бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Подвижные игры дошкольников бесплатно рефераты

Наблюдения многих исследователей и педагогов (академиков И.А. Павлова и А.А. Богомольцева, педагога А.С. Макаренко и др.) дают основание утверждать, отмечает Б.Г. Макаренко, что всестороннее воспитание дошкольников содействует их полноценному развитию. Исследования подтверждают, что полноценная физическая подготовка способствует хорошей успеваемости по предметам учебного плана.

Статистические методы исследования, проведенные многими преподавателями школ и вузов Алма-Аты показали, что регулярные занятия физическими упражнениями стойко повышают успеваемость. То, можно сказать, что физическое воспитание - одно из средств умственного развития.

Но Л.П. Вегнер (1991г), умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его психического развития, не только подготовки к школе, но и ко всей будущей жизни. Но и само умственное развитие - сложный процесс, формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью, "Ядром" умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности - это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач.

1.2. Влияние физкультурных упражнении на умственную работоспособность

Как задачу первостепенной важности Н.К. Крупская рассматривала физическое воспитание детей. Первые годы детства, - писала она, - кладут печать на всю остальную жизнь в смысле здоровья, и поэтому тут чрезвычайно важна борьба за здоровье".

Н.К. Крупская отмечала, что физическое воспитание неразрывно связано с воспитанием других сторон личности: крепкое здоровье ребенка создает возможность для все более полного восприятия явлений окружающего мира, физическая бодрость необходима для умственного развития. В настоящее время эту идею поддерживают и разрабатывают многие ученые и педагоги. Взаимосвязь физического и умственного воспитания отмечала В.И. Логинова (1999г.). Она считает, что крепкое здоровье и полноценное физическое развитие определяют общую высокую Работоспособность, быструю приспособляемость к выполнению задач различного рода. Физические упражнения оказывают глубокое влияние на рост и развитие организма, расширение его функциональных возможностей, двигательная деятельность положительно сказывается на развитии лобных отделов мозга, которое играют ведущую роль в осуществлении умственной деятельности, движение кистей рук, пальцев, стимулируют развитие речедвигательного центра. В связи с этим раньше и полноценнее развивается речь ребенка, а, следовательно, и его мышление. Движения активизируют работу всех анализаторных систем, то, быстрее и успешнее развиваются органы чувств. Тесная взаимосвязь физического и умственного воспитания проявляется также в развитии разнообразных видов умственной деятельности, а наиболее активно развиваются пространственные, например, ориентировки в физических упражнениях, при участии не только зрительного, но также двигательного и других анализаторов.

При проведении режимных процессов, физических упражнений, закаливания расширяется кругозор детей, они приобретают некоторые элементарные специальные знания.

Крепкое здоровье является основой активной умственной деятельности. Чтобы во время проведения занятий дети не уставали от однообразных поз, Г.И. Погудина (1996 г.) советует включать разнообразные движения. Даже на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим нужно пытаться ввести элементы движений, способствующие развитию моторики, смене положения тела и перемещению его в пространстве.

Особое внимание и индивидуальной подход нужен к робким, физически ослабленным детям. Двигательная активность детей - неотъемлемая часть физического воспитания и она должна быть в центре внимания в детском саду.

По мнению Е.Ф. Кириченко (1991г.) необходимо создавать условия для правильного физического развития детей. Она указывала, что вокруг детского сада и на участках нужно большое количество деревьев и кустарников, необходим бассейн, летний душ, специальное место для физкультурных занятий, где размещена волейбольная площадка, корзины для забрасывания мяча. Правильно и со вкусом нужно подбирать мебель. Физкультурное оборудование должно быть тщательно продумано. Регулярными должны стать беседы с родителями о роли физического воспитания, его влияния на умственное развитие.

Большое внимание физическим упражнениям и их влиянию на умственную работоспособность детей уделяет Л.А. и Б.Н. Никитины (1989г), Они отмечают, что стараясь как можно лучше подготовить к школе своего ребенка, некоторые родители устраивают дома "настоящие" школьные уроки. От полученных результатов впадают в уныние. Начинать нужно со здоровья малышей, с их физического развития. Ведь резкое ограничение подвижности ребенка в то самое время, когда он особенно нуждается в интенсивном, разнообразном, радостном движении тормозит и его умственное развитие.

Э.Я. Степаненкова (1991 г.) считает, что дети недостаточно используют двигательные навыки в играх и повседневной жизни. Разработанная ею методика позволила активизировать, мыслительную и двигательную деятельность, которая заключается в использовании "метода творческих заданий", направленного на побуждение детей к придумыванию вариантов, комбинаций движений, составлению упражнений по названию.

По H.A. Амосову - "мало упражнений в детстве не только вредит здоровью, но и тормозит психическое развитие". Движение - это первичный стимул для ума.

Двигательную активность детей характеризуют показатели ее продолжительности. А.И. Нерсесян (1996 г.) констатирует, что у детей, проводящих в детском саду 8 часов, на двигательную активность падает лишь 27,5 % времени, тогда как состояние покоя продолжается 72,5% или соответственно 2 ч. 15 минут и 5 часов 45 минут.

А.И. Быкова (1978 г.) считает, что дети старшей группы довольно продолжительное время проводят сидя за столами.

Систематическое проведение подвижных игр в условиях групповой комнаты и особенно на свежем воздухе является прекрасным средством по укреплению мышц и отдыхом от нагрузки.

З.В. Мануйленко говорит о том, что подвижные игры являются любимыми играми всех детей дошкольного возраста. В этих играх дети лучше всего удовлетворяют свою потребность в движении. Хотя подвижные игры и связаны преимущественно с физическим развитием детей, но они оказывают также плодотворное влияние на все стороны личности ребенка, в том числе и на его умственное развитие.

А.В. Кенеман (1991 г.) считает, что подвижная игра - средство всестороннего развития ребенка, т.е. человека творческой деятельности. Способность человека к творческой деятельности развивается в процессе всей жизни. Деятельность, результатом которой является самостоятельное создание ребенком новых вариантов, комбинации движений, основанных на использование имеющихся у него двигательного опыта, можно рассматривать как творческую. Подвижная игра с правилами - сознательная активная деятельность детей, направленная на достижение цеди посредством точного и своевременного выполнения детьми игровых заданий, связанных с правилами. Подвижная игра содержит огромные возможности. Она, по определению П.Ф. Лесгафта, является упражнением, готовящим ребенка к жизни, и оказывает сильное воздействие на его всестороннее развитие. Увлекательность игры, ее эмоциональная насыщенность требует от ребенка определенных умственных и физических усилий.

Профессор П.А. Рудин указывает, что большинство игр содержит внешние мотивы и связано с достижением внешних целей. Игра без установки на результат не может быть названа настоящей игрой. Конечно, дети получают удовольствие от игры, но это удовольствие стоит в прямой зависимости от постижения результатов, поставленного в игре как ее цель.

Наличие мотива, направленного на постижение цели, побуждает ребенка к творческой деятельности. Главным мотивом детского творчества является стремление выражать свои переживания, впечатления, осваивав их в деятельности. В дошкольном возрасте, по данным Д.В. Менджериуной (1991) наблюдается ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств, переживаний. Подвижная игра всегда требует от детей творческой активности: найти наиболее рациональные способы действий, самостоятельно принять правильное решение, найти выход из создавшейся игровой ситуации. Она накладывает на детей определенные обязанности. Дети выполняют в игре разнообразные роли, определенные правила. Они серьезно относятся к своим игровым задачам. При умелом руководстве воспитателя игрой он успешно формирует у детей творческую деятельность. Совместно с воспитателем дети придумывают варианты игр, новые комбинации движений, более сложные задания, новые игры. Важную роль на этом этапе играет метод творческих заданий. Входя в роль, ребенок, особенно в сюжетной подвижной игре, выполняет ее с величайшей серьезностью. А.Р. Лурия отмечает, что никакой актер не может сыграть это с такой убедительностью, как это делает ребенок. Формирование самостоятельности и творчества в решении двигательных задач, поставленных в подвижных играх, обеспечит творческий подход к любой деятельности, необходимый на современном этапе для обучения в школе.

Как указывают вышеуказанные авторы, подвижные игры в определенной степени повышают умственную работоспособность. Названную проблему мы исследовали в своей работе.

2. Методика и организация исследования


Изучения влияния ежедневных физических упражнений и оптимизации педагогического процесса на умственную работоспособность детей проводилось в д/с "Ракета" г. Караганды. Предварительно две подготовительные группы условно разделили на контрольную и экспериментальную. Контрольная группа, условно названная "А", состояла из 20 человек, из них 10 мальчиков и 10 девочек, экспериментальная группа, условно названная "В", также включала 20 человек, из них 11 девочек и 9 мальчиков.

Работа проводилась в течение двух лет в несколько этапов. Одним из исходных положений исследования было изучение умственной работоспособности детей. В этом заключался первый этап. Нами использовалась методика, разработанная Н.Т. Тереховой, дети пользовались фигурными таблицами, в которых в различной последовательности чередовались семь фигур, известных детям (круг, квадрат, треугольник, овал, флажок, многоугольник, прямоугольник).

По заданию детям предлагалось в трех указанных фигурах быстро и безошибочно проставлять соответствующие знаки: плюс, минус или точку. Задание выполнялось детьми в течении двух минут до занятия и двух минут после него. Определение фона умственной работоспособности проводилось на занятиях по математике и развитию речи, то есть на занятиях малой подвижности, где дети, как правило, не получали физической нагрузки, мало двигались на протяжении всего занятия. После занятия фигуры менялись, а знаки, оставались теми же. По количеству просмотренных фигур оценивался объем работы, а по числу ошибок - ее качество. Таким образом, определялся фон умственной работоспособности детей контрольной группы "А" экспериментальной группы "С".

Второй этап заключался в том, что на протяжении шести месяцев с детьми группы "С" помимо основных физкультурных занятий ежедневно проводились подвижные игры разной интенсивности. Количество подвижных игр, проводимых в течении дня было увеличено примерно до десяти, они включены в содержание утренней гимнастики, в занятия по математике, природе, изодеятельности, если это было приемлемо, также на дневной, вечерней прогулках, перед физкультурными занятиями, после сна. Подбор игр произведен с учетом предшествующей и последующей деятельности детей.

Большое внимание уделяется разучиванию подвижных игр, оснащению атрибутами с целью повышения интереса к ним. Одним из средств повышения двигательной активности является музыкальное сопровождение некоторых игр. Руководство играми старших детей больше сводится к их контролю. Правила проводимых игр постепенно усложняются, например, в первоначальном варианте игры "Хитрая лиса" дети убегают от лисы в разных направлениях, затем им предлагали убегать в определенном направлении. В игру "Затейники" внесли элемент из игры "Запрещенное движение", что требовало от детей более внимательного отношения к игре.

С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательные задания. В результате измерений, внесениях в организацию и методику игр, пытаемся добиться двигательной активности детей.

На проведение подвижных игр во время прогулки отводится 20-30 минут, на физкультурных занятиях 10-15 минут.


Декабрь

1-я неделя 3-я неделя

Время проведения

Название игры

Понедельник

Утренняя гимнастика

перед занятием

На дневной прогулке


На вечерней прогулке

У медведя в бору.

Море волнуется

Наперегонки

Осоктна, стр.284

Кого назвали, тот и ловит , 264

Вторник

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Перед физ.занятием

Ф/занятие

Дневная прогулка

Вечерняя прогулка

Хитрая лиса

Караси и щуки

Ноги от земли


Целься вернее.

Кто дальше

Удочка

Среда

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневной прогулке


На вечерней прогулке

Хитрая лиса

Море волнуется

1. Целься вернее.

2. Наперегонки.

1. Удочка.

2. Кого назвали, тот и ловит.

Четверг

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневной прогулке

На вечерней прогулке

Перед физ. занятием

На физ. занятиях

Перелет птиц

Караси и щуки

Собери скорее

Наперегонки

Два мороза

Ноги от земли.

 

Пятница

Утренняя гимнастика

Перед занятием


На дневной прогулке


На вечерней прогулке

Перелет птиц

Кого назвали, тот и ловит.

1. Два мороза.

2. Целься вернее.

1. Удочка.

2. Что дальше.

 




Декабрь

2, 4 недели

Время проведения

Название игры

Понедельник

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневной прогулке


На вечерней прогулке

Перелет птиц

Море волнуется

1. Волк во рву

2. Санки

1. Рыбаки и рыбки.

2. Два мороза.

Вторник

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Перед физ. занятием

Физ. занятие

Дневная прогулка


Вечерняя прогулка

1. У медведя в бору. Найди и промолчи. Ровным кругом


1. Пожарные.

2. Кто дальше?

1. Целься вернее

2. Олени и волк.

Среда

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневной прогулке


На вечернем прогулке

Перелет птиц.

Передай мяч.

1. Два мороза.

2. Удочка.

1. Рыбаки и рыбки.

2. Салки.

Четверг

Утренняя гимнастика

Перед занятием


Перед физ. занятием

Физ. занятие

На дневной прогулке


На вечерней прогулке

Хитрил лиса (с услож) Кого назвали, тот и ловит.

Ноги от земли.


1. Горелки

2. Мы, веселке ребята.

1. Удочка.

2. Пожарные.

Пятница

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневной прогулке


На вечерней прогулке

Сделай фигуру.

Каруселб.

1. Кто самый ловкий?

2. Олени и волк.

1. Салки.

2. Два мороза.


Январь

1,3 недели

Время проведения

Название игры

Понедельник

Утренняя гимнастика

Перед занятием

На дневное прогулке


На вечерней прогулке

Сделай фигуру.

Кто летает?

1. Мы, веселые ребята(187)

2. Охотники и утки.

1. Мышеловка

2. Охотники и утки.

Вторник

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Перед физ. занятием

Физ. занятие

Дневные игры


Вечерняя прогулка

Угадай по голосу.

Передай мяч.

Летает, не летает.


1. Салки

2. Сделай Фигуру

1. Кто самый быстрый?

2. Два мороза.

Среда

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Возьми и положи.

Передай, не урони.


На дневной прогулке


На вечерней прогулке

1. Рыбаки и рыбки.

2. Кого назвали, тот и ловит.

1. Целься вернее.

2. Встречная эстафета.

 

Четверг

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Перед физ. занятием

Физ. занятие

Утренняя прогулка


Вечерняя прогулка

Найти и промолчи.

Кто летает?

Перелет птиц.


1. Дружно, вместе

2. Рыбаки и рыбки.

1. Затейники

2. Собери скорее.

 

Пятница

Утренняя гимнастика

Перед занятием

Утренняя прогулка


Вечерняя прогулка

Сделай фигуру.

Уголки

1. Веселое многоборье

2. Сделай фигуру.

1. Салки.

2. Уголки.

 

Страницы: 1, 2, 3, 4