бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры бесплатно рефераты

Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО


Кафедра физики и методико-информационных технологий





 



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры











САРАТОВ 2006

Содержание

Введение

1. Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения физике

1.1 Метод и методология

1.2 Методологические принципы формирования физических понятий

1.3 Гуманизация в процессе обучения физике

1.4 Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике

1.5 Проблема творческого развития человека

1.6 Техническое конструирование, творчество и профориентация

1.7 Историзм в содержании школьного курса физики

1.8 Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма

1.9 Философия физики

2. Методологические мировоззренческие принципы построения последовательности педагогических действий при обучении физике в контексте мировой культуры

2.1 Физика в контексте мировой культуры

2.2 Последовательности педагогических действий при обучении физике

2.3 Концепция поэтапного обучения физике

2.4 Методика преподавания физики твердого тела

Заключение

Библиографический список

 

Введение


В последние десятилетия, несмотря на то, что научно-технический прогресс все настойчивее вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается. Это связано не только с затянувшимся кризисом школьного образования, но и с рядом других проблем. Прежде всего, современному ученику физика неинтересна, поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует, как правило, в другой области. Кроме того, школьнику часто бывает трудно усвоить абстрактные понятия и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.

Противостоять этому можно, внедряя в физику элементы мировой культуры (философия, история, искусство, литература, техника и т.д.) с целью стимулирования заинтересованности к данному предмету и повышения творческой активности личности, о чем в пору техногенного развития общества часто забывают. Следует обратить внимание, что внедрению культуры способствуют современной тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманитаризация и гуманизация являются сегодня одним из основных направлений реформирования школьного и вузовского образования вообще и физического в частности.

О гуманитаризации преподавания физики в школе говорят уже довольно давно. В нашей стране эта проблема была поставлена уже около 20 лет назад, но полного теоретического и практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит совершенствование системы образования в целом.

В июне 1986 г. в Дубне состоялась интересная встреча физиков и философов на тему “Физика в системе культуры”. Участники встречи подчеркивали – «сегодня важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила, но и важнейший источник сведений, позволяющий человеку ориентироваться в окружающем его мире, в системе культурных ценностей». Эта функция физики не менее важна. Отмечалось и то, что в современном мире весьма затруднен процесс формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности [6].

Во второй половине 80-х годов специалисты начали отмечать, что соответствующий школьный курс физики построен довольно однобоко – он ориентирован только на выявление “технического потенциала”. Говорилось о необходимости радикальной перестройки, об ориентации, прежде всего на гуманитарный потенциал [34].

«Гуманитаризация» стала одним из главных направлений совершенствования образования в России. Была признана необходимость в таком построении курса физики, когда в нем подчеркивается его значимость, место и роль в системе общечеловеческих ценностей. [33].

Формирование у учащихся системы гуманистических и гуманитарных ценностей на уроках имеет свое продолжение, развитие и определенное логическое завершение во внеурочное время.

Как показали исследования рядов авторов сочетать с физику с гуманитарными науками можно в условиях интеграционно-обобщающего метода реализованного, например, в курсе «Физика в контексте мировой культуры». Такого рода курс по предложению Щербакова Р.Н. может быть включен в учебный план школы как один из предметов по выбору. Рассчитанный на 35 учебных часов и проводимый в выпускном классе, он ставит своей целью завершение формирования у учащихся конкретно осмысленных взглядов и убеждений относительно ценностной значимости научных знаний и научного мышления, как эффективного инструмента познания и освоения реального мира.

Необходимо отметить, что путь внедрения курса «Физика в контексте мировой культуры» для классов естественнонаучного профиля нелегок и неоднозначен. Это связано в первую очередь с тем, что сообщение знаний гуманитарного образования людям, чей склад ума в наибольшей степени приспособлен к восприятию технических и научно-гуманитарных ценностей, требует особого подхода. Подход же методистов-гуманитариев к образованию отличается от практикуемого в естественных науках, что затрудняет процесс гуманитаризации.

Перед учителями, таким образом, стоит задача совместить оба подхода к образованию, обосновать общие методики обучения, создать, если возможно, учебные дисциплины, которые являлись бы одновременно естественнонаучными и гуманитарными в системе культурных ценностей.

Целью дипломной работы является применение методологически-мировоззренческих принципов для оптимального объединения физики и культуры в курсе «Физика в контексте мировой культуры» при реализации двух подходов его изложения.

В дипломной работе решается задача по разработке принципа построения последовательности педагогических действий при обучении физике. Автором дипломной работы предложен вариант изложения физической темы, с опорой на курс «Физика в контексте мировой культуры».

1. Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения физике


1.1 Метод и методология


Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования, обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в решающий фактор возрождения нашей страны как великой державы. Практическое решение этой задачи следует считать главной целью образовательной стратегии, поскольку только на такой общественной основе могут обеспечиваться подлинно демократические и гуманные условия индивидуального развития и действительно свободного самоопределения каждой личности [37].

Деятельность людей в любой ее форме (научно-практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются, это и есть проблема метода.

Метод (пер. с греческого methodos) – в самом широком смысле слова – “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта в любой его форме.

Понятие методологии – система общих принципов познания и регуляторов практической деятельности, которая основывается на определенном мировоззрении, гносеологии и соответствующих ценностных ориентиров. Одна из ее функций – критический анализ методов и результатов научной и практической деятельности, выявление парадоксов. Однако главные функции современной методологии – конструктивные: формулировка целей, гипотез, прояснение основных понятий, исходных посылок и принципов исследования, определение значимости фактов, иерархии приоритетов и ценностей, выявление закономерностей развития научного знания, смены его парадигм.

Понятие методологии имеет два основных значения: система способов и приемов, применяемых в этой или иной сфере деятельности (в образовании, науке, политике, искусстве и т.п.); учение об этой системе, общая теория метода, теория действий.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического приобретения того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем. Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.

Каждый учебный предмет вносит вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Роль естественнонаучных дисциплин состоит в создании фундамента для выработки научных взглядов на окружающий мир.

Коснемся классификации методов:

I.                  Философские методы(их основные черты):

·                   объективность

·                   всесторонность

·                   конкретность

·                   историзм

·                   принцип противоречия;

II.               Общенаучные подходы и методы исследования;

III.            Частнонаучные методы;

IV.            Дисплинарные методы;

V.               Методы дисциплинарного исследования [15].

 

1.2 Методологические принципы формирования физических понятий


Современное состояние высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню общеобразовательной и профессиональной методологической подготовки будущих преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более смещается в сторону формирования способа мышления и научного мировоззрения.

Ответить на вызовы времени, можно, используя понятийно-категориальный аппарат эволюционной концепции физической картины мира как высшего уровня обобщения и систематизации физического знания, где наиболее полно представлена взаимосвязь физики и философии. Именно в физической картине мира находят свою естественнонаучную конкретизацию представление о строении и движении материи в формах ее существования (в пространстве и времени), фундаментальных физических взаимодействиях и закономерностях развития научного знания. Вместо простой фактологии или эмпиризма нужен, следовательно, методологический подход, который составляет основу фундаментализации образования.

Необходимость глубокого методологического и мировоззренческого представления научных понятий обусловлена тем, что они являют собой форму отражения действительности в сознании человека, обобщенный результат, итог развития познания, т.е. не остаются чем-то неизменным, раз и навсегда данным. Но, по мере развития науки, уточняются, обобщаются новым содержанием, которое всецело определяется материальной действительностью, объективными свойствами и отношениями материальных предметов, вещей, явлений.

В этом значении физические понятия характеризуют три уровня обобщения физического знания: конкретно-научный, обобщенный и философско-методологический.

В дидактике в основном решается задача выработки умений и навыков, необходимых для познания физики, т.е. преобладает технологическая рецептурность (рецепты практических действий и усвоение понятий), в то время как в методологически-мировоззренческой стороне понятий, т.е. собственно формированию личностных представлений и убеждений, мировоззрения, миропонимания учащихся внимания уделяется явно недостаточно. Вместе с тем решить эту проблему можно только на методологическом уровне обобщения [13].

В уже упомянутой концепции эволюции физической картины мира методологические принципы формирования физических понятий представлены следующим образом:

1.                 Первоначальное знакомство с явлением посредством его наблюдения и опытного изучения выясняются причинно-следственные связи, их свойства и особенности проявления этих свойств;

2.                 Формулировка понятия, в которой отражена его логико-математическая конструкция, т.е. физический смысл;

3.                 Практическое применение понятия при решении задач и выполнении лабораторных работ;

4.                 Расширение и углубление содержания и объема понятия при изучении нового материала;

5.                 Анализ истории развития понятия;

6.                 Выяснение роли и значения данного понятия в понятийном аппарате рассматриваемой физической теории, в физической картине мира, уточнение границ его применимости;

7.                 Анализ методологического и мировоззренческого содержания рассматриваемого понятия в свете идей эволюции физической картины мира, исключающих возможность возникновения у школьников и студентов ложных представлений о науке как системе неизменных, застывших понятий, идей, принципов и законов.

В соответствии с перечисленными методологическими принципами можно выделить также и методологические критерии сформированности физический понятий, а именно: усвоение физического смысла изучаемого понятия и возможность его практического применения для решения задач и выполнения лабораторных работ; уяснение конкретно-научного, общенаучного, обобщенного и философско-методологического содержания физического понятия, что является важнейшей мировоззренческой задачей гуманитаризации образования. С точки зрения вышеназванных методологических критериев, как представляется, существует два уровня усвоения понятий.

Первый характеризуется тем, что учащийся может определить физический смысл понятия, решить стандартную задачу, но не способен применить знания в нестандартной ситуации или определить границы применимости понятия.

На втором уровне происходит не только усвоение физического смысла, но и понимание границ применимости понятия, т.е. учащийся способен использовать его как в знакомой, так и в новой, нестандартной ситуации [7].

Говоря о методологии существовавшего ранее естественнонаучного образования, нельзя не отметить, что оно не предполагало обращения учащихся к целостным основам этого образования. Оно было ориентировано на выполнение действий, ограниченных традиционной схемой передачи знаний и опыта поведения. Однако этот компонент образования в значительной степени репродуктивен и малоэффективен. Поэтому в новом подходе к образованию уделяется существенно большее внимание не столько сообщению учащимся программных знаний, но знаний, обращенных к личности и её проблемам, к смыслотворческому, развитию интеллекта. Иначе говоря, новые системы мировоззрения и обучения должны включать в процесс познания и саму личность, т.е. быть личностно-ориентированными средствами, направленными на обучаемого, т.е. реализующими идеи гуманизации [8].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6