Моделирование учебного процесса
Продолжительность занятия: 2 часа
Литература:
1. Добрынин В.А. Методические указания к семинарским и практическим
занятиям по экономике сельского хозяйства 1991 стр. 75-83.
2. Добрынин В.А. Экономика сельского хозяйства М. Агропромиздат 1990
стр. 176-201
3. Муравей А.С. Олейник Г.Г. Экономика , организация и планирование
сельхозпроизводства 1989 стр. 398- 410
Задание 1: Определить себестоимость одного условного га.
тракторных работ, если хозяйство имеет тракторов по маркам:
С-100-7 шт. Т-38-2шт.
ДТ-75-30 шт. “Беларусь”-42шт.
ДТ-55-5шт.
Годовой объем тракторных работ в условных га. на один трактор:
С-100-1800 усл.га. Т-38-900 усл.га.
ДТ-75-1360 усл.га. “Беларусь”-774 усл.га.
ДТ-55-670 усл.га.
Производственные затраты:
- заработная плата с начислением - 235 тыс.руб.
- ГСМ - 88 тыс.руб.
- амортизация -157,2 тыс.руб.
- текущий ремонт - 119,2 тыс.руб.
- прочие - 3,1 тыс.руб.
Задание 2:
Определить себестоимость одного центнера полноценного
зерна,зерноотходов и соломы озимой пшеницы, если:
- посевная площадь пшеницы - 289 га.
- урожайность зерна - 44,5 ц/га
- соотношение зерна к соломе - 1: 1,2
- колличество зерноотходов - 10 % от валового сбора зерна с содержанием
в них 40% полноценного зерна
- производственные затраты- 140,1 тыс.руб.
Задание 3:
Определить себестоимость одного центнера молока и одной головы
приплода КРС, если:
- среднегодовое поголовье коров - 5000 голов
- среднегодовой удой на одну корову - 3900 кг.
- выход приплода - 1102 головы
- выход навоза всего 10000 тонн
- всего затрат по молочному стаду- 840тыс.руб.
2.4 Автоматизация контроля
знаний по теме : “Издержки производства и себестоимость продукции
сельхозпредприятий“
На основании перечня учебных элементов нами
разработана система тестов для проверки степени усвоения материала по теме :
“Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпроизводства”.
Структура тестов и их сложность определялась уровнями
усвоения знаний приведенных в табл 2.
Ниже приведены тесты по теме : “Издержки производства
и себестоимость продукции сельхозпроизводства“.
Тест №1
К себестоимости продукции относятся :
1) текущие затраты на производство,
2) капитальные затраты,
3) затраты на сырье , материалы и заработную плату работающих, *
4) затраты на оборудование.
Тест №2
К затратам на управление и организацию производства
в себестоимость продукции относят затраты :
1) прямые,
2) косвенные
,
*
3) переменные ,
4) постоянные , *
5) по обслуживанию оборудования.
Тест №3
К переменным расходам относятся :
1) материальные затраты
, *
2) расходы по реализации продукции ,
3) амортизационные отчисления ,
4) Зарплата производственного персонала
, *
5) административные и управленческие расх.
Тест №4
Издержки и прибыль торгующих организаций включаются в
:
1) закупочную цену ,
2) оптовую цену предприятия ,
3) розничную цену
,
*
4) сдаточную цену.
Задание 1: Определить себестоимость одного условного га.
тракторных работ, если хозяйство имеет тракторов по маркам:
С-100-7 шт. Т-38-2шт.
ДТ-75-30 шт. “Беларусь”-42шт.
ДТ-55-5шт.
Годовой объем тракторных работ в условных га. на один трактор:
С-100-1800 усл.га. Т-38-900 усл.га.
ДТ-75-1360 усл.га. “Беларусь”-774 усл.га.
ДТ-55-670 усл.га.
Производственные затраты:
- заработная плата с начислением - 235 тыс.руб.
- ГСМ - 88 тыс.руб.
- амортизация -157,2 тыс.руб.
- текущий ремонт - 119,2 тыс.руб.
- прочие - 3,1 тыс.руб.
Задание 2:
Определить себестоимость одного центнера полноценного зерна,
зерноотходов и соломы озимой пшеницы, если:
- посевная площадь пшеницы - 289 га.
- урожайность зерна - 44,5 ц/га
- соотношение зерна к соломе - 1: 1,2
- количество зерноотходов - 10 % от валового сбора зерна с содержанием
в них 40% полноценного зерна
- производственные затраты- 140,1 тыс.руб.
Задание 3:
Определить себестоимость одного центнера молока и одной головы
приплода КРС, если:
- среднегодовое поголовье коров - 5000 голов
- среднегодовой удой на одну корову - 3900 кг.
- выход приплода - 1102 головы
- выход навоза всего 10000 тонн
- всего затрат по молочному стаду- 840тыс.руб.
3. Дидактическая
эффективность использования ЭВМ в моделировании учебного процесса
3.1. Использование
компьютера в моделировании учебного процесса.
Учебно-методическое обеспечение является важнейшим компонентом АСО.
Под ним понимается совокупность дидактических и методических характеристик
учебных курсов, а так же способ организации учебного материала и процесса
обучения АСО. На первых этапах развития АСО большое распространение получил
способ , который можно назвать “заучивание и тренировка”. Вся программа
строилась с установкой на запоминание учебного материала путем выполнения ряда
упражнений , имеющих целью выявить, заучен ли и понят ли теоретический материал
и если “да” , то закрепить его.
Но этот способ не использует многие новые возможности современных
компьютеров. Более полно они реализуются в системах наставнического типа, где
компьютер в какой то степени воспроизводит работу наставника : фиксирует
ошибки при выполнении заданий и дает указание , что нужно сделать , чтобы
понять их причину и исправить. Программы наставнических действий заранее предопределены
и жестко фиксированы.
Значительно разнообразнее и совершеннее обучение , при котором
учащийся как бы погружается в учебную среду, в которой ЭВМ помогает ему
ориентироваться, предоставляет возможность обращаться к базам данных или базам
знаний, советует, что и как нужно делать, чтобы усвоение материала происходило
эффективнее. При выработке таких рекомендаций система может ( и должна)
учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности учащегося, для
чего в систему включается диагностическая программа , позволяющая принимать
хотя и простые, но достаточно обоснованные решения.
Системы с такими возможностями содержат элементы искусственного
интеллекта , и их можно условно назвать интеллектуальными . Идеи
искусственного интеллекта, все шире проникает в организацию АСО.
Отдельные элементы, свойственные системам искусственного
интеллекта, можно наблюдать и в организации учебной деятельности ,
задаваемой достаточно простыми системами , где обучение реализуется по
заранее заданному жесткому алгоритму с большими ограничениями в свободе
выбора способа обучения самим учащимся. Однако организация обучения может быть
гибкой, учитывающей некоторые психологические особенности учащегося.
Это проявляется:
·
в зависимости характера
выдаваемых заданий от текущей успешности обучения
·
выработки “тонких”
критериев для оценки работы учащегося , адекватно отражающих особенностей его
познавательной деятельности
·
в предоставлении учащемуся
права выбора из меню наиболее подходящих для него способов действия.
Машина может так же предлагать учащемуся
продолжить выполнение упражнений для лучшего закрепления материала или
продвинуться дальше и даже выдать совет, основанный на анализе предшествующих
действий учащегося.
Способы организации учебного диалога и учебного материала
определяются структурой и содержанием обучающих программ. На программном уровне
простые АСО чаще всего организуются в виде совокупности двух взаимосвязанных
подсистем. Первую из них можно назвать авторской. Ею пользуется преподаватель -
автор АУК в процессе создания дидактических материалов, которые в диалоговом
режиме реализуются с помощью второй системы, которую можно назвать ”ученик”.
Обычно в подсистеме “автор” реализуется разветвленная программа, которая задает
ход работы учащегося в зависимости от того, как учащийся отвечает на
поставленные вопросы. В редких случаях используется линейная программа, когда
предлагаемые вопросы и упражнения не зависят от ответа, в случае неверного
ответа, машина или предлагает самостоятельно исправить ответ, или фиксирует его
неправильность и приводит верный.
Диалог с ЭВМ стремятся сделать весьма простым и удобным, чтобы от
автора не требовалось специальных знаний и умений в области вычислительной
техники. Разработчики стремятся создать автору АУК наибольшие удобства в
проведении диалога. Каждая АСО имеет более или менее разветвленный набор
сервисных возможностей. Иногда этот набор организуется в виде совокупности
моделей, который автоматически включается в программу по требованию автора
АУК.
Следует упомянуть о таких учебных средствах, как компьютерные
учебные игры, которые широко применяются как средство индивидуального и
группового обучения в таких областях знания как экономика, менеджмент,
экология. Игровые методы обладают рядом важных дидактических преимуществ-
повышенный интерес к работе, самостоятельность в выборе решений и т.п.
Индивидуализация учебной деятельности с помощью АСО благоприятно
сказывается на усвоении знаний. Это дополнительный аргумент в пользу широкого
использования компьютеров в обучении. Но нельзя забывать и о некоторых
негативных моментах использования ЭВМ. К ним, в частности, относятся:
- большая утомляемость пользователей при считывании текстов с экранов
дисплеев;
- отсутствии в процессе обучения вербального общения, что отрицательно
сказывается на общем развитии учащегося, затрудняет формирование умения
излагать свои мысли, а последнее особенно важно при изучении дисциплин
гуманитарного цикла.
- резко ограничено время общения учащегося с преподавателем и
коллегами, что ведет к обеднению личностных контактов, неминуемым потерям в
умении вести дискуссии.
- исходя из сказанного следует, предостеречь от излишнего увлечения
компьютерным обучением и призвать к тщательному продумыванию и отбору того
учебного материала который целесообразно преподавать с помощью компьютерных
средств. В то же время нельзя отрицать, что компьютеризация обучения имеет
большое будущее.
3.2 Дидактическая
эффективность использования
ЭВМ при
моделировании учебного процесса
Опыт внедрения компьютера в учебный процесс позволил выявить 3
основные проблемы: теория обучения с помощью ЭВМ, технология компьютерного
обучения, методика проектирования обучающих программ. Решение проблем первой
группы должно опираться на качественно новый анализ основных компонентов
деятельности обучаемых, непосредственно связанных с процессом управления
учебной деятельностью с помощью ЭВМ. В качестве связующего звена между теорией
и практической реализацией выступает технология обучения. При этом возникает
множество психологических проблем, таких, как место компьютера в учебном
процессе , роль преподавателя в разработке и реализации автоматизированных
учебных курсов, взаимоотношения компьютера и обучающего, особенности диалога ЭВМ
и пользователя. Основным звеном в компьютеризации обучения являются методики
проектирования обучающих программ.
По мнению разработчиков АУК, при компьютеризации необходимо
учитывать необходимые особенности. Научные исследования, которые ведутся в области
создания АСУ учебным заведением и автоматизированных систем обучения, в
частности ориентировочные на концентрацию внимания непосредственно на
компьютерных технологиях, часто упускают из вида психофизиологические
характеристики тех кто будет за компьютерами работать. Использование
компьютеров в различных сферах применения без согласования и единой координации
работ привело к изобретению множества концепций компьютеризации. Создание
моделей учебного процесса в УСУ учебным заведением на основе идей, средств и
методов компьютеризации должно быть в первую очередь ориентировано на изучение
и учет психологии человека. Прежде всего необходимо поддерживать
заинтересованность у обучающихся в результатах своего труда. Традиционные
системы обучения имеют существенный недостаток - отсутствует обобщенный способ
изучения мышления по конкретной дисциплине, построить модель мышления, а затем
реализовать ее в учебном процессе. Опыт использования вычислительной техники в
учебном процессе показал, что компьютеризация оказывает сильное воздействие на
психику человека и требуется постоянное изучение психологического последствия
этого влияния. Компьютерная технология обучения обострила интерес к изучению
психофизиологических особенностей личности, особенно ее творческой деятельности.
С первых этапов использования ЭВМ появился термин “формализуемые”
и “неформализуемые” алгоритмы. Алгоритмическая модель мышления может быть
реализована на ЭВМ, но что касается сущности творчества , то она не сводится к
жесткому алгоритму, а , наоборот, проявляется в мышлении способом, отличным от
ранее изученных и усвоенных алгоритмических процедур. При разработке моделей
учебного процесса необходимо учитывать творческие и нетворческие формы
диалогов ЭВМ и обучаемых , что выражается различными видами сценариев.
Управление познавательной деятельностью по алгоритмоподобной и творческой
природе мышления позволит с помощью ЭВМ достигнуть повышения качества
профессиональной подготовки специалистов , в том числе и для сельского
хозяйства. Перспективным является создание в рамках АСУ подсистемы
комплексного психофизиологического обследования человека. С помощью тестов ,
выявляются психологофизиологические особенности личности. Учеба должна
доставлять радость, быть легкой , в процессе ее учащиеся получат
профессиональную ориентацию и психологическую подготовку к избранной профессии.
Для этого необходимо пересмотреть и правильно определить дозировку учебного
материала, создать систему оперативного слежения за усвояемостью знаний.
Решение вышеперечисленных проблем позволит перейти к моделированию учебного
процесса на основе компьютерной технологии.
Выводы и предложения
1.
Недостатки не традиционной
системы обучения по предметному обучению очень существенны и неадаптированны к
современным требованиям усовершенствования качества подготовки профессиональных
специалистов.
2.
Для устранения наиболее
существенных недостатков в системе образования рекомендуется перейти на
системно-деятельный подход обучения с внедрением которого займут
соответствующее место компьютерные технологии обучения.
3.
Системно-деятельный подход
к обучению позволяет перестроить систему образования на основе
програмно-целевого управления обучения. Анализ содержания обучения , построение
структур логического содержания обучения, переход на проблемно-модульный подход
обучения значительно повышает качество подготовки специалистов.
4.
Для внедрения новейших
достижений в области педагогики, психологии и компьютерной технологии обучения
необходимо обратить особое внимание на разработку учебно-методических
комплексов , адаптированных к системно-деятельному подходу.
5.
Учебно-методические
комплексы должны быть переработаны на основе компьютерных технологий обучения,
для чего требуется применить на практике принципы построения моделей учебного
процесса , разработки дидактических целей обучения и постановки новых задач
учебного процесса , которые раньше традиционной системой не решались.
6.
Компьютеризация учебного
процесса позволяет разработать систему автоматического контроля знаний для
слежения за степенью усвоения знаний , мотивации значительных пробелов в
обучении и активизации самостоятельной работы учащихся.
7.
В ближайшей перспективе
системы образования наша страна сможет перейти на индивидуализированное обучение
, разрабатываемое на принципах моделирования учебного процесса.
8.
В профессиональном лицее
№ 59 можно внедрить систему модульного обучения , но для этого необходимо :
заинтересованность руководителя во внедрении в учебный процесс модульного обучения,
переподготовка всех преподавателей профлицея . Все это даст в будущем
положительные результаты т.к. обучение будет индивидуализированно , что
приведет к более полному усвоению знаний , умений и навыков.
Библиографический список
1.
Беспалько В.П. и др.
Системно-методическое обеспечение учебно- воспитательного процесса подготовки
специалиста .: Учебно-методическое пособие . М. Высшая школа 1989.
2.
Беспалько В.П. Методика
разработки предметных и комплексных квалификационных заданий для объективного
контроля качества подготовки специалистов ( для преподавателей высших и
средних специальных учебных заведений ) . - М : Министерство торговли РСФСР ,
учебно-методический комбинат , 1988 .
3.
Бабанский Ю.К. Педагогика
. М. Просвещение 1988 .
4.
Гесин С.И. Основы
педагогики . М. Просвещение 1995 .
5.
Добрынин В.А. Методические
указания к семинарским и практическим занятиям по экономике сельского хозяйства
М. Агропромиздат 1991.
6.
Добрынин В.А Экономика
сельского хозяйства М. Агропромиздат 1990.
7.
Ильина Т.А. Педагогика .
М. Просвещение 1994 .
8.
Козленкова Н.В. Управление
обучением с помощью ЭВМ . Учебное пособие . М. МСХА 1993 .
9.
Козленкова Н.В.
Автоматизированные обучающие системы учебное пособие. М. МСХА 1990.
10.Касимов Р.Я. Козленкова Н.В. Автоматизированные
обучающие системы ( методические рекомендации ) . М. МСХА 1988 .
11.Мамедов Н.К. Рыночная экономика . М. ВШ . 1996 .
12.Муравей А.С. Олейник Г.Г. Экономика организация и
планирование сельхозпроизводства . 1989.
13.Немов Р.С. Психология . М. Прсвещение 1996 .
14.Новиков В.А. Свиридов А.П. Дидактическая эффективность
обучения с применением автоматизированных обучающих систем . М. НИИ ВШ. 1985.
15.Платонова
16.Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования
: от деятельности к личности : учебное пособие для слушателей факультетов и
институтов повышения квалификации преподавателей ВУЗов и аспирантов .- М.:
Аспект Пресс , 1995.
17.Талызина Н.Ф. Пути разработки профиля специалиста.
Саратов : Издательство Саратовского университета . 1987.
18.Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного
обучения : Методическое пособие.- М. Народное образование 1996 .
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|