Методика сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления
Системообразующие факторы педагогической системы. Важнейшим системообразующим
фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель
совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоническое развитие
сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития.
Цель школы - сформировать основы базовой культуры, включающей интеллектуальную,
нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и другую культуру
личности. Общая цель детализируется в частных целях, сформулированных по отдельным
направлениям учебно-воспитательной работы. Одним из признаков эффективного управления
является умение руководителей школы, учителей, органов ученического самоуправления
намечать частные цели и на каждом значительном временном этапе соотносить их с общей
целью, регулируя и корригируя оптимальное достижение намеченных результатов.
Результаты, как системообразующий фактор, определяются совокупностью
наиболее устойчивых и реальных критериев, обеспечивающих определение уровня воспитанности
как отдельных учащихся, так и ученических коллективов в целом. Наличие обоснованной
системы критериев позволяет соотнести принятую цель деятельности с ее фактическим
состоянием, определить пути конкретной коррекции деятельности учителей, отдельных
звеньев школы, участвующих в педагогическом процессе на разных временных этапах.
педагогическая система школа управление
Социально-педагогические и временные условия функционирования
педагогической системы. Под социально-педагогическими условиями функционирования
педагогической системы понимаются устойчивые обстоятельства, определяющие ее состояние
и развитие. В управлении школой принято выделять, как минимум, две группы условий:
общие и специфические. К общим условиям относятся социальные, экономические, культурные,
национальные, географические условия. К специфическим - особенности социально-демографического
состава учащихся; местонахождение школы (городская или сельская); материальные возможности
школы; воспитательные возможности окружающей среды. Существенным показателем эффективности
педагогического процесса является характер морально-психологической атмосферы в
педагогическом и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся.
Временная характеристика педагогической системы складывается
из трех взаимосвязанных периодов, обусловленных особенностями возрастного, индивидуально-психологического
развития детей, введением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное общее
- I - III (IV) классы; основное общее - IV (V) - IX классы; среднее (полное) общее
образование - X (XI) классы), охватывающих в общей сложности одиннадцать лет совместной
работы школы и ученика. Каждая ступень общего образования решает свои специфические
задачи, но общая направленность деятельности подчинена основной цели - развитию
личности школьника. Целесообразная деятельность на каждой ступени обучения способствует
накоплению и фиксированию новых количественных характеристик личности и последующему
их переходу в новые качественные личностные образования. Переход от одной ступени
обучения к другой является значительным скачком в индивидуально-личностном развитии.
Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные
условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов.
Структурные компоненты педагогической системы. Решающая роль
в любой социальной системе принадлежит индивидуальному или коллективному субъекту
управления. Одним из основных определяющих структурных компонентов педагогической
системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей
или управляющей системы.
Анализ практики и специальных исследований показывает, что коллектив
педагогов может эффективно осуществлять достижение целей не только при условии расширения
их функций, но и при их обоснованной дифференциации и координации. Так возникает
проблема уровней управляющей системы. Структура управляющей системы большинства
школ представлена четырьмя уровнями управления.
Первый уровень - директор школы, назначаемый государственным
органом или выбранный коллективом; руководители совета школы, ученического комитета.
Этот уровень определяет стратегические направления развития школы.
Второй уровень - заместители директора школы, школьный психолог,
социальный педагог, ответственный за организацию общественно-полезного труда, помощник
директора школы по административно-хозяйственной части.
Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители,
выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям, кружкам
в системе внеучебной деятельности. К этому уровню могут быть отнесены и педагоги,
взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями
дополнительного образования.
Четвертый уровень - учащиеся. Выделение данного уровня подчеркивает
субъект-субъектный характер отношений между учителями и учениками. Ученик, являясь
объектом взаимодействия, в то же время выступает и субъектом своего развития.
Основное место в управляемой системе принадлежит ученическому
коллективу, в котором также можно выделить два уровня управления по вертикали: общешкольный
коллектив и классные коллективы. По горизонтали управляемая система представлена
ученическими общественными организациями, спортивными секциями, творческими объединениями,
кружками, бригадами и т.д. Управляемая система отражает единство и многообразие
видов деятельности (учебной, исследовательской, спортивной, художественно-эстетической,
общественно полезной), в которых участвуют школьники.
Содержание как структурный компонент целостного педагогического
процесса определяется целями, стоящими перед общеобразовательным учреждением - гимназией,
лицеем, колледжем, школой с классами углубленного изучения или общеобразовательной
школой.
Методы организации целостного педагогического процесса должны
отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому
наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования
и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения
диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Таким образом, выделение системообразующих факторов, социально-педагогических
и временных условий, структурных компонентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию
педагогического процесса и в то же время необходимость тонкой и своевременной корректировки
каждого компонента в зависимости от целей деятельности образовательного учреждения.
Иначе говоря, каждый фактор, условие, компоненты должны быть постоянно в поле зрения
организаторов и руководителей педагогической системы.
Указанные компоненты не существуют сами по себе, они вплетены
в деятельность учителя и образуют при этом функциональные компоненты педагогической
системы. В основе функциональных компонентов лежат и устойчивые базовые связи основных
структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога. Функциональные
компоненты: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль,
регулирование и коррегирование - отражают педагогический процесс в движении, изменении,
определяя логику его развития и совершенствования.
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная
система выступает объектом внутришкольного управления. Внутришкольное управление
представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного
педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью
достижения оптимального результата. К основным принципам внутришкольного управления
относятся: демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; системность
и целостность в управлении; рациональное сочетание централизации и децентрализации;
единство единоначалия и коллегиальности; объективность и полнота информации в управлении
педагогическими системами.
Трудности с использованием информации в управлении часто связываются
с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном
управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее
отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.
Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее
сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель в своей деятельности
активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными
и методическими материалами.
Методы организации целостного педагогического процесса должны
отражать организационное, функциональное и информационное единство системы. Поэтому
наряду с методами убеждения, упражнения, контроля и самоконтроля, стимулирования
и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения
диагностики индивидуального развития, коррекции и др.
Глава II. Методики сбора,
обработки, хранения информации в интересах повышения эффективности внутришкольного
управления
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса,
необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное
учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то
и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.
Одним из эффективных методов получения объективной, развернутой,
сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательного
процесса, наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля,
становится мониторинг (регулярное, протяженное во времени отслеживание).
Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии
и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей
среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В
социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих
состояние социальной среды.
Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения
и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах,
ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии
объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования,
так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности,
знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг:
эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления,
состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровень
развития обучающихся и состояния успеваемости, качества знаний, умений и навыков,
качества преподавания предмета, анализа конечных результатов функционирования школы.
Мониторинг это не просто контроль, не просто диагностика чего-либо.
Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение
задач управления и высокой технологичности.
Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет
осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.
Одним из перспективных средств совершенствования образовательного
процесса становится педагогический мониторинг.
Педагогический мониторинг можно представить как диагностику состояния
и качества функционирования образовательной системы. Как и любая диагностика, она
предполагает: во-первых, отбор тех направлений и аспектов, по которым будут проводиться
исследования и анализы; во-вторых, разработку критериев оценки каждого из аспектов
и способов их измерений; в-третьих, проведение отслеживания качества функционирования
образовательной системы по каждому критерию и, наконец, обобщенный анализ полученных
данных и принятие решения.
Под понятием технологии педагогического мониторинга понимается
последовательность действий и система процедур, используемых службой мониторинга
для экспертизы качества деятельности школы. Внедрение системы педагогического мониторинга
в практику школы позволяет предполагать, что предметом педагогического мониторинга
станет педагогическая система в целом, в которой можно выделить несколько крупных
блоков.
К первому блоку относится все, что касается личности школьника:
уровень развития; уровень учебных достижений; уровень воспитанности; уровень здоровья.
Второй блок охватывает непосредственно образовательную систему:
учебные планы; образовательные программы; реализуемые педагогические технологии;
психологические основы образовательного процесса; качественные показатели работы
учебной деятельности школы.
К третьему блоку относится информация о педагогическом коллективе:
его качественная характеристика; уровень профессиональной компетентности педагогических
кадров; эффективность школьной системы повышения квалификации.
Внедрение системы педагогического мониторинга в школьную практику
позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа,
идет постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректируются
все виды управленческой деятельности и выявляются пути и условия повышения эффективности
и качества целостного педагогического процесса. Таким образом, мониторинг становится
средством управления реформированием развития школы.
К процедуре педагогического мониторинга предъявляются определенные
организационно-методические требования: параметры отслеживания и набор показателей
мониторинга должны быть ограниченными и постоянными в течение установленного периода;
критерии мониторинговых исследований должны носить оценочный характер; регулярно,
с определенной периодичностью, набор показателей и критериев оценки качества образовательного
процесса должен корректироваться.
Для успешного внедрения педагогического мониторинга в практическую
деятельность школы обязательно соблюдение трех этапов: подготовительного, практического
и аналитического.
1 этап - подготовительный: постановка цели; определение объекта;
установка сроков проведения; изучение соответствующей литературы; изучение имеющегося
педагогического опыта; разработка инструментария для проведения мониторинга.
2 этап - практическая часть мониторинга: сбор информации.
К методам сбора, обработки и накопления информации относятся:
экспертный опрос, наблюдение, анализ документации, посещение уроков, контроль, анкетирование,
тестирование.
3 этап - аналитический: систематизация полученной информации;
анализ имеющихся данных; разработка рекомендаций на последующий период.
Главным инструментом мониторинга является педагогическая диагностика
(с греческого "распознавание").
В настоящее время существуют самые различные диагностические
методики. Педагогическую диагностику мы рассматриваем как теорию и практику постановки
диагноза с целью прогноза дальнейшего состояния объекта изучения и принятия решения
о возможностях воздействия на данное состояние.
Функционирование системы диагностики связано с решением конкретных
задач. Диагностика может быть направлена на выявление исходного (начального) состояния,
что в дальнейшем позволит определить "прирост" знаний, проанализировать
динамику процесса обучения. Она может ставить задачу выявления динамики образовательного
развития каждого обучаемого, сопоставления реальных результатов с запроектированными
на отдельных этапах образовательного процесса. Диагностика, осуществленная в конце
четверти (триместра, полугодия, года, всего курса), направлена на оценку результативности
работы как учащихся, так и самого учителя за этот период.
Цель школьного мониторинга заключается в том, чтобы стимулировать
работу школьного коллектива и каждого его члена по повышению качества образования,
облегчить принятие управленческих решений; оценивать результаты учительской и ученической
деятельности, проводить своевременный анализ и корректировку образовательного процесса.
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое)
отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений,
оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное
обеспечение управления.
Сбор, обработка и хранение информации входят в этапы внутришкольного
контроля.
Назовем основные формы сбора информации:
Тематический контроль. Цель: Глубокое
изучение знаний и умений учащихся по ключевым темам учебной программы и/или изучение
системы работы учителя в границах учебной темы.
Фронтально-обзорный контроль. Цель:
Пилотажное изучение коллектива учащихся и/или работы группы учителей, всех педагогов
по общим вопросам.
Сравнительный контроль. Цель: Параллельное
изучение личности учащихся, классов и/или работы отдельных учителей.
Персональный контроль. Цель: Всестороннее
изучение личности конкретного ребенка и/или системы профессиональной деятельности
отдельного педагога.
Классно-обобщающий контроль. Цель: Изучение
качества знаний, умений учащихся и/или качества преподавания в конкретном классе.
Предметно-обобщающий контроль. Цель:
Изучение знаний, умений учащихся и/или качества преподавания по отдельным учебным
курсам.
Страницы: 1, 2, 3
|