Половое воспитание детей и подростков
На рубеже XIX – XX веков значительное изменение отношения к
проблемам пола и половому воспитанию произошло под влиянием учения З. Фрейда.
Идеи Фрейда о сексуальной детерминированности и окрашенности практически всех
проявлений активности человека первоначально были встречены общественностью с
негодованием. Однако довольно быстро на смену отторжению пришел интерес, а
затем и энтузиазм по отношению к психоаналитической трактовке природы личности.
Собственно психоаналитические концепции воспитания чрезмерно акцентировали
внимание именно на психосексуальной стороне развития личности. Однако в целом
под воздействием этих идей постепенно была пересмотрена
охранительно-запретительная тактика полового воспитания.
Оформление концепции полового воспитания в советской
педагогике носило противоречивый характер. В первые годы советской власти
энтузиазм по поводу освобождения от многих вековых ограничений вылился в
частности в открытую проповедь "новой половой морали", а точнее -
полного устранения ограничений в сексуальной сфере. Общество довольно быстро
оценило деструктивный характер этой тенденции, что привело к противоположной
крайности. Хотя это и не признавалось явно, в основу концепции полового
воспитания в советской педагогике легли идеи известного педагога А. Б.Залкинда.
Увлекавшийся сначала концепцией Фрейда, Залкинд пытался впоследствии совместить
ее с постулатами марксистской идеологии. В результате сложился и закрепился
следующий набор педагогических догм. Согласно Залкинду, половые потребности и
половое влечение суть проявления одного из низменных пластов человеческой
натуры и потому нуждаются в жестком регулировании и управлении. Общество вправе
строго регламентировать даже индивидуальное поведение вплоть до выбора
партнера. Сексуальным партнером может выступать исключительно супруг, поэтому
до момента вступления в брак все проявления сексуальности должны быть
подавлены. Стихийно возникающие половые потребности растущего организма должны
посредством жесткого педагогического воздействия переориентироваться в русло
социально приемлемой деятельности (по Фрейду - "сублимироваться").
Работы советских педагогов по проблемам полового воспитания
долгие годы сводились к проповеди творческой активности и спортивных занятий
как "заместителей" полового поведения. На протяжении десятилетий
педагогика оставалась по сути "бесполой": не принимались во внимание
особенности психосексуального развития детей и связанные с полом характеристики
формирования личности; половое просвещение сводилось к привитию гигиенических
навыков и запугиванию негативными последствиями внебрачной половой жизни.
В связи с переоценкой многих казавшихся ранее незыблемыми
норм происходит переориентация современной отечественной педагогики и в
вопросах полового воспитания. Особенности развития детей, связанные с их
принадлежностью к тому или другому полу, все более подробно изучаются, и
результаты этих исследований постепенно внедряются в практику воспитания.
Теоретические основы современной стратегии полового
воспитания наиболее полно сформулированы Д. В. Колесовым [15] и Н. В.
Сильверовой. По их мнению, система полового воспитания должна строиться с
учетом следующих принципов.
Половая принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности.
Следовательно, формирование в детях эталонов настоящего мужчины и женщины и
потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии
сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
Половое влечение должно не подавляться, а, наоборот,
поощряться, но именно в плане привития педагогически приемлемых способов его
удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.
Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребенком некоторых
проявлений сексуального развития, что, однако, должно проявляться не в отказе
от обсуждения с детьми и подростками этих вопросов, а в своевременном, но не
чрезмерном их сексуальном просвещении.
Краеугольным понятием системы полового восстания Колесов и
Сильверова считают понятие о социальной сущности человека, усвоение которого
выступает важнейшей из педагогических задач. Оно предполагает наличие у ребенка
соответствующего его уровню понимания, но верного представления о социальной
природе человека в единстве биологического и социального, принципиальной
несводимости любых проявлений жизнедеятельности людей к биологическим актам и в
то же время неразрывной связи человека со всем органическим миром.
Другим основным понятием является понятие о сущности половых
различий и значении половой принадлежности, предполагающее привитие ребенку
осознанного понимания значения своего пола, уважения к противоположному полу и
понимания его отличий от собственного.
Задачи полового воспитания, таким образом, заключаются в
формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах
взаимоотношений между представителями противоположных полов, которые бы
обеспечивали сохранение личного здоровья, создание полноценной семьи,
ориентацию супругов на такое количество детей, которое в наибольшей степени
отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфические
половые особенности (физического и психологического характера) противоположного
пола в процессе трудовой деятельности и общения.
В связи с этим, дефектным выступает такой стиль полового
воспитания, при котором задается ложное направление проявлениям
психосексуального развития ребенка, либо они просто подавляются (эти два
момента тесно взаимосвязаны и порождают друг друга).
Дефектное половое воспитание почти исключительно связано с
некомпетентностью воспитателей. Ее основные проявления: незнание особенностей
сексуального развития ребенка и соответственно неверная реакция на это
развитие, собственные неверные установки по вопросам взаимоотношений полов, а
также неверные установки по отношению к детям.
Ошибки педагогов и родителей в половом воспитании в основном
сводятся к следующим:
- Подавление естественных реакций - не только половых, но и
просто непосредственно эмоциональных; это приводит к возникновению
препятствующих нормальной сексуальной жизни холодности и рассудочности.
- Излишне строгое, предполагающее изоляцию от лиц
противоположного пола воспитание, препятствующее приобретению необходимых
навыков общения.
- Выработка неприязни к противоположному полу, подавление любых проявлений
половой сущности и интересов.
- Сглаживание половых различий, своеобразная половая
унификация; уход от детских вопросов и выдача неверных ответов.
- Привитие исключительного отношения к целомудрию, своеобразная
фетишизация невинности и девственности.
Для того чтобы эти ошибки не были совершены, а уже
совершенные преодолены, необходимо воспитание уважения к лицам другого пола,
формирование навыков общения с ними, недопустимость сведения представлений о
взаимоотношениях полов исключительно к сексуальным контактам.
1.3. Психология полового воспитания на различных возрастных
этапах
Эффективность полового воспитания зависит от учета связанных
с полом особенностей развития ребенка на всех возрастных этапах, начиная с
самых ранних. В первые годы жизни особое значение имеет дифференцированное
отношение к ребенку родителей, т.е. обращение с ним именно как с мальчиком или
девочкой.
Психологическими наблюдениями установлено, что одни и те же
особенности внешности и поведения младенца в зависимости от его пола вызывают у
взрослых диаметрально противоположные реакции. Родители девочек считают
фемининными (женственными) многие обнаруживаемые ими у дочерей черты поведения,
а мальчиков - те же черты мускулинными (мужественными). С новорожденными
девочками матери больше разговаривают, а на долю мальчиков приходится больше
физических упражнений; отцы больше разговаривают с новорожденным сыном, чем с
дочерью. Эти различия, особенно яркие в поведении родителей с первенцем, показывают,
что практически с начала жизни ребенок и родители обусловливают поведение друг
друга: пол проявляется и формируется не только как развивающиеся черты, но и
как система отношений.
Мужчина и женщина биологически и психологически различаются по своему месту и
роли в сложнейшей природосообразной системе продления человеческого рода.
Психофизиологическая конституция мужчин предопределяет их более высокую
готовность к экстремальным, рискованным ситуациям, потребность в риске,
изменения себя и других, достижении различных целей. Ситуации, в которых
требуется полная мобилизация, с дефицитом времени на принятие решения, с
несколькими динамичными объектами для внимания именно они позволяют мужчине
мобилизоваться, проявить потенциальную энергию. Женщина, обладая более слабым
типом нервной системы, склонна скорее избегать, чем стремиться к подобным
условиям и ситуациям жизнедеятельности. Но зато она более приспособлена к
тонкой, кропотливой и монотонной работе, требующей сосредоточения всего
внимания на одном объекте (например, на грудном ребенке). Такие различия
объективно обусловили появление исторически мужских и женских ролей и
профессий.
Дифференцированное, индивидуальное воспитание мальчиков и
девочек в соответствии с идеалами мужественности и женственности основывается
на разделении семейных ролей между матерью и отцом. Основа полового воспитания
- личный пример родителей, наблюдаемые ребенком изо дня в день их поступки и
высказывания. Если идеал мужественности и женственности формулируется только на
словах (а именно этим чаще всего приходится ограничиваться школьным педагогам),
а на деле ни мать, ни отец не приближаются к эталонам мужественности и
женственности, ребенок в большинстве случаев практически не усваивает требуемые
образцы.
Правильное половое воспитание основывается на подчеркивании
позитивных и компенсации негативных черт мужской или женской
психофизиологической конституции, природного темперамента. При этом абсолютно
недопустимо противопоставление полов, выпячивание кажущихся преимуществ.
Формирование половых стереотипов обусловлено не только
влиянием взрослых; в этом смысле дети рано становятся "учителями"
друг для друга. В детском саду наибольшее количество реакций отвержения со
стороны сверстников заслуживают те дети, чье поведение не соответствует половой
роли.
Половое воспитание дошкольника должно включать ознакомление с
элементарными сведениями о половых различиях и деторождении. Но еще более
важным является опыт "неполовой" любви к родителям и сверстникам -
залог нравственности в зрелом возрасте.
Осознание ребенком своей половой принадлежности
начинается с того, что он научается различать пол других людей .
Знание собственной половой принадлежности развивается в
полной мере к трем годам, по мере того как ребенок осознает свое “ Я “ ( ты –
мальчик , я – девочка ).
В 2 – 4 года у ребенка особенно активно проявляется “половое
любопытство“, т. е. стремление к разглядыванию и ощупыванию своих половых
органов. Дело в том, что осознание своего собственного “Я“ обязательно включает
в норме и осознание собственной половой принадлежности. А половая
принадлежность является важнейшим стержнем формирования личности, а значит ,
формирования в детях эталонов настоящего мужчины и женщины. И в каждом
определенном возрасте у ребенка должно быть соответствующее его уровню
понимания представление о сущности половых различий. Ребенок должен осознанно
понимать значение своего пола и уважать пол противоположный. Так уже в
маленьком мальчике необходимо развивать уважение к женщине, а девочку нужно
научить вести себя в соответствии с половой принадлежностью.
Поступление в школу знаменует начало нового ответственного
этапа полового воспитания. Взаимоотношения со сверстниками противоположного
пола становятся более интенсивными. Особую роль приобретает учитель как
авторитетный носитель знаний и образцов поведения. В современной школе
большинство педагогов составляют женщины, что во многом определяет специфику
школьных требований, практически ориентированных на фемининный стиль поведения.
Девочки поэтому оказываются в более выигрышном положении. Они приходят в школу
несколько более зрелыми эмоционально, с лучше развитыми тонкими движениями
пальцев рук, больше склонными ориентироваться на мнение и отношение к ним
взрослых, более аккуратными и тихими, менее критичными и агрессивными, чем
мальчики. Таким образом они гораздо больше мальчиков соответствуют требованиям
к идеальному ученику. Кроме того, их стиль поведения ближе и понятнее
учительнице. В итоге при негласном подразделении класса на сильных и слабых
учеников, последние как правило оказываются представлены почти исключительно
мальчиками, что может быть и не связано с их умственными способностями. Такое
положение не на пользу и девочкам, с первых шагов усваивающим чувство ничем не
оправданного превосходства над мальчиками.
Роль полового воспитания повышается по достижении ребенком
подросткового возраста, центральным моментом которого является половое
созревание. В задачи полового воспитания на этом этапе входит правильное
реагирование на особенности поведения, связанные с полом, подготовка мальчиков
к поллюциям, а девочек – к менструациям. Период полового созревания связан с
формированием эротических чувств, сексуальной потребности, половой самооценки.
Для подростка характерно несовпадение влюбленности и эротических ощущений, страхи
по поводу своей половой неполноценности. Половое воспитание в этот период
решает задачи общего развития личности и подготовки к жизни в собственной
семье, предусматривает половое просвещение. Замалчивание проблем пола по
существу подрывает идею гармонического воспитания, которому чужда проповедь
аскетизма. Подросток, безусловно, должен быть огражден от проявлений аморализма
в сфере половых отношений (в частности, всех видов порнографии), но не столько
с помощью запретов и наказаний, сколько доведением до его чувства и сознания,
что плоха не сама сексуальность, а ее низведение до физиологических отправлений
и их смакования. Гарантией против ранних и случайных половых связей выступает
не запрет, а формирование социальной ответственности, которая предусматривает
предвидение человеком последствий своих поступков и восприятие взаимоотношений
полов прежде всего как личностных.
Важным аспектом полового воспитания является сексуальное
просвещение. Опыт стран, где оно широко практикуется, показывает, что тактичное
и своевременное информирование о проблемах взаимоотношения полов не влечет в
принципе негативных изменений полового поведения подростков и юношей. Этим
фактом опровергаются существующие опасения, что информированность в вопросах
секса приводит к распущенности. Сексуальное просвещение, начатое на ранних
этапах становления личности, предваряет возникающий у детей естественный
интерес к данным проблемам, избавляет их от многих заблуждений и травм. Оно
способствует предотвращению различных отклонений в психосексуальном развитии,
чреватых последующими сексуальными нарушениями и дисгармонией семейных
отношений.
1.4. Необходимость полового воспитания детей и подростков в свете
современных тенденций культурного развития и репродуктивного поведения
подростков
По данным экспертов из Alan Guttmacher Institute,
только 43 процента подростков до 18 лет, имеющих сексуальный опыт, пользуются
презервативами, 57 процентов же считают, что они им ни к чему. По данным Urban
Institute, половина юношей в возрасте от 15 до 19 лет занимались со своей
партнершей оральным сексом.
В свете этих фактов понятна обеспокоенность
родителей ранним сексуальным опытом своих детей. Беспокойство вызывает и
источник получения информации «об этом». Увы, главным наставником в этом
вопросе является не семья и не школа, а «улица».
Статистические данные различных организаций позволяют сделать
следующие выводы:
§
работа в
школах по профилактике ВИЧ-инфекции и наркомании проводится недостаточно,
несмотря на крайне неблагополучную эпидемиологическую ситуацию среди подростков
и школьников в городе и области;
§
многие
преподаватели не готовы обсуждать проблемы ВИЧ-инфекции, наркомании и связанные
с этим вопросы сексуального воспитания школьников;
§
большинство
родителей не осознают той опасности для подростков, которая существует в
реальной действительности, создавшейся в связи с эпидемией ВИЧ/СПИДа,
наркоманией и различными венерическими заболеваниями.
Следующая проблема кроется в характере изменений,
происходящих в организме в пубертатный период и психологическом состоянии
подростка в период взросления.
У мальчиков в это время происходит "ломка" голоса,
начинаются первые поллюции, у девочек – менструации.
Наступление их иногда застаёт подростков врасплох и вызывает ряд неприятных, а
порой и трагических (если естественые физиологические процессы принимаются за
заболевание) последствий.
Физиологическая перестройка организма в подростковом
возрасте, повышенная выработка половых гормонов приводят к изменениям
отношений между полами, а это уже имеет социальную и нравственную окраску.
Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только
гигиеническими советами и рекомендациями (о безвредности поллюций и менструаций
и мерах гигиены в связи с ними), а более широко оценивать наступившие в
организме изменения. Важно в подростковом возрасте не допустить у детей
эмоциональных срывов, психических травм, которые могут оставить глубокий след
на всю жизнь. Наиболее частыми причинами их могут быть наступление беременности
у подруги и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими
заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Известно множество семейных
разладов, обусловленных перенесённой в юношеском возрасте психотравмой,
вызванной именно этими и подобными причинами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|