандартные поступки, наблюдайте за разнообразными реакциями окружающих (далеко не все из них будут адекватны и умны). Сделали ошибку и кого-то подвели – не переживайте, а понаблюдайте, как (правильно, нет? Умно, нет?) на вашу ошибку отреагирует этот человек.

Упражнение «Комплимент»

Участники становятся или рассаживаются в круг. Водящий бросает мячик тому, кому хочет сказать комплимент, и говорит его. Следующий бросает мячик и говорит комплимент другому и т.д. Комплимент может быть о чем угодно или на определенную тему – о внешности, о характере, о способностях.

Предварительно создайте растрой: прослушайте вместе (или лучше спойте!) песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты», другую хорошую и подходящую к случаю песню. Напомните друзьям, что комплименты – это лестное замечание в адрес кого-либо, похвала. Порассуждайте совместно, избалованы ли присутствующие комплиментами, часто ли слышат похвалу в свой адрес. Подумайте, есть ли у вас повод похвалить, и найдите добрые слова для одного из гостей.

О внешности: «Какие чудесные у тебя волосы!», «Твои глаза – как небо голубое!», «У тебя очень милая улыбка!», «Я всегда любуюсь тобой!», «У тебя изумительный вкус!»…Продолжайте сами, найдите лесные выражения и сопроводите их теплой интонацией, теплым взглядом. Но в тоже время, старайтесь не задеть уязвимое место. Не принято хвалить носы, брови, уши, зубы.

О делах: «Мне очень нравится, как ты..», «Я любуюсь тобой, когда ты читаешь, …», «Где только ты научилась так прекрасно танцевать?» и т. д.

Упражнение: «За что мы любим»

Ведущий вначале говорит о том, что, вступая во взаимодействие с окружающими, мы обычно обнаруживаем, что они нравятся нам или не нравятся. Как правило, эту оценку мы связываем с внутренними качествами людей. Давайте попробуем определить, какие качества в людях мы ценим, принимаем.

Участникам сообщается, что задание будут выполнять письменно. Каждый берет лист бумаги, выбирает в группе человека, который по многим своим проявлениям импонирует ему. Надо указать пять качеств, которые особенно вам в этом человеке

Затем по очереди читаются характеристики, а все пытаются определить, к кому они относятся. Ведущий определяет, кто из присутствующих быстрее всего узнал, следовательно, кто оказался в числе самых популярных личностей.

Упражнение «Карусель»

Ведущий объясняет, что умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, и предлагает провести серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. От участников требуется легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и приятно расстаться с ними.

Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Роль участника задает ведущий.

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2 – 3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 минуты закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примеры ситуаций «встреча»:

«Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече…»

«Перед вами неизвестный человек. Познакомьтесь с ним, узнайте как его зовут, где он учится…»

«Перед вами совсем маленький ребенок, он чему-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, успокойте его»

«Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека…»

«После длительной разлуки вы встречаете своего любимого друга (подругу), и вы так рады этой встрече. И вот наконец он с вами…»

По окончании осуществляется групповой анализ разыгранных ситуаций.

Упражнение «Первая встреча»

Осознание ребенком тех качеств, которые необходимы для дружбы, создает у него мотивацию для их развития. С детьми полезно обсудить, что в первую очередь привлекает в человеке при первой встрече, а что – отталкивает.

Предложите детям ответить на следующие вопросы:

Нравится ли тебе, когда человек при первой встрече:

Смотрит в глаза (да, нет);

Интересуется тобой (да, нет);

Смотрит вниз или в сторону (да, нет);

Ругается (да, нет);

Проявляет чувство юмора (да, нет);

Ведет себя искренне, не притворяется, не фальшивит

(да, нет);

Настаивает только на своем (да, нет);

Хмурится (да, нет);

Перебивает говорящего, не слушает собеседника (да, нет).

Упражнение «Хорошие качества»

Стоит обсудить с детьми, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

Предложите детям отметить, что для них важнее всего в друге:

С ним весело;

Он – добрый;

Признает свои ошибки;

Умеет хранить секреты;

Хорошо ко мне относится;

Надежный;

Честный;

Верный.

Попросите детей перечислить те качества, которыми они обладают и те, которые хотели бы развить в себе.

Обсудите с детьми такое выражение – «Людей привлекает в тебе то-же самое, что тебя привлекает в людях».

Обратите внимание на тот факт, что друзья часто имеют одинаковые интересы и ценности. В то же время необходимо подчеркнуть, что есть исключения из этого правила.

Умение сочувствовать, сопереживать другому человеку – важное качество, необходимое для дружелюбного общения.

Упражнение «Как помочь обиженному»

Проигрывание ситуаций, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным, - это один из способов развития эмпатии.

Попросите учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начните с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными – человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Обсудите с детьми, каким образом реакция окружающих может сделать ситуацию еще более неприятной или, наоборот, - не такой уж обидной.

Разыграйте с детьми сценки, раздав им следующие сценарии:

Дети смеются над ребенком, носящим одежду, которая ему мала. Говорят ему обидные слова. Придумайте, как подбодрить этого человека.

Ребенка исключили из спортивной команды. Другие члены команды говорят ему: «Так тебе и надо, ты вечно проигрываешь, без тебя будет гораздо лучше». Как поддержать человека в этой ситуации?

Ученик получил двойку за ответ у доски. Другие дети смеются и дразнят его. Что нужно сделать, чтобы человек почувствовал себя лучше?

Пусть дети сами придумают подобные сюжеты. Каждый ребенок должен сыграть роль «жертвы», «обидчика» и «помощника».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9