бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Помощь жертвам активного манипулирования психикой бесплатно рефераты

3. Анализ мотивов могут производить только знающие, опытные специалисты; как массовое средство, он не годится. Исследования по проекционным тестам не поддаются статистической обработке и допускают субъек тивное толкование.

4. Результаты психоаналитических исследований никогда не проверяются обычными объективными методами (прежде чем их начинают применять практически). С другой стороны, многие практики охотно прибегают к анализу мотивов. Некоторые из них приглашают д-ра Лихтера на неофициальную беседу и платят ему 2.500 долларов за высказанную им вскользь полезную идею. В общем анализ мотивов находит все больше энтузиастов и все шире распространяется. В конце 1954 года журнал "Принтере Инк" спросил 64 из бранных специалистов по рекламе, пользуются ли они анализом мотивов. Тридцать два ответили утвердительно и указали, что проводили следующие испытания:

Психоаналитические беседы - 27 раз

Метод - "психосписка" (Р) - 12

Групповой психоанализ - 12

Проекционные методы - 9

Ассоциации слов - 7

Тематические тесты - 4

Определение характера - 3

Социодрама - 2

Тест Роршаха - 1

(По Паккарду тут есть ошибка: тест Роршаха тоже относится к проекционным) [Хьелл, Зиглер, 1997, с. 300 – 376].

Бальфен пришел к выводу, что анализ мотивов далек от совершенства, но ему предстоит большая будущность. Он ныне находится на таком же уровне, как наука об общественных отношениях находилась в начале 30-х годов. Что у этого метода хорошие перспективы, признают и другие авторитетные специалисты. Ввиду этого необходимо подойти к этому делу также с точки зрения морали.

Анализ моральной оценки воздействия рекламы на широкий круг населения.

Моральной оценке подлежит прежде всего сам факт психологического воздействия на миллионы людей. Допустимо ли оно? Некоторые специалисты изредка задумываются над этим вопросом, другие же убеждены в том, что такое воздействие прогрессивно: быстрое развитие США, утверждают они, стимулируется систематически возбуждаемым чувством чувства. В доказательство приводят много примеров из разных отраслей неудовлетворенности и призывом приобретать все больше товаров для ликвидации этого промышленности и самодовольно восклицают: "Как все довольны!" В действительности не все довольны и далеко не всем нравится это непрерывно культивируемое стяжательство, якобы обеспечивающее Америке постоянное процветание. Что же произойдет с народом, когда он убедится, что такую уверенность в него вселяют руководители промышленности и правительства ради своих эгоистических целей? По существу ни один из вешеприведенных примеров не достоин положительной моральной оценки: ни поощрение хозяек к импульсивной трате денег, ни эксплуатация человеческих слабостей, ни развращение детей рекламой, ни вся эта расточительность, которую внушают населению. Это понимают и некоторые специалисты, занимающиеся такими делами. "Можно сказать, - пишет один из них, Николай Сэметэг, - что пользоваться доверием человека, эксплуатировать его неправильные представления, превращать в капитал его незнание - с точки зрения морали достойно порицания". "Ничем нельзя оправдать игру на зависти, алчности, ненависти, - пишет другой специалист, Миллер, - в конце концов это влечет за собой неуважение к человеку". "В прошлом, - писал журнал "Нейшн", - социологи исследовали неразумное поведение человека с тем, чтобы его исправить, ныне же им с выгодой торгуют". "У нас нет доказательств, - пишет Бернайс Аллеи, - что большое количество материальных ценностей, например, автомобилей, сделало бы кого-нибудь более счастливым, - на самом деле факты говорят, по-видимому, об обратном". Куда же может привести такая пропаганда безграничного потребительства? Директор рекламного отдела одной крупной фирмы отвечает на этот вопрос так: "Если мы создаем общество только для того, чтобы удовлетворить автоматизированное производство, то мы можем разрушить самое ценное в нашем обществе". А известный экономист Роберт Лекахман заявляет: "Все эти хорошие вещи, достойные всеобщего восхищения, вызвали вместо этого хроническую экономическую ипохондрию". А доктор Дихтер проповедует комфорт, роскошь, престиж и вообще борьбу с американским пуританством и преимущества гедонистического отношения к жизни. Возникает, таким образом, моральное разногласие и к числу осуждающих присоединяются в некоторых случаях представители религии. Одновременно со спорами между специалиста ми возникают некоторые формы протеста и в самом населении. Люди стали так скептически относиться к рекламе, что на них, кажется, никакая психологическая атака уже не действует. (Не это ли заставило специалистов по рекламе обратиться к области подсознательного?) Против таких атак появились мощные защитные механизмы. Люди не дают себя убеждать и в каждой обстановке пользуются возможностью выбора. А если человек знает, что произойдет дальше, он не дает себя серьезно обработать. Клайд Миллер писал в книге "Процесс убеждения": "Когда мы учимся распознавать намерения этих деятелей, пытающихся убеждать нас, мы вырабатываем у себя "рефлекс опознания". Такой рефлекс может защитить нас не только от мелкого надувательства специалистов по психологическому воздействию, заправляющих делами нашей повседневной жизни, но также от фальшивых внушений облеченных властью руководителей". Однако одной только рациональной защитой от психоманипуляторов проблема не решается. Такая линия поведения не только непрактична, но и непривлекательна. Это должен быть мрачный мир, в котором живут люди постоянно спокойные, разумные, правильно думающие. Иногда приятнее и легче быть нелогичным. Я предпочитаю быть нелогичным по своей воле и убеждению, чем подвергаться манипуляциям со стороны. Мне кажется, что наиболее серьезным проступком психоманипуляторов следует считать их вторжение в тайны нашего сознания, а эти тайны мы должны защищать.

Ещё к одной форме коллективного бессознательного принадлежит влияние интернета на психику людей. Исследование Университета Карнеги подтверждает отрицательное воздействие активного использования интернета на эмоциональное состояние.

Интернет способен сделать нас социально изолированными, одинокими и способствовать возникновению состояния депрессии - таков неожиданный результат исследования, проведенного учеными Carnegie Mellon University. Исследование впервые проводилось с использованием системы HomeNet - программного комплекса созданного специально для изучения использования систем электронного сервиса на домашних компьютерах - с целью специально рассмотреть воздействие, которое оказывает продолжительное воздействие Интернета на социальную активность и психологическое состояние среднего американца.

Опубликованные в августе 1998 года в журнале the American Psychologyst, результаты исследования представляют последовательную картину обратной стороны активного использования Интернета в качестве источника информации или средства общения и социальной поддержки. "Мы были удивлены, узнав, что социальная по своей сути технология имеет такие антиобщественные последствия" - говорит Роберт Краут, профессор социальной психологии и взаимодействия человека и компьютера Carnegie Mellon, ведущий автор статьи.

Не смотря на то, что люди, участвующие в эксперименте, активно пользовались электронной почтой и другими средствами коммуникации Интернет, исследование показало, что увеличение времени, проводимого в Интернет, сопровождалось снижением времени общения между членами семьи, сокращением числа друзей и знакомых, с которыми поддерживалась связь, а также усиления чувства депрессии и одиночества.

"Наши результаты имеют важное значение для дальнейшего исследования персонального использования Интернета. Знание причин снижения социальной активности будет влиять на социальную политику и развитие Интернет в целом", заявляет Роберт Краут.

В систему HomeNet были включены 169 пользователей персональных компьютеров Питсбурга. Активность данных пользователей в Интернет изучалась в течение первых лет после подключения. Демографические показатели семей, у которых есть домашние компьютеры очень сильно различаются. Их объединяет одно: наличие в составе семьи учащихся высших учебных заведений или членов общественных организаций. Наряду с использованием компьютера в обычных целях, семьи пользовались электронной почтой, посещали интернет-сайты и играли в компьютерные игры. Количество времени, потраченного онлайн разными субъектами сильно различалось.

Исследовательская группа, проводящая исследование является частью Института Взаимодействия Человека и Компьютера Carnegy Mellon University. В группу вошли: Роберт Краут, Сара Кеслер, профессор социальных и прикладных наук, Тридас Мукофадиа, профессор Школы бизнеса Carnegy Mellon University; Уильям Шерлис, старший научный исследователь и директор Информационного Центра Технологии в Школе Информатики; Вики Ландмарк, проходящая практику после защиты диссертации, и Майкл Паттерсон, аспирант социальных и прикладных наук.

"Мы надеемся, что наш поиск поможет Интернету измениться. Мы не говорим об интернет-аддиктах, мы исследуем обычных людей", - сказал господин Краут. - "Результат о котором мы говорим, имеет место не в исключительных случаях. И люди, испытавшие на себе негативное воздействие Интернет - это те же самые люди, которые, когда их спрашивают об этом, описывают Интернет, как положительную вещь". Технология, которая позволяет людям общаться с членами семейства и друзьями на расстоянии, быстро находить информацию и развивать дружбу с людьми во всем мире, очевидно, вместе с тем заменяет и разрушает жизненно важные, каждодневные связи между людьми.

"Многие пользователи могут заменить чатами и навигацией по Интернет более сложные отношения реальной жизни" - утверждает Сара Кеслер, - "В Интернет вы не столкнетесь с неприятностями, потому что если вам не нравится чье-то поведение, вы можете просто выйти. В реальной жизни отношения не всегда легки. И все же многие из этих трудностей хороши для нас. Они учат нас беречь отношения с людьми".

Расширение использования Интернета было сопоставлено с существенным снижением снижением социальной активности, согласно статистическим данным, к которым обращается Кесслер. Процесс уменьшения вовлеченности в социальную активность сопровождается сокращением времени общения между членами семей участников эксперимента и уменьшением социальных контактов участников. При этом учащаются жалобы участников на одиночество и депрессию, а данное психологическое состояние в свою очередь приводит к дальнейшему уменьшению вовлеченности в социум.

В исследовании использовались данные по 169 людям в 73 семьях. Немного более половины которых - женщины, четверть - дети. Совокупность участников эксперимента также довольно сильно различается по доходу на члена семьи. Из различных демографических групп совокупности, подростки представляются наиболее уязвимыми к потенциальному отрицательному воздействию, которое усугублялось тем, что подростки использовали Интернет в течение большего количества часов, чем взрослые.

Тридас Мукофадиа дает родителям такой совет: "Основная цель состоит в том, чтобы сохранять открытость использования Интернета и оставаться бдительными. Вы можете разместить компьютер в месте, где постоянно присутствуют другие члены семьи - например, в гостиной или кухне, а не в комнате Вашего ребенка. Это будет автоматически гарантировать, что ваш ребенок не использует Интернет слишком много времени".

Ученые Carnegy Mellon University полагают, что результаты исследований могут породить дебаты не только среди пользователей Интернета и исследователей, но также и внутри государственных организаций, наблюдающих за развитием Интернет, а также среди компаний, которые создают сетевое программное обеспечение.

Уильям Шерлис сделал следующее примечание: "Мы не представляем Интернет социально хорошим или плохим. Интернет - комплексное и многоликое социальное явление, и оно быстро развивается. Интернет был создан больше двадцати лет назад для обмена технической информацией среди ученых. Интернет стал общественным ресурсом только недавно, и среднестатистический гражданин, использующий Сеть, быстро привыкает к его широким возможностям. Результаты наших исследований показывают, что для развития информационных услуг и достижения нового уровня коммуникаций, необходимо более детальное исследование. И промышленность и правительство могут способствовать этому росту через исследование существующих и предложение новых услуг, экспериментирование, оценку и развитие стандартов."

1.2 Оценочные конструкты личности как возможный фактор уязвимости субъекта к методам активного манипулирования психикой.

Среди всего многообразия подходов, касающихся понимания проблемы активного манипулирования психикой субъектов в зарубежной психологии, нас особенно заинтересовал феноменологический. Его представителем и основоположником является Джордж Келли, который ввел в теорию сознания понятие “конструкта” [Психологическая диагностика, проблемы и исследования./Под ред. Гуревича,1981с. 200 – 231].

Оценочные конструкты личности предложен Келли как метод изучения индивидуально-личностных конструктов, опосредующих восприятие и самовосприятие при анализе личностного смысла понятий. Предложен Г. Келли в 1955 году [Бурлачук, Морозов, 2000,с. 489 – 519].

Понятие индивидуальной системы конструктов относится к системе отношений и установок человека к миру. Согласно Келли, «конструкт можно представить как референтную ось, основной параметр оценки…. На поведенческом уровне его можно рассматривать как открытый человеком способ поведения…» [Франселла, Баннистер, 1987, с. 200 – 236].

Описание конструкта, по Келли, удобнее всего провести в биполярных понятиях, при этом конструкт становится тем, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов» [Франселла, Баннистер, 1987, с. 200 – 236].

Биполярность конструктов даёт возможность получить матрицу взаимоотношений между ними, позволяющую провести различные процедуры латентного анализа, который выявляет структуру смысловых параметров, лежащих в основе восприятия данным человеком себя и других людей, объектов и отношений.

Техника репертуарных решёток Келли направлена на выявление «собственных», индивидуальных, создаваемых непосредственно в ходе обследования конструктов. Поэтому мы и выбрали эту методику для выявления психологических особенностей жертв массового манипулирования психикой.

При этом целью является не только сравнение оценок испытуемого с нормативными данными, сколько реконструкция индивидуальной системы смысловых единиц, обобщений, противопоставлений, лежащих в основе объективного отношения к себе и к окружающим, выявление уникальных, непохожих на групповые, конструктов [Анастази, 1982, Кн. 1-2].

В соответствии с его теоретической системой, получившей название психологии личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. Эта точка зрения на человека как на исследователя лежит в основе теоретических построений Келли.

Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Он считает, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска. Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность. Но не только ученые – все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущее, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: “Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Второе следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активно формировать представления о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9