бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Особенности воспитания упрямых детей бесплатно рефераты

Сделаем некоторые теоретические выводы, попытаемся определить какие же события происходят в развитии ребенка, какой смысл, какое значение имеют описанные симптомы. Попытка теоретически представить кризис трех лет является самой начальной, грубой попыткой, основанной на некотором знании фактического материала, на некоторых собственных наблюдениях ( потому что кризис связан с трудным детством) и на некоторых попытках критически перерабатывать кое – что из предложенного в теории этих возрастов. Наша попытка - нечто в высшей степени субъективное, не претендующее на то, чтобы стать теорией критических возрастов.

При рассмотрении симптомов кризиса трех лет отмечали, что внутренняя перестройка происходит по оси социальных отношений. Мы указывали, что негативную реакцию, которая проявляется у ребенка 3 лет, надо отличать от простого непослушания; упрямство, которое проявляется как черта кризиса, также должно быть резко отличаемо от настойчивости ребенка.

1.                 Негативная реакция появляется с той минуты, когда ребенку безразлична ваша просьба или даже ему хочется желать то, о чем его просят, а он все- таки отказывается. Мотив отказа, мотив поступка заложен не в содержании самой деятельности, к которой вы его приглашаете, а в отношениях к вам.

2.                 Негативная реакция проявляется не в отказе ребенка от поступка, который вы просите сделать, а в том, что вы его просите.

Точно также и с упрямством. Матери, жалуясь на трудных детей, часто говорят, что они упрямы, настойчивы. Но настойчивость и упрямство - разные вещи. Если ребенку хочется чего – нибудь достигнуть, и он настойчиво этого добивается, здесь нет ничего общего с упрямством. При упрямстве ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно перестало хотеться, чтобы это соответствовало Виле требования. Ребенок настаивает не по содержанию желания, а потому что он это сказал, то есть здесь выступает социальная мотивировка.

Так называемое семизвездие симптомов кризиса обнаруживает: новые черты всегда связаны с тем, что ребенок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.

Что существенно перестраивается во время кризиса? Социальная позиция ребенка по отношению к окружающим людям, к авторитету матери, отца. Происходит также кризис личности - «я», т. е. возникает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением личности ребенка, а не с данным мгновенным желанием, мотив дифференцирован от ситуации. Проще говоря, кризис протекает по оси перестройки социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей.

В общем, симптомы, взятые вместе, производят впечатление эмансипации ребенка: как будто раньше взрослые водили его за руку, а теперь у него появилась тенденция ходить самостоятельно. Это отмечается некоторыми исследователями как характерная черта кризиса. Мы ещё раз обращаем внимание на мысль Ч. Дарвина: ребенок с момента рождения физически отделен от матери, но ни его питание, ни передвижение невозможно без матери. Дарвин считает это выражением биологической несамостоятельности ребенка (у сумчатых животных существует морфологическое приспособление - сумка, в которой помещаются детеныши после рождения), его биологической неотделенностью. Продолжая мысль Дарвина, нужно сказать, что ребенок в раннем детстве биологически отделен, но психологически он еще не отделен от окружающих его людей.

Теперь вкратце расскажем о так называемом втором поясе симптомов, т. е. о последствиях основных симптомов, об их дальнейшем развитии. Второй пояс симптомов в свою очередь делится на две группы. Одна - это симптомы, которые вытекают как следствие из установки ребенка на самостоятельность. Благодаря изменениям социальных отношений ребенка, его аффективной сферы, всего, что наиболее для него дорого, ценно, что затрагивает его самые сильные, глубокие переживания, ребенок вступает в целый ряд внешних и внутренних конфликтов, и мы имеем очень часто дело с невротическими реакциями детей. Эти реакции носят болезненный характер. У невропатических детей именно в кризисе трех лет мы нередко видим появление невротических реакций, например энурез, т.е. ночное недержание мочи. Ребенок, привыкший к опрятности, при неблагополучном течении кризиса часто возвращается в этом отношении к ранней стадии. Ночные страхи, неспокойный сон и другие невропатические симптомы, иногда резкие затруднения в речи, заикание, крайнее обострение негативизма, упрямства, так называемые гипо-булические припадки, т. е. своеобразного вида приступы, которые внешне напоминают припадки, но по сути дела не являются болезненными припадками в собственном смысле слова (ребенок трясется, бросается на пол, стучит руками, ногами), а представляют собой крайне заостренные черты негативизма, упрямства, обесценения, протеста, о которых мы уже говорили.

«Все поведение ребенка приобретает черты протеста, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними, » - писал Выготский Л. С. Он указывал, что во время упрямства, ребенок выступает как трудновоспитуемый. Ребенок, недоставлявший забот и трудностей, теперь выступает как существо, которое становится трудным для взрослых. Благодаря этому создается впечатление, что ребенок резко изменился на протяжении короткого времени. Выготский Л.С. считает, что этот кризис, способствует появлению новых положительных качеств у ребенка, способствует его развитию.

Островская Л.Ф. пишет, что к трем, пяти годам ребенок упрям, поскольку проявляет заметную настойчивость в осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста, стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени укладывания. Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа, которое вызывает чувство беспокойства или протест, расстройство настроения и капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как и определенная последовательность (ритуал) его действий, создаст чувство безопасности, изначальной уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для формирования целостного чувства "я".[23]

Кряжева Н. Л. определяет упрямство, как отрицательную реакцию ребенка на требования, действия взрослых. У самых маленьких детей это может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый ребенок упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» не его не останавливают. Когда же предмет убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается открыть его, стучит кулачком по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены обычно заканчиваются слезами. Она считает, что упрямство проявляется в основном с избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Кряжева Н. Л. пишет: «Следует предостеречь воспитателей от распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство – отрицательное проявление, а настойчивость – положительное качество, которое, безусловно требует поддержки .»[15, 16]

Так же она пишет, что крайней степенью упрямства является негативизм. Негативизм (от латинского neqatio- отрицание)- защитная реакция на воздействия, которые вступают в противоречия с потребностью субъекта.[17] Негативизм выражается в бессмысленном сопротивление ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда взрослые стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, - когда без конца одергивают его, все ему запрещают, покрикивают на него. Здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер.

А меньшей степенью проявления упрямства Кряжева Н. Л. считает капризы. Склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность. Внешние капризы выражаются в возбужденном эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах детей есть своя логика.

Капризными часто называют своенравного ребенка, привыкшего добиваться своих целей вопреки желаниям старших. Добиваясь своих целей, у ребенка закрепляются следующие негативные черты: вздорность, эгоистичность, неуживчивость. Капризность – это не врожденная черта. Капризность свойственна детям более слабым, зависимым от взрослых, неуверенным в себе, с заниженной самооценкой. Обычно это изнеженные, беспомощные дети, которые не овладели необходимыми умениями и не могут достичь цели другими способами, кроме капризов и нытья.[ 15,17]

Таким образом, можно сделать вывод, что упрямства и капризы свидетельствуют, прежде всего, о трудностях социализации: у детей сильных это выражается в упрямстве, слабых – капризах. Чтобы справиться с упрямством ребенка, необходимо вначале узнать о причинах его возникновения.

Островская Л. В. считает, что разобраться в причинах упрямства – значит подобрать ключ к ребенку, к его созидательной и творческой активности. Главное в работе с упрямыми детьми – это смотреть на них непредвзятыми глазами, пытаться увлечь их интересным заданием и игрой – всем тем, что создало бы условия для адекватной возрасту реализации возможностей, потребностей и интересов и послужило бы поводом для своевременного одобрения и похвалы. Тогда из упрямства вырастают как из детских штанишек. Если же упрямство представляет серьезную проблему для родителей, осложняя отношения с детьми, то полезно дать несколько советов. [18, 43]

Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье или накормить, или уложить его спать, - это еще не есть капризы. Однако, если родители не умеют предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают, предпосылки для зарождения капризов.

Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).

Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но говорить про это не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.

Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.

Воспитатель должен сам знать и объяснять родителям, что мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима, выполнение предписаний врача) предотвратят возможные капризы. У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатления. Например, если перед тихим часом ребенок баловался или играл в подвижную игру, то когда начинаешь его укладывать спать, он долго не засыпает, хнычет.

Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.[15,13- 15]

Захаров А.И. выявил несколько причин возникновения упрямства. У большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне, левополушарно ориентированные люди - математики, программисты и лингвисты. Есть и правополушарно ориентированные - музыканты, художники и артисты. Это бывает не всегда; исключений, как мы знаем хватает.

Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.

По мнению Захарова, у новорожденного оба полушария "правые". Только постепенно одно из полушарий становится относительно "левым" - фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к 3-м годам - возрасту появления чувства "я" как системы оценочных представлений о себе.

Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, взрослые которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, - другими словами, перегружают еще неокрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже - игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостности восприятия.

И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить. Но в меру, не перегибая, что называется, палку! Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного давления, бесконечных запретов и моралей, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольство, обиды, раздражения), - все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретет свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственным ускоренным образом.

Постараемся понять: ребенок упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно быть таким взрослым, каким его уже хотят видеть родители! Он подражает им, с радостью осваивает новые умения и навыки. Но остается самим собой, растет, как определено природой, не может быть заводным механизмом, запрограммированным, чтобы говорить не понимая "здравствуйте", "до свидания", "спасибо", "пожалуйста". Неестественно для ребенка 3-х лет, не шелохнувшись, сидеть за столом, делать серьезное лицо и затаив дыхание внимать тому, что говорят родители. Неестественно, когда от него требуют: "Ты не должен прыгать, бегать, шуметь, говорить, когда тебя не спрашивают!"

Вначале появляется так называемая уравнительная фаза, когда сильные и слабые раздражители начинают действовать на малыша одинаково. При этом он уже "не слышит" продолжающегося потока родительских замечаний, требований и угроз, долго копается при одевании, раздевании, еде, чем еще больше выводит из себя нетерпеливых, властных и нервных родителей. Это симптом, признак неблагополучия: мы, взрослые, перестарались. Но к сожалению далеко не все могут понять это и продолжают увеличивать объем требований "от достигнутого". Тогда уравнительная фаза трансформируется в парадоксальную, которая проявляется повышенной возбудимостью, раздражительностью из-за пустяков, неадекватно сильной реакцией обиды, плача, недовольства и протеста по любому поводу и без него. Природа берет свое: правое полушарие "упрямится" преждевременному рациональному торможению, все более перевозбуждаясь и работая на "критических оборотах".Он пишет, что ребенок первых лет жизни сохраняет непосредственность в выражении чувств и желаний, и от взрослых зависит насколько естественно и прочно войдет в его жизнь, осознанная необходимость подчиняться социально приемлемым нормам поведения. Излишняя строгость, давление, заставляющее безоговорочно и сразу же подчиняться не всегда к тому же своевременным, справедливым и последовательным требованиям, могут служить питательной почвой для появления протестных реакций, одним из вариантов которого будет упрямство.

Упрямство чаще всего возникает у самолюбивых, обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно активных и энергичных от природы детей. Сочетание самолюбия и стеничности порождает то, что обычно обозначается как своеволие, своенравие, являющееся, по существу, нормальным вариантом психического развития и приобретающее патологическое звучание только при стечении ряда неблагоприятных обстоятельств.

По наблюдениям Захарова А. И. было выяснено, что чаще на упрямство детей жалуются воспитатели родиетли, которым необходимо, чтобы дети непрекословно подчинялись их требованиям. Обладаю властным, честолюбивым характером или находясь в болезненно измененном, невротическом состоянии, эти воспитатели разряжают свое напряжение на детях, требуя от невозможного. Их кредо «он должен, обязан» вместо «может», следствием чего и бывает «непобедимое» упрямство, отравляющее на многие годы отношения между взрослыми и детьми.

Иногда упрямство обусловлено особенностями билатеральной регуляции (функционального соотношения правого и левого полушария). Скорее всего, следует думать о некотором доминировании правого полушария, при котором ведущей оказывается левая рука. У этих детей бурно протекает возрастной период самоутверждения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7