Половое воспитание детей и подростков
Половое воспитание детей и подростков
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового
воспитания детей и подростков ……7
1.1.
Понятие
полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и
психологии ……………………………………………………………………………………………………… –
1.2.
История
полового воспитания в контексте развития общества ……………………… 10
1.3.
Психология
полового воспитания на различных возрастных этапах …………………… 18
1.4.
Необходимость
полового воспитания детей и подростков в свете современных тенденций
культурного развития и репродуктивного поведения подростков …………………………………… 23
1.5.
Содержание
и принципы полового воспитания ……………………………………………… 25
1.6.
Особенности
полового воспитания в семье ………………………………………………… 30
1.7.
Спорные
вопросы в организации полового воспитания в школе ………………………… 34
1.8.
Анализ
программ и учебников, содержащих компоненты полового воспитания …… 38
Выводы по 1 главе
…………………………………………………………………………………………… 44
Глава 2.
Эмпирическое исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе 47
Выводы по 2 главе
…………………………………………………………………………………………… 53
Заключение ……………………………………………………………………………………………………
54
Список
использованной литературы …………………………………………………………………… 57
Введение
С давних времен проблемы полового воспитания относились к
числу, во-первых, наиболее запутанных, а, во-вторых, пренебрегаемых, а то и
попросту изгоняемых областей педагогики и психологии. Половое воспитание – это
часть общего воспитания человека, но отличается большей неопределённостью из-за
закрытости темы. Если другие направления воспитания более или менее чётко
выражены и могут передаваться собственным примером, а также корректироваться
советами и наставлениями, то многое, что касается полового воспитания, остаётся
запретной темой, даже терминология.
Сейчас ситуация с половым воспитанием стала другой, что
связано и со снижением возраста полового созревания (13 – 15 лет ), а значит, с
ростом добрачных сексуальных отношений, и со многими социальными факторами.
Сегодняшние 16 – 17 летние по половому поведению соответствуют 19 – 20 летним
60-х годов. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а
вот эмоциональное созревание – замедляется . Чтобы помочь юношам и девушкам
сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации,
необходимо единение врачей, учителей, психиатров и, конечно, психологов.
На правительственном уровне актуальность вопроса была
озвучена уже в 1994 году в Указе Президента Российской Федерации от 18 августа
1994 г. N1696 «О Президентской программе «Дети России»: эта программа была
утверждена в рамках ряда целевых программ, в том числе и в целевой программе
«Планирование семьи», которая должна была обеспечить в том числе и: «разработку
новых подходов к обучению подростков, их родителей по вопросам сексуального и
репродуктивного поведения, этике семейно-брачных отношений; усиление
ответственности семьи и школы за половое воспитание подростков» [29].
Но споры по поводу внедрения полового воспитания в семье и
школе не прекращаются и по сей день, что подчеркивает актуальность темы.
Характер проблемы ярко обрисовал Игорь
Борисов: «Вот уже несколько лет в России пытаются ввести в
школу «половое воспитание». Вводят очень по-российски: то рекомендуют сразу
несколько программ, то отзывают – и опять все сразу. На одном этапе честно
пытаются применить самый передовой зарубежный опыт, на другом – полностью приостанавливают
проект. То начинают исследования школьников, то заводят уголовное дело на
исследователя. Начинает одно ведомство, потом выясняется, что забыли спросить
другое, затем обнаруживаются недовольные родители школьников, а рядом с ними (и
даже впереди) – еще более недовольные религиозные организации... Чем больше
старались угодить сразу всем, тем больше недовольных таким «половым
воспитанием»...» [4].
Таким образом, для современной постановки вопроса о
разработке систем полового воспитания существует целый ряд причин. По прежнему
является нормой общегосударственное невежество многих педагогов и родителей в
вопросах сексуального просвещения детей, приводящее к стремительному росту
числа внебрачного рождения, абортов, уголовных преступлений на сексуальной
почве, к отсутствию ранней ориентации на выполнение социальной роли в жизни
(отца, матери).
Проблемы полового воспитания, связанные с методической
оснащенностью этого процесса, с неадаптированностью научно-исследовательского
материала не единичны. Немалую тревогу и озабоченность педагогов и родителей
вызывает массовый выпуск и некомпетентное использование литературы о процессах
зачатия и деторождения, выпуск и допуск которой к распространению не
контролируется компетентными организациями. Многие из этих книг, адресуемых
детям, не соответствуют требованиям, предъявляемым к детской литературе, а
также не учитывают уровень развития восприятия при использовании рисунков. Да и
при адаптации текста для восприятия его дошкольниками следует придерживаться определенных
этических норм. Все это происходит по причине того, что в подготовке таких книг
к выпуску не участвуют педагоги и психологи, а лишь медики, сексопатологи и
художники. Некомпетентное использование такой литературы может привести к
неправильному истолкованию детьми ряда фактов и к выработке у ребенка
неправильного, нездорового отношения к такой интимной информации.
Наконец, программы и учебные пособия по половому воспитанию,
а также по валеологии, куда составной частью входит этот раздел, настолько разнородны
по характеру включаемого в них материала, что практически не поддаются
обобщению и систематизации.[*]
В то же время отсутствие грамотного и
этичного полового воспитания в большинстве семей и школ приводит к наблюдаемому
ныне высокому проценту незащищенных половых связей в среде подростков,
нежелательных беременностей школьниц, венерических заболеваний и т. д.
Исходя из этого, гипотезой исследования
является предположение о том, что грамотно и этично построенное половое
воспитание позволяет повысить уровень грамотности детей и подростков в области
половой гигиены и сексуального развития.
Отсюда определяется цель исследования:
определить принципы и содержание полового воспитания в семье и школе.
Для достижения поставленной цели автор курсового сочинения
ставит следующие задачи:
1) - проанализировав
психолого-педагогическую литературу по данной теме, выявить особенности
полового воспитания школьников в свете современных тенденций культурного
развития и репродуктивного поведения подростков;
2) - проанализировать программы
и методики полового воспитания, провести эмпирическое исследование для
подтверждения гипотезы.
Исходя из поставленных задач, строится структура работы,
которая состоит из двух глав, одна из которых носит теоретический, а другая –
эмпирический характер.
Для достижения поставленных задач использовались такие методы
исследования, как:
-
-
изучение и анализ психолого-педагогической литературы;
-
-
тестирование и анкетирование учащихся и их родителей.
Глава 1. Теоретические аспекты организации полового
воспитания детей и подростков
1.1.
1.1.
Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в
педагогике и психологии
Пол, с педагогической точки зрения – биосоциальное свойство
человека. Биологическое - потому что обусловлено генами структурами, а
социальное - так как его проявление в поведении и действиях человека являются
результатами формирования пола в соответствии с воспитанием и влиянием
окружающей обстановки, значительной частью которой является общество или
относительно малая его часть. Рассматривая пол как биосоциальное свойство
человека, можно предположить, что половое воспитание ребенка осуществляется в
процессе его полоролевой социализации, которая является неотъемлемой частью
общего процесса социализации, которая, как отмечает Арутюнова Л.А. включает в
себя три компонента: развитие представлений о себе, как о представителе
определенного пола, возникновение полоролевых предпочтений и ценностных
ориентаций, а также форм поведения, соответствующего полу". Ведущими
механизмами полоролевой социализации можно считать родовую идентификацию и
половую дифференциацию.
Однако понятие полового воспитания у разных исследователей
имеет различную трактовку. А. Г. Хрипкова и Д. В. Колесов Д.В. определяют
половое воспитание как «процесс, направленный на выработку качеств, черт,
свойств, а также установок личности, определяющих необходимое обществу
отношение человека с представителями другого пола» [18; 202]. Л. П. Бочкарева
трактует половое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками
и девочками, привитие им соответствующих норм и представлений, воспитание
доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с
учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни». По
мнению З. Г. Костяшкина, «половое воспитание есть особая часть нравственного
воспитания. Его специфический предмет - воспитание отношений человека одного
пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и
самоконтроля».
Обобщив различные трактовки, половое воспитание можно
рассматривать как комплекс воспитательных и просветительных воздействий на
ребенка, направленных на овладение им нормами поведения, свойственными
представителям его пола. Задача полового воспитания - способствовать
гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения и детородной функции,
содействовать укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.
Проблемы полового воспитания было бы неправильно сводить
только к сфере сексуальных отношений. Задачи полового воспитания охватывают
весь круг проблем пола, половых различий и полового поведения. Сексуальное
просвещение представляет собой неотъемлемый, но не единственный компонент
полового воспитания.
Для постановки и решения проблем полового воспитания
принципиальное значение имеет определение понятий "пол" и
"секс". Последнее иноязычное понятие в русском языке приобрело более
узкое содержание, чем в тех языках, из которых оно заимствовано. Происходящее
от латинского корня слово "секс" в европейских языках буквально
означает "пол", и понятием "сексуальный" таким образом
определяется весь спектр половых различий и полового поведения. В русском языке
этому значению соответствуют понятия "пол", "половой". Так,
под половыми различиями понимаются специфические особенности живого организма,
связанные с его принадлежностью к тому или другому полу; под половыми
стереотипами подразумеваются характерные для каждого пола особенности поведения
и т.п. В отдельных случаях понятие "половой" употребляется и как
синоним понятия "сексуальный". Укоренившееся в русском языке понятие
"секс" принято для обозначения специфических отношений между полами,
выражающимися в собственно половых отправлениях. Распространенное в обществе
отношение к сексуальным контактам как к чему-то низменному привело к тому, что
в сознании отдельных людей понятие "секс" стало ассоциироваться с
пороком и развратом, что безусловно неоправданно.
1.2. История полового воспитания в контексте развития
общества
Половые отношения, стихийные и практически нерегулируемые на
ранних этапах развития общества, по мере общественного развития в истории
человечества приобрели более определенные и регламентированные формы. Это было
прежде всего связано с укоренением собственности и возникшей необходимостью
четкого определения круга собственников по родственному признаку. Таким
образом, уже в древности сформировались надолго укоренившиеся установки в сфере
полового поведения и его преемственности. Нормы половых отношений
предусматривали общественно санкционированные ограничения на выбор сексуального
партнера и регуляцию этих отношений в рамках института семьи. Охрана этих
принципов вошла существенным компонентом и в идеологию мировых религий.
Необходимые с точки зрения общественной целесообразности
ограничения сексуальной активности породили крайние формы идеологических,
нравственных и бытовых установок. Согласно им, сексуальные отправления
целесообразны лишь ради продления рода и только в этом качестве терпимы и
приемлемы. В принципе же половое влечение продиктовано низменными животными
инстинктами и заслуживает подавления. Религиозная мораль проповедовала в
качестве пути к совершенству духа смирение "плотских вожделений",
выразившееся в крайней форме в апологии аскетизма.
Преемственность этих принципов в практике полового воспитания
на протяжении долгого времени воплощалась в охранительно-запретительных
воспитательных воздействиях. Информация о половых отношениях расценивалась как
безусловно вредная для подрастающего поколения. Элементарные сведения о
детородной функции полового взаимодействия молодой человек должен был получить
от родителей незадолго до вступления в брак.
В Средние века образ ребёнка был неоднозначным. С одной
стороны, ребёнок считался воплощением чистоты и невинности, а с другой – и-за
деревенского уклада и повседневного участия детей в жизни взрослых, их нельзя
было уберечь от сексуальных впечатлений. Да никто, за исключением, разве что,
монахов, и не пытался этого делать. К примеру, к проявлению сексуальности у
мальчиков взрослые относились снисходительно. Самомастурбация считалась
безвредным детским грехом, а юность – возрастом, когда физически невозможно
подавить свои сексуальные желания.
В Европе резкой границей понимания сущности полового
воспитания стал семнадцатый век. Провозглашая принципы строжайшего контроля над
поведением и чувствами ребёнка, родители старались полностью оградить его от
вопросов пола, даже от возможности видеть собственное обнажённое тело. В
обиходе стали появляться такие “творения” человеческой мысли, как
противомастурбационные замки, что-то вроде “поясов верности”. И если в начале
семнадцатого века родители и другие взрослые не только свободно обсуждали при
детях вопросы пола, но и не видели ничего дурного в том, чтобы “поиграть” с
половым членом мальчика, вызывая у него эрекцию, то уже в середине века нравы
стали диаметрально противоположными. В дворянских семьях, например, стали
отделять детей от взрослых, что привело к отчуждённости между родителями и их
детьми. А заботу о детях доверили специально приставленным воспитателям. К тому
же разделение детей на мальчиков и девочек стало более жёстким, и появился
запрет на детскую наготу. Даже спать детям предписывалось так, чтобы подошедший
к постели не смог разглядеть формы тела и распознать пол ребёнка.
В восемнадцатом веке утвердилось мнение, что онанизм
(самомастурбация у мальчиков) - опасная болезнь. Считалось, что онанизм
порождает безумие и моральную деградацию. В доказательство своей теории врачи
приводили неверно истолкованную самомастурбацию душевнобольных, путая, как это
часто бывает, причину и следствие. На самом же деле не самомастурбация являлась
причиной душевной болезни, а душевная болезнь “стирает” нормы общественной
морали и делает допустимой самомастурбацию в присутствии посторонних людей.
Интересно, а какой бы вывод сделали тогдашние психиатры, если
бы совместно содержались душевнобольные двух полов и занялись бы сексом?
Сказали бы они, что секс тоже приводит к безумию?
В принципе, отрицательное отношение к половому акту тоже
имело место в разные времена. Несколько отвлекаясь от темы, можно сказать, что
запреты на физиологические акты были сравнительно распространены, и наоборот -
половой акт в присутствии или при помощи слуг и рабов считался вполне
естественным в различных культурах. Короли же и прочие высокие сановники в
эпоху “мушкетёров и придворных дам” считали вполне приличным не только кушать в
присутствии стоящих рядом верноподданных, но и сидеть на горшке при них.
Возвращаясь к теме, напомним, что люди в то время были
настолько запуганы последствиями онанизма, что в борьбе с “детским грехом”
применяли даже кастрацию. Да и что далеко ходить: в романе М.Горького “Дело
Артамоновых” есть эпизод из начала прошлого века, где самомастурбирующий чужой
мальчик был убит ударом сапога, чтобы “эта зараза не распространилась на наших
детей”. В то же время, по свидетельству другого известного писателя - Марка
Твена, церковь не только активно выступала против подростковой самомастурбации,
вынуждая регулярно исповедоваться в этом “грехе”, но и сама становилась
невольным инициатором детской самомастурбации. Мальчики специально искали и
находили в библии места с сексуальным смыслом, отчего возбуждались и
мастурбировали.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|