|
|
Меню
|
|
Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного ...
- Как! Тут нет
роз? - сказала Герда и сейчас же побежала в сад, искала их, искала, да так и не
нашла.
Тогда девочка
опустилась на землю и заплакала. Теплые слезы падали как раз на то место, где
стоял прежде один из розовых кустов, и как только они увлажнили землю, куст
мгновенно вырос из нее, такой же цветущий, как прежде.
Обвила его
ручонками Герда, принялась целовать розы и вспомнила о тех чудных розах, что
цвели у нее дома, а вместе с тем и о Кае.
- Как же я замешкалась!
- сказала девочка. - Мне ведь надо искать Кая!.. Вы не знаете, где он? -
спросила она у роз. - Правда ли, что он умер и не вернется больше?
- Он не умер! -
отвечали розы. - Мы ведь были под землей, где лежат все умершие, но Кая меж
ними не было.
- Спасибо вам! - сказала Герда и
пошла к другим цветам, заглядывала в их чашечки и спрашивала: - Вы не знаете,
где Кай?
Но каждый цветок
грелся на солнышке и думал только о своей собственной сказке или истории. Много
их наслушалась Герда, но ни один не сказал ни слова о Кае.
Тогда Герда пошла
к одуванчику, сиявшему в блестящей зеленой траве.
- Ты, маленькое
ясное солнышко! - сказала ему Герда. - Скажи, не знаешь ли ты, где мне искать
моего названого братца?
Одуванчик засиял
еще ярче и взглянул на девочку. Какую же песенку спел он ей? Увы! И в этой
песенке ни слова не говорилось о Кае!
- Был первый
весенний день, солнце грело и так приветливо светило на маленький дворик. Лучи
его скользили по белой стене соседнего дома, и возле самой стены проглянул первый
желтенький цветок, он сверкал на солнце, словно золотой. Во двор вышла посидеть
старая бабушка. Вот пришла из гостей ее внучка, бедная служанка, и поцеловала
старушку. Поцелуй девушки дороже золота - он идет прямо от сердца. Золото на ее
губах, золото в сердце, золото и на небе в утренний час! Вот и все! - сказал
одуванчик.
- Бедная моя
бабушка! - вздохнула Герда. - Верно, она скучает обо мне и горюет, как горевала
о Кае. Но я скоро вернусь и его приведу с собой. Нечего больше и расспрашивать
цветы - толку от них не добьешься, они знай твердят свое! - И она побежала в
конец сада.
Дверь была
заперта, но Герда так долго шатала ржавый засов, что он поддался, дверь
отворилась, и девочка так, босоножкой, и пустилась бежать по дороге. Раза три
оглядывалась она назад, но никто не гнался за нею.
Наконец она
устала, присела на камень и осмотрелась: лето уже прошло, на дворе стояла
поздняя осень. Только в чудесном саду старушки, где вечно сияло солнышко и
цвели цветы всех времен года, этого не было заметно.
- Господи! Как же
я замешкалась! Ведь уж осень на дворе! Тут не до отдыха! - сказала Герда и
опять пустилась в путь.
Ах, как ныли ее
бедные усталые ножки! Как холодно, сыро было вокруг! Длинные листья на ивах
совсем пожелтели, туман оседал на них крупными каплями и стекал на землю;
листья так и сыпались. Один только терновник стоял весь покрытый вяжущими,
терпкими ягодами. Каким серым, унылым казался весь мир!
Подчеркните
цветной ручкой основные мысли.
Перескажите
сказку своими словами.
32. Заполните таблицу:
|
Приключения Тома Сойера
|
Пункт плана
|
Основная мысль
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
|
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
5
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
8
|
|
|
|
|
|
|
|
Перескажите рассказ,
используя любой способ запоминания.
Выучите стихотворение
Е. Хоринской “В прощальный вечер”
В прощальный вечер
Клевером и цветами
Пахнет с дальних
полей.
Тихо летит над нами
Лёгкий пух тополей.
–
Вальса нежные звуки,
В зелени школьный
зал,
Тёплые дружные руки,
Шумный прощальный
бал…
Сколько песен
пропето,
Сколько блестящих
глаз!
Даже седой директор
С нами танцует
вальс.
Близок рассвет
лучистый,
И нам прощаться
пора,
Будущие артисты,
Будущие мастера…
Перескажите рассказы
“Святая ночь” или “В Назарете” любым понравившимся способом запоминания.
Заключение.
Ну
вот, друг, ты и закрыл мою последнюю страницу. Я постаралась научить тебя
быстро и непринуждённо запоминать тексты и стихи, а ты (надеюсь) с огромным
интересом открывал свои новые возможности и способности.
Память
человека – очень уникальное и интересное явление природы, т.к. ни одно живое
существо на Земле не обладает такими способностями, как ты, твои друзья и все
остальные люди, населяющие нашу планету.
Надеюсь,
что смогу пригодиться тебе в дальнейшей жизни ты никогда не пожалеешь, что
когда-то в третьем классе работал со мной.
Удачи!
P.S. Буду искренне признательна, если ты не закинешь меня в пыльный ящик,
и будешь пользоваться моими уроками и при дальнейшем обучении в школе и в вузе.
Литература:
1. Андерсен Г.-Х. Дикие лебеди. Снежная королева. – М.,1986.
2. Стихи. Рассказы. Сказки. / под. ред. Веселова Г.П. – М.,1985.
3. Высотская О.И. Над рекой над Окой. – М.,1987.
4. Ловцов Н.С. Полосатый Эргени. - М.,1991.
5. Платонов А.П. Сухой хлеб. – М.,1978.
6. Скребицкий С.А. Лесной голосок. – М.,1984.
7. Толстой Л.Н. Рассказы о детях. – М., 1988.
8. Хоринская Е.Е. Журавушка. – Сврд.,1984.
9. Чехов А.П. Ну, Публика! – М.,1986.
Приложение.
Способы запоминания текстов
|
Название способа
|
Суть способа (как пользоваться)
|
1. Планирование
|
1.
Текст должен быть ясно осмыслен.
2.
Подели текст на части и назови каждую часть.
3.
Постарайся в названии выразить главную мысль (не
перегружай план второстепенными деталями!)
4.
Постарайся уловить связь между главным и
второстепенным в тексте.
5.
Перескажи текст.
|
2.Сжатый пересказ
|
1.
Внимательно прочитай текст и раскрой смысл
названия текста.
2.
Выдели в каждом абзаце слова и предложения,
раскрывающие главную мысль.
3.
Замени прямую речь и диалог косвенной речью.
4.
Продумай последовательность текста.
|
3. “Кинокамера”
|
1.
Прочитай текст внимательно, не пропуская ни
малейшей детали.
2.
Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере
его прочтения.
3.
Обращай внимание на чувства, которые вызывают те
или иные ситуации.
4.
Следи за последовательностью мысленных “картинок”
и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.
5.
Попытайся просмотреть мысленно сложившееся “кино”
и перескажи текст.
|
4. “Суммирование”
|
1.
Бегло ознакомься с текстом (читай только те части
текста, в которых содержатся основные мысли).
2.
Перескажи текст своими словами.
3.
Выбери предложение, в котором содержится основная
мысль всего текста (или составь его самостоятельно).
4. Объедини
отдельные части текста в единое целое.
|
5. “Просмотр”
|
1.
Быстро прочитай текст.
2.
Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при
чтении.
3.
Пометь карандашом основные мысли.
4.
Перескажи текст своими словами.
5.
Просмотри текст повторно.
|
6. “ОВОД”
|
1.
Основные мысли (выпиши основные мысли).
2.
Внимательное чтение (прочитай текст внимательно,
но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).
3.
Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если
возникли вопросы в процессе чтения – ответь на них.
4.
Доводка. Вспомни всё самое существенное и
расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно.
|
7. “Что? Где?
Когда?“
|
1.
Определи количество героев или участников событий
в тексте.
2.
Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему?
Где? Как?
3.
Перескажи текст.
|
Способы запоминания стихов.
|
Название способа
|
Суть способа
|
1. Повторение
|
1.
Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30
мин. вновь повтори её 2-3 раза.
2.
Если стихотворение большое – заучи примерно
половину, а потом – всё остальное.
3.
Если стих маленький (не больше трёх
четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.
|
2. “Фотоаппарат”
|
1.
Прочитай стихотворение.
2.
Переводи текст в мысленные “иллюстрации”
(прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в
этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.
3.
Ясно представь себе картину образов, содержащихся
в стихотворении.
4.
Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь
от образов.
5.
Ещё раз прочитай выразительно стихотворение
вслух.
6.
Расскажи кому-нибудь о стихотворении.
7.
Расскажи само стихотворение вслух.
|
2.3. Результаты апробации рабочей тетради по развитию образной памяти
у младших школьников.
Наша рабочая тетрадь
была апробирована в третьем классе в течение пяти недель, и, работая с ней,
дети добились следующих результатов:
1. Научились более продуктивно работать с текстом
2. Научились более рационально использовать возможности своей памяти
3. Закрепили и усовершенствовали умение выделять основную мысль текста и
отличать главное от второстепенного.
Данная тетрадь
способствует решению таких проблем, как:
1. Формирование навыков учебной деятельности
2. Подготовка к дальнейшему обучению посредством работы по овладению
мнемическими приемами и умением работать с текстом.
Ученики с интересом
работали с данной тетрадью, активно работали на уроках и были искренне
заинтересованы в работе с данной тетрадью и в дальнейшем её использовании.
Заключение.
В рамках нашего
проекта мы рассматривали сущность памяти, её виды, обобщили данные по методике
развития памяти и создали рабочую тетрадь по развитию памяти “Запоминайка” на
уроках литературного чтения для третьих классов. Просматривая и анализируя
психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу: в настоящее время не
существует единого подхода к определению памяти, что, возможно, приведёт к
дальнейшим изменениям в методике развития памяти на уроках литературного чтения
в процессе дальнейших разработок, так как разнообразие определений памяти
доказывает, что данный психический процесс до конца не изучен.
Работая с методической
литературой по развитию памяти на уроках литературного чтения, мы обобщили и
систематизировали данные и, в соответствии с этими данными, разработали
комплекс упражнений по развитию образной памяти с учётом психологических
особенностей младших школьников. Нам сложно сказать, насколько эффективным
будет использование нашей рабочей тетради, так как мы столкнулись с такими
фактами как отсутствие современных методических пособий (последнее
отечественное издание вышло в 1967 году) и ограниченность сведений о развитии
образной памяти младших школьников на уроках литературного чтения. Но, тем не
менее, в результате апробации выяснилось, что наша тетрадь имеет свою
актуальность, так как способствует решению таких задач, как:
1. Формирование
учебной деятельности
2. Подготовка к
дальнейшему обучению посредством работы по овладению мнемическими приемами и
умением работать с текстом,
что и было
подтверждено в отзыве на наш проект руководителем педагогической практики.
Список
использованной литературы:
1. Адамович Е.А, Яковлева В.И. Чтение
в начальных классах. – М., 1967.
2. Безрукова В.С. Педагогика. –
Екатеринбург, 1994.
3. Бардин К.В. Чтобы ребенок успешно
учился. – М., 1988.
4. Бронский C. Н. Память и мышление. – М., 1935.
5. Возрастные и индивидуальные
различия памяти /под ред. Смирнова А.А. - М. 1967.
6. Вопросы психологии памяти /сборник/ под
ред. Айзман К.Е. – М. 1958.
7. Самарское областное общество
психологов. Общие представления о памяти//Вопросы психологии. - 2001.- 1.-
с.28-31.
8. Выготский Л.С. Память и ее
развитие в детском возрасте // Развитие высших психических функций. – М., 1960.
9. Зеньковский В.В. Психология детства-
М., 1996.
10. Еникеев М.И., Кочетков Л.И. Общая,
социальная и юридическая психология: Краткий энциклопедический словарь – М.,
1997.
11. Занков Л.В. Память школьника. –
М., 1994.
12. Ипполитов Ф.В. Память и ее
воспитание. // Память школьника. – М., 1978
13. Курова Н.Д. Риторическая
диагностика как средство развития речи учащихся 4 класса на уроках “речь и
культура общения” – руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.
14. Левин А.В. Развитие речи на
уроках чтения. – М. 1967.
15. Липкина А.И., Оморокова М.М.
Работа над устной речью учащихся на уроках чтения. - М., 1967.
16. Леонтьев А.Н. Развтие памяти. –
М., 1977
17. Мальцева К.Б. Развитие памяти
школьника. – М., 1956.
18. Михаэлис О.Н. Сжатый пересказ как
условие развития связной речи младших школьников на уроках чтения. –
руководитель: Рожина Т.Е. / Екатеринбург, 2000.
19. Обухова А.Ф. Детская психология:
теории, факты, проблемы. - М., 1995.
20. Розов А.И. Память. – М., 1970.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. – М., 1970.
22.Рыбников Н.А. Память. Ее
педагогика и психология. – М., 1970.
23. Лапп Д. Улучшаем память – в любом
возрасте. – М.,1993.
24.Ляудис В.Я. Память в процессе
развития. – М.,1976.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|