бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Наблюдения за изменениями в природе и ведение календарей природы в младших классах вспомогательной ш... бесплатно рефераты

Проходит неделя. Теперь все 7 листков календаря надо наклеить на лист картона или плотной бума­ги, а под ними поместить полосу чистой плотной бумаги, разделенной на 7 частей, с нанесением на каждой из них чисел следующей недели. Прежде чем приступить к офор­млению первого дня следующей не­дели, учитель предлагает ребятам просмотреть свой календарь за не­делю и «прочитать» его записи. Пусть ученики приучаются рассказывать, что они наблюдали в тече­ние минувшей недели. Постепенно учащиеся научатся делать обобщения, которые обычно проводятся по понедельникам. Ре­бята сумеют подсчитать, сколько было за неделю солнечных, пасмур­ных, дождливых дней, обратить вни­мание на изменение в природе (вы­пал первый снег, замерзли лужи, на­бухли почки на тополе). По кален­дарю можно прочитать, какие собы­тия произошли в школьной жизни (была елка, ходили на экскурсию в зоопарк, начали отапливать школу и т.д.). Ведя календарь и делая такие обобщения, ученики усвоят, что в неделе 7 дней (6 учебных и 1 – выходной, запомнят названия, дней не­дели, их порядок, закрепят понятия: вчера – сегодня – завтра.

Материал для календаря заготавливается на уроках ручного тру­да, рисования. На уроках труда из серой бумаги взрезаются квадраты для обозначения пасмурней погоды, из белой бумаги кружочки для обо­значения снега (на кружке рисуется снежинка), из голубой бумаги вы­резаются квадраты, обозначающие ясное небо, на них наклеивается оранжевый круг – солнце. Учитель и дети заранее подби­рают листья, цветы, ветки, а также детские рисунки, картинки, стихи, которые могут быть использованы при ведении и оформлении кален­даря.

В таблице показано, какие материалы и условные знаки могут использоваться на уроках в младших классах.


1 класс

2 класс

3 класс

Рисунки, аппликации, сухие листья, ветки деревьев и т.п.


Первое время все оформление календаря производит учитель в присутствии детей. Постепенно дети приучаются к самостоятельности. В дальнейшем устанавливается по­рядок: кто из детей первый заметит какое-либо новое явление, делает отметку в классном календаре (рисует, наклеивает лист, картинку и т.д.). Это служит стимулом для развития интереса и наблюдатель­ности. Каждый ученик стремится заметить что-то новое, чтобы принять участие в оформлении кален­даря.

Содержание календаря услож­няется по мере приобретения уча­щимися новых знаний. Уже в 1 клас­се учащиеся в результате своих на­блюдений могут ответить, например, на такие вопросы:

1. Когда облетели листья на всех деревьях в нашем саду?

2. Когда появились первые за­мерзшие лужицы?

3. Когда начали отапливать школу?

4. Когда мы надели зимние пальто?

5. Что находится под снегом?

6. Где садятся воробьи в мо­розы?

7. На чем катаются и в какие иг­ры играют дети зимой?

8. Когда начинается таяние сне­га в парке, в лесу?

9. Когда появляется первая трава?

10. Когда открыли окна в школе?

11. Когда распустились листочки на березке? Какого они цвета?

Таким образом, с 1 класса дети приучаются систематически наблю­дать природу, узнают, что осень сменяется зимой, зима – весной, ве­сна – летом. Календарь природы приучает детей рассматривать каж­дое явление в движении, развитии, усвоить характерные особенности каждого времени года. На лето ученикам можно дать задание нарисовать и раскрасить ягоды, грибы, овощи.

В первые же дни сентября учи­тельница расспрашивает учащихся 2 класса о том, как они отдыхали, каких лесных зверюшек видели, на­блюдали ли за полевыми работами, выполнили ли летнее задание? Принесенные учениками рисунки обсу­ждаются в классе, устраивается небольшая выставка лучших рисунков. На основе бесед с детьми, эк­скурсий ранней осенью, кинофиль­мов и художественных картин за­крепляются признаки лета: солнеч­ные жаркие дни, теплые дожди, зе­леные листья, сбор ягод и т. д. Так же следует продолжать оформление календаря. Можно до­полнительно дать детям часть ус­ловных общепринятых знаков по наблюдениям за погодой (см. выше). Признаки времен года дополня­ются соответственно программе, и развитию учащихся.

Рекомендуется продолжать «чте­ние» календаря за прошедший день и за неделю. К. этому времени дети и по арифметике должны знать не­делю, части суток. Когда закрепле­но понятие «неделя», можно соста­вить календарь на месяц и с помо­щью учителя проводить обобщение в начале нового месяца. Для оформления календаря на месяц лучше брать лист картона, в   верхней части которого делается надпись «Календарь природы», ниже указы­вается месяц, класс, школа. После этого листки на каждый день поме­щаются в определенной последовательности (в каждом ряду наклеи­ваются листки за неделю).

В декабре, с установлением зи­мы, учитель показывает детям та­бличку:


Осенние месяцы:

1. Сентябрь. 2. Октябрь. 3. Ноябрь.


Потом учитель прикрепляет к доске календари за 3 месяца. На уроке арифметики мо­жно посчитать, сколько в каждом месяце было дождливых и солнеч­ных дней (в пределах 20), сделать выводы о том, какая была в этом го­ду осень. Учитель может задавать следующие вопросы: «Каким бывает лес осенью? Что делается с деревьями? Что вы на­ходили, кроме листьев, под дубом, под кленом? Какие ягоды видели на рябине? Как люди готовятся к зи­ме? Какими стали дни?» Для зарисовок и записей внизу и с боков календаря оставляются поля шириной в 10-15 см. Рисунка­ми и записями в календаре 2 клас­са отмечается все то, что и в 1 клас­се, и прибавляется: конец листопа­да, туман, сильные морозы, метели, оттепель, появление листьев, прилет птиц, первая гроза, ледоход, сезон­ные работы на огороде и в саду. На лето детям дается задание: записать, каких видели птиц, со­брать и засушить листья, цветы.

В 3 классе наблюдения услож­няются и расширяются. Ребятам даются понятия: облака, тучи (из туч идет дождь), выпадение росы, туман, ливень, град. Дети должны знать названия летних месяцев, признаки грозы. В классе вывеши­ваются дополнительные условные обозначения (после полного усвое­ния понятий): «град», «роса», «ту­ман», «гроза», «облачность». В осенние месяцы дети наблюдают за положением солнца на небе в разное время дня, знакомятся с осенними работами в поле. Признаки осенних месяцев в понятии учеников становятся более дифференцированными: небо – се­рое, хмурое, облачное, голубое, синее, листья – желтые, красные, ба­гровые, сухие, легкие, опавшие. Зимой дается понятие «метель», дети отмечают ее в календаре стрелками. В календаре 3 класса отмеча­ются все явления, которые фиксиро­вались в 1 и 2 классе, и прибавля­ются новые: последняя гроза, отлет грачей и скворцов, замерзание ре­ки, пруда, ледоход, последние сне­жинки, последний заморозок на по­верхности почвы, появление прота­лин, ручьев, первые кучевые облака на синем небе, прилет грачей, нача­ло набухания почек у разных расте­ний, первая гроза, первый гром, на­чало цветения вербы, лютиков, мать-и-мачехи. Наблюдения за погодой ведутся ежедневно, а дополнения делаются по мере появления интересных явлений. На лето дается задание: собрать полезные растения, камешки, ракушки, вырастить в горшочке цветок, понаблюдать за поведением рыбок,  прочитать  какую-нибудь книжку о природе и в конце августа написать небольшое сочинение из нескольких предложений на тему: «Где я был летом и что видел» (самое интересное, что запомни­лось).

В 4 классе все явления, указан­ные для 1, 2, 3 классов, должны быть охвачены уже значительно полнее и глубже. Если детям преды­дущих классов трудно было опреде­лить, когда установилась зима, по­тому что снег много раз покрывал землю, а потом таял, то в 4 клас­се этот вопрос решается вполне оп­ределенно. Программа требует зна­ния характерных признаков лета, осени, зимы, весны, подведения ито­гов за несколько лет, определения температуры воздуха, усвоения понятия ветра как движения воздуха, знания его значения и пользы для жизни на земле. Начинаются на­блюдения в 4 классе с подведения итогов за 2 и 3 классы. Природные явления все более дифференци­руются. Вводится понятие о силе ветра. Сила ветра определяется по местным признакам: по состоянию листьев, веток, стволов деревьев, по дыму из трубы и т.д.

Необходи­мость обобщения за сезон диктует­ся задачей научить детей разбирать­ся в характерных особенностях ве­сны, лета, осени и зимы, сравнивать времена года и, следовательно, от­личать один сезон от другого. В результате работы с календа­рем погоды дети учатся узнавать каждое время года не по одному-двум признакам, а по ряду их, на­пример: «Зимой холодно, стоят мо­розы, падает снег, дни короткие, а ночи длинные. Люди одеваются те­пло, ездят на санях, река замерзает, деревья стоят без листьев, покрытые снегом (только ели да сосны зеле­ные)» и т. д. Лучше всего обобщать данные за предыдущий сезон тогда, когда вновь наступающее время года уже достаточно ярко выражено. Для этого необходимо иметь следующий материал: календари природы за истекшие 3 месяца; репродукции картин, изображающие изучаемое время года; экспонаты, собран­ные во время экскурсий; детские рисунки; стихи, за­гадки, пословицы, относящиеся по своей тематике к предыдущему се­зону.

В 4 классе также дается понятие тем­пературы воздуха, дети знакомятся с термометром, учатся отсчитывать градусы. Каждый учащийся должен сделать из картона с тесемкой гра­дусник, а настоящий термометр должен быть установлен за окном на этаже или в классе. С этого вре­мени дежурные записывают в кален­дарь температуру воздуха, эти наблюдения проводятся один раз в день, но в определенный час, уста­новленный учителем. Дети наблю­дают за облачностью, осадками. Можно дать представление об от­тенках цвета неба. Учитель рисования помогает сделать красочную таблицу оттенков: небо голубое, синее, светло-голубое, заря желтая, розовая, красная. Такие таблицы развивают внимательность, художественный вкус. Кроме этого, разли­чение цвета неба и зари в сочета­нии с наблюдательностью за расти­тельным и животным миром помо­жет учащимся научиться предска­зывать погоду по местным призна­кам и приметам, например:

1. После ясной погоды заря при заходе солнца багрово-красная – к плохой погоде.

2. Заря ярко-желтая, золоти­стая – к хорошей погоде.

3. Днем белесое небо – к дождю.

4. Круги вокруг солнца – к не­настью.

5. Звезды загораются в небе – к морозу.

6. Солнце садится на чистом небе – завтра будет хорошая погода.

7. Солнце заходит за густые тучи с красными краями – к плохой по­годе.

8. Выпала роса – не будет до­ждя.

9. Нет росы – будет дождь.

10. Мелкий дождь – долго идет, крупный дождь и сильный – скоро проходит.

11. Домашняя птица роется в пе­ске, в земле – к дождю.

12. Птицы примолкли, не поют – к грозе.

13. Ласточка летает низко или забилась в гнездо – к сильному дождю, к граду.

И другие приметы.

Учитель может выбрать несколь­ко примет, выписать их и проверить с учениками. Это и интересно и по­лезно, так как развивает любозна­тельность учеников. В 4 классе дети наблюдают за ветром: сильней ветер, слабый или умеренный. Направления ветра де­ти не могут определить, не зная сто­рон горизонта. По возможности нужно дать детям понятие о холод­ном ветре из холодных стран и о теплом – из жарких. Ветер играет значительную роль в изменении погоды, кроме этого, наблюдение за направлением и си­лой ветра обогащает запас пред­ставлений учащихся. На уроках чте­ния надо дать глаголы, относящие­ся к ветру: гудит, шумит, завывает, стучит по крыше, разносит сухие листья, дует сильно. На уроках развития речи можно дать задание описать погоду словами. Задания на описание очень полезны, так как при систематических описаниях, проводимых в классе, учащиеся внимательнее присматриваются к окружающим явлениям, ищут наи­более точные определения. Рядом, с календарем природы можно устроить небольшую полочку, на которой дети будут помещать натуральные предметы природы, характеризующие приход весны: ветки с набухшими почками, распустившимися листьями и цветами, растения в горшочках, первых бабочек, жуков. Под объектом следует делать надпись с указанием даты, имени и фамилии ученика, который заметил первым данное явление.

Очень важный момент в обучении умственно отсталых школьников – установление причинно-следственных связей. Это тесно связано с мышлением, которое у умственно отсталых учащихся развито не достаточно, чтобы хорошо усваивать материал, и, самое главное, понимать его (осмысливать).


1 класс

2 класс

3 класс

1. Состояние воздуха – одежда людей.

2. Внешний вид овощей и фруктов – степень их зрелости.

3. Характерные признаки каждого сезона.

1. Весна – теплеет – прилет птиц.

2. Осень – холодает – отлет птиц.

3. Небо голубое, ясное – ярко светит солнце. Небо пасмурное, темное – солнце спряталось за тучи.

4. Время года – игры детей.

5. Растениям для роста нужно тепло (опыт).

6. Солнечный день – веселый день.

Пасмурный день – невеселый день.

1. Солнечный день – поют птицы. Пасмурный, дождливый день – птиц не слышно.

2. Жизнь растений – время года.

Жизнь насекомых, зверей, птиц – время года.

3. Осенний дождь – холодный, затяжной, моросящий. Летний дождь – теплый, крупный, сильный, проливной.

4. Причины перелета птиц.

5. Снег в морозную погоду скрипит под ногами, в теплый день не скрипит (липкий).


В 4 классе устанавливаются связи и зависимости между высотой солнца, температу­рой воздуха и продолжительностью дня. Для наблюдений выбирается один день осенью, один день зимой, весной и летом. Наблюдения проводят утром (время восхода солнца, понятие восход), в полдень (высота солнца и температура воздуха), вечером (время заката солнца, понятие закат, продолжительность дня). Результаты наблюдений заносятся в дневники наблюдений, сравниваются.



Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

За всю осень

 

 

17

 

 

10

 

3

 

16

 

 

8

 

7

 

6

 

 

14

 

10

 

39

 

 

32

 

20


При проведении обобщающих уроков полезно применять игры, разнообразную наглядность, исполь­зовать загадки, стихи, пословицы, делать на доске и в тетрадях различные зарисовки. Учитель может предложить детям сделать выписки из календаря, расчеты, сделать не­сложную схему, таблицу. Ученикам 3 класса по силам составить таблицу, расположенную выше. Учитель сохраняет такие сводные таблицы и использует их при срав­нении с другим сезоном этого года. Количество наблюдаемых явлений, на основе которых делаются обоб­щения, из класса в класс увеличи­вается. Так, в 4 классе в такую таблицу надо добавить сведения о температуре воздуха, а в старших классах – о ветре. В старших классах ра­бота с календарем природы и тру­да проводится на уроках географии.

Давая задание на лето (собрать гербарии различных растений, вырастить цветок, когда были грозы с ливнями, радуга и др.), учитель предупреждает, что при переходе в 5 класс летние задания принимаются особенно строго. В первые дни сентября организуется выставка летних работ учащихся и сочинений на тему: "Как я провел лето".

Во время наблюдений надо обращать внимание учащихся на связь между погодой, трудом и жизнью населения, работой транспорта, на ту борьбу, которая ведется в нашей стране с неблагоприятными явлениями климата, с грозными явлениями природы. Постепенно у учащихся формируется понятие «погода». В старших классах наблюдения за погодой ведутся обязательно и связываются с поурочным материалом. Понимание взаимосвязи отдельных элементов и явлений погоды ведет к представлению о погоде в целом. Погода – это изменение температуры и давления воздуха, ветра, осадков, облаков, цвета неба.

Все описанные выше приемы и ме­тоды работы с календарем природы помогут более четко и целе­направленно выполнять требования программы, проводить коррекционную работу с учащимися вспомога­тельной школы. Для успешного выполнения зада­чи политехнического обучения и осу­ществления коррекционно-воспитательной работы необходимо органи­зовать простейшие географические площадки. Для ведения наблюде­ний могут быть использованы «Дне­вники  наблюдений», издаваемые для массовой школы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


 © 2010 Все права защищены.