бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методы организации самостоятельной работы школьников при обучении иностранному языку бесплатно рефераты

Подобный подход дидакты обосновывают результатами психологических исследований, согласно которым выделяется два вида мышления - репродуктивный и продуктивный. Следует, конечно, иметь в виду, что в реальном процессе познания в «чистом виде» они не проявляются; оба эти вида выступают в диалектическом единстве и в зависимости от уровня проблемности ситуации на первый план выступает либо репродуктивное, либо продуктивное мышление. Другими словами, шкала проблемности непрерывна и поэтому границы между выделенными классификационными единицами (ступенями и т.д.) весьма нечетки и условны.

И.Э. Унт (1966) исходит из двух принципов классификации видов самостоятельной работы школьников и предлагает соответственно две классификации. Первая основывается на источнике знаний или, по терминологии автора, «методике самостоятельной работы учащихся».

Самостоятельная работа учащихся над учебной литературой:

1. Работа над текстом учебника по составлению:

а) плана;

б) конспекта;

в) ответов на вопросы учителя;

г) таблиц;

д) диаграмм и схем.

2. Работа над иллюстративным материалом учебника.

3. Выполнение упражнений и заданий на базе учебника:

а) поиски примеров;

б) составление задач.

4. Работа с иной литературой и учебными пособиями:

а) с художественной литературой;

б) с другими литературными источниками;

в) со словарями;

г) с атласом и контурными картами;

д) с наглядными пособиями;

е) с диа- и кинофильмами;

ж) наблюдения;

з) работа с магнитофоном;

и) практические и лабораторные работы.

Позднее И.Э.Унт (1974) предложила новую классификацию, взяв за ее основу содержание заданий для самостоятельной работы, и выделила три типа учебных заданий:

1) опосредующие учебную информацию (задания, которые содержат учебный материал или указывают источник знаний, частично заменяют устное изложение учителя и предназначены для первоначального восприятия учебного материала);

2) управляющие работой учащихся с учебным материалом (задания, которые руководят осмыслением и систематизацией учебного материала, самоконтролем; систематизацией, обобщением и выводами; формированием знаний, умений и навыков - наблюдения, работа над текстом учебной литературы, упражнения, практические и лабораторные работы);

3) требующие от ученика творческой (продуктивной) деятельности (направляющие учащихся на самостоятельное собирание материала, поиски примеров и составление задач, написание сочинений и др., нахождение проблем и их решение; сюда относятся все задания, связанные с проблемным обучением).

В 70-е годы актуальность развития у учащихся умений самостоятельно работать возрастает в силу социально-экономического развития общества, в силу научно-технического прогресса, в силу модернизации производства.

Меняется подход к классификации видов самостоятельной работы. Если педагоги 50-60-ых годов их классифицировали по диагностическим целям (Б.П.Есипов), по источнику знаний (В.П.Стрезикозин), то в 70-е годы в основу классификации брали структуру познавательной деятельности учащихся. В соответствии с уровнем самостоятельной продуктивной деятельности учащихся П.И.Пидкасистый [31] выделяет 4 типа самостоятельных работ:

─ по образцу;

─ реконструктивные;

─ вариативные;

─ творческие.

Каждый из них имеет свои дидактические цели.

Самостоятельные работы по образцу необходимы для формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент для подлинно самостоятельной деятельности ученика.

Реконструктивные самостоятельные работы учат анализировать события, явления, факты, формируют приёмы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, создают условия для развития мыслительной активности школьников.

Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Вариативные самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, формируют творческую личность.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эти работы закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, являются одним из самых эффективных средств формирования творческой личности.

Таким образом, применение на практике разнообразных видов самостоятельных работ способствует совершенствованию умений работать самостоятельно и развитию самостоятельности ученика. Однако любая работа должна начинаться с осознания учащимися цели действий и способов действий.

По степени самостоятельности учащиеся самостоятельные работы классифицируют Е.П.Бруновт, М.Н.Скаткин и другие. Они выделяют самостоятельные работы:

1)                подражательного характера;

2)                тренировочные с применением имеющихся знаний;

3)                исследовательского характера, то есть знания учащиеся получают из наблюдений, опытов.

Как видим, усиление самостоятельной работы учащихся на уроке, развитие их познавательной активности ─ главный результат поисков обучения самостоятельной работе.

Проведённые в последние годы разносторонние исследования педагогов (Л.А.Аристовой, Ю.К.Бабанским, Л.В.Занковым, И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным, М.И.Махмутовым и другими убедительно показали, что среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит мышлению школьника, сформированным приёмам умственной деятельности. Особо важное внимание этим проблемам должно уделяться при организации самостоятельного учения, а для этого нужно научить учащихся правильно мыслить, то есть заложить основы самостоятельного мышления.

В исследованиях И.Я.Лернера много внимания уделяется вопросу развития у учащихся творческого потенциала, усвоения опыта творческой деятельности.

Главный принцип формирования самостоятельного мышления учащихся - системность. Ведущая роль в умственном развитии принадлежит содержанию образования, системе научных знаний, которыми овладевают учащиеся. Поэтому, предлагая детям ту или иную самостоятельную задачу, нужно, прежде всего, учитывать наличие знаний по данному вопросу. Учить самостоятельно мыслить школьников в процессе обучения ─ это значит, учитывая их природные особенности, опираться на методологические и психологические основы их развития.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что до сего времени дидактам не удалось создать универсальной классификации видов самостоятельной работы, которая учитывала бы в равной мере и внешние, и внутренние стороны учебной деятельности школьников. Попытки разработать подобные классификации оказались, в конечном итоге, неудачными.

Таким образом, наиболее завершенные классификации, как мы это уже отмечали, основываются на внешних признаках, тогда как попытки выделения видов самостоятельной работы, исходя из внутреннего содержания деятельности учащегося, пока не увенчались успехом. Более перспективными оказались попытки показать внутреннюю сущность самостоятельной работы путем классификации заданий (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, И.Э. Унт и др.). Однако и они все нуждаются в серьезной доработке. Тем не менее, даже идеально построенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности ученика при выполнении самостоятельной работы. Вряд ли правомерно ожидать в будущем появления какой-то универсальной классификации видов самостоятельной работы, отражающей все признаки этого двуединого процесса. Все такие, пусть даже логически завершенные классификации, окажутся в какой-то части искусственными.

Рассмотрев различные определения, мы пришли к выводу, что самостоятельная работа учащихся по иностранному языку – это такой вид учебной деятельности, при котором ученику даётся возможность действовать самостоятельно, без помощи активной помощи учителя, но при возникающей необходимости, эта деятельность подлежит частичному руководству учителя. Учащиеся же должны приложить максимум самостоятельности, самокоррекции, необходимые для умственные усилия, чтобы с успехом выполнить задание.

В психологическом плане, как было уже отмечено, ученики сталкиваются с рядом трудностей. Задачей учителя является дать правильное направление самостоятельной работе учеников. Очень важно, чтобы самостоятельная работа учащихся представляла для них интерес, материал не терял новизну, но и в то же время, был доступен для восприятия. Важно также учитывать особенности памяти учащихся и выявить путём тестирования каким видом памяти они обладают, так как в будущем это поможет учителю понять, как сделать процесс обучения иностранному языку более доступным для ученика.

Учёт всех вышеизложенных психологических моментов имеет, несомненно, положительный эффект при организации самостоятельной работы учеников по иностранному языку.

Что касается классификации видов самостоятельной работы учащихся, то единства мнений по этому вопросу у учёных не существует. Мы рассмотрели несколько классификаций, предложенных такими учёными-педагогами, как В.П. Стрезикозиным, Б.П. Есиповым, М.И. Моро, И.Э. Унт и т.д. Однако и они все нуждаются в серьезной доработке. Тем не менее, даже идеально построенная классификация заданий будет косвенно отражать характер деятельности ученика при выполнении самостоятельной работы.


Глава 2. Развитие самостоятельности учащихся в процессе обучения иностранному языку

2.1 Практическое применение методов активизации самостоятельной работы учащихся на уроках иностранного языка


Использование современных методов обучения является основой при организации самостоятельной работы учащихся на уроке. Одним из таких методов можно считать проблемный метод обучения. Он получил своё распространение в 20-30-х гг. 20в. в советской и зарубежной школе. Он основывается на теоретических положениях американского психолога и педагога Дж. Дьюи.

Сегодня под проблемным методом обучения понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимулировании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обусловлен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, формирующейся именно в проблемных ситуациях.

Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, формирование самостоятельности, творческого отношения к изучаемому происходит успешнее, если учитель постоянно рассуждает, размышляет, вовлекает учащихся в активный процесс доказательства, обоснования, и если предлагаемые задания требуют поисковой деятельности [3].

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Следует сказать, что проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов.

Хочется отметить, что источником внутренних стимулов самостоятельной познавательной деятельности является интенсификация ориентировочных действий учащихся, вызываемая постановкой проблемных вопросов и рациональной организацией самостоятельной работы. Подобные вопросы вызывают у учащихся стремление к самостоятельной познавательной деятельности.

Необходимо упомянуть, что этот метод, не смотря на свою эффективность, как и любой другой, нельзя считать единственно приемлемым для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных методов. Учителю следует помнить, что нельзя в каждом простейшем вопросе видеть проблему. Также нельзя выдвигать слишком сложные задания перед учениками, так как они требуют специальной подготовки и особых знаний. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать учащимся для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».

Важным моментом является подведение итогов обсуждения проблемы. Для этого учитель может использовать разные способы поощрения учащихся. Также учителю необходимо проявить терпимость к ошибкам учеников и исправлять эти ошибки тогда, когда ученику требуется помощь.

Как уже отмечалось выше, проблемный метод соответствует социальному заказу, природе развивающего научного знания, основным закономерностям развития личности и развивающего обучения. Использование проблемного метода обучения способствует эффективному развитию самостоятельной работы учащихся, принятию ими самостоятельных решений по той или ной проблеме [3].

В 1905 г. возникла форма индивидуализированного обучения, получившая название Дальтон-план. Она впервые была применена учительницей Еленой Паркхерст в американском городе Дальтоне (штат Массачусетс). Эту систему называют также лабораторной или системой мастерских, так как вместо классов в школе создаются лаборатории и предметные мастерские.

Основная цель данной формы организации обучения заключается в приспособлении темпа работы школы к возможностям и способностям каждого ученика. В лаборатории ученики занимались индивидуально, получая задание от присутствующего в мастерской учителя. Задания по каждому предмету выдавались учащимся на целый год. Затем они конкретизировались по месяцам. Учащиеся в течение месяца должны были выполнить эти задания и отчитаться по ним.

При возникновении каких-либо затруднений учащийся мог обращаться за помощью к учителю. Общегрупповая (фронтальная) работа проводилась в течение 1 ч в день. В остальное время учащиеся индивидуально изучали материал и отчитывались за выполнение каждой темы перед учителем соответствующего предмета.

Данная форма создала много эффективных приемов организации учебной деятельности. К примеру, чтобы стимулировать работу учащихся, дать им возможность сравнивать свои достижения с достижениями своих сверстников, учитель составлял специальные таблицы (экраны успеваемости), в которых ежемесячно отмечал ход выполнения учащимися своих заданий.

Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев. При составлении заданий учителю не следует увлекаться только репродуктивными и мыслительными заданиями, нужно обязательно предусматривать контрольно-оценочные и продуктивные задания [11].

В заданиях следует использовать лишь ту лексику, которую ученики понимают и знают. Составляя различные Дальтон-задания, учителю приходится сталкиваться с проблемой многозначности слов, которые могут встречаться в тексте. Поэтому перед выполнением заданий следует обсудить все проблемы, которые могут возникнуть в связи с их выполнением.

Задания должны опираться на актуальный опыт учеников и содержать в себе условия, расширяющие языковой опыт ученика. Задания по трудности должны быть равномерно распределены на всём отрезке обучения.

Как и у любого метода, у этого тоже есть ряд положительных признаков:

- индивидуализация процесса обучения

- развитие способов выбора

- приобретение умения самостоятельно работать со всякого рода литературой

- развитие умения сотрудничества и собственных идей [20].

Обратимся к мнению учеников, в школе которых проводятся занятия по иностранному языку с применением Дальтон-плана. Это школа №3 г. Екатеринбурга. Они утверждают, что для них Дальтон-урок - очень интересная форма работы. Во-первых, это свобода. Свобода во многом. Свобода в выборе уровня сложности заданий. Есть возможность пользоваться любыми справочниками, учебниками, словарями. Если их нет под рукой, они вправе сходить в библиотеку и воспользоваться имеющейся там литературой. Они подчёркивают, что Дальтон-уроки стали проводиться в их школе давно, отмечая, что эти уроки отличаются от обычных. Отличаются тем, что они, ученики, свободны в выборе формы работы: мы можем работать индивидуально, по парам или группам. Группы формируются по желанию, каждый включается в ту группу, которую выбирет сам, где ему удобнее получать помощь, если у него возникают трудности. Работа на Дальтон-уроках помогает выработать в себе чувство ответственности. Дальтон-урок - это урок поиска истины. Ученики должны сами докопаться до истины, до каких-то выводов, не дожидаясь подсказки учителя. Эти уроки - всегда кропотливый труд.

Следует уяснить, что Дальтон-план представляет собой не систему, а идею, способ обучения. Это не шаблон, по которому может строиться деятельность любого класса. И, тем не менее, это достаточно эффективное средство организации самостоятельной работы по иностранному языку.

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даст ему школа, а уметь применять их на практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4