Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях
3) Конфликтные действия или переход к конфликтному
поведению. На этом этапе конфликтное поведение направлено на блокирование
достижений противоположной стороны, ее стремлений, целей, намерений.
При вступлении в конфликт каждая из сторон имеет гипотезу
об интересах оппонента, причинах его вступления в конфликт. Затем в ходе самого
конфликта эти интересы и причины проясняются окончательно, становятся
очевидными силы противника и возможные последствия конфликта. В этой фазе
когнитивная функция отрезвляет противника, ставит под сомнение правомерность
конфликта; и тогда проявляются предпосылки для его разрешения.
4) Любой конфликт когда-либо завершается. Завершение
конфликта – это окончание конфликта независимо от причин, по которым он возник.
Завершение конфликта может происходить несколькими
путями, среди которых обычно выделяют следующие:
полное прекращение конфликта путем взаимного примирения
сторон на какой-либо основе;
Прекращение конфликта вследствие победы одной из сторон;
Ослабление конфликта почти до полного примирения на основе
взаимных уступок или уступок одной из сторон;
Трансформация конфликта путем перерастания его в новый
конфликт, который затмевает первый, или перерастания в перманентную конфликтную
ситуацию;
Постепенное затухание конфликта на основе самопроизвольного
течения;
Механическое уничтожение конфликта;
Основными формами завершения конфликта являются:
разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой
конфликт.
Разрешение конфликта – это совместная деятельность его
участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы,
которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность
обеих сторон по преобразованию условии, в которых они взаимодействуют, по
устранению причин конфликта.
Для разрешения конфликта необходимо изменение самих его
сторон (хотя бы одной из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте.
Часто разрешение конфликта основывается на изменении и отношения оппонентов к
его объекту или друг к другу.
Разрешение конфликта необязательно идет за инцидентом.
Конфликт можно разрешить на любой стадии и до конфликтных действий дело может
не дойти. Это происходит в силу того, что время продолжения любой стадии
конфликта неопределенно и некоторые стадии могут выпасть. Конфликт может
остаться неразрешенным , может остаться на стадии конфликтной ситуации, то есть
конфликт не возникает, от конфликта можно уйти сразу после его осознания,
оставив его неразрешенным.
Можно назвать несколько этапов разрешения конфликта:
а) установление действительных участников конфликтной
ситуации;
б) выявление мотивов, целей, способностей, особенностей
характера, профессиональную компетентность участников конфликта;
в) изучение существовавших до конфликтной ситуации
межличностных отношений участников конфликта;
г) определение истинной причины возникновения конфликта;
д) изучение намерений, представлений конфликтующих сторон
о способах разрешения конфликт;
е) выявление отношений к конфликту лиц, не участвующих в
конфликтной ситуации, но заинтересованных в его позитивном разрешении;
ж) определение и применение способов разрешения
конфликтной ситуации.
Урегулирование конфликта отличается от его разрешения
тем, что в устранении противоречия между его сторонами принимает участие третья
сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и
без него.
Для урегулирование конфликта необходимо прежде всего
проанализировать конфликтную ситуацию, а затем и предпринимать необходимые
действия:
выяснение причины, а затем поводы конфликта;
определить зоны конфликта, то есть включенность
определенных сил (следует разграничить деловые стороны конфликта от
межличностных сторон);
выяснить мотивы вступления людей в конфликт (мотивировки,
объяснение причин могут не совпадать с истинным положением дел, а неумение
выяснить мотивы приводит к невозможности урегулирования конфликта);
при анализе конфликтных ситуаций необходима
беспристрастность;
Затухание конфликта – это временное прекращение
противодействия при сохранении основных признаков конфликта и напряженных
отношений между его участниками. Конфликт переходит из «явной» формы в скрытую.
Затухание конфликта обычно происходит в результате: истощения ресурсов обеих
сторон, необходимых для борьбы; потери мотива к борьбе, снижения важности
объекта конфликта; переориентации мотивации сторон (возникновение новых
проблем, более значимых, чем борьба в конфликте).
Под устранением конфликта понимается такое воздействие на
него , в результате которого ликвидируются основные структурные элементы
конфликта. несмотря на «неконструктивность» устранения, существуют ситуации,
которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт ( угроза насилия,
гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).
Перерастание в другой конфликт случается тогда, когда в
отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит
смена объектов конфликта.
Критериями конструктивного разрешения конфликта являются
степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем
правого оппонента.
Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено
решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие,
тем больше шансов для нормализации отношений между участниками, меньше
вероятность перерастания конфликта в новое противоборство.
Не менее существенной является победа правой стороны.
Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказывается на
социально-психологическом климате во взаимоотношениях между противоборствующими
сторонами. В то же время необходимо помнить, что у неправой стороны тоже есть свои
интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать
мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новыми конфликтами.
Конфликты могут выполнять позитивные и негативные
функции.
К позитивным функциям конфликтов относятся:
разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
(конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но
это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);
информационная и связующая функции (люди могут проверить
и лучше узнать друг друга);
сплочение и структурирование организаций (противоборство
с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность
совместных действий людей в группе);
стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут
заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций,
достижении лучших результатов во взаимодействии);
снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди
начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять
ситуацию, проработать варианты решения проблем);
диагностическая функция (при активизации действий каждая
сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт
может быть быстрее разрешен).
К негативным функциям конфликта относятся:
большие эмоциональные и материальные затраты на
разрешение конфликта;
исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников,
снижение производительности труда или обучения, ухудшение
социально-психологического климата в коллективе, группе;
уменьшение степени сотрудничества между сторонами в
будущем или полное прекращение такового;
неадекватное (завышенное) восприятие своей группы,
коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о
враге;
утверждение духа конфронтации в организации, группе или
обществе в целом, придание большего значения.
Можно ли считать конфликт неизбежным? Конечно, нет. Г.
Дьяконов выделяет в технологии разрешения конфликтов две части:
а) методику «хорошего общения»;
б) методику посредничества в разрешении трудных ситуаций
общения.
Обе части довольно тесно и органично связаны, поскольку
овладение методикой посредничества предполагает усвоение методов «хорошего»,
эффективного общения, а разнообразная практика посредничества позволяет глубоко
и разносторонне усовершенствовать и развить навыки и умения эффективного
общения.
В основе эффективного общения, несомненно, лежит методика
эффективного слушания и умения говорить. Б. Бест и М. Бердж включают сюда такие
компоненты, как эмпатия, валидация, осознание, обобщение, которые выступают и
как навыки — умения активного слушания, и как основные этапы процесса
эффективного слушания в ходе конфликта. Названные компоненты не обязательно
должны следовать друг за другом в приведенной последовательности, однако этапы
валидации и эмпатии должны всегда предшествовать этапам осознания и обобщения.
Итак, первое, что надо делать для ослабления
конфликтности, — это проявлять эмпатию. Оно предполагает понимание чувств
другого человека. Эмпатию можно выражать как словами, так и невербально, с
помощью языка тела, пространства, времени и т. д.
Второе средство смягчения конфликта — это валидация, т.е.
подтверждение переживаний другого человека, выражение веры и согласия с тем,
что они действительно серьезны. Надо дать понять другому человеку, что его
чувства воспринимаются как реальные, настоящие, глубокие. Основные способы
валидации:
повторить то, что сказал другой человек (партнер,
оппонент), и это, кстати, позволит вам убедиться, что вы правильно понимаете
его, и показать, что вы слушаете этого человека;
подчеркивать то хорошее, что человек сделал или пытался
сделать, и тогда ваш собеседник будет стараться более подробно что-то
рассказать или сделать для разрешения конфликта;
использовать примеры и ссылки на то, что нечто подобное
было с вами, с вашими знакомыми;
произносить время от времени слова о том, что вам
кажется, что вы понимаете собеседника, что вы представляете, как это было и т.
п.
Третье, что необходимо в ходе конфликта, — это осознание
или прояснение ситуации, отношений и прочего. Осознание обычно осуществляется с
помощью вопросов, задаваемых с целью получить нужную информацию о проблеме
конфликта, о фактической стороне противодействия.
Четвертое умение, необходимое в конфликте, это —
обобщенные, то есть повторение, перефразирование проблемы или ее главных
моментов, чтобы у каждого участника конфликта была уверенность, что и как было
понято в ходе общения и конфликта. Обобщение особенно необходимо при переходе
от одного этапа конфликтного общения к другому, а также при завершении
многоэтапного взаимодействия.
Существуют правила, которых необходимо придерживаться для
избегания конфликта (приложение 1).
Помимо некоторых правил активного слушания Б. Бест и М.
Бердж формулируют несколько важных и полезных рекомендаций, способствующих
эффективному разговору в процессе конфликта (приложение 2).
Есть еще один чрезвычайно важный момент в стратегии
эффективного разрешения конфликта — это использование богатого языка движений
тела, широкого спектра всех средств и способов невербального общения: лицевой
экспрессии, кинетики, проксемики, таксики и пр. Невербальные средства мимики,
пантомимики, прикосновений, пространства, времени могут и должны использоваться
на всех этапах трудного или конфликтного общения, но место и формы их использования
на каждом из этапов, конечно, будут различными, более или менее адекватными или
совсем неэффективными и даже просто неуместными.
Не менее популярным приемом преодоления конфликта
является посредничество, которое представляет собой специально организованное
общение двух конфликтующих сторон при участии и помощи третьей, нейтральной
стороны (посредника). В зарубежной психологии для обозначения нейтральной
стороны используют термины «медиация» (посредничество), «медиатор» (посредник).
Механизм посредничества заключается в том, что наличие
третьего, нейтрального, стороннего, внешнего участника позволяет перенести на
него часть эмоциональной нагрузки конфликта. Посредник выполняет ряд важнейших
функций косвенного управления ходом конфликта, поскольку в чем-то заменяет его
непосредственных участников.
Процедура медитации в самом общем виде заключается в том,
что посредник способствует тому, чтобы оппоненты-противники захотели вступить в
диалог с целью разрешения конфликта. Затем он помогает оппонентам выслушать
позиции друг-друга в развернутой форме, постепенно осознать взаимное доверие и
наметить некоторые новые содержательные и личностно-коммуникативные аспекты
проблемы и отношений конфликтующих сторон. В заключение течение конфликта
переходит в фазу прямого диалога оппонентов-партнеров, что позволяет найти
конструктивные решения и приемлемые компромиссы и разработать их до уровня
программы взаимных действий, удовлетворяющих обе стороны конфликта.
Разрешение конфликтов при помощи методики посредничества,
по мнению Г. Дьяконова, включает пять основных этапов и соответственно пять
основных форм умений и навыков, требующихся от ведущего процесс посредничества:
организация опосредования конфликта, мотивация и установление отношений
оппонентов, монологическое опосредование конфликта, диалогическое опосредование
конфликта и подведение итогов конфликта.
Организация опосредования конфликта заключается в
проектировании и конструировании формы сеансов опосредования конфликта и
подготовке участников конфликта к предстоящему взаимодействию.
Поскольку возможности методики посредничества в нашей
культуре мало кому известны, то чаще всего именно посредник выступает
инициатором разрешения конфликта. Он отдельно встречается с обеими сторонами,
объясняет им, в чем заключаются цель и процедура посредничества, убеждает, что
благодаря посредничеству они могут достойно выйти из конфликтной ситуации, и
заручается их согласием на участие в процессе медиации. Конечно, если
посреднику уже удалось достичь некоторой известности как эффективному помощнику
в разрешении конфликтов, то желающие могут найти его и по своей инициативе, но
и в этом случае медиатор лично встречается с каждой стороной и раскрывает все
основные особенности будущего взаимодействия оппонентов.
Организация встречи конфликтующих сторон требует
вдумчивого поиска и подготовки места встречи, а также некоторых важных моментов
ее оформления. Следует продумать обстановку для встречи.
Мотивация и установление отношений участников разрешения
конфликта — второй этап посредничества и начало медиаторного процесса.
Посредник приветствует участников конфликта, выражает удовлетворение тем, что
они проявили добрую волю и сделали первый шаг на пути к разрешению взаимных
трудностей, т. е. пришли на сеанс посредничества. Пользуясь методом валидности,
медиатор всячески подчеркивает серьезность и значимость возникшей ситуации,
выражает свое уважение к сторонам конфликта, старается убедить в возможности
успеха. Затем ведущий кратко говорит о тех стадиях работы, которые предстоит
пройти, и объясняет (точнее говоря, напоминает) основные правила работы в ходе
сеанса посредничества. Очень хорошо подготовить заранее в печатном виде
«Памятку» со всеми нужными правилами (приложение 3).
Монологическое опосредование конфликта — третий этап
посредничества. Он заключается в поочередном высказывании сторон конфликта с
целью выражения своих позиций, взглядов, чувств, отношений.
На данном этапе ведущий предоставляет возможность
высказаться каждой стороне конфликта со всей необходимой полнотой и даже
создает возможности для повторения, подчеркивания некоторых моментов видения
картины конфликта.
Главный метод ведущего на этом этапе — пассивное и
активное слушание, помогающее сторонам конфликта глубже и полнее развернуть все
аспекты и стороны субъективных картин конфликта и, может быть, впервые
почувствовать и убедиться, что их слушают, что их понимают, что они дают выход
переживаниям, переполнявшим их до этого.
Психологическая форма данного этапа диалогизации
конфликта — обмен конфликтующих сторон монологами, а задача посредника —
побуждать стороны и помогать им понимать и оценивать позицию другого человека в
конфликте, а также показывать, какие чувства он переживает, когда находится в
этой позиции.
Следует продумать, кто из участников может или должен
начать говорить первым. При конструктивном отношении сторон к процессу
посредничества обычно лучше, если начинает та сторона, которая чувствует себя
ущемленной, считает что ее права нарушены.
Диалогическое опосредование конфликта — четвертый этап
медиации — заключается в том, что после того, как между сторонами конфликта
установлены эффективные способы общения, произведена необходимая коррекция их
взаимоотношений и развернуты субъективные картины конфликтного события,
посредник-медиатор постепенно переводит общение и взаимодействие между ними в
форму прямого, непосредственного диалога.
Конечно, на этапе диалогического опосредования не всегда
все проходит гладко — иногда люди снова проявляют нетерпимость, сердятся друг
на друга. Посредник не должен здесь спешить и останавливать конфликтующих, ибо
эти всплески эмоций уже лишены прежней силы и, естественным образом разряжаясь,
конфликтующие стороны обретают важный опыт ослабления эмоциональных потенциалов
и разногласий на пути развертывания диалога без участия посредника.
Интересным приемом развития и углубления в осознании
ситуации диалогического конфликта является смена ролей каждой стороны на
противоположную.
Подведение итогов конфликта — пятый, заключительный этап
диалогического посредничества в конфликтной ситуации. Он начинается, в
сущности, с того момента, когда на этапе диалогического опосредования
складываются идеи и контуры основных решений, намечаются конструктивные
стратегии взаимодействия и определяются новые формы взаимоотношений участников
диалога-конфликта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|