Методы и приемы развития навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностра...
p>При всем разнообразии сюжетов в играх скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе [22]. Существенной психологической особенностью детской ролевой игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать её, вырабатывать на её основе планы и решения, как в стереотипных, так и в нестереотипных ситуациях, а это значит, что учебная игра может выступать как средство педагогической эвристики. Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность.
Для формирования творческого
самостоятельного инициативного мышления нужно [25]:
1) создавать внешние и
внутренние условия, обеспечивающие высокую эмоциональную включенность (по
принципам хороших, захватывающих игр) через:
а) создание и понимание у детей
свободы выбора в путях и средствах достижения цели на уроках;
б) понимание возможности
«проигрыша» при нерасчетливых действиях и завышенных притязаниях;
в) осознание зависимости своих
«выигрышей» от собственных знаний, умений и навыков, от способности обоснованно
рисковать;
2) учителю находиться в позиции
не «старшего товарища» или равноправного партнера, а комментатора и ведущего
игры-урока, консультанта;
3) предоставлять учащимся
самостоятельность в их действиях, создавать условия, при которых они не должны
рассчитывать на помощь учителя. Такие уроки перемежаются с
уроками-консультациями. У детей, кроме того, имеются дополнительные
информационные материалы, облегчающие выполнение задачи;
4) всемерно поощрять
оригинальность, нестандартность, продуктивность мышления.
Вывод
по I главе
Исходя из
сказанного выше, подчеркнем тот факт, что формирование творческой активности –
высшая цель активизации, но нельзя игнорировать более низкие ее ступени. К
содержательной стороне относятся составление и предъявление заданий,
активизирующих учебно-познавательный, а главное творческий процесс на уроках
иностранного языка. Другой ее стороной является организация активизированной
учебной работы. Значение этого метода достаточно велико, но для повышения эффективности
обучения необходимо комбинировать его с другими формами. Задания для
фронтальной работы могут быть направлены на активизацию [16]:
1) процесса
памяти;
2) процесса
логического мышления на базе имеющихся навыков и знаний;
3) творческой
деятельности и поиска новых знаний.
Специфика иностранного языка состоит
в том, что с одной стороны, овладение иноязычной речевой деятельностью
представляет собой весьма трудоемкий умственный процесс, требующий от учащихся
мобилизации их внимания, памяти, целеустремленности, воли, а с другой – сам
процесс овладения иностранным языком стимулирует дальнейшее познание мира и
духовных ценностей народов других стран, их психологии, образа жизни.
Ни один предмет школьного курса не
требует такой постоянной, систематической работы учащихся, как иностранный
язык, овладение которым требует не столько знаний, сколько умений. Чем меньше
встреч школьников с учителем в классе, на уроках, тем более необходимой и
значимой для становления учебно-познавательной мотивации становится целенаправленная
самостоятельная работа учащихся во внеурочное время в школе и дома.
Глава II. Практическое применение методов и
приемов развития самостоятельной творческой деятельности учащихся на уроках в
средней общеобразовательной школы
2.1. Развитие
навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения
иностранному языку
Работа педагога –
это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии
падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед
педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша
деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и
состоит основная трудность. Творчеству нельзя научить, но можно научить,
творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер,
волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества
помогают воспитывать профессионально грамотного педагога. Чтобы научить
учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться, не
преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления в
домашней работе. Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать
и делать отбор.
В условиях
глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые
требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в
современном мире являются способность к творческому развитию и саморазвитию,
способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому особое
внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных, но и
творческих способностей обучаемых [23].
Творческая
деятельность, рассматриваемая нами, дает учащимся общеобразовательных школ
широкие возможности для проявления собственной индивидуальности.
Непосредственное, активное участие школьников в данной деятельности, на
доступном уровне сложности, раскрывает большие перспективы в деле комплексного
развития и формирования творческого потенциала личности. Кроме того, постигая
секреты английского языка, школьники знакомятся с внутренним миром западного
человека, с его мировоззрением и т. д.
Именно
формирование творческих способностей как на занятиях по математике, литературе,
трудового обучения и т. д., так и на занятиях по английскому языку, часть
отечественной и мировой художественной культуры, впитавшая в себя обогащенный
опыт многовекового коллективного творчества, мудрость и талант многих
поколений, позволили открыть широкий простор для творчества и развития
учащихся, сделает их жизнь духовно богаче и многограннее.
Творческий
уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений
осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в
устной речи, так и при чтении, например, действовать в соответствии с
предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на
определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё отношение к его
содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с
содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста,
чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.
Практика
показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в
рамках традиционной модели обучения. Для осуществления целей образования,
выдвинутых на данном этапе, необходима смена фундаментальных основ обучения,
разработка эффективных обучающих технологий. Это особенно актуально, когда
многие учебные заведения отдают предпочтение, традиционным методам обучения, не
учитывая наметившийся сегодня выход на гуманистические отношения, личностное
общение и взаимодействие участников целостного педагогического процесса. В
современной психолого-педагогической науке имеется целый ряд исследований,
посвященных особенностям и закономерностям личностного развития обучаемых. В
работах М. К. Акимовой, В. Н.
Богородицкой, А. В. Баранников, А. А. Кирсанова, Е. К. Мишневой достаточно основательно освещены философские и
психолого-педагогические аспекты личностно-ориентированного подхода к обучению [13].
Приведем примеры
индивидуальной творческой работы в процессе обучения иностранному языку.
Пример 1.
«Творческая
работа, направленная на изучение трех времен английских глаголов». Учитель дает
несколько примеров, на основе которых ученики должны придумать свои рифмовки.
Например:
Нужно деньги pay – paid – paid
Чтоб купить
вкусненьких конфет.
Я ring – rang – rung
В «Спартак» банк
Он run – ran – run
По степям и по
горам
Много read – read – read
Наш любимый
старый дед
Пример 2.
Рассмотрим урок английского
языка в 9 классе средней общеобразовательной школы, направленный на развитие
навыков самостоятельной творческой деятельности.
Тема урока: «The future».
Цели:
Образовательная:
повторение и закрепление грамматического материала, активизация в речи учащихся
пройденной лексики по теме, ознакомление с новой лексикой; формирование навыков
работы над упражнениями.
Воспитательная:
формирование у учащихся трудовых и учебных навыков, формирование
взаимоуважения.
Ход
урока:
1.
Организационный
момент (отведенное время – 3 мин):
- Good morning, pupils.
I’m glad to see you. Sit down, please. Tell me please, who is absent today?
2. Проверка
домашнего задания (отведенное время – 3 мин);
3.
Задание
на развитие устной речи: составление небольших рассказов (отведенное время – 5
мин):
- «Do you like a fantasy?
Let’s speak about it».
4.
Работа на
закрепление материала (отведенное время - 4 мин):
-Look at the blackboard. Here you can
see a text. But it has some mistakes. Correct them.
The Text 1.
My plans for
the future
When you leave school you
understand that the time to choose your future profession has come. It’s not an
easy task to made the right choice of a job. I have known for a long
time that leaving school is the began of my independent life, the
beginning of a far more serious examination of my abilities and character.
I have asked myself a lot
of times: «What do I want to will when I leave school? ». A few years
ago it was difficult for me to give a definite answer. As the years passed I
changed my mind a lot of times about which science or field of industry to
specialize in. It was difficult to make up my mind and choose one of the
hundreds jobs to which I might will better studied.
Correct variant:
My plans for
the future
When you leave school you
understand that the time to choose your future profession has come. It’s not an
easy task to make the right choice of a job. I have known for a long time that
leaving school is the beginning of my independent life, the beginning of a far
more serious examination of my abilities and character.
I have asked myself a lot
of times: «What do I want to be when I leave school?». A few years ago it was
difficult for me to give a definite answer. As the years passed I changed my
mind a lot of times about which science or field of industry to specialize in.
It was difficult to make up my mind and choose one of the hundreds jobs to
which I might be better studied.
Ознакомление с
новой лексикой (отведенное время - 5 мин):
- Look at the blackboard again. There
are new words. Let’s read them together.
ruby – рубин
to laugh – смеяться
Nothing could please him – Ничто не доставляло ему удовольствия
to call over – подозвать
cheerful – жизнерадостный
sadness – грусть
crossly – сурово
to prove – доказать
beggar – нищий
to steal (stole, stolen)
– украсть
to escape – избежать
to be angry with – рассердиться на
to decide – решить
to hide (hid, hidden) – спрятать
to throw – бросить
in two days time – через два дня
- Write them down.
6. Каждому из вас
сейчас предстоит придумать по 7 вопросов на тему «The Future». После
того как все будут готовы, мы составим общий кроссворд.
7. Закрепление
ранее пройденного материала.
Давайте вспомним Future Indefinite.
Что мы можем сказать об этом времени?
Перепишите себе в
тетради таблицу с доски.
Future
Indefinite
|