План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура)
План интегрированного урока "В битвах за честь и славу" (Средневековое рыцарство: история и культура)
Формирование
предметных компетенций на уроках гуманитарного цикла. (На примере интегрированного
урока по истории и литературе в 6 классе)
Учителя:
Денисова Елена Радомировна, учитель русского языка и литературы высшей
квалификационной категории;
Сядейская
Юлия Андреевна, учитель истории и обществознания второй квалификационной
категории
Тема
урока: «…В битвах за честь и славу» (Средневековое рыцарство: история и
культура)
Цель:
- углубить понимание эпохи Средневековья, культуры и традиций средневекового
общества; обобщить и расширить ранее изученный материал по истории, культуре и
литературе Средневековья
Задачи:
·
формирование
коммуникативных компетенций (навыки работы в группе)
·
формирование
учебно-познавательных компетенций (навыки самостоятельной работы с
историческими, литературоведческими источниками и документами)
·
формирование
информационно-коммуникативных компетенций (навыки презентации полученных
результатов)
Пояснительная
записка
Работая
в 6А классе второй год, мы убедились, что в целом дети имеют хорошо развитый
интеллект, обладают прекрасным учебным потенциалом, хорошей памятью, живым
восприятием, креативным мышлением. Они любознательны, активны, работоспособны,
и при этом чрезвычайно подвижны, эмоциональны. При большой наполняемости класса
(32 человека) и явной нелюбви учащихся к строгой дисциплине работа педагога с
такими учениками требует и творческого подхода, и прекрасного владения
теоретическими и практическими аспектами предмета, и немалой профессиональной
изобретательности. Урок обязательно должен быть динамичен, предельно насыщен
информационно; неоднократная смена видов деятельности просто необходима, иначе
эффективность работы будет снижена, формирование ключевых компетенций
замедлится. Исходя из этого, мы решили разработать бинарный урок, в ходе
которого ученики могут не только получить и закрепить знания по истории и
литературе, но и сделать ещё один, пусть и небольшой, шаг к формированию
собственной личности, ориентированной на достижения успеха.
7.
Вид урока: повторительно-обобщающий
8.
Тип урока
-
по когнитивному типу: поисковый межпредметный
-
по оргдеятельностному типу: групповая работа
-
по коммуникативному типу: бинарный урок
9.
Интерактивные приёмы, подходы, реализуемые на уроке:
-
работа с наглядными пособиями
-
мультимедийные проекты
-
«каждый учит каждого»
-
работа в малых группах
-
элемент ролевой игры
-
разрешение проблем («дерево решений»)
10.
Виды ключевых компетенций:
-
информационно-коммуникативная
-
учебно-познавательная
-
общекультурная
-
ценностно-смысловая
11.
Приёмы рефлексии на уроке или в домашнем задании:
-
рефлексия чувств (на уроке)
-
рефлексия, связанная с выяснением ценностей (домашнее задание)
Д/З:
Оцени данные аспекты урока по пятибалльной шкале
|
В ходе подготовки к
уроку
|
На уроке
|
Получение новой
информации
|
|
|
Твоё личное участие в
работе малой группы
|
|
|
Полученный результат
работы малой группы
|
|
|
Деловое общение
участников малой группы
|
|
|
Данная тебе
возможность проявить себя
|
|
|
Возможность получения
оценки
|
|
|
13.
Оборудование:
·
мультимедийное
сопровождение
·
раздаточный
материал (листы помощи)
14.
Оформление доски: средневековые гербы, плакат-сюрприз
Ход
урока
1.
Организационный
момент:
·
тема урока
·
цели, задачи
урока
·
объяснение хода
урока
2.
Повторение изученного
материала (вопросы классу):
·
Что такое баллада?
·
В творчестве каких
русских поэтов девятнадцатого столетия жанр баллады получил своё развитие?
·
Что такое «сословие»?
·
На какие сословия
было разделено средневековое общество?
3.
Сообщения
учащихся:
Ø
Группа Историков
(8 человек)
В VII-VIII веках распространялись формы феодального землевладения. При
передаче земли в феод его жалователь становился сеньором, а получатель –
вассалом, что предполагало военную службу. В условиях борьбы за земли
вассальная служба становилась необходимостью. К этому периоду относится
зарождение рыцарства.
Обычно
младшего сына другого рыцаря или феодала отдавали на обучение к рыцарю на
период с 14 до 21 года. Он был оруженосцем. Оруженосца называли «эсквайр» .Это
слово произошло от латинского scutarius – «щитоносец».
По
достижении 21 года, юноша успешно прошедший все испытания становился рыцарем.
Дату посвящения назначал сеньор. Обычно оно совершалось в канун каких-либо
важных событий: заключения мира, свадеб титулованных особ или церковных
праздников. После исповеди и причастия, обращаемого облекали в белые одежды -
символ непорочности. Затем он отправлялся в церковь, где проводил ночь в
молитвах. На рассвете приходили за ним старые заслуженные рыцари, его
восприемники и уводили юношу в баню. Потом ему надевали на шею перевязь с мечом
и укладывали в постель, покрывая белой или черной тканью, что символизировало
очищение от грехов.
Затем
кандидата в рыцари вели в церковь, где он давал торжественную клятву, защищать
веру, помогать слабым и обездоленным держать данное слово, быть мужественным и
верным сеньору, избегать гордости, тщеславия, сребролюбия, расточительности и
скупости. Посвящаемый становился на колени и сеньор ударял его мечом плашмя три
раза, восприемники надевали юноше шлем, латы и золотые шпоры, давали меч, щит и
копье. Каждый из этих рыцарских атрибутов играл особую символическую роль: шлем
означал крепость разума, латы - недоступность сердца их носителя различным
порокам, шпоры - неутомимость в делах, меч - правосудие, щит - защиту и опеку
всех нуждающихся в этом, копье - победу правды над ложью. Таков был обряд
посвящения в мирные дни. Но во время войны рыцарское звание часто жаловалось
среди лагеря или на поле битвы. В этом случае все ограничивалось тремя ударами
по плечу посвящаемого и прочтением над ним молитвы.
Когда
рыцарь поступал на службу к крупному феодалу, он становился его слугой –
вассалом. Проходил ритуал принесения вассальной присяги – оммаж от латинского homo – «человек». Феодал и рыцарь
приносили взаимную клятву верности. Феодал спрашивал: «Хочешь ли ты быть моим
человеком?» Рыцарь отвечал: «Я хочу, я становлюсь вашим человеком».
Эта
клятва называлась фуа. Далее шло рукопожатие и обмен поцелуями.
Рыцарские
традиции складывались веками. В основе кодекса чести лежал принцип верности
сюзерену и долгу. К числу рыцарских достоинств относили воинскую отвагу и
презрение к опасности, гордость, благородное отношение к женщине, внимание к
нуждающимся в помощи членам рыцарских фамилий. Осуждению подлежали скаредность
и скупость, не прощалось предательство.
Но
идеал не всегда был в согласии с реальностью. Очень часто рыцарские «подвиги»
приносили горе, разорение, поругание и позор многим людям.
Для
того, чтобы во время сражения узнать своих, стали использовать отличительные
знаки – гербы. Герб изображался на всем его имуществе: одежде, оружии,
доспехах, стенах замка и т.д. Гербы служили как отличительными знаками на поле
боя, так и показателем знатности рода и деяний предков. Для создания гербов
использовали следующие цвета: золотой - символизировавший богатство, силу,
верность и постоянство; серебряный - невинность; голубой - величие и красоту,
зеленый - надежду, свободу и изобилие; чeрный - скромность, образованность,
печаль; красный - храбрость и мужество. С их помощью рисовали различные
аллегорические изображения: крест- символ крестовых походов; башня -
завоеванный замок; звезда - ночной бой; полумесяц - победа над мусульманином;
лев- храбрость; орел - доблесть и др. Они утверждались сеньором и передавались
по наследству, не меняясь. Но часто в награду за подвиги, правители жаловали
отличившимся рыцарям свой герб, или добавляли в их эмблему новые детали. Этим
объясняется наличие у французской знати большого количества гербов с
королевскими лилиями. Кроме изображений на рыцарских гербах помещали девизы -
краткие изречения, служившие для объяснения его смысла. Часто они служили
рыцарям и боевым кличем.
Одной
из самых привлекательных для средневекового рыцарства забав были турниры, то
есть примерные сражения, в которых участвовали целые толпы.
Сюзерен
нашего барона, располагая громадными средствами, задумал устроить турнир. Выкрикивали
оповещение, а наиболее выдающимся рыцарям развезли особые приглашения, писанные
на пергаменте. В этих приглашениях точно указывалось место, избранное для
состязания, и назывались награды, назначенные победителям. Такими наградами
могли быть медведь, пара борзых, ястреб, иногда венок, пояс или мешочек
(aumosniere - где хранились деньги и духи; носился на поясе) от какой-либо
знатной дамы.
Подготавливаются
обе враждебные стороны
Одновременно
с турниром рыцарским, конечно, будет происходить турнир другого рода: кто кого
перещеголяет нарядами? Жены, сестры, невесты - все они стремятся туда же, на
благословенный турнир. Между разноцветными палатками снуют оруженосцы. Всюду -
флаги, раскрашенные щиты и гербы.
Арена,
на которой должен будет происходить турнир, представляет обширное продолговатое
пространство, длина его на 1/4 больше ширины. По одной стороне этого
пространства устроены деревянные места для дам, знатных зрителей и судей. По
этой же стороне устроена эстрада для музыкантов, которые будут приветствовать
победителей музыкой. Остальные стороны арены огорожены двумя параллельными
деревянными барьерами. Проход между последними назначается для лиц, следящих за
порядком, а за внешним барьером собирается народ.
Дама,
обиженная каким-либо рыцарем, могла жаловаться на него до начала турнира.
Специально избираемые для турнира судьи рассматривали жалобу, и если находили
ее основательной, то не допускали рыцаря к участию в турнире, что становилось
для него, конечно, большим позором. Если же дамы прощали рыцаря, что
обыкновенно и случалось, он возвращал себе утраченное было право
Существовал
закон, на основании которого к участию в турнире допускался только тот рыцарь,
отец, дед и прадед которого были людьми свободными. Вот почему местность,
предназначаемая для турнира, пестрела обыкновенно гербами, свидетельствующими о
древности того или другого рыцарского рода. Здесь всегда были под рукой люди,
которые могли свободно читать гербы и девизы (надписи на гербах) и давать
желающим необходимые объяснения.
В
каждой европейской стране рыцарство имело свои отличительные черты, ведь помимо
доспехов использовались и разнообразные элементы декора.
Во
Франции рыцаря называли шевалье, в переводе с французского «всадник». Французские
рыцари использовали в своей амуниции многочисленные украшения, такие как:
разноцветные перья, утонченность, плавность линий. Шевалье любили выглядеть
модно, изысканно.
В
Испании рыцаря называли кабальерос, в переводе испанского «всадник». Они любили
яркость красок, насыщенность цвета. Но также кабальерос использовали большое
количество порой ненужных элементов, которые мешали мобильности рыцаря.
В
Германии рыцаря звали риттером, в переводе с немецкого «всадник».Для немецких
рыцарей, в отличие от французских и испанских, характерны сдержанность,
простота цвета и линий, минимум элементов декора.
Появление
рыцарства стало исторической необходимостью: защита земель, своих подданных.
Однако рыцарство внесло и огромный вклад в сокровищницу европейской культуры.
Ø
Группа
Культурологов (8 человек)
Культура
средневековья: Культура Западной Европы эпохи Средневековья развивалась под
влиянием 2х факторов. Во-первых, на культуру влияло христианство. Церковь
помогала духовному объединению народов. Во-вторых, Средневековье восприняло от
античности некоторые приемы строительства храмов, создания мозаики, фрески,
книжной миниатюры. В результате слияния этих 2х направлений искусство
Средневековья приняло яркую, самобытную форму.
Архитектура,
скульптура. Средневековая архитектура развивалась очень быстрыми темпами. Время
унесло с собой многие архитектурные памятники. До наших дней сохранились только
здания религиозного культа. В X-XII вв архитектура находилась под
влиянием романского зодчества ( от латинского romanus – «римский»). Таким образом, этот стиль был
позаимствован из эпохи Священной Римской империи.
Характерными
чертами романского стиля являются:
·
Здания огромные
по размерам (чтобы вместить наибольшее число людей, желающих принять участие в
богослужениях)
·
Это были здания,
целиком выстроенные из камня
·
Массивные толстые
стены, круглые опоры, гладкие поверхности
·
Использовали
рельефы, их помещали над входами
·
Настенные росписи
– библейские сюжеты. Изображения плоскостные, необъемные
В XIII-XV вв романский стиль сменился готическим ( от итальянского gotico – «готический», по названию
германского племени готов)
Ø
Готический собор
легок, устремлен ввысь
Ø
Внутри в качестве
опоры стали использовать арки, придающие ощущение полета
Ø
Витражи –
изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол. Витраж
помещали в проем окна, благодаря чему в храме было много света
Ø
Внутри и снаружи
собор украшало множество статуй, рельефов
Ø
Рельеф –
скульптурное, выпуклое или углубленное, изображение
Ø
В результате пространство
собора создавало образ небесного мира, воплощения мечты о чуде
Музыка:
Средневековая музыка имела древние христианские корни. Первыми музыкальными
произведениями были молитвенные песнопения. В XI веке произошло отделение светской музыки от церковной.
Можно
выделить 2 вида музыкальных инструментов:
ü
Щипковые
(струнные) – виела, лютня
ü
Духовые – труба,
флейта, рога
Также
выделяют различные темпы в средневековой музыке. Темп называли ЛАДОМ:
v
Дорийский –
подвижный, ловкий
v
Гиподорийский –
жалобный, плачевный
v
Фригийский –
стремительный, возбужденный
До
наших дней дошли:
v
Золийский (мы его
знаем как минорный)
v
Ионийский
(мажорный)
Культ
Прекрасной Дамы: Как уже говорили, на средневековую культуру оказало влияние
христианство. Одним из христианских культов был культ Девы Марии, которой
поклонялись все верующие. Постепенно представление о Деве Марии усложняется, и
образ Девы Марии сменяется образом Прекрасной Дамы. Прекрасная Дама – это чаще
всего чужая жена, ставшая для рыцаря образом его духовной любви.
Страницы: 1, 2
|