Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры
Методологически-мировоззренческие принципы преподавания физики в контексте мировой культуры
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра физики и
методико-информационных технологий
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема: Методологически-мировоззренческие
принципы преподавания физики в контексте мировой культуры
САРАТОВ
2006
Содержание
Введение
1.
Теоретические предпосылки формирования творческой личности в процессе обучения
физике
1.1
Метод и методология
1.2
Методологические принципы формирования физических понятий
1.3
Гуманизация в процессе обучения физике
1.4
Технология формирования творческой личности в процессе обучения физике
1.5
Проблема творческого развития человека
1.6
Техническое конструирование, творчество и профориентация
1.7
Историзм в содержании школьного курса физики
1.8
Проблема обоснования и обобщения знаний на основе использования историзма
1.9
Философия физики
2.
Методологические мировоззренческие принципы построения последовательности
педагогических действий при обучении физике в контексте мировой культуры
2.1
Физика в контексте мировой культуры
2.2
Последовательности педагогических действий при обучении физике
2.3
Концепция поэтапного обучения физике
2.4
Методика преподавания физики твердого тела
Заключение
Библиографический список
Введение
В последние
десятилетия, несмотря на то, что научно-технический прогресс все настойчивее
вторгается в нашу жизнь, интерес у школьников к физике неуклонно понижается.
Это связано не только с затянувшимся кризисом школьного образования, но и с
рядом других проблем. Прежде всего, современному ученику физика неинтересна,
поскольку свою дальнейшую деятельность он планирует, как правило, в другой
области. Кроме того, школьнику часто бывает трудно усвоить абстрактные понятия
и он не видит причин, по которым ему следовало бы переламывать себя.
Противостоять этому можно, внедряя в физику элементы мировой культуры
(философия, история, искусство, литература, техника и т.д.) с целью
стимулирования заинтересованности к данному предмету и повышения творческой
активности личности, о чем в пору техногенного развития общества часто
забывают. Следует обратить внимание, что внедрению культуры способствуют
современной тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.
Гуманитаризация и
гуманизация являются сегодня одним из основных направлений реформирования
школьного и вузовского образования вообще и физического в частности.
О гуманитаризации
преподавания физики в школе говорят уже довольно давно. В нашей стране эта
проблема была поставлена уже около 20 лет назад, но полного теоретического и
практического решения она пока не получила, хотя от этого во многом зависит
совершенствование системы образования в целом.
В июне 1986 г. в Дубне состоялась интересная встреча физиков и философов
на тему “Физика в системе культуры”. Участники встречи подчеркивали – «сегодня
важно учитывать, что физика – не только непосредственная производительная сила,
но и важнейший источник сведений, позволяющий человеку ориентироваться в
окружающем его мире, в системе культурных ценностей». Эта функция физики не
менее важна. Отмечалось и то, что в современном мире весьма затруднен процесс
формирования духовных ценностей и поэтому неизмеримо возрастает
мировоззренческая роль науки вообще и физики в частности [6].
Во второй половине 80-х годов специалисты начали отмечать, что
соответствующий школьный курс физики построен довольно однобоко – он
ориентирован только на выявление “технического потенциала”. Говорилось о
необходимости радикальной перестройки, об ориентации, прежде всего на гуманитарный
потенциал [34].
«Гуманитаризация» стала одним из главных направлений совершенствования
образования в России. Была признана необходимость в таком построении курса
физики, когда в нем подчеркивается его значимость, место и роль в системе
общечеловеческих ценностей. [33].
Формирование у учащихся системы гуманистических и гуманитарных ценностей
на уроках имеет свое продолжение, развитие и определенное логическое завершение
во внеурочное время.
Как показали исследования рядов авторов сочетать с физику с гуманитарными
науками можно в условиях интеграционно-обобщающего метода реализованного,
например, в курсе «Физика в контексте мировой культуры». Такого рода курс по
предложению Щербакова Р.Н. может быть включен в учебный план школы как один из
предметов по выбору. Рассчитанный на 35 учебных часов и проводимый в выпускном
классе, он ставит своей целью завершение формирования у учащихся конкретно
осмысленных взглядов и убеждений относительно ценностной значимости научных
знаний и научного мышления, как эффективного инструмента познания и освоения
реального мира.
Необходимо отметить,
что путь внедрения курса «Физика в контексте мировой культуры» для классов
естественнонаучного профиля нелегок и неоднозначен. Это связано в первую
очередь с тем, что сообщение знаний гуманитарного образования людям, чей склад
ума в наибольшей степени приспособлен к восприятию технических и
научно-гуманитарных ценностей, требует особого подхода. Подход же
методистов-гуманитариев к образованию отличается от практикуемого в естественных
науках, что затрудняет процесс гуманитаризации.
Перед учителями, таким
образом, стоит задача совместить оба подхода к образованию, обосновать общие
методики обучения, создать, если возможно, учебные дисциплины, которые являлись
бы одновременно естественнонаучными и гуманитарными в системе культурных
ценностей.
Целью дипломной работы является применение
методологически-мировоззренческих принципов для оптимального объединения физики
и культуры в курсе «Физика в контексте мировой культуры» при реализации двух подходов
его изложения.
В дипломной работе решается задача по разработке принципа построения
последовательности педагогических действий при обучении физике. Автором
дипломной работы предложен вариант изложения физической темы, с опорой на курс
«Физика в контексте мировой культуры».
Одной из наиболее актуальных методологических задач сегодня является
разработка основ оптимальной стратегии российской системы образования,
обеспечивающей не только выживание, а устойчивое ее развитие и превращение в
решающий фактор возрождения нашей страны как великой державы. Практическое
решение этой задачи следует считать главной целью образовательной стратегии,
поскольку только на такой общественной основе могут обеспечиваться подлинно
демократические и гуманные условия индивидуального развития и действительно
свободного самоопределения каждой личности [37].
Деятельность
людей в любой ее форме (научно-практическая и т. д.) определяется целым рядом
факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует
(субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается
данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются, это и
есть проблема метода.
Метод (пер. с греческого methodos) – в самом
широком смысле слова – “путь к чему-либо”, способ деятельности субъекта в любой
его форме.
Понятие методологии –
система общих принципов познания и регуляторов практической деятельности,
которая основывается на определенном мировоззрении, гносеологии и
соответствующих ценностных ориентиров. Одна из ее функций – критический анализ
методов и результатов научной и практической деятельности, выявление
парадоксов. Однако главные функции современной методологии – конструктивные:
формулировка целей, гипотез, прояснение основных понятий, исходных посылок и
принципов исследования, определение значимости фактов, иерархии приоритетов и
ценностей, выявление закономерностей развития научного знания, смены его
парадигм.
Понятие методологии
имеет два основных значения: система способов и приемов, применяемых в этой или
иной сфере деятельности (в образовании, науке, политике, искусстве и т.п.);
учение об этой системе, общая теория метода, теория действий.
Основная функция метода
– внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического
приобретения того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме)
сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и
действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны
ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата
в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет
(если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.
Истинный метод служит своеобразным компасом, по которому субъект познания и
действия прокладывает свой путь, позволяет избегать ошибок.
Каждый учебный предмет
вносит вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Роль
естественнонаучных дисциплин состоит в создании фундамента для выработки
научных взглядов на окружающий мир.
Коснемся классификации методов:
I.
Философские методы(их основные черты):
·
объективность
·
всесторонность
·
конкретность
·
историзм
·
принцип противоречия;
II.
Общенаучные подходы и методы исследования;
III.
Частнонаучные методы;
IV.
Дисплинарные методы;
V.
Методы дисциплинарного исследования [15].
Современное состояние
высшего и среднего образования предъявляет новые требования к уровню
общеобразовательной и профессиональной методологической подготовки будущих
преподавателей, в том числе и преподавателей физики: акцент все более смещается
в сторону формирования способа мышления и научного мировоззрения.
Ответить на вызовы
времени, можно, используя понятийно-категориальный аппарат эволюционной
концепции физической картины мира как высшего уровня обобщения и систематизации
физического знания, где наиболее полно представлена взаимосвязь физики и
философии. Именно в физической картине мира находят свою естественнонаучную конкретизацию
представление о строении и движении материи в формах ее существования (в
пространстве и времени), фундаментальных физических взаимодействиях и
закономерностях развития научного знания. Вместо простой фактологии или
эмпиризма нужен, следовательно, методологический подход, который составляет
основу фундаментализации образования.
Необходимость глубокого
методологического и мировоззренческого представления научных понятий
обусловлена тем, что они являют собой форму отражения действительности в сознании
человека, обобщенный результат, итог развития познания, т.е. не остаются чем-то
неизменным, раз и навсегда данным. Но, по мере развития науки, уточняются,
обобщаются новым содержанием, которое всецело определяется материальной
действительностью, объективными свойствами и отношениями материальных
предметов, вещей, явлений.
В этом значении
физические понятия характеризуют три уровня обобщения физического знания:
конкретно-научный, обобщенный и философско-методологический.
В дидактике в основном
решается задача выработки умений и навыков, необходимых для познания физики,
т.е. преобладает технологическая рецептурность (рецепты практических действий и
усвоение понятий), в то время как в методологически-мировоззренческой стороне
понятий, т.е. собственно формированию личностных представлений и убеждений,
мировоззрения, миропонимания учащихся внимания уделяется явно недостаточно.
Вместе с тем решить эту проблему можно только на методологическом уровне
обобщения [13].
В уже упомянутой
концепции эволюции физической картины мира методологические принципы
формирования физических понятий представлены следующим образом:
1.
Первоначальное знакомство с явлением посредством его наблюдения и
опытного изучения выясняются причинно-следственные связи, их свойства и
особенности проявления этих свойств;
2.
Формулировка понятия, в которой отражена его логико-математическая
конструкция, т.е. физический смысл;
3.
Практическое применение понятия при решении задач и выполнении
лабораторных работ;
4.
Расширение и углубление содержания и объема понятия при изучении нового
материала;
5.
Анализ истории развития понятия;
6.
Выяснение роли и значения данного понятия в понятийном аппарате
рассматриваемой физической теории, в физической картине мира, уточнение границ
его применимости;
7.
Анализ методологического и мировоззренческого содержания
рассматриваемого понятия в свете идей эволюции физической картины мира,
исключающих возможность возникновения у школьников и студентов ложных
представлений о науке как системе неизменных, застывших понятий, идей,
принципов и законов.
В соответствии с
перечисленными методологическими принципами можно выделить также и
методологические критерии сформированности физический понятий, а именно:
усвоение физического смысла изучаемого понятия и возможность его практического
применения для решения задач и выполнения лабораторных работ; уяснение
конкретно-научного, общенаучного, обобщенного и философско-методологического
содержания физического понятия, что является важнейшей мировоззренческой
задачей гуманитаризации образования. С точки зрения вышеназванных
методологических критериев, как представляется, существует два уровня усвоения
понятий.
Первый характеризуется тем, что учащийся может определить физический
смысл понятия, решить стандартную задачу, но не способен применить знания в
нестандартной ситуации или определить границы применимости понятия.
На втором уровне происходит не только усвоение физического смысла, но и
понимание границ применимости понятия, т.е. учащийся способен использовать его
как в знакомой, так и в новой, нестандартной ситуации [7].
Говоря о методологии существовавшего ранее естественнонаучного
образования, нельзя не отметить, что оно не предполагало обращения учащихся к
целостным основам этого образования. Оно было ориентировано на выполнение
действий, ограниченных традиционной схемой передачи знаний и опыта поведения.
Однако этот компонент образования в значительной степени репродуктивен и
малоэффективен. Поэтому в новом подходе к образованию уделяется существенно
большее внимание не столько сообщению учащимся программных знаний, но знаний,
обращенных к личности и её проблемам, к смыслотворческому, развитию интеллекта.
Иначе говоря, новые системы мировоззрения и обучения должны включать в процесс
познания и саму личность, т.е. быть личностно-ориентированными средствами,
направленными на обучаемого, т.е. реализующими идеи гуманизации [8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|