Понятие социальной педагогики
Понятие социальной педагогики
Содержание
Введение
Глава 1.
Социальная педагогика
1.1
Социальная педагогика как отрасль знания, предмет и прикладные задачи
социальной педагогики
1.2
Социально-педагогическая виктимология
Выводы по
первой главе
Глава 2.
Социальная работа в структуре социальных наук
2.1 Сущность
социальной работы как науки
2.2
Взаимосвязь и отличия социальной педагогики и социальной работы
Выводы по
второй главе
Заключение
Список
используемой литературы
В условиях реформирования страны, становления рыночных
отношении десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот,
беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.
О серьезности социальной напряженности в России
свидетельствуют следующие факты. После либерализации цен в январе 1992 г. до
70-80% населения (по разным источникам) находятся на грани нищенского
существования. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается
количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий
брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн детей. Доля
неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн
абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась
проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в
материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих
психическими заболеваниями достигло примерно 4,5 млн. человек. Растет
преступность, (ежегодно совершается более 2 млн преступлений) и, что особенно
опасно, число преступлений, совершенных подростками. Примерно треть виновных в
грабежах, кражах и изнасилованиях - подростки. Россия не только вышла "на
передовые рубежи" по количеству алкоголиков (около 20 млн человек), но и
уверенно догоняет другие страны по числу наркоманов и токсикоманов. За период
1999--2004 гг. число молодых людей, потребляющих наркотики, увеличилось в 3,5
раза (возрастая категория наркоманов - 13 - 25 лет); в 6 - 8 раз возросла
наркомании среди школьников и студентом в крупных городах. Социальное
неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого
обращения с детьми (их продажи), психологических стрессов, заболеваний,
самоубийств (до 50 - 80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах
более 120 тыс. проституток).
Человек является не только объектом и субъектом социализации,
но может быть и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты,
лица с девиантным поведением и др.). Многие из вышеперечисленных проблем
напрямую связаны с отсутствием профилактических работ среди населения. Итогом
социальных трансформаций в России стало то, что фактически социальные работники
ведет борьбу с последствиями социальной дезадаптированности населения, а не с
ее причинами. Для этого требуются люди особой профессии - социальные педагоги.
В мире накоплен колоссальный опыт социальной работы, том числе и с указанными
группами населения. Ныне резко изменилась социальная обстановка в стране,
процессы обострения социальных отношений требуют осмысления, анализа и
обобщения. Необходимо выработать научно обоснованную концепцию социальной
работы с населением, разработать социальные технологии, понятные и убедительные
приемы организации и проведения социальной работы. [10, 12]
Таким образом, цель данной курсовой работы - рассмотреть
сущность и отличия социальной работы от социальной педагогики, проанализировать
задачи и функции социальных работников и социальных педагогов, рассмотреть и
изучить функции, задачи и место социальной работы и социальной педагогики среди
других наук. Кроме того, считаю необходимым рассмотреть в работе процесс и
факторы виктимизации с позиции социальной педагогики.
Методологической основой структуры работы и логической связи
в ней вышеперечисленных вопросов послужили разработки отечественных и
зарубежных ученых в области социальной теории, психологии и педагогики. При
написании работы использовались учебные пособия и учебники по социальной теории
и социальной педагогике, монографии и научные статьи в периодических изданиях,
Указы Президента РФ, Федеральные Законы, Кодексы РФ, инструктивно-методический
материал.
Существуют различные определения социальной педагогики. Вот
некоторые из них: "Социальная педагогика - это научная дисциплина,
раскрывающая социальную функцию общей педагогики и исследующая воспитательный
процесс во всех возрастных группах". (Х. Мискес). "Смысл социальной
педагогики - помощь молодежи в быстрой адаптации к социальной системе,
противостоянии негативным отклонениям от норм поведения" (Е. Молленхауер).
"Социальная педагогика - это наука о воспитательных влияниях социальной
среды". (В.Д. Семенов).
Рассмотрим более подробно, что представляет собой социальная
педагогика как интегративная область научного знания.
Социальная педагогика - отрасль педагогики, исследующая
социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных
групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях специально
для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является
основной функцией (предприятия, воинские части).
Такое понимание социальной педагогики позволяет считать ее
предметом исследование воспитательных сил общества и способов их актуализации,
путей интеграции возможностей общественных, государственных и частных
организаций в целях создания условий для развития, духовно-ценностной
ориентации и позитивной самореализации человека. [3, с.34 - 65]
Социальная педагогика как отрасль знания включает ряд
разделов. Полученные в этих разделах знания в синтезе позволяют охватить
социальное воспитание как один из видов социальной практики и выработать
определенные подходы и рекомендации по его совершенствованию.
Философия социального воспитания разрабатывается на стыке
философии, этики, социологии и педагогики. В ней рассматриваются
фундаментальные методологические и мировоззренческие вопросы. В частности,
даётся трактовка сущности социального воспитания и его задач; на основе
определённого понимания образа человека разрабатываются общие подходы к
соотношению развития, социализации и воспитания; определяются ценности и
принципы социального воспитания и т.д.
Социология социального воспитания исследует социализацию как
контекст социального воспитания и социальное воспитание как составную часть
социализации. Полученные знания создают возможность поиска путей и способов
использования их воспитательных потенций, нивелирования отрицательных и
усиления положительных влияний на развитие человека в процессе социализации. А,
в целом, знания, полученные социологией социального воспитания, могут стать
основой поиска путей интеграции воспитательных сил общества.
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории
людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий
социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи
им. [6, с.13 - 35]
Социализация - это процесс формирования личности человека в
определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в
свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в данном
обществе и социальной группе. Социализация - развитие и самореализация человека
на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Процесс социализации можно условно разделить на 4 компонента:
стихийная социализация человека под влиянием объективных
обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой
определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
относительно направляемая социализация, когда государство
предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры
для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и
характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных и
социально-профессиональных групп населения (определяя обязательный минимум
образования возраст и сроки службы в армии, возраст выхода на пенсию и т.п.);
относительно социально контролируемая социализация -
планомерное создание обществом и государством правовых, организационных,
материальных и духовных условий для развития и воспитания человека;
более или менее сознательное самоизменение человека,
имеющего просоциальный или антисоциальный вектор в соответствии с
индивидуальными ресурсами, объективными условиями жизни или вопреки ним.
В целом социальная педагогика изучает весь процесс
социального воспитания человека, который осуществляется фактически на
протяжении всей его жизни. [8, с.123 - 165]
Социальное воспитание понимается как планомерное создание
условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной
ориентации человека в процессе его социализации. Эти условия создаются в
процессе взаимодействия социальных, групповых и индивидуальных субъектов в трех
тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных сферах:
образовании, организации социального опыта человека, индивидуальной помощи ему.
Теория социального воспитания описывает, объясняет и прогнозирует
функционирование социального воспитания, учитывая данные социологии социального
воспитания и социально-педагогической виктимологии, теория социального
воспитания, например, исследует: что представляют собой индивидуальные,
групповые и социальные субъекты социального воспитания и как они между собой взаимодействуют;
содержание жизнедеятельности воспитательных организаций; содержание и характер
индивидуальной помощи человеку и т.д.
Психология социального воспитания на основе
социально-психологических характеристик групп и человека, их особенностей на
разных возрастных этапах выявляет психологические условия эффективности
взаимодействия субъектов социального воспитания.
Процесс социального воспитания можно представить в виде
схемы: включения человека в систему жизнедеятельности воспитательных
организаций, приобретение и накопление знаний и других элементов социального
опыта, их интериоризация, т.е. превращение внешних знаний во внутреннее
достояние человека, в результате чего происходит преобразование внутренних
структур психики человека, а затем - экстериоризация, т.е. преобразование
внутренних структур психики человека в определенное внешнее поведение (действия,
высказывания и т.п.).
Таким образом, объект социального воспитания - процесс
относительно целенаправленного и планомерного развития человека в воспитательных
организациях. [16, с.212]
Методика социального воспитания отбирает из практики и
конструирует новые способы целесообразной организации социального воспитания.
В ХХ столетии педагогика в целом объективно стала отраслью
интегративного знания. Это связано с тем, что именно в ХХ в. получили
значительное развитие такие отрасли знаний о человеке и обществе, как
психология (в частности возрастная и социальная), этнология, социология и
многие другие, данные которых существенно расширили представления об
объективных процессах и закономерностях развития человека в социуме.
Социальная педагогика, решая свои специфические задачи,
может делать это более или менее эффективно, с одной стороны, лишь интегрируя в
той или иной мере данные других отраслей человеко- и обществознания, а с другой
- трактуя под своим углом зрения и широко используя достижения различных
отраслей педагогики.
Разрабатывая свой круг проблем, социальной педагогике
необходимо широко опираться на историю педагогики (изучающую развитие педагогических
идей и теорий), историю воспитания (в ней речь идет о том, как складывалась
практика воспитания на различных этапах развития человечества в целом и в
отдельных странах, обществах, государствах в частности), сравнительную
педагогику (изучающую теорию и практику воспитания в зарубежных странах на
современном этапе), дидаскологию.
Социальная педагогика очень тесно связана с теми отраслями
педагогического знания, сферой применения которых являются воспитательные
организации различного типа. Имеются в виду дошкольная педагогика, педагогика
школы, педагогика профессионального образования, педагогика закрытых учреждений
различного типа, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика
социальной работы и др.
Совершенно очевидно, что в каждом из названных выше случаев
разделы социальной педагогики становятся лишь общим основанием, требующим
конкретизации в связи с теми функциями, которые присущи той или иной
воспитательной организации (например, методика социального воспитания в средней
школе существенно отличается от методики профессионального воспитания и т.д.).
[14, с.23 - 46]
Использование в социальной педагогике идей и данных других
наук имеет определенные трудности и издержки. Во-первых, заимствованные идеи и
данные не всегда "переварены" для нужд социальной педагогики, не
адаптированы к ее предмету, не синтезированы в новое социально-педагогическое
знание.
Во-вторых, некоторые идеи заимствуются в облегченном
варианте, а порой фактически фальсифицируются в процессе их приспособления к
социально-педагогическим нуждам.
И наконец, в-третьих, нередко бывает, что социальная
педагогика оперирует конкретными данными или идеями других наук, которые на
самом деле уже устарели.
Социальная педагогика как учебный предмет имеет своей
задачей дать научную картину социально-педагогической действительности всем
тем, кому предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в
качестве педагогов, социальных работников, организаторов и руководителей в
производственной, коммерческой, досуговой, военной сферах жизнедеятельности
общества.
Социально-педагогическая виктимология исследует те категории
людей, которые стали или могут стать жертвами неблагоприятных условий
социализации, в ней определяются направления социальной и педагогической помощи
им. Человек является не только объектом и субъектом социализации, но может быть
и жертвой неблагоприятных условий социализации (инвалиды, сироты, лица с
девиантным поведением)
В социальной практике уже давно существуют специальные
учреждения для лечения и содержания инвалидов, воспитания сирот, перевоспитания
правонарушителей и т.п. Получают распространение различные системы социальной
защиты обездоленных групп населения, социального призрения и помощи им. В русле
социальной работы объектами внимания и помощи становятся все новые группы
людей, которых можно рассматривать как жертвы неблагоприятных условий
социализации. Поэтому жизненно актуальны исследования социально-педагогической
виктимологии, которая изучает развитие людей с физическими, психическими,
социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический,
социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет
предпосылки для неравенства, дефицита возможностей для "жизненного старта"
и физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития.
Социально-педагогическая виктимология разрабатывает
принципы, цели, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции
тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой
неблагоприятных условий социализации. Виды жертв неблагоприятных условий
социализации можно условно разделить на реальные, потенциальные и латентные.
Реальными являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и
отклонениями. Потенциальными, но очень реальными жертвами можно считать людей с
пограничными психическими состояниями и с акцентуацией характера; мигрантов из
страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село;
детей, родившихся в семьях с низкими экономическими, моральными и культурными
уровнями; метисов и представителей инонациональных групп в местах компактного
проживания другого этноса. Пример латентной жертвы - высокоодаренные люди,
условия социализации которых оказываются недостаточными для развития и
реализации заложенной в них высокой одаренности, о чем ни они сами, ни их
близкие часто даже не подозревают. Названные категории жертв не всегда
представлены в "чистом виде". Часто первичные дефекты, отклонения от
нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например,
неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в развитии человека,
формируют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе.
Нередко происходит наложение нескольких неблагоприятных
факторов, например, судьба выпускников детских домов и сирот часто бывает
трагична: среди них до 30% становятся "бомжами", до 20% -
преступниками до 10% - оканчивают жизнь самоубийством. Одни факторы, приводящие
человека к числу жертв неблагоприятных условий социализации, имеют постоянный
характер (сиротство, инвалидность), другие проявляются на определенном
возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни -
неустранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (противоправное
поведение). [6, с.52 - 87]
Страницы: 1, 2, 3
|
|