Подвижная игра как средство развития эмоциональной сферы дошкольников
3.4 Проведение
развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста
Подвижные игры были
включены в разные формы работы по физическому воспитанию такие как:
физкультурное занятие (на воздухе и в зале), утренняя гимнастика, прогулка, на
занятиях стретчингового типа, вечера досуга, динамические паузы и др.
На каждом
физкультурном занятии мы использовали подвижные игры разного характера:
большой, средней и малой подвижности. Чаще всего использовались игры сюжетного
характера, так как сюжет захватывает внимание ребенка, и в них ярче всего
проявляются эмоции.
Для создания у детей
интереса к игре мы вносили в игры маски, включали музыку. В играх-эстафетах использовали
различные предметы: скакалки, канат, мячи, кегли и т. д.
Особенно ярко
проявлялось чувство радости у детей, когда игры были под музыку, так как музыка
воздействует на эмоции детей, создает у них определенное настроение.
Игры под музыку мы
использовали на утренней гимнастике и бодрящей гимнастике.
В игре «Затейники» мы
развивали у детей выразительность движений, чтобы они чувствовали себя
раскованно, показывали движения и с юмором, и с разным эмоциональным
состоянием.
Для этого мы
использовали словесные образы-подсказки:
Улыбнись как: кот на
солнце; как Буратино; как хитрая лиса; как будто ты увидел чудо.
Рассердись как:
ребенок у которого отняли мороженое; как человек, которого ударили.
Испугайся как:
ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок на которого лает
собака.
Вы устали, как: папа
после работы; человек, поднявший тяжелый груз,; муравей притащивший большую
муху.
Отдохните, как:
турист, снявший большой рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог
маме.
Проявить эти эмоции
детям было сначала трудно. Они не понимали, что мы от них хотим. Фодейцева Даша
отвлекалась, Тима Гришков и Женя Шорохов стеснялись. Мы показывали им
эмоциональные состояния мимикой и жестами.
Дети очень любят
подвижные игры, где имитационные движения повторяются одновременно со словами.
В игре «Бездомный
заяц» дети выполняли движения зайцев: скакали на лужок, веселились, плясали,
лапочками махали, песни распевали. Велиева Карина была так занята выполнением
движений, что забыла про лису и очень была удивлена и растеряна, когда осталась
без домика. При повторном проведении игры мы ей напомнили про лису. Она была
очень довольна, когда успела занять домик.
Эмоции удивления,
страха, гнева, жалости мы развивали в игре «гуси и волк».
Произнося слова
текста, дети переживали и боялись за гусенка, а после слов:
«Гуси, мои гуси,
Щипите волка
Да гоните
По мхам, по болтам,
По крутым горкам!»
они с криком бежали за волком (Смирновым Мишей) готовые его просто «разорвать».
После беседы о том,
что волк очень голоден и ему нужно покушать, чтобы накормить своих волчат,
часть детей смотрела на волка с сочувствием, а Назрин Амиросланова даже не
побежала его догонять. Ей было его жалко. Она стояла и говорила: «А я не буду
его трогать, он ведь несчастный».
С музыкальным сопровождением
мы проводили такие игры, как: «Тропинка», «Если нравится тебе», «Тух – тиби –
дух» и др.
В игре «Тропинка»
нужно сообща подчиняться определенным игровым правилам. Мы разделили ребят на
команду девочек и команду мальчиков. Делая «тропинку», «копну», «кочки»
мальчишки старались быстрее выполнить задание. У Тимы и Миши при этом лица были
как у заговорщиков. Они шептались и подсказывали друг другу, что нужно делать.
В игре «Тух – тиби –
дух» заложен комический парадокс. Нужно смотреть прямо в глаза друг другу и
сердито – пре сердито говорить эти слова. Долго ребята не могли «сердится» и
начинали улыбаться и смеяться. Чем дальше продолжалась игра, тем громче они
начинали хохотать. Быстрее всего перестала сердиться Фадеева Даша, а Настя
Арнаутова продержалась дольше всех, но в итоге тоже сдалась.
В игре «Игрушки» мы
предложили детям войти в образы тех животных, которые были в тексте. Не все
дети справились сразу. Женя Шорохов и Карина Вилиева обычно очень стеснительные
и поэтому у них возникали сложности в передаче таких эмоций как: удивление,
стыд.
Пришлось помогать
используя образец (показ эмоций). Стоит заметить, что одна и та же эмоция у
разных детей выражалась по своему. Резвый зайка- у одного был очень веселый,
улыбался, лапками махал; у другого удивленный, словно он случайно выскочил на
поляну, а там, что-то необычное; у Карины зайчик прыгал без всяких эмоций. Мы
стали предлагать разные варианты: Кариночка, смотри, к тебе прыгает твоя
сестричка Сабиночка, она так рада тебя видеть, улыбнись ей скорей.
Реакция оказалась
обратной: Карина остановилась и стала искать Сабину, а потом конечно
засмеялась, т. к. на соседней площадке действительно увидела свою сестру.
В игре «Мыши и кот»
мы развивали такие эмоции как: удивление, злость, обида.
Правила в этой игре
простые. Кот должен ловить мышей, после последних слов текста. Ребята все
делали правильно, но после первого раза, мы шепнули коту (Паше Анцыпину), чтобы
он не ловил мышей, а сделал вид, что ему лень. «Мышки» были очень удивлены. Они
старались быстрее убегать, а кот их не ловил. Тима с Женей стали его дразнить: «Эй,
кот, ты что, мы ведь здесь»!
В следующий раз мы
договорились с «мышками», что они будут злиться на кота, что он такой ленивый,
а кот сделал обиженное лицо.
После это игры ребята
сразу вспомнили мультфильм «Кот Леопольд». Мы все дружно смеялись, а дети
признались, что они очень удивились, когда кот за ними не побежал.
Так же мы проводили
игры – эстафеты, игры – забавы.
В этих играх можно
показать, какой ты ловкий, сильный, быстрый, сообразительный. Они сплачивают
детей, заставляют переживать за членов своей команды и за конечный результат.
При таких играх всегда бывают неожиданности. Кто-то упадет, стукнется. Одни
делают все быстро и правильно, другие хитрят, чтобы успеть, третьи не успевают
или сил не хватает.
Мы старались все
учитывать, заостряли внимание детей, когда Назрин упала и разбила себе коленку,
мы все вмести жалели ее и оказывали ей первую помощь. При нарушении правил – старались
тактично сделать замечание, чтобы не вызывать агрессии и злобы. А Карине
Валиевой ребята помогали криками, поддерживали ее, т. к. она девочка полная и
ей сложно бегать.
Но больше всего было
радости, когда все получилось, они были первыми. Мальчики говорили: «Даем пять»
и всей командой хлопались рука об руку.
С детьми, у которых
наблюдались трудности в проявлении эмоций проводилась индивидуальная работа.
С этими ребятами
проводились занятия и игры по методике Минаевой В.М. «Развитие эмоций
дошкольников»: игры «Облака», «Наседка и цыплята», использовали пиктограмму: «Прочитай
письмо», «Волшебные шары», «Нарисуй облако».
К этой работе мы
привлекали родителей. Рекомендовали игры, которые можно использовать дома,
например, «рисуночные» игры «Рисуем настроение»; танцевально-двигательные и
телесно ориентированные: «Свободный танец», «Джаз тела», «Зеркальный танец»,
этюд «Насос и надувная кукла».
Желательно, чтобы
родители сами принимали участие в организации игр.
Детям очень нравится,
если кто-нибудь из родных будет игру сопровождать текстом.
В уголок для
родителей вносили информацию на тему: «Трудности поведения и характера».
Наблюдая за детьми мы
сделали следующие выводы:
-
Дети стали
более спокойны, уравновешены;
-
Дети стали
более внимательны друг к другу;
-
На занятиях
стало больше присутствовать эмоций радости, веселья;
-
Дети стали
сами организовывать игры, чувствуют себя более раскованными и свободными;
-
Стали
проявлять больше творчества, выдумки, воображения при проведении подвижных игр.
Для более
объективного результата нашей работы была проведена повторная диагностика.
Она дала следующие
результаты:
Тест №1
Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей.
Таблица №1
Ф.И.О.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Баллы
|
Уровень
|
Амиросланова Н.
|
0
|
3
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
0
|
24
|
средний
|
Анцыпин П.
|
5
|
3
|
3
|
5
|
5
|
3
|
5
|
5
|
34
|
высокий
|
Арнаутова Н.
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
3
|
34
|
высокий
|
Велиева К.
|
0
|
3
|
3
|
3
|
5
|
3
|
5
|
3
|
25
|
средний
|
Гришков Т.
|
0
|
0
|
3
|
3
|
5
|
3
|
5
|
3
|
22
|
средний
|
Смирнов М.
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
38
|
высокий
|
Фадейцева Д.
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
36
|
высокий
|
Шорохов Ж.
|
3
|
3
|
3
|
5
|
5
|
3
|
3
|
3
|
28
|
средний
|
Анализ повторной
диагностики показал очень хорошие результаты: дети почти без затруднений
отвечали на вопросы, но небольшие сложности возникли при ответах на 2-ой и 6-ой
вопросы. Ребят с низким уровнем развития эмоциональной сферы не выявлено.
Таблица №2
Ф.И.О.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Баллы
|
Уровень
|
Амиросланова Н.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
3
|
3
|
5
|
28
|
высокий
|
Анцыпин П.
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
3
|
3
|
5
|
34
|
высокий
|
Арнаутова Н.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
38
|
высокий
|
Велиева К.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
5
|
3
|
5
|
30
|
высокий
|
Гришков Т.
|
0
|
0
|
3
|
3
|
3
|
3
|
0
|
5
|
19
|
низкий
|
Смирнов М.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
5
|
38
|
высокий
|
Фадейцева Д.
|
3
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
34
|
высокий
|
Шорохов Ж.
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
5
|
0
|
5
|
25
|
средний
|
Анализ второй серии
вопросов показал следующие результаты: только у одного мальчика низкий уровень,
а в общем уровень развития высокий. Ребята быстро отвечали на вопросы и
рассуждения их были правильные.
В процентном
соотношении получились такие результаты:
Таблица №1 Таблица
№2
Тест №2
Изучение социальных эмоций.
Таблица №1
Ф.И.О.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Баллы
|
Уровень
|
Амиросланова Н.
|
3
|
5
|
3
|
0
|
5
|
3
|
19
|
средний
|
Анцыпин П.
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
5
|
28
|
высокий
|
Арнаутова Н.
|
5
|
5
|
3
|
3
|
3
|
3
|
22
|
средний
|
Велиева К.
|
3
|
5
|
5
|
3
|
5
|
5
|
26
|
высокий
|
Гришков Т.
|
3
|
5
|
5
|
3
|
3
|
3
|
22
|
средний
|
Смирнов М.
|
5
|
3
|
5
|
3
|
5
|
5
|
26
|
высокий
|
Фадейцева Д.
|
5
|
3
|
3
|
3
|
0
|
3
|
19
|
средний
|
Шорохов Ж.
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
3
|
26
|
высокий
|
Анализ повторной
диагностики показал следующие результаты: без дополнительных вопросов ответили
4 человека, воспользовались помощью 4 человека, трудности возникли при ответе
на 4 – ый вопрос. Признаваться в том, что ты сломал игрушку ребята не очень
спешат.
Таблица №2
Ф.И.О.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Баллы
|
Уровень
|
Амиросланова Н.
|
3
|
0
|
5
|
5
|
5
|
3
|
3
|
24
|
средний
|
Анцыпин П.
|
3
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
31
|
высокий
|
Арнаутова Н.
|
3
|
3
|
5
|
5
|
3
|
3
|
3
|
25
|
средний
|
Велиева К.
|
5
|
5
|
5
|
5
|
5
|
3
|
3
|
31
|
высокий
|
Гришков Т.
|
3
|
5
|
3
|
3
|
5
|
3
|
3
|
25
|
средний
|
Смирнов М.
|
5
|
5
|
5
|
3
|
5
|
5
|
5
|
33
|
высокий
|
Фадейцева Д.
|
0
|
3
|
3
|
3
|
0
|
5
|
5
|
19
|
низкий
|
Шорохов Ж.
|
3
|
3
|
5
|
3
|
3
|
5
|
5
|
27
|
высокий
|
Анализ повторной
диагностики по второй серии вопросов показал следующие результаты: высокий
уровень развития эмоциональной сферы показали 4 человека; ответили с
дополнительными вопросами 3 человека; один человек показал низкий уровень.
Затруднения были с ответом на 1 – ый вопрос. Фадейцева Даша знает, что нужно
помогать друг другу, но огромного желания не проявляет.
В процентном
соотношении получились такие результаты:
Таблица №1 Таблица
№2
Сравнительный
анализ изучения понимания детей эмоциональных состояний людей
(Октябрь 2005) (Апрель
2006)
Таблица № 1 Таблица
№ 1
Таблица № 2 Таблица
№ 2
Сравнительный
анализ изучения социальных эмоций.
(Октябрь 2005) (Апрель
2006)
Таблица № 1 Таблица
№ 1
Таблица № 2 Таблица
№ 2
Заключение
Исходя из проделанной
работы можем сказать, что система игр подобранная для развития эмоциональной
сферы ребенка, оказала значительное влияние на эмоциональную сферу детей
старшего дошкольного возраста, в результате которой дети стали более
дружелюбными, внимательными друг к другу, стали проявлять сочувствие, помощь,
что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Делая сравнительный анализ диагностики, дети с низким уровнем поднялись на
более высокий уровень. Используя подвижные игры в разных режимных отрезках, в
разных формах работы, мы обеспечили педагогический процесс, при котором
добились положительных результатов в развитии эмоциональной сферы ребенка
дошкольника, что и подтверждает нашу гипотезу.
Предложения:
1. Проводить больше
подвижных игр с детьми
2. Включать их во все
формы работы.
3. Использовать все
многообразие подвижных игр. Включать: народные игры, игры – забавы, игры – аттракционы
и вовлекать в этот процесс как сотрудников, так и родителей.
Список литературы
1.
Агафонова И.Н. Развитие
эмоциональной сферы дошкольника: Учебно-методическое пособие СПб: АППО. 2006–82
с.
2.
Богусловская З.М.,
Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного
возраста – М.: Просвещение, 1991 – 207 с.
3.
Быкова А.И.,
Мухина В.С. Психология – М.: 1988
4.
Волков Б.С.,
Волкова Н.В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до
поступления в школу – М.: 2000 – 144 с.
5.
Данилина Т.А.,
Задгенидзе В.А., Степина Н.Н. В мире детских эмоций: Пособие для
практических работников ДОУ – М.: Айрис – пресс. 2004 – 160 с.
6.
Запорожец А.В.,
Неверович Я.З., Колелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника:
Пособие для воспитателей детского сада – М.: Просвещение. 1985 – 176 с.
7.
Запорожец А.В. Игра
и ее роль в развитии ребенка дошкольного возрастаю – м.: 1978
8.
Кенеман А.В.,
Хухлаева Д.В., Теория и методика физического воспитания детей дошкольного
возраста – М.: Просвещение. 1985
9.
Кенеман А.В.,
Осокина Т.И., Детские народные подвижные игры – М.: Просвещение. 1989 – 239
с.
10. Кильпио Е.И. 80 игр детского
сада – М.: 1973
11. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А. Воспитатель
по физической культуре в дошкольных учреждениях М.: 2002
12. Козак О.Н. Большая
книга игр для детей от 3 до 7 лет. СП б Издательство «Союз», 2002 – 336 с.
13. Козлова С.А., Куликова Т.А.,
Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. педагогич. уч.
завед. – М.: Издательский центр «Академия» 2000 – 416 с
14. Крутецкий В.А. Психология:
Учеб. для учащихся пед. уч- щ – М.: Просвещение. 1986 – 336 с.
15. Кряжева Н.А. Мир
детских эмоций. Дети 5- 7 лет – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,
2001 – 160 с.
16. Люблинская А.А. Детская
психология – М.: 1971
17. Минаева В.М. Развитие
эмоций дошкольников. Занятие, игры – М.: Аркти, 1999 – 48 с.
18. Мухина В.С. Детская
психология – М.: Просвещение, 1985
19. Недоспасова В.А. Растем
играя. Пособие для воспитателей и родителей м.: Просвещение 2003 – 94 с
20. Немов Р.С. Психология в
двух частях. Словарь – справочник М.: Владос – пресс 2003 ч. 1 – 304 с., ч, 2 –
352 с.
21. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,
Физические упражнения и игры для дошкольников – М.: 1971
22. Осокина Т.И. Физическая
культура в детском саду – М.: Просвещение, 1986
23. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,
Фурмина Л.С. Игры и развлечения детей на воздухе – М.: Просвещение,
1983 – 224 с.
24. Пензулаева Л.И. Подвижные
игры и игровые упражнения для детей 3- 5 лет – М.: 2000
25. Смирнов Е.О. Детская
психология: Учебн. Для студ. Высш.пед. учеб. заведений – м.: Владос., 2003–368 с.
26. Солодилова О.П. Возростная
психология в вопросах и ответах: Учебное пособие – М.: Проспект, 2004 – 288с
27. Сорокина А.И., Батурина Е.Г. Игра
с правилами в детском саду – М.: Просвещение. 1970–192 с.
28. Степаненкова Э.Я. Теория
и методика физического воспитания и развития ребенка – М.: Академа, 2001–368 с.
29. Страковская В.Л. 300
подвижных игр для оздоровления детей – М.: Новая школа, 1994–287 с.
30. Тимофеева Е.А. Подвижные
игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986 – 79 с.
31. Урунтаева Г.А. Дошкольная
психология – М.: Изд – во Академия, 1996
32. Урунтаева Г.А. Практическая
психология – М.: Изд – во Академия 1996
33. Шапкова Л.В. Подвижные
игры для детей с нарушением в развитии СП б, Детство – пресс. 2002. – 160 с.
34. Шмаков С.А. Игры – шутки,
игры – минутки. М.: «Новая
школа» 1996
35. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н.,
Шишкина В.А. Практикум – М.: 1996
36. Эльконин Д.Б. Психология
игры, 1978
37. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Подвижные
игры – М.: Просвещение, 1977
38. Яковлева Н. Психологическая
помощь дошкольнику. СП б. Валерин СПД, 2001.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|