Мнемические приемы как средство развития образной памяти младших школьников на уроках литературного ...
Нарисуйте иллюстрацию
к стихотворению “Бежит тропинка c бугорка”… на альбомном
листе.
Какие средства
художественной выразительности использовала М. Цветаева в стихотворении
“Красною кистью рябина зажглась…”
Почему стихотворение
позволяет ясно представить себе день её рождения?
Зарисуйте ветку
рябины:
Прочитайте стихотворение “За книгами”
выразительно и по ролям.
Какую иллюстрацию можно нарисовать к
данному стихотворению.
Выучите любым из двух понравившихся
способов одно из стихотворений М.И. Цветаевой.
Внимание! Конкурс!
Назовите как можно больше
стихотворений о детстве и их авторов. Победителя ждёт приз!
26. Прочитайте выразительно стихотворение
Тугиновой В.М. Чем оно вам понравилось? Что запомнилось больше всего?
Расскажите о маме от третьего лица и о
девочке от первого лица.
В чём заключается основная мысль
стихотворения “Синицы”? запишите её в тетрадь:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, это стихотворение о синицах? Объясните,
почему?
Раскройте основную мысль стихотворения
(объясните, как вы её понимаете).
Сочините стихотворение о своём детстве.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
29. Выучите стихотворение “Хлеб”
Н.М. Рубцова наизусть;
Почему старушка сказала, что
хлеб себя несёт? Как вы понимаете эту фразу?
V. Раздел: Что мы делали – мы скажем,
что умеем – мы покажем…
29. Расскажите от первого лица о
Гулливере, об одном из человечков, впервые увидевшего Гулливера.
Выпишите имена всех героев сказки
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
И ответьте на
вопросы:
Кто делает Что?
Когда?
Почему?
Где?
Как?
Перескажите отрывок из сказочной повести
“Путешествия Гулливера”.
Прочитайте сказку братьев Гримм “Маленькие
человечки”.
Маленькие человечки.
Жил на свете сапожник. Денег
у него совсем не было. И так он на конец обеднел, что остался у него только
один кусок кожи на пару сапог. Выкроил он под вечер из этой кожи заготовки для
сапог и подумал:
“Лягу спать, а
утром встану пораньше и сошью сапоги”.
Так он и сделал: лёг и уснул. А утром
проснулся, умылся и хотел садиться за работу – сапоги шить. Только смотрит, а
работа его уже готова – сшиты сапоги.
Очень удивился
сапожник. Он не знал даже, как такой случай можно объяснить.
Взял он сапоги и
начал их внимательно рассматривать.
Как хорошо они были сработаны! Ни
одного стежка не было неверного. Сразу было видно, что искусный мастер те
сапоги шил. А скоро нашёлся и покупатель на сапоги. И так они ему понравились,
что заплатил он за них большие деньги. Смог теперь сапожник купить себе кожи на
две пары сапог. Скроил он вечером две пары сапог и думает:
“Лягу я сейчас
спать, а утром встану пораньше и начну шить”.
Встал он утром,
умылся, смотрит – готовы обе пары сапог. Покупатели опять скоро нашлись. Очень
им понравились сапоги. Заплатили они сапожнику большие деньги, и смог он купить
себе кожи на целых четыре пары сапог.
На другое утро и
эти четыре пары были готовы.
И так пошло
каждый день. Что скроит сапожник, то к утру уже бывает сшито.
Кончилась у
сапожника бедная да голодная жизнь.
Однажды вечером
скроил он, как всегда, сапоги, но перед сном вдруг говорит своей жене:
-
Слушай,
жена, что если сегодня ночью не ложиться спать, а посмотреть, кто это там
сапоги шьёт?
Жена обрадовалась и сказала:
- Конечно, не
будем ложиться, давай посмотрим.
Зажгла жена свечу
на столе, потом спрятались они в углу под платьями и стали ждать.
И вот ровно в
полночь пришли в комнату маленькие человечки. Сели они за сапожный стол, взяли
своими маленькими пальчиками накроенную кожу и начали шить.
Они так проворно
и быстро тыкали шилом, тачали да постукивали молотками, что сапожник от
изумления не мог отвезти от них глаз. Они работали до тех пор, пока не сшили
все сапоги. А когда последняя пара была готова, спрыгнули человечки со стола и
сразу исчезли.
Утром жена
сказала мужу:
-
Маленькие
человечки сделали нас богатыми. Надо и нам сделать им что-нибудь хорошее.
Приходят человечки к нам по ночам, одежды на них нет, и, наверно им очень
холодно. Знаешь, что я придумала: сошью-ка я каждому из них курточку, рубашечку
и штанишки. А ты им сапожки смастери.
Выслушал её муж и говорит:
- Хорошо ты придумала. То-то
они, наверно, обрадуются?
И вот однажды вечером
положили они свои подарки на стол вместо выкроенной кожи, а сами опять
спрятались в углу и стали ждать маленьких человечков.
Ровно в полночь,
как всегда, пришли в комнату маленькие человечки. Они прыгнули на стол и хотели
сразу же приняться за работу. Только смотрят – на столе вместо скроенной кожи
лежат красивые рубашки, костюмчики и стоят маленькие сапожки.
Сперва удивились
маленькие человечки, а потом очень обрадовались.
Быстро-быстро
надели они свои красивые костюмчики и сапожки, затанцевали и запели:
- Хороши у нас наряды,
Значит, не о чём
тужить!
Мы нарядам нашим
рады
И сапоги не будем
шить!
Долго пели, танцевали и
прыгали маленькие человечки через стулья и скамейки. Потом они исчезли и больше
уже не приходили шить сапоги. Но счастье и удача с тех пор не покидала
сапожника во всю его долгую жизнь.
Перескажите
сказку, используя способ запоминания “Что? Где? Когда?” (см. в приложении).
30. Составьте план к любому понравившемуся
рассказу о приключениях Барона Мюнхгаузена из двух предложенных.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напишите, о каких приключениях Барона Мюнхгаузена вы читали
ещё?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Верните перепутанные части текста на свои
места:
Сердитая барыня
(отрывок)
В усадьбе жила
барыня – до того сердитая, никому житья не было! Староста придёт спросить что –
она его не отпустит, пока не отхлещет. А мужикам-то житья не бывало никакого:
драла, как собак.
А барыня проснулась рано утром у сапожника
и кричит:
-
Слуги!
Сапожник сидит и шьёт:
-
Подымайся,
баба, пора печь топить!
-
А ты кто
такой? Подавай умываться!
-
Ах ты,
барыня! Сама поди по воду: солнышко давно встало. – Вскочил со стула, сдёрнул
ремень и давай её хлестать. – Ты нечто не знаешь своей должности? Ты должна
вставать и печь затоплять! И до того хлестал её, пока не устал. Барыня
взмолилась. Побрела по воду, потом за дровами, затопила печь, кое-чего сварила.
Как узнал об этом
солдат, переменил ночью барыню и сапожникову жену. Утром встаёт барыня
тихонько, выходит из своей комнаты: “Что это, я в старом доме? откуда я
взялась?”. Спросила служанок.
- Служанки! Как же я сюда
попала?
-
Ты,
барыня, нигде и не бывала!
И с тех пор
барыня мягкая-мягкая сделалась. А сапожникова жена стала жить по старому.
И так жила она
два месяца. За что ни возьмётся, ничего у неё не выходит, всё из рук валится:
то щи не доварит, то воду разольёт. Сапожник её не раз колотил. И сделалась
барыня добрая, работящая.
Вот раз приходит
солдат на побывку домой. Рассказали ему про барыню, он и говорит: “Я её
проучу”. Настала ночь, барыня уснула. Велел солдат лошадей запрячь. Подъехал к
усадьбе, тихонько вынес барыню и отвёз в избу сапожнику. А сапожникову жену
отвёз в усадьбу.
Пробудилась по
утру жена сапожника, видит – дом преотличный. Тотчас служанки к ней подбежали,
подают умываться. Умылась – подали полотенце, вытерлась. Подают самовар. Села
она чай пить. Староста приходит к ней на цыпочках. Она взглянула на него, что
за мужик?
- Тебе, - говорит, - что надо?
- Я, барыня, пришёл спросить,
какой наряд на сегодня дадите.
А она
догадалась, как ответить:
- Нешто вы не знаете? Что вчера делали,
то и сегодня делайте!
Староста вышел на кухню и говорит:
- Сегодня барыня, добрая,
просто отроду такая не бывала!
Живёт
сапожникова жена в усадьбе месяц и другой, и так её расхвалили крестьяне – по
всей округе нет лучше барыни!
Озаглавьте каждую
из частей.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перескажите рассказ,
используя способ запоминания “Что? Где? Когда?”
31.Составьте
сжатый пересказ к сказке Андерсена Г.Х. “Русалочка”.
Нарисуйте любого
понравившегося героя сказки на альбомном листе.
Объясните, почему он
вам понравился?
Выпишите основную мысль
сказки.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прочитайте отрывок из сказки “Снежная королева” Г.Х. Андерсена с конца.
Цветник женщины, которая умела колдовать.
Было
ещё очень рано. Герда поцеловала спящую бабушку, надела красные башмачки и
побежала одна-одинёшенька за город, прямо к реке.
- Правда,
что ты взяла моего названного братца? – спросила Герда. – Я подарю свои красные
башмачки, если ты вернёшь мне его!
И
девочке почудилось, что волны как-то странно кивают ей. Тогда она сняла свои
красные башмачки – самое драгоценное, что у неё было, и бросила в реку. Но они
упали у самого берега, и волны сейчас же вынесли их обратно – река словно бы не
хотела брать у девочки её драгоценность, т.к. не могла вернуть её Кая. Девочка
же подумала, что кинула башмачки недостаточно далеко, влезла в лодку,
качавшуюся в тростнике, стала на самый краешек кормы и опять бросила башмачки в
воду. Лодка не была привязана и от её толчка отошла от берега. Девочка хотела
поскорее выпрыгнуть на берег, но, пока пробиралась с кормы на нос, лодка уже
совсем отплыла и быстро неслась по течению.
Герда ужасно
испугалась и принялась плакать и кричать, но никто, кроме воробьев, не слышал
ее. Воробьи же не могли перенести ее на сушу и только летели за ней вдоль
берега и щебетали, словно желая ее утешить:
- Мы здесь! Мы
здесь!
Лодку уносило все
дальше. Герда сидела смирно, в одних чулках: красные башмачки ее плыли за
лодкой, но не могли догнать ее.
"Может быть,
река несет меня к Каю?" - подумала Герда, повеселела, встала на ноги и
долго-долго любовалась красивыми зелеными берегами.
Но вот она
приплыла к большому вишневому саду, в котором ютился домик под соломенной
крышей, с красными и синими стеклами в окошках. У дверей стояли два деревянных
солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. Герда закричала им - она
приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. Вот она подплыла к ним
еще ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала еще
громче. Из домика вышла старая-престарая старушка с клюкой, в большой
соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
- Ах ты, бедное
дитятко! - сказала старушка. - И как это ты попала на такую большую быструю
реку да забралась так далеко?
С этими словами
старушка вошла в воду, зацепила лодку клюкой, притянула к берегу и высадила
Герду.
Герда была
рада-радешенька, что очутилась наконец на суше, хоть и побаивалась незнакомой
старухи.
- Ну, пойдем, да
расскажи мне, кто ты и как сюда попала, - сказала старушка.
Герда стала
рассказывать ей обо всем, а старушка покачивала головой и повторяла: "Гм!
Гм!" Когда девочка кончила, она спросила старушку, не видала ли она Кая.
Та ответила, что он еще не проходил тут, но, верно, пройдет, так что горевать
пока не о чем, пусть Герда лучше отведает вишен да полюбуется цветами, что
растут в саду: они красивее, чем в любой книжке с картинками, и все умеют
рассказывать сказки. Тут старушка взяла Герду за руку, увела к себе в домик и
заперла дверь на ключ.
Окна были высоко
от пола и все из разноцветных - красных, синих и желтых - стеклышек; от этого и
сама комната была освещена каким-то удивительным радужным светом. На столе
стояла корзинка с чудесными вишнями, и Герда могла есть их сколько угодно. А
пока она ела, старушка расчесывала ей волосы золотым гребешком. Волосы вились
кудрями и золотым сиянием окружали милое, приветливое, круглое, словно роза,
личико девочки.
- Давно мне
хотелось иметь такую миленькую девочку! - сказала старушка. - Вот увидишь, как
ладно мы с тобой заживем!
И она продолжала
расчесывать кудри девочки и чем дольше чесала, тем больше забывала Герда своего
названого братца Кая - старушка умела колдовать. Только она была не злою
колдуньей и колдовала лишь изредка, для своего удовольствия; теперь же ей очень
захотелось оставить у себя Герду. И вот она пошла в сад, дотронулась клюкой до
всех розовых кустов, и те как стояли в полном цвету, так все и ушли
глубоко-глубоко в землю, и следа от них не осталось. Старушка боялась, что
Герда при виде этих роз вспомнит о своих, а там и о Кае да и убежит от нее.
Потом старушка
повела Герду в цветник. Ах, какой аромат тут был, какая красота: самые разные
цветы, и на каждое время года! Во всем свете не нашлось бы книжки с картинками
пестрее, красивее этого цветника. Герда прыгала от радости и играла среди
цветов, пока солнце не село за высокими вишневыми деревьями. Тогда ее уложили в
чудесную постель с красными шелковыми перинками, набитыми голубыми фиалками.
Девочка заснула, и ей снились сны, какие видит разве королева в день своей
свадьбы.
На другой день
Герде опять позволили играть в чудесном цветнике на солнце. Так прошло много
дней. Герда знала теперь каждый цветок в саду, но как ни много их было, ей все
же казалось, что какого-то недостает, только какого? И вот раз она сидела и
рассматривала соломенную шляпу старушки, расписанную цветами, и самым красивым
из них была роза - старушка забыла ее стереть, когда спровадила живые розы под
землю. Вот что значит рассеянность!
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|