бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура) бесплатно рефераты

Появляется понятие «куртуазная любовь», оно встречается в конце XI века в поэзии трубадуров Франции. Слово «куртуазность» произошло от английского courtly love - «концепция любви». Концепция – система взглядов по определенному вопросу.          Итак, куртуазность – порядок отношений между рыцарем и его Дамой. Эти отношения сравнивались с отношениями между вассалом и его господином. Дама – господин и, соответственно, служащий ей рыцарь – вассал.

Рыцарь посвящал своей Даме подвиги на турнирах и на поле брани. Он должен был проявлять изысканные манеры и высокие нравственные качества: великодушие, смелость, отвагу, мужество, доблесть, верность, благородство, щедрость.

Культура эпохи Средневековья лаконична, проста, торжественна. Для того чтобы кратко передать специфику этой культуры, достаточно сказать – «строгая красота».

Ø   Группа Литературоведов (8 человек)

Баллада – излюбленный жанр Средневековья, зародившийся в эпоху рыцарей и прекрасных дам. Баллада – повествовательная, эпическая песня. Её сюжетность подчёркивается отсутствием описания внешности и чувств героев, предыстории конфликта, авторского отношения к происходящему. Рассказ строго объективен.

Баллады Германии

В Германии в XII в. французское слово ballade, итальянское
ballata означало небольшое лирическое стихотворение, состоящее чаще всего из восьми - двенадцати строф с припевом (рефреном), содержащее любовную жалобу. Германские баллады (народные и литературные) подразделялись так:

·          Героические

·          Легендарные

·          Исторические

·          Рыцарские

·          Сказочные

Исполняли баллады в Германии рыцари-миннезингеры
(нем. Minnesinger, от Minne – любовь, Singer – певец; певец любви). В Средние века в Германии миннезингерами назывались поэты-певецы, авторы-исполнители рыцарской лирики. Песни миннезингеры исполняли в сопровождении струнных инструментов. Стихи миннезингеров, воспевавшие культ «прекрасной дамы», носили изысканный характер. Расцвет миннезанга относится к 12-13 вв. Миннезингеры - служилые рыцари, побывавшие при дворах разных немецких сеньоров. В своем творчестве они отражали жизнь и настроения различных сословий, переходя от рифмованной легенды к высокому слогу рыцарской лирики. Миннезингеры гордились своим происхождением, своей рыцарской жизнью и придавали последней гораздо больше значения, чем своим поэмам и песням любви: «Мое призвание - рыцарство; пусть сохранилось бы мое мужество; а кто меня любит за пенье, тот, думается мне, плохо знает меня». Вечные странники, не имеющие своего крова, миннезингеры зарабатывали себе на жизнь своим мечом и балладами, сочиненными на заказ. Свои песни миннезингеры называли «Leiche»( лейты)- песня хороводная, любовная или майская, с частыми переменами в темпе. В песнях этих сказывается жизнерадостная и чувственная личность рыцаря - поэта, воспевавшего счастливую или несчастную любовь.

Манесский кодекс - наиболее известный средневековый песенник на немецком языке - хранится в библиотеке Гейдельбергского университета. Кодекс является представительным собранием средневековых лирических песен и баллад и источником сведений об искусстве миннезанга.

 В средние века в немецких землях существовало противостояние между рыцарским миннезангом и деревенским мейстерзангом – народной балладой, выражающееся в жестоком пародировании народом рыцарских баллад, романов и самого рыцарского образа жизни с его пирами, турнирами, охотой.

Для немецкой народной баллады характерен мрачный сюжет и трагический финал, что является отражением жизни народа эпохи средневековья. В книге Фрица Куршмана о голоде в средние века «Hungersote im Mittelatt» собраны сотни текстов из хроник. В них разворачивается бесконечное траурное шествие стихийных бедствий, голодных лет и эпидемий с неизбежной развязкой — мором и традиционными жертвами — бедняками.

Баллады Англии и Шотландии

Установить точно дату зарождения англо-шотландской баллады как жанра народного творчества трудно. Самая ранняя английская баллада, дошедшая до нас — баллада об Иуде — датируется XIII веком. В XIV столетии существовали "баллады" в прямом смысле этого слова как в Шотландии, так и в Англии. Во второй половине этого столетия баллады различных типов и различного происхождения пользовались в Англии и Шотландии значительным распространением. В XV столетии развитие этой формы продолжалось, и она достигла настоящего расцвета.

Английские и шотландские баллады также имеют свою классификацию:

·          Разбойничьи («Деяния Робин Гуда»)

·           Лирико-драматические («Прекрасная Анни из Лох-Роян», «Клятва верности», «Баллада о любви»)

·          Исторические («Охота и Чивиотских холмов», «О битве при Оттер битве при Оттенберге"ов"меют свою классификацию: «О битве при Дерхеме»

·          Фантастические («Томас Рифмаг», «Баллада о двух сёстрах»

·          Бытовые («Баллада о мельнике и его жене», «Старуха, дверь закрой»)

Авторами баллад были крестьяне, ремесленники, бродячие торговцы, а исполнителями — певцы из народа, иногда профессиональные певцы-менестрели, сопровождавшие исполнение баллады игрой на музыкальных инструментах. Наиболее благородными и возвышенными считались медные духовые инструменты: трубы, рога, свирели, флейта, волынка. Соеди дворян процветала также игра на арфе и лютне. Более простонародными были струнные инструменты – предшественники современной скрипки: фидель, ребек и рабаб.

Первые собрания баллад, вызвавшие общеевропейский интерес к этому жанру, были английскими. Это, во-первых, известное собрание старинных баллад и песен Томаса Перси (1765—1794 годы) и, во-вторых, собрание шотландских баллад Вальтера Скотта (1802—1803 годы), за которыми последовал ряд других изданий.

Баллады Франции

Во Франции баллада возникла в конце XIII века. В Средневековье во Франции балладой называли песню с рефреном, которая сопровождалась танцем и была распространена в Провансе. Провансальская баллада имела вполне определенную тематику: в ней восхвалялись весна и любовь, прекрасные девы, подвиги рыцарей.

На юге Франции первые баллады возникли как песенные формы. Балладу именно пели. По современным понятиям это была бы авторская песня с припевом (рефреном). Изначально баллада состояла из трех или больше строф со свободным порядком рифм, только концевые рифмы каждой строки были общими, образуя рефрен.

Баллады исполнялись трубадурами. Трубадуры – (от провансальского trobar - «находить», изобретать»), средневековые провансальские поэты-лирики, составители песен на старопровансальском языке. Обычно трубадуры были и певцами-исполнителями своих произведений. Творчество трубадуров развивалось главным образом в Провансе, но культивировалось также в Северной Франции, и даже в Италии и Испании.

Немало провансальских поэтов побывало в Испании, в Италии, в Северной Франции, даже в Англию, литературным языком которой после завоевания норманнов стал французский. Поэзия трубадуров оказала также значительное влияние на развитие миннезанга. Все это свидетельствует о том, что баллады пользовалась в Средние века европейской славой.

Многие трубадуры были феодалами: среди 350 трубадуров насчитывается 5 королей, 10 графов и бесчисленные виконты, маркизы и другие феодалы, обладающие замками и вооруженными отрядами.

Были в рядах трубадуров и церковники. Все они воспевали подвиги рыцарей, сражающихся со злом.

Наконец, существовало много трубадуров из низших классов: торговцы мехами, портные, булочники, которые хотели обогатиться и прославиться при дворах богатых феодалов-меценатов.

При Карле VI сочинением баллад прославились Ален Шартье и герцог Карл Орлеанский. Около 1390 г. группа стихотворцев-дворян из окружения Людовика Орлеанского составила на основе первого сборника Сенешаля Жана д Э «Книга ста баллад».

Авторская баллада получила во Франции дальнейшее развитие. Например, баллады Лафонтена отличалась простотой и остроумием. Увы, уже в глазах Буало, а затем и Мольера баллада стала чем-то устарелым и скучным. Пройдёт ещё немало времени, прежде чем баллада вновь вернёт себе популярность.

Во время презентации каждой из групп остальные учащиеся максимально точно запоминают новую для них информацию. Для облегчения этой работы трем группам выданы листы помощи: (приложение I)

Историкам – по культуре и литературе

Культурологам – по истории и литературе

Литературоведам – по истории и культуре

4.                Интеллектуальный турнир:

Каждой группе задаются по 6 вопросов от двух других. Закрыта картина с изображением короля Артура с волшебным мечом Экскалибуром. (источник: Интернет). Если группа дает правильный ответ, то с картины-сюрприза убирается квадрат цвета, соответствующего отвечающей группе.



Вопросы от историков


1.                Как называли рыцаря в средневековой Франции? Шевалье

2.                Что такое оммаж? Принесение вассальной присяги

3.                Каково название рыцарского Ордена, главной задачей которого было оказывать помощь раненым? Госпитальеры

4.                Что такое геральдика? Наука о гербах

5.                С какой целью были созданы рыцарские духовные Ордена? Защита и расширение земель

6.                Как называли личного оруженосца рыцаря? Эсквайр

7.                Каково название рыцарского Ордена, созданного на основе Ордена госпитальеров? Тевтонцы

8.                Что такое акколада? Церемония посвящения в рыцари

9.                Как называлась взаимная клятва верности феодала и его рыцаря? Фуа

10.           Как называли рыцаря в средневековой Германии? Риттер

11.           Как назвался рыцарский орден, второе название которого – храмовники? Тамплиеры

12.           Как называли рыцаря в средневековой Испании? Кабальерос


Вопросы от культурологов


1.                Какое понятие означает порядок отношений между Дамой и рыцарем?

Куртуазность

2.                Как в Средневековье назывался музыкальный темп?

Лад

3.                Какой архитектурный стиль характеризуется легкостью, стремлением ввысь?

Готический

4.                Как назвается знаменитый рыцарский роман о высокой любви между Дамой и ее верным рыцарем?

«Тристан и Изольда»

5.                Каким понятием обозначают скульптурное изображение, выпуклое или углубленное?

Рельеф

6.                Какие виды музыкальных инструментов были распространены в Средневековье?

Духовые, щипковые

7.                Каково значение термина «культ»?

Возвеличивание

8.                Какой архитектурный стиль отличался тяжеловесностью, монументальностью?

Романский

9.                Как называются скульптурные изображения, охраняющие собор или храм?

Горгульи

10.           Что такое витраж?

 Изображение из цветных стекол

11.           Назовите самый известный в мире собор, исполненный в готическом стиле (французское и русское названия)

Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери)


Вопросы от литературоведов


1.                В какую эпоху в Западной Европе зародился жанр Баллады?

В Средневековье.

2. Перечислите несколько разновидностей германских баллад.

Героические, рыцарские, легендарные, исторические, сказочные (народные и литературные)

3. Как назывались певцы-исполнители баллад в средневековой Германии?

Миннезингеры

4. Чем, кроме творчества, занимались миннезингеры?

Они были служилыми рыцарями.

5. Чем превыше всего гордились миннезингеры?

Своим рыцарским званием.

6. Что такое Манесский кодекс?

Средневековый песенник на немецком языке.

7. Назовите самую знаменитую средневековую германскую балладу.

Крысолов из Гамельна (Гаммельна).

8. Каким веком датируется самая ранняя английская баллада?

Тринадцатым веком.

9. Как называли профессиональных певцов-исполнителей баллад в Средневековой Англии?

Менестрели

10. Представители каких сословий создавали народные баллады Англии и Шотландии?

- Крестьяне, ремесленники, бродячие торговцы.

11. Назовите самого знаменитого героя разбойничьих английских баллад

- Робин Гуд.

12. Какая область Франции стала родиной средневековой баллады?

- Прованс.

13. Как назывались исполнители французских баллад?

- Трубадуры.

14. Представители каких сословий могли стать трубадурами?

- Феодальная знать, церковники, торговцы, булочники – практически все сословия.

15. Каковы темы средневековых баллад, кому и чему они были посвящены?

- Рыцарям и прекрасным дамам, королям и славным битвам, воинской чести и славе, простому народу и его защитникам

Каждой группе соответствует определенный цвет:

v Историки – красный

v Культурологи – синий

v Литературоведы – желтый


Приложение I


Лист помощи


Во время выступления культурологов обратите внимание на следующие вопросы:

ü    особенности готического стиля

ü    особенности романского стиля

ü    Нотр-Дам де Пари

ü    Особенности средневековой музыки

ü    Культ Прекрасной дамы

ü    основные понятия и их определения


Лист помощи


Во время презентации литературоведов вы должны обратить внимание на следующие моменты:

ü    Время возникновения баллад

ü    Место возникновения баллад

ü    Сочинители и исполнители баллад

ü    Классификация баллад

ü    Темы и герои баллад


Лист помощи


Во время презентации историков вы должны обратить внимание на следующие моменты:

ü  Основные понятия и их значение

ü  Рыцарские духовные ордена

ü  Обучение рыцарству

Приёмы рефлексии в домашнем задании


- рефлексия чувств (на уроке)

- рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)


Д/З: Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале


В ходе подготовки к уроку

На уроке

Получение новой информации



Твоё личное участие в работе малой группы



Полученный результат работы малой группы



Деловое общение участников малой группы



Данная тебе возможность проявить себя



Возможность получения оценки





Страницы: 1, 2