Наглядный метод в обучении истории
Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного
изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой,
живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов, людей,
военных сражений. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление
в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая
или возобновляя изобразительный ряд.
Рисунки мелом на доске могут давать географические
ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов
можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные
рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть
последовательность событий.
Для создания у учащихся реалистического образа в ряде
случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией
или фотографией.
В сочетании с рисунком могут применяться аппликации. Аппликации
чаще используются при обучении младших школьников.
На уроках в старших классах чаще используют схематические
изображения, когда на доске во время объяснения появляются линии, стрелки,
квадраты, кружки. Это элементы условно-графической наглядности. Сюда относят
схемы, диаграммы, графики, картограммы, таблицы.
Схема – это графическое изображение исторической
действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными
знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи
обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Традиционно в методике преподавания истории выделяют
следующие виды схем: логические, структурные, последовательные, поисковые,
диаграммы, графики, технические, локальные. [11, 77]
Структурные схемы отражают взаиморасположение и связь
составных частей чего-либо. Логические схемы – это графические изображения,
отражающие процесс, содержащие его составляющие, вытекающие одно из другого.
Поисковые схемы – это графические изображения в виде логической схемы,
составные части которых содержат, на ряду с информацией
продуктивно-познавательные вопросы, ответы на которые позволяют учащимся
логически мыслить и рассуждать, более осознанно усваивать получаемые знания.
П.В. Гора придавал большое значение еще одному виду схем
– диаграммам, которые могут подчеркивать количественные и качественные стороны
изучаемых событий. Если на диаграммах представлены однородные данные
одновременного действия, то они легко сопоставляются и анализируются,
устанавливается их последовательность. Разнородные сведения позволяют
проследить динамику и тенденции развития.
Картограммы – это карты, на которых графически
представлены статистические данные, относящиеся к какому-либо явлению.
Графики – это чертежи, изображающие при помощи кривых
количественные показатели развития, состояния чего-либо. Графики в отличие от
диаграмм показывают цикличность исторических явлений и процессов, их этапы.
Таблицы – это графическое изображение исторического
материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их
заполнения учащимися. В таблице в отличие от схем нет условных обозначений
исторических явлений. Таблицы делятся на тематические, сравнительные,
хронологические и синхронистические.
Система выделения главного в историческом материале путем
демонстрации или заполнения схем и таблиц является важной частью системы
преподавания истории.
Картографическая наглядность. Исторические события
происходят как во времени, так и в пространстве. Отнесение событий к
конкретному пространству и описание географической среды, в которой оно
произошло, называется локализацией. Локальность исторических событий изучается
с помощью таких схематических пособий, как исторические карты, планы местности,
картосхемы. Все они применяются для демонстрационных целей и помогают выявить
связи между историческими событиями, их сущность и динамику.
Карты воспроизводят пространственно-временные структуры,
используя абстрактный язык символов.
Исторические карты создаются на географической основе и
представляют собой уменьшенные обобщенные образно-знаковые изображения
исторических событий или периодов. Они подразделяются по охвату территории
(мировые, материковые, карты государств); по содержанию (обзорные, обобщающие и
тематические); по своему масштабу (крупно-, средне- и мелкомасштабные). На
обобщающих картах в пределах определенного места и времени отражены все
основные события и явления, предусмотренные разделами школьной программы и
госстандарта. Обзорные карты показывают события определенного периода.
Обобщающие карты конкретизируют и более подробно
раскрывают карты тематические, на которых отражены события и явления учебных
тем.
Таким образом, были рассмотрены различные виды средств
наглядности обучения истории : предметная, изобразительная,
условно-графическая.
2.2 Разработка урока по истории
средних веков с использованием наглядного метода обучения
Тема урока: Открытие Америки и морского пути в Индию.
Цель урока: познакомить учащихся с причинами Великих
географических открытий, их ходом, итогами и значением.
Задачи: 1. Образовательная: Изучить экспедицию Ф.
Магеллана, Васко да Гамы, Хр. Колумба.
2. Развивающая: развивать умение работы с текстом, учить
анализировать, выделять главное, сравнивать, устанавливать
причинно-следственные связи, делать выводы; развивать навыки работы с картой,
дополнительной литературой, навыки самостоятельной работы, разбора материала на
заданную тему; 3. Воспитательная: обогащать, усложнять исторический словарный
запас; стимулировать интерес к изучению всемирной истории; дальнейшее развитие
монологической речи, культуры устного развернутого ответа.
Новые имена, даты: Бартоломеу Диаш 1487-1488 гг., Васко
да Гама 1497-1499 гг., Христофор Колумб 1492-1493 гг., 1502-1504 гг., Америго
Веспуччи, Фернандо Магеллан 1519-1521 гг.
Оборудование: презентация: карты «Великие географические
открытия», портреты путешественников, иллюстрации.
Предварительная подготовка: отдельные учащиеся готовят
сообщения: биография Х.Колумба, Васко да Гаммы, Ф. Магеллана.
1.Повторение изученного. Учащиеся отвечают на вопросы: 1)
что представляла собой Индия до Великих географических открытий? Как вы
думаете, по каким путям Европа вела торговлю с Индией?; 2) Какие народы жили в
доколумбовской Америке? Каковы особенности управления государством у разных
народов Америки? Как вы думаете, смогли бы народы Америки противостоять
завоеваниям?
2. Переход к новой теме: Позднее средневековье. Тема:
Открытие Америки и морского пути в Индию. Итак, мы выяснили, как жили народы
доколумбовой Америки. На сегодняшнем уроке мы отправимся с вами в путешествие,
которое покажет, откроет нам имена тех, кто не боялся неизведанного, кого жажда
поиска и наживы толкала искать неведанные страны. Цель нашего урока –
познакомиться с причинами Великих географических открытий, их ходом, итогами и
значением.
3. Изучение новой темы
1. По ходу рассказа учителя учащиеся формулируют причины
ВГО. (слайд2)
Причины Великих географических открытий
поиск новых путей из Европы в Азию для торговли напрямую;
жажда наживы;
поиск золота.
2. Рассказ учителя об экспедициях португальцев вдоль
западного берега Африки. (с использованием карты). (слайд3) 3. Сообщение
учащегося о жизни Васко да Гаммы (портрет - слайд 4) и рассказ учителя об
открытии морского пути в Индию (карта - слайд 5).
4. Биография Х. Колумба – сообщение учащегося (портрет –
слайд6) и самостоятельная работа уч-ся с текстом параграфа 48 п.4 – открытие
Америки. Ответить на вопрос: какие острова открыл Колумб? Показать на карте (карта
- слайд 7)
5. Биография Ф. Магеллана – сообщение уч-ся (портрет –
слайд 8) и рассказ учителя Первое кругосветное путешествие (с использованием
карты) (карта – слайд 9)
6. Беседа по прочитанному: - какова цель путешествия
Ф.Магеллана? (достижение Азии западным путем) - какой океан прошли моряки?
(Тихий) - почему они его так назвали? (хорошая погода во время 4-месячного
плавания) - почему моряки оказались в трудном положении? - какое значение имело
это путешествие? (доказало, что земля-шар) 7. Значение ВГО: повлияли на
развитие торговли.
4. Закрепление изученного материала - Что нового вы
узнали на сегодняшнем уроке? - Кто же открыл Америку? - Назовите имена Великих
путешественников?
5. Подведение итогов урока 6. Домашнее задание Параграф
49, взять в библиотеке книгу о путешествиях, проиллюстрировать одно из
путешествий.
Заключение
В процессе изучения данной темы была изучена
психолого-педагогическая литература по использованию наглядности в обучении. Наглядность
– это свойство, выражающее степень доступности и понятности психических образов
объектов познания для познающего субъекта. В процессе создания образа
восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ
воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек
анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися у него
знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной
познавательной деятельности человека.
Наглядность в обучении – дидактический принцип, согласно
которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринятых учащимися.
Отмечая наибольшую пропускную способность информации у органов зрения, принцип
наглядности ставится на первое место. Однако он предусматривает не только опору
на зрение, но и на все другие органы чувств. Наглядные пособия сами по себе в
процессе обучения никакой роли не играют, они эффективны только в сочетании со
словом учителя. Не всякое восприятие и не всегда продуктивно, оно может быть
таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении
учащихся найти на них ответы.
Наглядные методы обучения имеют возможность показать
развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами
и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют
познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное
эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование
образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний
с жизнью, при этом экономя время учителей.
Существуют различные подходы к организации наглядного
метода обучения. В работе были рассмотрены личностно-ориентированный и
проблемный подход. Под личностно-ориентированным обучением понимают
индивидуальную особенную траекторию усвоения учеником общих заданных основ
знаний, умений и ценностных смыслов. Принципы реализации
личностно-ориентированного подхода в применении наглядных средств на уроках
истории – творчество, самосознание и опыт ученика в учебной деятельности. Стержнем
проблемного обучения является проблема, т.е. вопрос содержащий внутреннее
противоречие. С применением наглядности этот подход становится наиболее эффективным.
В обучении истории никакие средства художественного
рассказа, никакая образность изложения не могут создать у учащихся таких точных
и конкретных представлений о прошлом, какие возникают при восприятии изучаемых
предметов или их изображений. На основе непосредственного восприятия предметов
или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся
формируются образные представления и понятия об историческом прошлом. Существует
классификация по внешним признакам. В нее включают: печатные (картины,
иллюстрации); экранные и экранно-звуковые; компьютерные средства обучения. Чаще
всего обращаются к классификации по содержанию и характеру исторического
образа, выделяя наглядность предметную, изобразительную, условно-графическую.
К предметной наглядности относятся вещественные памятники
прошлого, памятные места исторических событий, произведения искусства и
предметы быта прошлых времён, подлинные древности, составляющие музейную
экспозицию. Также выделяется специально изготовленная предметная наглядность –
различные макеты и модели.
Значительно более широкое применение имеет
изобразительная наглядность. К ней относятся произведения исторической
живописи, учебные карты по истории, иллюстрации, фотоснимки, портреты,
карикатуры, художественные, учебные и документальные кинофильмы, а также
макеты, модели.
Особый вид наглядности представляет условно-графическая наглядность,
т.е. выражение исторических явлений на языке условных знаков. Сюда относятся
карты, схематические планы, схемы, диаграммы, графики.
В практической части разработан урок на тему Открытие
Америки и морского пути в Индию с применением наглядных средств обучения.
Подготовлена презентация к уроку. В ней представлена изобразительная
наглядность(портреты, иллюстрации), условно-графическая наглядность (схема,
карты).
Список литературы
1. Абдулаев Э.Н. Наглядность и проблемный подход в
обучении истории // Преподавание истории в школе. – 2008. - №1. – с. 23-26.
2. Агибалова Е. В., Донской Г. М. История средних веков: Учеб.
для 7 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – с. 319.
3. Аппарович Н.И. Изготовление самодельных наглядных
пособий по истории: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – с. 95.
4. Бим-Бад Б.М. Пед. энциклопедический словарь. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 2003. – с. 528.
5. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно
историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителей / Сост. О.В.
Волобуев, С.А. Секиринский. - 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1977. – с. 240.
6. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб. пособие для
студ. пед. вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 96.
7. Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. – М.:
Большая Российская энциклопедия, 1999. – с. 672.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,
испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – с. 192.
9. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в
обучении, Учпедгиз, М, 1960.
10. Коменский Я.А. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М.: 1982. Т.1.
11. Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ.
Пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – с. 176.
12. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в
использовании наглядных средств на уроках истории // Преподавание истории в
школе. – 2008. - №1. – с. 3-8.
13. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения
истории в схемах, таблицах, описаниях: Практ. Пособие для учителей. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – с. 192.
14. Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории. –
М.: Просвещение, 1964, - с. 326.
15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для
студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России,
1998. – с. 640.
16. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая Современная
энциклопедия. – М.: Современное слово, 2005. – с. 720.
17. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия»,
2004. – с.368.
18. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под. ред.
В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 576.
19. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения
истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – с. 304.
20. Степанова В.Е., Шевеленко А. Я. История средних
веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. В 2 ч. Ч.2 (XV – XVII века) / Сост. В.
Е. Степанова, А.Я. Шевеленко. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1988. – с.
271.
21. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в
школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. – с.240.
22. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – 4-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Гардарики, 1999. – с. 519.
23. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т.8.
24. Ушинский К.Д. Собрание сочинений Т. 6.
25. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая
технология личностно-ориентированного исторического образования: учеб. пособие
/ В.В. Шоган. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – с. 475.
Приложение
Презентация на диске CD-RW:
1 слайд – название темы урока;
2 слайд – схема (причины Великих географических
открытий);
3 слайд – Карта. Плавания вдоль западного берега Африки;
4 слайд – портрет Васко да Гаммы;
5 слайд – Карта. Путешествия Васко да Гамма и Ф.
Магеллана;
6 слайд – портрет Х. Колумба и иллюстрация его
экспедиции;
7 слайд – карта. Путешествие Х. Колумба;
8 слайд – портрет Ф. Магеллана и иллюстрация его
экспедиции;
9 слайд – карта. Путешествия Васко да Гаммы, Х. Колумба,
Ф. Магеллана.
Страницы: 1, 2, 3
|