Понятие социальной педагогики
Предмет исследования социальной работы как науки -
социальные отношения и взаимосвязи разных уровней людей с их биосоциальной
природой, разнообразными материальными, духовными и социальными потребностями и
интересами, обладающими разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта,
различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах.
Именно то обстоятельство, что человек является основным компонентом социальной
работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное
содержание теории социальной работы как науки, которая обуславливается не
только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к знаниям,
взаимосвязям различных областей и технологий социальной работы. [2, с.135-158]
Теория социальной работы выявляет и исследует существенные,
необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному
развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического,
психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и
поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование
таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной
работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации
функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения;
структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и
общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения;
закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в
системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют
комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный
прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и
возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и
конфликтов.
По характеру решения проблем социальная работа занимает
особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология,
правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии,
педагогике, медицине.
Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей
целью социальной работы является гармонизация всей системы отношений - в семье,
коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть
социальной работы определяет и ее содержание как науки.
Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод.
Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со
своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы,
которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах
улучшения его социального самочувствия.
Подобный подход исключает сведение задач социальной работы
только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты
определенных слоев населения, к некой совокупности суждений и рекомендаций по
данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное
содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная
помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями
социальной работы. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть
понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций
социально-философского мировоззрения.
Социальная работа применяет принципы социально-философского
познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы. В отличие от
конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения их
специфических признаков и интегративных свойств. Социальная работа включает
предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы,
сопоставляет факты, строит модели развития.
С учетом данной характеристики социальной работы
определяются и критерии компетентности социального работника общего профиля.
Социальный работник такого типа - это не узкий специалист по психотерапии,
проводимой с индивидами или семьями. Он не специализируется только на работе с
группами и коллективом. Диапазон его действий включает и то, и другое. Чаще
всего по роду своей профессиональной деятельности он должен консультировать
индивидов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и
даже создавать соответствующие общественные ресурсы, то есть быть компетентным
во многих областях знаний. Свою компетентность высококвалифицированный
специалист проявляет в таких направлениях деятельности как:
оценка потребностей, ситуаций, действующих сил, степени
возможного риска;
планирование соответствующих действий;
обеспечение интересов клиента;
принятие на себя ответственности за свои профессиональные
действия;
выбор оптимального решения и т.д.
таким образом, социальному работнику необходимы и
когнитивные, и межличностные навыки, организационно-административные
способности. Кроме того, практика социальной работы требует, чтобы специалист,
обладающий знаниями во многих областях, был кроме того человеком творческим и
настойчивым, подвижным и гибким.
Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит
междисциплинарный характер.
Социальная работа как наука состоит из двух основных
разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы,
категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического,
управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное
обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призван
решать социальный работник). Практическая деятельность социального работника
весьма многогранна.
По своей природе социальная работа, имманентный
характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну
какую-то теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как
бы проходят насквозь все теории, представляют собой комплексные конструкции
различных моделей практики социальной работы. В частности, если теория помогает
понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающие те или иные
социальные проблемы, то она является адекватной для данной формы социальной работы.
[1]
Теория действенна, если она определяет конкретные
направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в зависимости
от его социальных прав и гарантий. В то же время эти направления состоят из
определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и
реализуются через разные формы и средства в зависимости от социальной ситуации.
Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее
как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае
отсутствия такого воздействия используемая теория не может быть эффективной.
Определение места теории социальной работы в системе других
наук в немалой степени зависит от содержания ее категорий, от особенностей ее
методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное содержание.
В процессе познания теории социальной работы как целостной
системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее
компонентов выявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их
природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы,
научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов
и для более глубокого проникновения в сущность предмета, исследования в целом.
При этом важно использовать в комплексе весь арсенал инструментария научного
познания, а именно: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое
объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию,
обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и
научную теорию в целом.
Становление и развитие социальной работы как самостоятельной
науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим
проблемам. И одновременно с развитием научной теории социальной работы идет
осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов,
процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое их познание.
Введение в России новой профессии "социальный работник"
налагает на отечественные образование и науку соответствующие обязательства:
непрерывная подготовка кадров и научно-методическое обеспечение деятельности
социальных служб, учебного процесса, развитие теории и практики социальной
работы. Проблематика социальной работы опирается на междисциплинарные
исследования здесь как никогда очень важна взаимосвязь и взаимопроникновение
социальной работы и социальной педагогики. Ведь социальная педагогика имеет
интегральный характер, объединяя знания о человеке, обществе, культуре;
находясь на стыке медицины, психологии и других наук, то есть все то, что
необходимо социальной работе при приобретении мультидисциплинарного характера в
процессе становления как науки.
Социокультурные процессы, происходившие в 19 в. в Европе и
Северной Америке, способствовали появлению не только социальной педагогики, но
и особой сферы социальной деятельности, получившей название "социальная
работа".
Социальная работа - профессиональная деятельность, связанная
с оказанием помощи инвалидам, группам, общинам в целях улучшения или
восстановления их способности к социальному функционированию; созданием условий
для достижений этих целей в социуме. [12, с.23 - 46]
Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной)
деятельности, которой занимались различные религиозные, общественные, а позднее
и предпринимательские организации (монашеские братства, Армия спасения, женские
союзы и др.). филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным,
бездомным, сиротам и другим категориям обездоленного и социально незащищенного
населения. Приблизительно к 20-м гг. ХХ столетия в ряде стран оформляется
государственная система социальной работы, которая первоначально
реализовывалась в таких сферах, как: семейное, детское благополучие,
психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились
сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской,
судебной социальной работы и др.
Так, социальная работа в сфере семейного благополучия
предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку родителей к
воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем здоровья,
образования, трудоустройства.
Школьная социальная работа предполагает адаптацию в условиях
школы, помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы
и семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной
изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированности и др.
Сельская социальная работа ориентирована на проблемы,
связанные с малонаселенностью сельской местности, ограниченностью социальных
контактов и социальной инфраструктуры, низкими образовательными и рекреативными
(досуговыми) возможностями и пр.
Социальная работа требует соответствующего образования,
специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной
работы готовят в специальных высших учебных заведениях, которых только в Европе
насчитывается больше четырехсот, а также на отделениях университетов и других
высших учебных заведений.
В России специальности "социальный педагог" и
"социальный работник" были законодательно введены лишь в 1991 г., на
профессиональную подготовку были ориентированы некоторые педагогические,
медицинские, технические вузы, институты культуры и физкультуры.
Социальная работа и социальная педагогика тесно связаны
между собой. Каждого педагога можно считать социальным работником. В то же
время далеко не все социальные работники являются педагогами. Например,
патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли могут быть отнесены к
педагогам. Но все категории социальных работников в идеале должны иметь
определенный уровень социально-педагогической подготовки.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила
стимулом развития социальной педагогики. Для русской культурно-педагогической
традиции всегда было характерно стремление решать практические вопросы бытия, в
том числе и воспитания, на основе определенных мировоззренческих установок,
теоретических разработок и глубокого осмысления процессов и явлений. К
сожалению это стремление далеко не всегда реализовывалось, а будучи
реализованным, оставалось "вещью в себе", никак или почти никак не
влияя на социальную педагогику.
В свою очередь разработка проблем социальной педагогики
будет способствовать развитию социальной работы, ее превращению в
высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность, способную внести
некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения
культурного уровня народа. [17, с.215]
За последние десятилетия в России появилось много работ по
социальной педагогике и социальной работе. Анализ предложенных подходов к их
пониманию позволяет выявить следующие отличия между социальной педагогикой и
социальной работой:
Педагогика как отрасль знания не может одновременно
трактоваться и как практическая деятельность. Традиционно принято считать, что
она исследует соответствующую сферу социальной практики (в данном случае
воспитание) и предлагает пути ее совершенствования. А реализация этих способов
и приемов возложена непосредственно на социальную работу.
Многие исследователи считают, что социальная педагогика -
наука о социализации и воспитании детей (имеются в виду также подростки и
юноши). Предметом же внимания социальной работы является человек любого
возраста.
Социальная педагогика проходит путь становления как
автономная отрасль педагогического знания. Социальная работа - это прежде всего
вид деятельности.
Следует отметить и основное сходство между этими двумя
науками - объект изучения - человек. Кроме того, одно из направлений социальной
педагогики - социальную виктимологию -можно выделить как общую область на стыке
этих наук, как имеющую наиболее близкие и однородные задачи с социальной
работой.
В теории социальной работы складываются системные
представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном
обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных
ситуациях.
Теория социальной работы выявляет и исследует существенные,
необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному
развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического,
психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и
поведение социальных общностей, групп и личности.
Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей
целью социальной работы является гармонизация всей системы отношений - в семье,
коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть
социальной работы определяет и ее содержание как науки. Содержание теории
социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности
определяются социальной практикой. Определение места теории социальной работы в
системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категорий, от
особенностей ее методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное
содержание.
Социальная работа требует соответствующего образования,
специфических знаний, умений и навыков. Профессионалов в области социальной
работы готовят в специальных высших учебных заведениях.
Активизация социальной работы в нашей стране послужила
стимулом развития социальной педагогики. В свою очередь разработка проблем
социальной педагогики будет способствовать развитию социальной работы, ее
превращению в высокопрофессиональную социально-педагогическую деятельность,
способную внести некоторый вклад в интеграцию воспитательных сил общества в
целях повышения культурного уровня народа.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая
социальное воспитание как социальный институт, т.е. воспитание всех возрастных
групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях,
специально для этого созданных, так и в тех, для которых воспитание не является
основной функцией.
За рубежом теоретическая разработка проблем социальной
педагогики активизировалась в 50 - 60-е г. г., в Германии. Однако фактически и
в Европе, и в США с начала XX в. широкое
распространение получила практическая деятельность, обозначавшаяся термином
"социальная работа", организуемая государственными институтами и
общественными организациями. Содержанием ее была помощь семье, различным
группам населения, интеграция воспитательных усилий школы и других социальных
институтов.
Как уже отмечалось, к началу 20-х гг. XX
в. за рубежом складывается государственная система социальной работы, которая
первоначально имела следующие сферы применения: семейное, детское благополучие,
психиатрическая, медицинская, школьная социальная работа, а позднее добавились
сферы профессиональной, промышленной, геронтологической, сельской, полицейской,
судебной социальной работы. Так, социальная работа в сфере семейного
благополучия предполагает консультации по брачным отношениям, подготовку
родителей к воспитанию детей, помощь в решении финансовых вопросов, проблем
здоровья, образования, трудоустройства. Школьная социальная работа предполагает
помощь учащимся во включение в школьную жизнь, координацию усилий школы и
семьи, помощь учащимся, учителям и родителям в решении проблем социальной
изолированности детей, агрессивного поведения, недисциплинированности и др.
Таким образом, социальная работа и социальная педагогика
тесно связаны между собой.
В России основным направлением развития социального
образования стало массовое развертывание подготовки профессиональных социальных
работников и социальных педагогов, создание специальных программ обучения,
переподготовки, повышения квалификации
В принципе всех педагогов можно считать социальными
работниками. В то же время далеко не все социальные работники являются
педагогами. Например, патронажные сестры, ухаживающие за престарелыми, вряд ли
могут быть отнесены к педагогам. Но все категории социальных работников в
идеале должны иметь определенный уровень социально-педагогической подготовки.
Разработка проблем социальной педагогики будет способствовать развитию
социальной работы, ее превращению в высокопрофессиональную
социально-педагогическую деятельность, способную внести некоторый вклад в
интеграцию воспитательных сил общества в целях повышения культурного уровня
народа.
1.
Актуальные проблемы теории и
технологии социальной работы. Материалы научной конференции. М., 2000.
2.
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для
студентов вузов. - М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 440 с.
3.
Менеджмент социальной работы: Учеб. пос. для студентов вузов/под ред.Е.И.
Комаровой. - М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
4.
Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. - М.:
Изд-во "Маркетинг", 2001. - 344 с.
5.
Мудрик А.В. Социальная педагогика/учеб. для вузов / под ред. В.А. Слестенина,
- М.: Изд. центр "Академия", 2003. - 200 с.
6.
Основы социальной работы: Учеб. / отв. ред. П.Д. Павленок. - 2-е изд, -
М.: ИНФРА-М, 2001. - 395 с.
7.
Панов А.М. Состояние и
перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в
Российской Федерации. М., 1995.
8.
Принцип активизации в социальной работе / под ред. Ф. Парслоу; пер. с
англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 223 с.
9.
Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку
/ Отв. Ред. - П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 1994.
10.
Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная защита",
№5 (158) июль 2005
11.
Просветительский журнал по социальным вопросам "Социальная
защита", №6 (159) июль 2005
12.
Российская энциклопедия
социальной работы. / Под ред.А.М. Панова, Е.И. Холостовой Т.1-2. М., 1997.
13.
Социальная защита населения: опыт организационно-административной
работы: Учеб. пособие для студентов / Под ред. В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ",
2003. - 336 с.
14.
Социальная работа/ под ред. проф.В.И. Курбатова. - Ростов н/Д: "Феникс",
1999. - 576 с.
15.
Социальное обеспечение. М., 2000.
№ 10.
16.
Теория социальной работы: Учебник / под ред. проф. Е.И. Холостова. - М.:
Юристъ, 1999, - 334 с.
17.
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие, 2-е изд. - М.: Высшая школа,
1990. - 576 с.
[1]
Гуслякова Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы //
Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики
социальной работы. Барнаул -Москва, 1993, с 116 – 119.
Страницы: 1, 2, 3
|