Особенности воспитания упрямых детей
Особенности воспитания упрямых детей
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I Теоретические особенности воспитания упрямого
ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1 Упрямство и причины его возникновения
1.3 Пути преодоления упрямства в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи
Выводы по первой главе
Глава II Опытно – практическая часть
2.1 Диагностика особенности проявления упрямства в
дошкольном образовательном учреждении и в семье
2.2 Методы и приемы преодоления упрямства детей в
дошкольном учреждении и в семье
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Приложение
Введение
Упрямые дети
доставляют массу неприятностей родителям, и те единодушно считают своих детей
упрямыми. Но в детском саду далеко не все такие дети осмеливаются столь же
настойчиво демонстрировать особенности своего характера, и поэтому воспитателям
их упрямство не сразу бросается в глаза, а иногда и вообще не воспринимается
как трудность.
Упрямство чаще
всего проявляется у детей в 2,5- 3 года, в дальнейшем поведение нормализуется и
лишь иногда наблюдается вторая волна упрямства – примерно в 5 лет. Доктор
психологических наук Мухина В.С.считает, что «упрямство- это явление в развитии
взаимоотношений ребенка со взрослым. У ребенка проявляется тенденция к
самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый
тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный,
правильно развивающийся ребенок противиться прежним отношениям. Он упрямится,
делает все наоборот. В три года это достигает новых высот и принимает новые
формы». Веденов А.В. считал, что упрямство –это отрицательная особенность
поведения детей, проявляющаяся в необоснованном и нерациональном
противодействии просьбам, советам, требованиям, указаниям других людей,
стремлении во что бы то не стало продолжать начатое действие , даже если оно и
не приносит желаемых результатов. Аркин Е.А. под упрямством подразумевал
временное состояние ребенка часто являющееся перевозбуждением нервной системы
ребенка, переутомления, тяжелых аффективных переживаний, эмоциональной возбудимости.
Островская Л.Ф. считает, что упрямство – это отрицательная реакция на
требования, действия взрослых. По мнению Захарова А.И. писал упрямство-это один
из способов выражения несогласия, которое чаще всего возникает у самолюбивых ,
обладающих повышенным чувством собственного достоинства, и одновременно
активных и энергичных от природы детей. Ребенок трех лет противоречит сам себе.
Он с трудом принимает решения. А потом хочет все перерешить. Ребенок ведет себя
так, будто хочет сбросить чье-то иго, хотя никто не намерен его подавить, кроме
него самого. Он хочет все сделать по- своему, он отказывается от того, что ему
раньше нравилось, все делает вам назло, во всем проявляет непослушание, пусть
даже в ущерб собственным интересам. Основной его лозунг: "Я сам!".
Улыбка
умиления на лицах воспитателей и родителей сменяется выражением озадаченности,
растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время
происходит важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение
своего "Я", это его попытка самостоятельно отдалиться от взрослых,
удалить психологическую "пуповину", научиться многое делать самому и
как-то решать свои проблемы. Без психологической сепарации (отделения) от
взрослых ребенку будет сложно найти себя в этой жизни, выработать механизмы
психологической адаптации и гибкого поведения.
Этот
период естественен и закономерен в развитии ребенка. Выготский Л.С. писал, что он
совпадает с кризисом возрастного развития. Кризисы развития - это относительно
короткие(от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых
человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. При этом
всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных
(стабильных) и более коротких, бурных - критических, таким образом, кризисы -
это переходы между стабильными периодами.
Актуальность темы в том, что многие
практические работники, имея теоретические знания об упрямстве, особенностях
его проявления не всегда адекватно оценивают этот период и могут подобрать
эффективные приемы воздействия на детей, так же не все родители имеют
теоретические и практические знания. Выготский Л.С. писал, что упрямство
является движущей силой развития, своеобразной ступенькой, этапом смены ведущей
деятельности ребенка. Воспитатели и родители не должны пугаться остроты
протекания кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое
проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том,
что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего
развития его личности и адаптивных способностей.
И, наоборот, внешняя
"бескризисность", создающая иллюзию благополучия, может быть
обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло
соответствующих возрастных изменений.
Тема выпускной
квалификационной работы: «Особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном
образовательном учреждении и в семье»
Цель выпускной
квалификационной работы: изучить специфику воспитания упрямого ребенка в
дошкольном образовательном учреждении и в семье.
Объект
исследования:
процесс нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
и в семье.
Предмет
исследования:
особенности воспитания упрямых детей.
Гипотеза:
Воспитание упрямого ребенка будет успешным, если: выявить особенности поведения
упрямых детей; определить наибольшую эффективность методов и приемов воспитания
ребенка в дошкольном образовательном учреждении и в семье, а также условия и
средства необходимые в воспитании упрямых детей в условиях дошкольного
образовательного учреждения и семьи; разработать методические рекомендации для родителей
по воспитанию упрямого ребенка.
Для
реализации цели необходимо решить ряд задач:
1. Дать общее
понятие об упрямстве.
2. Изучить
психолого-педагогическую, методическую литературу и раскрыть причины
возникновения упрямства и пути их преодоления.
3.
Продиагностировать проявление упрямства в дошкольном образовательном учреждении
и в семье.
4. Выбрать наиболее
подходящие методы и средства воспитания.
5.Разработать
рекомендации для родителей на тему: « Особенности воспитания упрямого ребенка».
Глава I Теоретические
особенности воспитания упрямого ребенка в дошкольном учреждении и в семье
1.1Сущность упрямства и особенности его
проявления
В «Большом
толковом психологическом словаре» упрямство определяется как крайняя,
неуступчивая форма поведения человека, не поддающаяся уговорам, настаивающая на
своем. [38, 546]
Первыми из
исследователей, которые занимались изучением проблемы упрямства, является
Захаров А. И., Выготский Л. С., Эльза Келер, Островской Л. В., Кряжевой Н. Л. и
многие другие отечественные и зарубежные ученые.
Захаров А. И.
в работе « Неврозы у детей » пишет, что упрямство чаще всего возникает
в возрасте от 1,5 до 2,5-3 и иногда в 5 лет. Упрямство-это такая реакция
ребенка, когда он настаивает на чем-либо, не потому что ему это сильно захотелось,
а потому, что он это потребовал, т.е. реакция на свое собственное решение.
Упрямство возникает на основе объективных состояний человека, при игнорировании
им объективно существующих целей.[15, 64]
Психологической
основой происхождения упрямства является формирующееся чувство "я".
Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и ограничений его
возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой
представляет волевой аспект формирования "я", максимально выраженный
в 3 года.[40, 256]
На
протяжении многих лет, исследовавший эту проблему Захаров А.И., пишет, что пик
упрямства приходится на 2.5 года и совпадает с максимально представленным в
этом возрасте волевым развитием. Но возможно вторичное появление упрямства в 5
лет. Часто воспитатели и родители, жалующиеся на упрямство детей этого
возраста, забывают о заостренной потребности этого возраста в самоутверждении,
выражении своего недавно появившегося «Я», о том, что дети уже могут иметь свое
отличное от них мнение. Отражающее индивидуальные особенности его темперамента
и формирования характера. Когда ребенок не может быть тем, кем он хочет, он так
или иначе выражает свое несогласие с препятствиями на пути утверждения своего
«Я», и упрямство - один из способов выражения этого несогласия. [15, 65]
Упрямство
детей трехлетнего возраста совпадает с кризисом. Знаменитый кризис трех лет
впервые был описан Эльзой Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка». Она
пишет, что упрямство – это реакция на свое собственное решение. Упрямство не
следует смешивать с настойчивостью. Упрямство состоит в том, что ребенок
настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение
личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались.
Из
«беби», которого носили на руках, он превратился в строптивое, упрямое,
негативное, отрицающее, ревнующее и деспотичное, так что сразу весь его облик в
ДОУ меняется. В кризисе трех лет происходит то, что называют раздвоением: здесь
могут быть конфликты, ребенок может ругать воспитателя, игрушки, предложенные в
неподходящий момент, он может разломать со злостью, происходит изменение
аффективно-волевой сферы, что указывает на возросшую самостоятельность и
активность ребенка. Тенденция самостоятельной деятельности знаменует собой то,
что взрослые не закрыты для ребенка предметом и способом обращения с ним, а как
бы впервые раскрываются перед ним, выступают относительно образов действий,
отношений в окружающем мире.[26]
Очень
глубоко кризис трех лет описал Выготский Л. С. в своей книге «Психология». Для
того, чтобы осмыслить, что происходит в период 3 – летнего возраста, Выготский Л.
С. описал все ситуации развития, то есть симптомы кризиса, куда входит и
упрямство ребенка.
Первый
симптом, которым характеризуется наступление кризиса, - возникновение
негативизма. При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что
предлагают ему взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что
это неприятно ему, это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему
его тянет, к чему есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это
делает, это не будет негативизмом. Это будет отрицательная реакция на требование
взрослых, которая мотивируется сильным желанием ребенка.
Негативизм
– это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь
сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Негативизм
включает в себя в качестве отличительного признака от обычного непослушания то,
что ребенок не делает чего-нибудь именно потому, что его об этом просят. Тут
происходит своеобразный сдвиг мотивировок.
Негативная
реакция отличается от обычного непослушания двумя существенными моментами.
Во-первых, здесь на первый план выступает социальное отношение, отношение к
другому человеку. В данном случае реакция при определенном действии ребенка
мотивировалась не содержанием самой ситуации: хочется или нет сделать ребенку
то, о чем его просят. Негативизм есть акт социального характера: он раньше
всего адресован к человеку, а не к содержанию того, о чем ребенка просят. И
второй существенный момент – новое отношение ребенка к собственному аффекту.
Ребенок не действует непосредственно под влиянием аффекта, а поступает
наперекор своей тенденции. В раннем возрасте ребенок весь находиться во власти
аффекта, весь внутри ситуации.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, -
возникновение негативизма. Надо ясно представить себе, о чем здесь идет речь. Когда
говорят о детском негативизме, то его надо отличать от обычного непослушания.
При негативизме все поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают ему
взрослые. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно
ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет),
это не будет негативизмом. Ребенок хочет сделать то, к чему его тянет, к чему
есть стремление, а ему запрещают; если он все-таки это делает, это не будет
негативизмом. Это будет отрицательной реакцией на требование взрослых,
реакцией, которая мотивируется сильным желанием ребенка.
Негативизмом мы будем называть такие проявления в поведении ребенка,
когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то
из взрослых, т. е. это реакция не на содержание действия, а на само предложение
взрослых. Негативизм включает в себя в качестве отличительного признака от
обычного непослушания то, что ребенок не делает потому, что его об этом попросили.
Ребенок играет во дворе, и ему не хочется заходить в комнату. Его зовут спать,
но он не подчиняется, несмотря на то, что мать его об этом просит. При реакции
негативизма ребенок не делает что-нибудь именно потому, что его об этом просят.
Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что
ему сказали.
При резкой форме негативизма дело доходит до того, что можно получить
противоположный ответ на всякое предложение, сделанное авторитетным тоном. У
ряда авторов красиво описаны подобные эксперименты. Например, взрослый, подходя
к ребенку, говорит авторитетным тоном: «Это платье черное», - и получает в
ответ: «Нет, оно белое». А когда говорят: «Оно - белое», ребенок отвечает:
«Нет, черное». Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по
сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова.
Негативная реакция отличается от обычного непослушания двумя
существенными моментами. Во-первых, здесь на первый план выступает социальное
отношение, отношение к другому человеку. В данном случае реакция при
определенном действии ребенка мотивировалась не содержанием самой ситуации:
хочется или нет сделать ребенку то, о чем его просят. Негативизм есть акт
социального характера: он раньше всего адресован к человеку, а не к содержанию
того, о чем ребенка просят. И второй существенный момент - новое отношение
ребенка к собственному аффекту. Ребенок не действует непосредственно под
влиянием аффекта, а поступает наперекор своей тенденции. По поводу отношения к
аффекту напомню о раннем детстве до кризиса трех лет. Наиболее характерно для
раннего детства, с точки зрения всех исследований, полное единство аффекта и
деятельности. Ребенок весь находится во власти аффекта, весь внутри ситуации. В
дошкольном возрасте появляется мотив еще и в отношении других людей, что
непосредственно вытекает из аффекта, связанного с другими ситуациями. Если
отказ ребенка, мотивировка отказа лежит в ситуации, если он не делает потому,
что ему не хочется этого делать или хочется делать что-либо другое, то это еще
не будет негативизмом. Негативизм - такая реакция, такая тенденция, где мотив
находится вне данной ситуации.
Второй симптом кризиса трех лет - упрямство. Если негативизм надо уметь
отличать от обычного упрямства, то упрямство надо уметь отличать от
настойчивости. Например, ребенок хочет чего-нибудь и настойчиво добивается,
чтобы это было выполнено. Это не упрямство, это встречается и до кризиса трех
лет. Например, ребенок хочет иметь вещь, но не может сразу получить ее. Он настойчиво
добивается, чтобы эта вещь была дана ему. Это не упрямство. Упрямство - такая
реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого
сильно хочется, а потому, что он это потребован. Он настаивает на своем требовании.
Скажем, ребенка зовут со двора в дом; он отказывается, ему приводят доводы, которые
его убеждают, но потому, что он уже отказался, он и не идет. Мотивом упрямства
является то, что ребенок связан своим первоначальным решением. Только это и
будет упрямством.
Два момента отличают упрямство от обычной настойчивости. Первый момент -
общий с негативизмом, имеет отношение к мотивировке. Если ребенок настаивает на
том, что ему сейчас желательно, это не будет упрямством. Например, он любит
кататься на санках и поэтому будет стремиться целый день находиться на дворе.
И второй момент. Если для негативизма характерна социальная тенденция, т.
е. ребенок делает что-то наоборот по сравнению с тем, что говорят ему взрослые,
то здесь, при упрямстве, характерна тенденция по отношению к самому себе.
Нельзя сказать, что ребенок от одного аффекта свободно переходит к другому,
нет, он делает так только потому, что он так сказал, он этого и держится. Мы
имеем другое отношение мотивировок к собственной личности ребенка, чем до наступления
кризиса.
Третий момент принято называть немецким словом «тротц» (Trotz). Симптом считается настолько центральным для возраста,
что и весь критический возраст получил название trotz alter, по-русски - возраст
строптивости.
В чем отличие последнего симптома от первых? От негативизма строптивость
отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого,
который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию. А строптивость,
скорее, направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, против
образа жизни; она выражается в своеобразном детском недовольстве, вызывающем
«да ну!», которым ребенок отвечает на все, что ему предлагают и что делают.
Здесь сказывается строптивая установка не по отношению к человеку, а по
отношению ко всему образу жизни, который сложился до 3 лет, по отношению к
нормам, которые предлагаются, к интересовавшим прежде игрушкам. Строптивость от
упрямства отличается тем, что она направлена вовне, по отношению к внешнему и
вызвана стремлением настоять на собственном желании.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|
|