Праграма "Пралеска"
Не забудем при этом и о стиле нашего педагогического
взаимодействия с детьми. Анализ педагоги ческой практики, специальные
исследования приводят к выводу о нежелательности, с точки зрения развития
детского творчества, полного, жесткого контроля, когда педагог - генератор
идей, а его воспитанники — лишь пассивные исполнители. И вместе с тем, они
свидетельствуют о предпочтительности организации совместной игры, где каждый
ее участник — полноценный член «играющего коллектива». Примем во внимание и
влияние нашего индивидуального стиля, творчества.
Изучив характер, личность, деятельность воспитателей дошкольных
учреждений, их взаимосвязь, влияние и воздействие на детскую деятельность, мы
выделили несколько типов педагогов, условно названных: «игровой»,
«гармонический», «формально-прагматический», «индифферентный» (23).
Сравнительное исследование воображения у их воспитанников показало: наиболее
благоприятным для развития этого важного новообразования является «игровой»
стиль деятельности. Его характерными особенностями являются:
*
ярко выраженный интерес педагога к играм детей;
*
склонность к «игровой позиции» во взаимодействии с ними, широкая
опора при руководстве игрой и другими видами детской деятельности на игровые
мотивы;
*
преобладание косвенных методов воздействия (посредством взятой на
себя роли в игре, кукольного персонажа и т.п.);
*
опора при оценке ребенка, прежде всего – на его поведение в
игровой деятельности.
Однако в игре не только развивается воображение, но происходят и
другие важные личностные новообразования: переход от мотивов, имеющих форму досознательных,
аффективно окрашенных непосредственных желаний к мотивам, имеющим форму обобщенных
намерений, стоящих на грани сознательности. Ни в какой другой деятельности
ребенка нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых,
такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой
деятельности, как в игре (40). Не без основания игру считают «школой морали в
действии». «Пралеска» придает большое значение формированию именно
нравственных основ личности дошкольника в игре, норм общественного поведения в
ее процессе.
ПРОЛОГ В БУДУЩЕЕ
ИГРА создает благоприятные
возможности и для удовлетворения и развития потребности ребенка в
самоутверждении, признании, для формирования такого важного образования
личности, как самооценка. Программа «Пралеска» нацеливает педагога на
реализацию этих возможностей игры в условиях дошкольного учреждения. Важное
условие этого — проявление индивидуального подхода к детям. Зная способности,
возможности, интересы каждого воспитанника, педагог будет способствовать
развитию в группе таких игр, участие в которых дает возможность проявить
лучшие качества конкретным детям, пройти им «через успех», получив при этом
признание сверстников. С этой целью могут быть использованы различные игры: не
только подвижные, но и игры-драматизации, дидактические, музыкальные (23; 33;
35; 37) и др. Важно учесть индивидуально-типологические особенности детей.
Так, экстравертам (в числе которых сангвиники, холерики) легче самоутвердиться
в творческой игре, выполняя роль, предполагающую непосредственное живое
общение с партнерами по игре; для малообщительных же, интровертов,
предпочтительнее роли иного характера, основной смысл которых — общение с
куклой или другим предметом. Вместе с тем, как показало наше исследование
(совместно с Л. Брылевой), и экстраверты, и интроверты могут самоутверждаться,
проявив свои организаторские способности, но по-разному и, как правило, в
разных видах игр. Для первых — наиболее «подходящими» для этого являются
сюжетно-ролевые и подвижные игры; для вторых — дидактические.
Не будем забывать и то, что в игре активно формируются и
перестраиваются психические процессы ребенка, начиная с самых простых и
заканчивая самыми сложными. Так в процессе игры у дошкольника развивается
символическая (знаковая) функция сознания, которая проявляется в использовании
вместо реальных предметов их заместителей (палка — вместо коня, шишка — вместо
пирожка, листик — вместо тарелки и т. п.). Использование внешних реальных заместителей
переходит (в процессе игры) в применение заместителей внутренних, образных, а
это перестраивает все психические процессы ребенка, позволяет ему строить в
уме представления о предметах и явлениях действительности и применять их при
решении разнообразных умственных задач.
Важно и то, что в игре активно формируется способность ребенка
становиться на точку зрения другого человека, смотреть на вещи с его позиции.
Тем самым создается возможность преодоления эгоцентризма детского мышления,
перехода дошкольника на более высокую ступень интеллектуального развития.
В возникновении этого новообразования особо важная роль
принадлежит ролевой и режиссерской игре, представляющей собой разновидность
самостоятельной сюжетной игры. В совместной сюжетно-ро-левой игре ребенку
необходимо учитывать позицию партнера по игре; в режиссерской — задача еще сложнее
— ребенок сам организует игровую ситуацию, регулирует взаимоотношения
персонажей, мотивирует их действия... Выступая как режиссер, он оказывается
как бы «над» ситуацией. Возникающая при этом внутренняя позиция делает ребенка
«хозяином» данной ситуации, а вместе с тем — создает значительную основу для
дальнейшего обучения в школе.
«Пралеска» ориентирует педагога на широкое использование такой
особенности игры, на создание благоприятных условий для развития через игру сенсорики,
памяти, речи, мышления... и движений. Дело в том, что когда ребенок берет на
себя определенную роль (например, зайца, мышки, кота и др.), он сознательно
воспроизводит определенные движения, характерные для изображаемого персонажа. «Игра,
— подчеркивал А.В. Запорожец, — представляет собой первую доступную для
дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение
и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие,
совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным
физическим упражнениям дошкольников» (11, 166).
В процессе игры как ведущей деятельности дошкольника, зарождаются
и дифференцируются новые виды деятельности. «Пралеска» ориентирует воспитателя
на широкую реализацию и этой возможности игры: на использование, в частности, в
работе со старшими дошкольниками игр с правилами для формирования предпосылок
учебной деятельности. Ведь именно в таких играх ребенок начинает обращать внимание
на способы, средства достижения результата, а не только на собственно
результат. В них он научается сознательно подчиняться правилам, что так важно
для овладения учебной деятельностью. Широкое использование игры, игровых
приемов в процессе обучения дошкольника позволяет сделать его «сообразным
природе ребенка», гуманизировать.
ВОЗМОЖНОСТИ И РЕАЛИИ
ПРОГРАММА нацеливает педагогов на использование богатых
возможностей игры и для формирования «детского общества». Ведь игровая группа
может стать «играющим коллективом» (А.П. Усова), в котором осуществляются
такие отношения ответственной зависимости, как взаимный контроль, взаимная
требовательность и оценка, общественное мнение. В таких условиях уже на уровне
дошкольного возраста у детей появляются ростки осознания себя как члена
определенного коллектива, чувство «Мы». Важно содействовать этому процессу, а
тем самым - развитию детской группы на пути становления ее как коллектива.
«Пралеска» предусматривает широкое использование игры и в
диагностико-коррекционных целях. В числе любимых игр «фантазеров» нередко мы
наблюдаем игру в школу. Использование художественно-игрового образа
значительно облегчает обучение дошкольников не только рисованию,
конструированию, математике. Такой подход в организации детской деятельности
делает возможным и приобщение дошкольников к музыкальной грамоте, формирование
их музыкально-творческих способностей (26).
И практика, и специальные исследования свидетельствуют:
использование с этой целью в работе с дошкольниками «школьных» методов и
приемов оказывается, как правило, безуспешным.
...Кипит работа в группе «Почемучки». Сегодня - это палуба
корабля, на которой под руководством боцмана (воспитателя Анны Павловны) «наводится
блеск» матросами, ее питомцами. С удовольствием трудятся и «фантазеры» в
ателье «Веселый портняжка» под руководством «мастера» — мамы Саши
(воспитанника этой группы) над изготовлением новой одежды для кукол, починяют
ее...
Выявлено: если в процессе общения взрослого с детьми
устанавливаются игровые отношения, то обращения взрослого воспринимаются
дошкольниками положительно значительно чаще, нежели при сохранении между ними
реальных отношений.
Эффективность использования игры как средства организации
дошкольников, особенно младших, повышается, если педагог берет на себя роль
любимого детьми сказочного героя и, занимая игровую позицию, руководит детской
деятельностью.
Дети ценят игрушку не с той точки зрения, с которой ценим ее
мы, взрослые; детям в игрушке дороги побуждения, толчки и гибкий материал для
выражения смысла. Проблема современной детской игрушки имеет и свои нюансы (2;
4 и др.), она актуальна, сложна и требует особого разговора, который, надеюсь,
состоится в ближайшем будущем на страницах журнала «Пралеска». Здесь же, к вышесказанному
добавим: немало забавных, будящих детскую фантазию, игрушек, поделок можно
изготовить самим — совместно со своими детьми (15 и др.). Мы будем
способствовать развитию игры, если поможем родителям овладеть технологией их
изготовления вместе с детьми и подскажем возможные направления в их
использовании в домашних условиях, если поможем овладеть искусством руководства
игрой, разными ролями в этом процессе — наблюдателя, партнера, соучастника и
др., общаться с детьми посредством игры.
Опыт дошкольных учреждений республики, работающих по программе
«Пралеска», свидетельствует об эффективности при этом таких форм работы, как:
*
практикумы-семинары для родителей (по изготовлению игрушек,
поделок из природного и бросового материала, разучиванию детских музыкальных
игр и др.);
*
студии (например, «Пчелка» - - по изготовлению персонажей и
декораций для кукольного театра, театральной и других видов деятельности), участниками
которых (а порой и руководителями) являются родители;
*
подготовка совместно с родителями (другими родственниками
воспитанников) спектаклей кукольного театра, музыкального и др.;
*
наблюдение за процессом детских игр в дошкольном учреждении,
руководством их со стороны профессионала;
*
непосредственное участие в детских играх и руководстве ими, в
развлечениях, соревнованиях, забавах, праздниках в детском саду, в совместно
проводимых (семья — детский сад) туристических походах (и сопровождающих их,
как правило, игр—соревнований);
*
знакомство со специальной литературой, посвященной игре, и ее
обсуждение;
*
встречи, беседы с психологами, мастерами детской игрушки;
*
психологические тренинги, общение с родителями, консультации — групповые,
индивидуальные...
В разных советах и консультациях нуждаются семьи, где растет один
ребенок, два, многодетная семья, родители детей разного возраста, пола,
темперамента. Семья с присущей ей, как правило, атмосферой защищенности,
заинтересованности в ребенке, создает благоприятные условия для самовыражения
детей, особенно не уверенных в себе, малообщительных, и не только в процессе
сюжетно-ролевых, режиссерских игр, но и игр с правилами со своими братьями и
сестрами, родителями. Так, игрой в шашки, шахматы, если они любимы в семье,
«заражаются» часто и школьники, участие в них, в том числе в «семейных
турнирах», немало дает ребенку — и не только для развития его мышления, волевых
качеств. Успехи в таких совместных играх способствуют и формированию
позитивной самооценки ребенка, его «Я - концепции», кроме того такая совместная
деятельность сплачивает и членов семьи, сближает их. Повышение в процессе
таких семейных игр компетентности, уверенности ребенка в себе нередко
позитивно сказывается, в свою очередь, и на его статусе в группе сверстников
в детском саду, притягательности для ровесников, что также немаловажно.
ИГРА... И ВОСПИТАТЕЛЬ
В НАШЕМ разговоре об игровой деятельности дошкольника не могу не
затронуть вопрос о подготовке воспитателя к работе по программе «Пралес-ка»,
другим гуманистически ориентированным программам, отводящим центральное место
«специфически детским» видам деятельности, в числе которых прежде всего —
игра. Здесь пока еще, к сожалению, немало проблем. Их решение, как нам
представляется, в значительной степени связано:
*
с изменением, совершенствованием системы подготовки специалистов
дошкольного образования в педагогическом училище, колледже, вузе;
*
с созданием учебников по специальным дисциплинам нового
поколения, отвечающих Концепции дошкольного образования в Республике Беларусь,
идеям гуманизации непрерывной системы образования;
*
с развитием профессионального самосознания воспитателя, изменением
его профессионально-ценностной ориентации, усилением центрации в процессе
профессионального образования и самообразования на ведущей деятельности
дошкольника - игровой.
Важно, чтобы с детьми в детском саду работал педагог, владеющий
знанием внутренних закономерностей этой непростой деятельности, умеющий
играть, общаться посредством игры со своими воспитанниками, осознающий ее
ценность для их разностороннего развития, создающий благоприятные условия для
детской игры. Как рады такому воспитателю дети!
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Аберган В.П., Лявонава А.К., Арлова Т.У., Калмюуская М.А. Народная
спадчына — дашкольшкам. — Мн., 1998.
2.
Абраменкова В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?:
современный ребенок в «игровой цивилизации». — М., 1999.
3.
Бондаренко А.К. Теория дидактических игр и практика
использования в детском саду. — М., 1985.
4.
Васильева O.K. Образная игрушка
в творческих играх дошкольников. — Брест, 2000. — 124 с.
5.
Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка//
Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
6.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991.
7.
Григорьев С.В. Архитипы игры и некоторые современные
особенности «Человека играющего»// Мир психологии. — 1998. — № 4.
8.
Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой
позиции воспитателя: Автореферат. —Архангельск, 2001.
9.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
10.
Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я.Л.
Коломинского, Е.А. Панько. — Мн., 1997.
11.
Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дош кольника в
зависимости от условий и мотивов его деятельно сти// Известия АПН РСФСР. —
1948. — Выпуск 14.
12.
Игра дошкольников/ Под ред. С.Л. Новоселовой. — М., 1989.
13.
Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте: Материалы
Международной научно-практической конференции 11 — 14 апреля 1995 г. — М.:
Прометей, 1995.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М., 1989.
Страницы: 1, 2
|
|