Преподавание права в старших классах
Жилищные условия: все проживают в индивидуальных
домах и квартирах.
Успеваемость хорошая: 13 учатся на «4» и «5», 9 человек на «3» и «4»,
3 – на «отлично».
Ребята
многосторонне развиты, посещают различные кружки и секции. Большинство учащихся
по состоянию здоровья находятся в основной группе (Список учеников в Приложении
4).
3. Анализ посещенных занятий
Для успешного применения знаний, полученных при
изучении курса «Правоведение» в своей практической деятельности, а также для
ознакомления с реальными условиями и принципами работы педагогов в школе я
посетила уроки, по которым привожу анализ.
Урок 1. Понятие,
сущность и организация государства. Дата: 17.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучения новой темы.
Цели:
знать основные черты государства как политического института общества; основные
признаки государства; уметь описывать особенности территориального устройства
государств на конкретных примерах; продолжить формирование умения работать с
различными источниками.
Основные
понятия и термины:
государство, политическая система общества, унитарное государство, федерация,
конфедерация
Ход урока
Элемент
|
Учебный материал
|
Деятельность уч-ся
|
Входной контроль
|
Цель: проверить исходный
уровень знаний по теме: «Политическая система общества».
П. Проверьте
правильность выполнения задания.
III. Определите уровень
ваших знаний по схеме:
8
правильных ответов – высокий уровень – «5»
7,6
правильных ответов – средний уровень – «4»
5,4 правильных
ответа – низкий уровень знаний – «3» Менее 4 правильных ответов – очень
низкий «2»
IV. Проанализируйте
ошибки
|
Самостоятельная работа
в тетрадях
Посмотреть
эталон на доске
|
Изучение нового
материала
|
Цель: познакомиться с
политической системой общества. Задание:
1. Прочитайте текст
учебника на стр. 128, выпишите
определение «политическая система общества».
2. Рассмотрите схему.
Какую роль в жизни общества
играет государство?
|
Самост. работа с
учебником, словарем и таблицей.
Заслушать
сообщение учителя
Конспект
|
Цель: дать определение
термина «государство», познакомиться с основными признаками государства. Задание:
1. Прочитайте текст
учебника на стр. 128–129 и выпишите определения «государство».
2. Заслушайте сообщение
учителя о признаках государства и нарисуйте кластер «Признаки государства».
|
Цель: познакомиться с
территориальным устройством государства.
Задание:
1. Пользуясь текстом
учебника (стр. 129–133) выпишите в тетрадь определение «унитарное
государство», «федерация», «конфедерация». Заполнить таблицу 1.
2. Привести примеры каждого
из типов государств.
3. Подумайте, как
устанавливались границы постсоветских государств: – по субъективному
произволу политических руководителей; – вдоль исторически пролегавших границ;
– другим способом.
|
Выходной контроль
|
Цель: обобщить полученные
знания.
Задание: Рассмотрите таблицу.
Поставьте крестик в то место, которое укажет на принадлежность государств к
той или иной форме терр-го устройства. Проверьте правильность выполнения
задания.
|
Письменная работа
Эталон на
доске Взаимоконтроль
|
Домашнее задание
|
Цель: закрепить полученные на
уроке знания.
Задание: 1.
Если ты
легко справился на уроке со всеми заданиями, ответь на вопросы 5 и реши Проблему
к параграфу 17.
2. Если ты затруднялся – не
огорчайся, а еще раз повтори параграф
|
|
Урок 2. Сущность
и организация власти. Дата проведения: 17.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Цели:
Образовательная:
повторение, обобщение и закрепление учебного материала в форме деловой игры.
Усвоение основных понятий. Ученики должны уяснить, что такое территориальная
организация государства, чем различаются федеральное и унитарное государство.
Развивающая:
Развить умение выделить главное в изучении материала. Продолжить работу над
формированием обществоведческого мышления. Активизировать познавательную деятельность
учащихся.
Воспитательная:
внести вклад в воспитание практических навыков участия в политической жизни,
активность, умение оценить уровень своих знаний.
Тип и форма
урока: изучение нового материала, традиционный
Ход урока
Разделы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Организационный момент
|
Дети встают, приветствуют
и садятся.
|
Проверка дом. задания
|
Но для начала проверим
домашнее задание.
А теперь подведем итог
и выставим оценки.
|
Ученики отвечают и
задают свои вопросы.
|
Изучение нового
материала
|
План занятия:
1.
Понятие
государства, его признаки, функции и причины возникновения
2.
Теории
происхождения государства
3.
Территориальная
организация государства
Начинаем с понятия.
Преподаватель рисует на доске схему понятие государство в узком и широком
смысле, объясняет ее. Определение государства можно найти в словаре учебника.
А теперь давайте
сделаем краткий вывод по всему сказанному. И выставим оценки, тем, кто
подготовился дома. Итак, мы разобрали первый пункт плана. Вопросы есть?
Переходим ко второму
пункту. Оформляем материал в виде таблицы. Какой вывод мы можем сделать? Вопросы
есть?
Переходим к последнему
пункту плана. Территориальная организация государства. Зарисуем схему.
Запишем определения. Откройте учебники на странице 119. Прочитайте про
унитарное государство. Выделите его признаки. Приведите пример унитарного
государства. Запишите признаки и примеры в тетрадь. Теперь федерация. Читаем.
Перечисляем признаки, приводим примеры и отвечаем на вопрос. А теперь
посмотрите на таблички, которые лежат у вас на партах, сравните их с тем, что
записано в вашей тетради. Все ли признаки у вас перечислены? Кто перечислил
все признаки, поднимите руки. Кто не назвал один, два или три? Кто больше? А
теперь поговорим о примерах.
Итак, существует три
типа территориального устройства государства, и мы разобрали третий вопрос.
А теперь вернемся к той
проблеме, которую я обозначила перед вами в начале занятия.
|
Ученики записывают в
тетради тему и план занятия
Ученики зарисовывают
схему и записывают понятие государства.
Ученики задают
возникшие у них вопросы.
Ученики в соответствии
с рассказом учителя заполняют таблицу и сами находят плюсы
Ученики зарисовывают и
заполняют схему.
Ученики записывают
определения.
Читают учебник, выписывают
признаки, приводят примеры и отвечают на вопросы.
Ученики отвечают на
поставленный вопрос, высказывают свое мнение.
|
Закрепление изученного
материала.
|
Сейчас каждый из вас
создает свое собственное государство.
Учитель
объясняет, как заполнить карту самоконтроля.
Ребята, есть какие-то
вопросы ко мне?
А теперь давайте я
оценю вашу деятельность на уроке
|
Ученики составляют
проекты государства.
Ученики отвечают на
вопрос
|
Объяснение дом. задания.
|
Запишем домашнее
задание. Вопросы есть?
Урок закончен. Спасибо.
До свидания.
|
Ученики записывают
домашнее задание.
|
Урок 3. Демократия. Дата проведения: 24.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цель: урок
призван углубить знания о демократическом политическом режиме, подвести
учащихся к пониманию совокупности действующих в политической системе механизмов
и форм реализации ведущих демократических принципов, а также политических прав
личности, порождающих эти формы.
План изучения
нового материала:
1. Принцип
демократии и демократические политические механизмы.
2. Взаимосвязь
демократии в экономической, социальной, политической и духовной сферах.
3. Представительная
и непосредственная формы демократии. Политические права личности.
4. Политический
плюрализм.
5. Парламентаризм.
6. Политические
реформы в Российской Федерации.
Ход урока.
Организационный
момент.
Первый вопрос
рассмотрен на основе выполнения учащимися заданной ситуации. Задание
рассчитано на применение знаний о демократическом политическом режиме, на
организацию дискуссии в классе. Обобщая ответы учащихся, педагог подчеркнет
значение функционирования демократических механизмов политической системы:
правового государства, политического плюрализма, парламентаризма,
демократической политической культуры, поэтому демократию называют способом
организации политической системы.
Далее
школьникам предлагается на конкретном примере (скажем, утверждении в нашей
стране разнообразных форм собственности в экономической сфере) раскрыть
взаимосвязь демократии во всех сферах общественной жизни. Задание призвано
подвести учащихся к самостоятельному выводу о том, что демократия,
распространяясь на все общественные сферы, является способом организации всей
жизни общества.
Продуктивному
выполнению задания будет способствовать беседа с классом по предложенным вопросам.
Вопрос о
формах представительной и непосредственной демократии рассматривается путем
коллективного обсуждения результатов выполнения учащимися дополнительного задания, которое
призвано обобщить изученные в предыдущих разделах курса знания о гражданине и
его политической деятельности, включить их в новую систему знаний, в частности
о формах демократии. В заключение выслушиваются примеры учащихся,
подтверждающие необходимость подчинения политической деятельности установленным
правилам.
Подводя итог,
учитель подчеркнул, что реализация политических прав граждан не только связана
с определенными формами демократии, но и порождает определенное положение
личности (ее политический статус) в политической системе, о чем подробнее пойдет
речь на одном из последующих занятий.
Учащимся
предлагается повторить дома § 40 и 41, а также выполнить опережающее задание. Задание
направлено на осмысление учащимися правил конструктивной дискуссии и является
важным шагом в подготовке школьников к следующему уроку, который может быть
проведен в игровой форме – беседа за «круглым столом».
Урок 4. Политический
статус личности. Дата проведения: 31.01.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Урок проведен
по следующему плану:
1. Политический
статус личности.
2. Что
такое демократическая политическая культура?
3. Сущность
роли избирателя: а) критерии оценки предвыборных программ и личных
качеств кандидата в депутаты; б) политические лидеры и имитаторы.
Ход урока.
Организационный
момент.
Первый вопрос
рассматривается на основе коллективного обсуждения результатов выполнения
опережающего домашнего задания. В процессе работы учитель напоминает
учащимся ст. 20 и 21 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.). Выясняется, что политические права, зафиксированные в Российской Конституции,
соответствуют международным стандартам и воплощают принцип политической свободы
и равенства личности, имеющей «веер возможностей» политического участия и
политического выбора, достижения высокого политического статуса.
Далее с
учащимися организуется разбор учебно-познавательной задачи, текст которой
целесообразно отпечатан на карточках.
Структурные
элементы политической культуры изображены на классной доске в виде следующей
условно-графической схемы.
Далее
выясняются свойственные тоталитарному типу политической культуры черты:
отсутствие (игнорирование) объективного научного знания о политической
реальности, антидемократические политические ценностные ориентации и соответствующие
политические действия. Учащиеся приводят факты из истории нашей страны,
иллюстрирующие эти черты.
Затем по
аналогии, с опорой на изученные демократические политические ценности,
раскрываются черты демократической политической культуры.
Выясняется
значимость демократической политической культуры для личности и общества.
В процессе беседы учитель разъясняет о превращении демократии в охлократию
в случае несоблюдения демократических правил политического участия, а также
разъяснить понятие «охлократия».
Сущность роли
избирателя изучена на основе выполнения учащимися задания с
предварительным разъяснением учителем (в соответствии с текстом учебного
пособия) критериев оценки предвыборных политических программ и личных
качеств кандидатов на ту или иную политическую роль народного представителя.
На заключительном
этапе урока организуется беседа с классом по пройденному материалу по следующим
вопросам: кого из политических лидеров вы можете назвать? Какую должность они
занимали (занимают)? Кто из них, по вашему мнению, соответствует
(соответствовал) занимаемой должности, а кто нет и почему? В процессе
беседы разъясняются понятия «имитатор», «популизм».
Домашнее задание.
Урок 5. Правовое
государство. Дата проведения: 07.02.08.
Из 25 учащихся присутствовали все.
Тип урока – изучение нового материала.
Цели и задачи
урока: задуматься об идеальной модели правового государства и проблемах ее
реального воплощения в жизнь; ознакомиться с понятиями, связанными с
функционированием правового государства; овладеть навыками анализа документов и
работы со словарем.
Ход урока.
Организационный
момент.
Урок
начинается с ознакомления речи президента Ельцина Б.Н. перед уходом в
отставку 31.12.1999 года.
Учитель
задает вопрос: Соблюдение надлежащей правовой процедуры является одним из
важнейших признаков сформированности правового государства. Давайте попробуем
исследовать этот вопрос.
Далее работа
в группах по созданию семантического поля с использованием определений понятия
«Правовое государство». Представление проектов. Из созданного
семантического поля выделяем устойчивые признаки Правового государства.
Учитель
задает вопрос: Является ли отставка первого президента России соответствующей
духу и букве правового государства? Каких ещё знаний нам не хватает? Что по
этому поводу говорит основной закон государства – Конституция?
Идёт
обсуждение, в ходе которого обнаруживается необходимость обращение к тексту
Конституции РФ.
Далее,
разделившись на группы по четыре человека ученики составляют публицистическую
статью «Новогодний подарок Президента 1999 г. – это право или бесправие»?
По окончанию статьи вывешиваются на доске. Даётся время на ознакомление с ними
учащимся.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Выводы по урокам.
Каждое из всех вышеперечисленных занятий проходило в несколько
этапов:
1.
организация
учащихся к занятиям;
2.
повторительно-обучающая
работа по пройденному материалу;
3.
усвоение
нового материала;
4.
работа
по выработке умений и навыков применения на практике;
5.
подведение
итогов урока;
6.
домашнее
задание.
Уроки проходили
в подготовленном помещении: санитарное состояние хорошее, оборудование и
необходимый наглядный материал для урока присутствовал. Учебная атмосфера в
классе способна переключить учащихся на предмет, этому способствуют
соответствующим образом классная доска, таблицы, схемы, визуальная наглядность
к уроку.
Весь урок учитель хорошо владел классом –
складывалась доброжелательная атмосфера. Лекции переплеталась с заданиями по
теме, которые ученики охотно выполняли. При этом теоретическая информация
сопровождалась пояснениями, примерами, схемами и основные обозначения
отображались на доске. Центральные моменты темы записывались учениками.
Материал излагался по принципу от простого к сложному, от известного к
неизвестному. По непонятным моментам ученики задавали вопросы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|