бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного ... бесплатно рефераты

- Как! Тут нет роз? - сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не нашла.

Тогда девочка опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде.

Обвила его ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.

- Как же я замешкалась! - сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? - спросила она у роз. - Правда ли, что он умер и не вернется больше?

- Он не умер! - отвечали розы. - Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж ними не было.

- Спасибо вам! - сказала Герда и пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: - Вы не знаете, где Кай?

Но каждый цветок грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае.

Тогда Герда пошла к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве.

- Ты, маленькое ясное солнышко! - сказала ему Герда. - Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать моего названого братца?

Одуванчик засиял еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой песенке ни слова не говорилось о Кае!

- Был первый весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала старушку. Поцелуй девушки дороже золота - он идет прямо от сердца. Золото на ее губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! - сказал одуванчик.

- Бедная моя бабушка! - вздохнула Герда. - Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать цветы - толку от них не добьешься, они знай твердят свое! - И она побежала в конец сада.

Дверь была заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею.

Наконец она устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и цвели цветы всех времен года, этого не было заметно.

- Господи! Как же я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! - сказала Герда и опять пустилась в путь.

Ах, как ныли ее бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю; листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими, терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!

Подчеркните цветной ручкой основные мысли.

Перескажите сказку своими словами.

32. Заполните таблицу:

Приключения Тома Сойера

Пункт плана

Основная мысль

1








2








3








4








5








6








7








8









Перескажите рассказ, используя любой способ запоминания.

Выучите стихотворение Е. Хоринской “В прощальный вечер”


                                                В прощальный вечер

               Клевером и цветами

Пахнет с дальних полей.

Тихо летит над нами

Лёгкий пух тополей. –

Вальса нежные звуки,

В зелени школьный зал,

Тёплые дружные руки,

Шумный прощальный бал…

Сколько песен пропето,

Сколько блестящих глаз!

Даже седой директор

С нами танцует вальс.

Близок рассвет лучистый,

И нам прощаться пора,

Будущие артисты,

Будущие мастера…


Перескажите рассказы “Святая ночь” или “В Назарете” любым понравившимся способом запоминания.






Заключение.

Ну вот, друг, ты и закрыл мою последнюю страницу. Я постаралась научить тебя быстро и непринуждённо запоминать тексты и стихи, а ты (надеюсь) с огромным интересом открывал свои новые возможности и способности.

Память человека – очень уникальное и интересное явление природы, т.к. ни одно живое существо на Земле не обладает такими способностями, как ты, твои друзья и все остальные люди, населяющие нашу планету.

Надеюсь, что смогу пригодиться тебе в дальнейшей жизни ты никогда не пожалеешь, что когда-то в третьем классе работал со мной.


Удачи!


P.S. Буду искренне признательна, если ты не закинешь меня в пыльный ящик, и будешь пользоваться моими уроками и при дальнейшем обучении в школе и в вузе.



Литература:

1.     Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Снежная королева. – М.,1986.

2.     Стихи. Рассказы. Сказки. / под. ред. Веселова Г.П. – М.,1985.

3.     Высотская О.И. Над рекой над Окой. – М.,1987.

4.     Ловцов Н.С. Полосатый Эргени. -  М.,1991.

5.     Платонов А.П. Сухой хлеб. – М.,1978.

6.     Скребицкий С.А. Лесной голосок. – М.,1984.

7.     Толстой Л.Н. Рассказы о детях.  – М., 1988.

8.     Хоринская Е.Е. Журавушка. – Сврд.,1984.

9.     Чехов А.П. Ну, Публика! – М.,1986.




















Приложение.

Способы запоминания текстов

Название способа

Суть способа (как пользоваться)

1. Планирование

1.     Текст должен быть ясно осмыслен.

2.     Подели текст на части и назови каждую часть.

3.     Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)

4.     Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.

5.     Перескажи текст.

2.Сжатый пересказ 

1.       Внимательно прочитай текст и раскрой смысл  названия текста.

2.       Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.

3.       Замени прямую речь и диалог косвенной речью.

4.       Продумай последовательность текста.

3. “Кинокамера”

1.       Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.

2.       Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.

3.       Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.

4.       Следи за последовательностью мысленных “картинок” и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.

5.       Попытайся просмотреть мысленно сложившееся “кино” и перескажи текст. 

4. “Суммирование”

1.      Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).

2.      Перескажи текст своими словами.

3.      Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста (или составь его самостоятельно).

4.   Объедини отдельные части текста в единое целое. 

5. “Просмотр”

1.        Быстро прочитай текст.

2.        Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.

3.        Пометь карандашом основные мысли.

4.        Перескажи текст своими словами.

5.        Просмотри текст повторно.

6. “ОВОД”

1.       Основные мысли (выпиши основные мысли).

2.       Внимательное чтение (прочитай текст внимательно, но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).

3.       Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если возникли вопросы в процессе чтения – ответь на них.

4.       Доводка. Вспомни всё самое существенное и расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно. 

7. “Что? Где? Когда?“

1.                    Определи количество героев или участников событий в тексте.

2.                    Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему? Где? Как?

3.                    Перескажи текст.


Способы запоминания стихов.

Название способа

Суть способа

1. Повторение

1.     Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повтори её 2-3 раза.

2.     Если стихотворение большое – заучи примерно половину, а потом – всё остальное.

3.     Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.

2. “Фотоаппарат”

1.     Прочитай стихотворение.

2.     Переводи текст в мысленные “иллюстрации” (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.

3.     Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.

4.     Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.

5.     Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.

6.     Расскажи кому-нибудь о стихотворении.

7.     Расскажи само стихотворение вслух.  


 

                            

2.3. Результаты  апробации рабочей тетради по развитию образной памяти у младших школьников.

Наша рабочая тетрадь была апробирована в третьем классе в течение пяти недель, и, работая с ней, дети добились следующих  результатов:

1.     Научились более продуктивно работать с текстом

2.     Научились более рационально использовать возможности своей памяти

3.     Закрепили и усовершенствовали умение выделять основную мысль текста и отличать главное от второстепенного.

Данная тетрадь способствует решению таких проблем, как:

1.      Формирование навыков  учебной деятельности

2.     Подготовка к  дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом.

Ученики с интересом работали с данной тетрадью, активно работали на уроках и были искренне заинтересованы в работе с данной тетрадью и в дальнейшем её использовании.


  






Заключение.

В рамках нашего проекта мы рассматривали сущность памяти, её виды, обобщили данные по методике развития памяти и создали рабочую тетрадь по развитию памяти “Запоминайка” на уроках литературного чтения для третьих классов. Просматривая и анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу: в настоящее время не существует единого подхода к определению памяти, что, возможно, приведёт к дальнейшим изменениям в методике развития памяти на уроках литературного чтения в процессе дальнейших разработок, так как  разнообразие определений памяти доказывает, что данный психический процесс  до конца не изучен.

Работая с методической литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, мы обобщили и систематизировали данные и, в соответствии с этими данными, разработали комплекс упражнений по развитию образной памяти с учётом психологических особенностей младших школьников.  Нам сложно сказать, насколько эффективным будет использование нашей  рабочей тетради, так как мы столкнулись с такими фактами как отсутствие современных методических пособий (последнее отечественное издание вышло в 1967 году)   и ограниченность сведений о развитии образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Но, тем не менее, в результате апробации выяснилось, что наша тетрадь имеет свою актуальность, так как способствует решению таких задач, как:

1.  Формирование  учебной деятельности

2. Подготовка к  дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и умением работать с текстом,  

что и было подтверждено в отзыве на наш проект руководителем педагогической практики.

Список  использованной литературы:

1. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение в начальных классах. – М.,  1967.

2. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 1994.

3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно учился. – М., 1988. 

4. Бронский C. Н. Память и мышление. – М.,   1935.

5. Возрастные и индивидуальные различия памяти /под ред. Смирнова А.А. - М. 1967.

6. Вопросы психологии памяти /сборник/ под ред. Айзман К.Е. – М. 1958.

7. Самарское областное общество психологов. Общие представления о памяти//Вопросы психологии. -  2001.- 1.- с.28-31.

8.  Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. – М., 1960.

9. Зеньковский В.В. Психология детства- М., 1996.

10. Еникеев М.И., Кочетков Л.И. Общая, социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь – М., 1997.

11. Занков Л.В. Память школьника. – М., 1994.

12. Ипполитов Ф.В. Память и ее воспитание. // Память школьника. – М., 1978

13. Курова Н.Д. Риторическая диагностика как средство развития речи учащихся 4 класса на уроках “речь и культура общения” – руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.

14. Левин А.В. Развитие речи на уроках чтения. – М. 1967.

15. Липкина А.И., Оморокова М.М. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.

16. Леонтьев А.Н. Развтие памяти. – М., 1977

17. Мальцева К.Б. Развитие памяти школьника. – М., 1956.

18. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. – руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.

19. Обухова А.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995.

20. Розов А.И. Память. – М., 1970.

21. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – М., 1970.

22.Рыбников Н.А. Память. Ее педагогика и психология. – М., 1970.

23. Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.,1993.

24.Ляудис В.Я. Память в процессе развития. – М.,1976.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


 © 2010 Все права защищены.