Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
В науке о фольклоре был
распространен взгляд на сказку как совокупность всех видов и форм устной прозы:
такое понимание сказки некогда входило в учебную литературу. Ю.М. Соколов
считал возможным называть сказкой любой устный рассказ: "Под народной
сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ
фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера". Что
"сказывалось", то и именовалось "сказкой". Скоро заметили
изъян определения. Оно не раскрывало специфических свойств жанра и преимущественно
называло его тематические разновидности. Под определение подходили и
бывальщина, и легенда, и быличка, и предание, даже простой рассказ бытового
характера [1, с.446].
Мы предлагаем разные толкования
сказки как жанра устного народного творчества, принятые в современной науке:
"Сказки - это коллективно
созданные и традиционно хранимые народом устные прозаические художественные
повествования такого реального содержания, которое по необходимости требует
использования приемов неправдоподобного изображения реальности" [7, с.17].
Сказка, - и. м.1. Повествовательное
произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, лицах (обычно
с участием волшебных сил).2. Выдумка, неправда, небылица [10, с.102].
Сказка - один из основных жанров
устного поэтического творчества. Сказка - преимущественно прозаический
художественный устный рассказ фантастического, авантюристического или бытового
характера с установкой на вымысел [20, с.356].
Сказка - повествовательное,
обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [13, с.941].
Сказки возникли в незапамятные
времена. О древности сказок говорит, например, такой факт: в необработанных
вариантах известного “Теремка” в роли теремка выступала кобылья голова, которую
славянская фольклорная традиция наделяла многими чудесными свойствами. Иными
словами, корни этой сказки уходят в славянское язычество. При этом сказки
свидетельствуют отнюдь не о примитивности народного сознания, а о гениальной
способности народа создать единый гармоничный образ мира, связав в нем все
сущее - небо и землю, человека и природу, жизнь и смерть. Видимо, сказочный
жанр оказался так жизнеспособен потому, что дети прекрасно подходит для
выражения и сохранения фундаментальных человеческих истин, основ человеческого
бытия.
Сказывание сказок было
распространенным увлечением на Руси, их любили и дети и взрослые. Обычно
сказитель, повествуя о событиях и героях, живо реагировал на отношение своей
аудитории и тут же вносил какие-то поправки в свое повествование. Вот почему
сказки стали одним из самых отшлифованных фольклорных жанров.
Для того чтобы максимально
эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей,
необходимо знать особенности сказки как жанра. Остановимся на наиболее
характерных.
Многие сказки внушают
уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок
особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.
В сказке непременно торжествуют
истина и добро. Сказка всегда на стороне обиженных и притесняемых, о чем бы она
не повествовала. Она наглядно показывает, где проходят правильные жизненные
пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки и
чем человек отличается от зверя и птицы. Каждый шаг героя ведет его к цели, к
финальному успеху. За ошибки приходится расплачиваться, а расплатившись, герой
снова получает право на удачу. В таком движении сказочного вымысла выражена
существенная черта мировосприятия народа - твердая вера в справедливость, в то,
что доброе человеческое начало неизбежно победит все, ему противостоящее.
Больше всего привлекает детей
сказочный герой. Обычно это человек идеальный: добрый, справедливый, красивый,
сильный; он обязательно добивается успеха, преодолевая всяческие препятствия не
только с помощью чудесных помощников, но, прежде всего благодаря личным
качествам - уму, силе духа, самоотверженности, изобразительности, смекалке. Таким
хотел бы стать каждый ребенок, и идеальный герой сказок становится первым
образцом для подражания.
Для детей вовсе не важно, кто
герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет,
каков он - красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка
оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому
усложнению. Чаще всего персонаж воплощает какое-нибудь одно качество: лиса
хитра, медведь силен, Иван в роли дурака удачлив, а в роли царевича бесстрашен.
Персонажи в сказке контрастны, что и определяет сюжет: прилежную, разумную
сестрицу Аленушку не послушался братец Иванушка, испил воды из козлиного
копытца и стал козликом, - пришлось его выручать; злая мачеха строит козни
против доброй падчерицы. … Так возникает цепь действий и удивительных сказочных
событий.
Сказка строится по принципу
цепной композиции, включающей в себя, как правило, троекратные повторы. Вероятнее
всего, этот прием родился в процессе рассказывания, когда сказитель вновь и
вновь предоставлял слушателям возможность пережить яркий эпизод. Такой эпизод
обычно не просто повторяется - каждый раз в нем происходит усиление
напряженности. Иногда повтор осуществляется в форме диалога; тогда детям, если
они играют в сказку, легче перевоплощаться в ее героев. Часто сказка включает
песенки, прибаутки, и дети запоминают в первую очередь именно их.
Сказка имеет собственный язык - лаконичный,
выразительный, ритмичный. Благодаря языку создается особый фантастический мир,
в котором все представлено крупно, выпукло, запоминается сразу и надолго - герои,
их взаимоотношения, окружающие персонажи и предметы, природа. Полутонов нет - есть
глубокие, яркие цвета. Они влекут к себе ребенка, как все красочное, лишенное
однообразия и бытовой серости.
"В детстве фантазия, - писал
В.Г. Белинский, - есть преобладающая способность и сила души, главный ее
деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром
действительности" [2, с.31]. Вероятно, этим свойством детской психики - тягой
ко всему, что чудесным образом помогает преодолеть разрыв между воображаемым и
действительным, - и объясняется этот веками не угасающий интерес детей к сказке.
Тем более что сказочные фантазии находятся в русле реальных стремлений и
мечтаний людей. Вспомним: ковер-самолет и современные воздушные лайнеры; волшебное
зеркальце, показывающее далекие дали, и телевизор.
Дети находят глубокое
удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять
раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в
ней что-то новое. В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого,
конкретного к абстрактному. Ребенок знает, что в мире нет ни Бабы Яги, ни
Царевны-лягушки, ни Кощея Бессмертного, но он воплощает в эти образы добро и
зло, и каждый раз, рассказывая одну и ту же сказку, выражает свое отношение к
плохому и хорошему.
Сказка неотделима от красоты,
способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство
души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря
сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает,
но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к
добру и злу…
Увлекательность сюжета,
образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим
средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна.
Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание
детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические
особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.
Образность - важная особенность
сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к
абстрактному мышлению.
Образность дополняется
забавностью сказок. В них, как правило, есть не только яркие живые
образы, но и юмор.
Дидактизм является одной
из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью
усиления их дидактизма. "Добрым молодцам урок" дается не общими
рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот
или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Исходя из этого, мы выделили
следующие особенности сказки: увлекательность сюжета, оптимизм, образность,
забавность и дидактизм.
По тематике и стилистике сказки
можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки
о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические).
1. Сказки о животных. Маленьких
детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки,
в которых действуют звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие
черты - думают, действуют, говорят. По существу, такие образы несут ребенку
знания о мире людей, а не животных.
В этом виде сказок обычно нет
отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из
них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера,
которая и обыгрывается в сюжете, Так, традиционная черта лисицы - хитрость,
поэтому речь идет обычно о том, как она дурачит других зверей. Волк жаден и
глуп; во взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У медведя
не столь однозначный образ, медведь бывает злым, а бывает и добрым, но при этом
он всегда остается недотепой. Если в такой сказке появляется человек, то он
непременно оказывается умнее и лисицы, и волка, и медведя. Разум помогает ему
одерживать победу над любым противником.
Животные в сказке соблюдают
принцип иерархии: наиболее сильного все признают и главным. Это лев или медведь.
Они всегда оказываются на верху социальной лестницы. Это сближает сказки о
животных с баснями, что особенно хорошо видно по присутствию в тех и других
сходных моральных выводов - социальных и общечеловеческих. Дети легко усваивают:
то, что волк силен, вовсе не делает его справедливым (например, в сказке о
семерых козлятах). Сочувствие слушателей всегда на стороне справедливых, а не
сильных.
Есть среди сказок о животных
довольно страшные. Медведь съедает старика и старуху за то, что они отсекли ему
лапу. Разъяренный зверь с деревянной ногой, конечно, представляется малышам
ужасным, но по существу он ведь - носитель справедливого возмездия. Повествование
предоставляет ребенку самому разобраться в сложной ситуации (“Медведь”).
В сказках о животных много
песенок: поет лиса льстивую песню петуху: “Петушок, петушок, золотой гребешок,
маслена головушка, шелкова бородушка…”; поет и петух, призывая на помощь кота: “несет
меня лиса за темные леса…"; поет коза перед дверью дома: “Вы, детушки! Вы
козлятушки! Отопритеся, отворитеся…"; поют волк, медведь и другие персонажи.
Сказки изобилуют веселыми присловьями: “лиса при беседе краса", “заюнок -
кривоног по горке скок”, “комар - пискун", “муха - говорюха” и другие. Песенно-ритмическое
начало сообщает повествованию сильную эмоциональную экспрессию, разнообразит
его, придает сказке черты необычного, свойства игры. Песенки и прибауточные
присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе
поэтический смысл сказок в сжатой ритмико-игровой форме. Запав в память, сказки
становятся неотделимой частью детского сознания.
2. Волшебные сказки. Это самый
популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в волшебных сказках
фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую
опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов - борется не на жизнь, а на
смерть. Опасность представляется особенно сильной, страшной потому, что главные
противники его - не обычные люди, а представители сверхъестественных темных сил:
Змей Горыныч, Баба Яга, Кащей Бессмертный и прочие. Одерживая победы над этой
нечистью, герой как бы подтверждает высокое человеческое начало, близость к
светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает
новых друзей и получает полное право на счастье - к вящему удовлетворению
маленьких слушателей.
В сказках не бывает непоправимых
жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие
людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая
чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность
в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются
частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека
жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.
Волшебная сказка с ее стойкой
композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в
строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе
конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень
часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает
резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за
торжество справедливости.
В сюжете волшебной сказки
главный эпизод - это начало путешествия героя ради того или иного важного
задания. На своем долгом пути он встречается с коварными противниками и
волшебными помощниками. В его распоряжении оказываются весьма действенные
средства: ковер-самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий
зверь или птица, стремительный конь или волк. Все они, с какими-то условиями
или вовсе без них, в мгновение ока выполняют просьбы и приказы героя. У них не
возникает ни малейшего сомнения в его нравственном праве приказывать, поскольку
очень уж важна поставленная перед ним задача и поскольку сам герой безупречен.
Мечта о соучастии волшебных
помощников в жизни людей существует с древнейших времен - со времен
обожествления природы, веры в бога-Солнце, в возможность магическим словом,
колдовством призвать светлые силы и отвести от себя темное зло.
3. Бытовая (сатирическая). Наиболее
близка к повседневной жизни и даже не обязательно включает в себя чудеса. Одобрение
или окружение всегда подается в ней открыто, четко выражается оценка: что
безнравственно, что достойно осмеяния. Даже когда, кажется, что герои просто
валяют дурака, потешают слушателей, каждое их слово, каждое действие наполнены
значительным смыслом, связаны с важными сторонами жизни человека. Постоянными
героями сатирических сказок выступают “простые” бедные люди. Однако они неизменно
одерживают верх над “непростыми" - богатым или знатным человеком. В
отличие от героев волшебной сказки, здесь бедняки достигают торжества
справедливости без помощи чудесных помощников - лишь благодаря уму, ловкости,
находчивости да еще удачным обстоятельствам.
Бытовая сатирическая сказка
веками впитывала в себя характерные черты жизни народа и его отношения к власть
предержащим, в частности к судьям, чиновникам. Все это, конечно, передавалось и
маленьким слушателям, которые прониклись здоровым народным юмором сказителя. Сказки
такого рода содержат “витамин смеха", помогающий простому человеку
сохранить свое достоинство в мире, где правят мздоимцы - чиновники, неправедные
судьи, скупные богачи, высокомерные вельможи.
В бытовых сказках появляются порой
и персонажи - животные, а возможно и появление таких абстрактных действующих
лиц, как, Правда и Кривда, Горе-Злосчастье. Главное здесь не подбор персонажей,
а сатирическое осуждение людских пороков и недостатков.
Таким образом, мы рассмотрели
основные особенности трех типов сказок.
Просмотрев программы В.Г. Горецкого,
Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе
"Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются
литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских
произведений учитель обращает внимание на фольклорные источники (Приложение 1).
Работа со сказкой имеет
различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных
героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок,
проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок
и многое другое. По мнению Г.Н. Волкова, хорошо, если при подготовке к
инсценировке сказки дети сами подберут ее музыкальное сопровождение,
распределят роли. При таком подходе даже небольшие по объему сказки дают огромный
воспитательный резонанс [25, с.46].
Работы современных педагогов - Н.С.
Бибко, Н.Е. Львовой, Г.К. Щербининой, М.А. Никитиной - раскрывают, как через
сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребенка и на этой
основе формировать нравственные категории.
На первом этапе
экспериментальной работы мы выбрали эмпирический (практический) метод
педагогического исследования - метод анкетирования.
Цель проведения анкетирования в педагогическом
исследовании - выяснение отношения наблюдаемого к заданной проблеме. Нами было
использовано сплошное анкетирование - опрос всех исследуемых лиц.
При анкетировании ответы
заносились письменно в специально составленный анкетный лист. При анкетном
наблюдении отвечающий сам читает заданные ему вопросы и отвечает на них
письменно.
В нашей работе анкетированием было
охвачено 18 человек.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|