бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания познания мира бесплатно рефераты

-                      учитывая возрастные особенности младших школьников, применять занимательный материал: загадки, кроссворды, викторины, ребусы; вводить в урок дидактическую игру, имея ввиду, что их содержание должно носить познавательный характер.

Список литературы


1.                 Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх школьников – М.: П., 1992г. –96 с.

2.                 Аквилева Г.Н., Кляпинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. – М. П. 88г. 95с.

3.                 Активизация познавательной деятельности мл. школьников (Под ред. М.П, Осиповой, Н.И. Качановской – МН.: Нарасвета, 88 г., 111 с.

4.                 Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий// Хрестоматия по психологии (Под ред. А.В. Петровского – М.: 87г. 446с.

5.                 Гаспирович Т.А, Дидактический материал по природоведению // Начальная школа – 91 г. №5 с.28-32.

6.                 Грюцева Н.И. Познавательные задания на уроках природоведения // Начальная школа – 91 г. №5 с.51-54.

7.                 Давыдов В.В, Проблемы развивающего обучения М.: Пед – а, 86 г., 239с.

8.                 Замелина Л. Следующий урок будет превосходным // Начальная школа – 89 г. №2 с. 29-30.

9.                 Ильина Т.А. Педагогика М.: П., 84 г. с.574.

10.            Краткий пед. словарь пропагандиста. - М.: Изд-во полит. лит-ры, 8 г. 367 с.

11.            Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: П.-83 г. 95 с.

12.            Маслакова З.С. Дидактические игры, проводимые на уроках природоведения // Начальная школа 89 г., №1 с.50-51

13.            Попова Н.Н. Идет эксперимент// Начальная школа – 90 г. №4 с. 15-21.

14.            Психологический словарь –М.: Педагогика, 83 г. – 447 с.

15.            Сапронова О.Д. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 92 г. №7-8, с.43-45.

16.            Сироткина Е.Я. Использование занимательного материала на уроках природоведения // Начальная школа 90 г. №6, с.18-19.

17.            Скаткин Л.Н. Совершенствование процесса обучения – М.: Педагогика 71 г., с.132.

18.            Средства обучения и методика их использования в начальной школе./ Под ред. Г.Ф. Суворовой – М.:П. 90г. с.160.

19.            Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности. – М.:П. 88г. –174 с.

 /

Приложение №1


М.М. Пришвин «Березовый сок»

Вот теперь больше не нужно резать березку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают – значит, и сок есть в березе. Тонет нога в земле, как в снегу, - есть сок в березе. Зяблики поют, жаворонки – есть сок в березе.

Приложение №2

Н.Сладков «Вести из леса», «Кабанчик и лисенок».

-                      Ай, ай, ты же совсем голый, Кабанчик? Щетинка жесткая, да еще редкая. Как же ты зимовать будешь?

-                      Худой до чего ты, Лисенок! – Хребет один, кожа да кости. Как же ты зимовать будешь?

-                      У меня шерстка густая, шубка теплая не замерзну.

-                      А у меня хуже, думаешь? Уменя под кожей жир. Жир лучше всякой шубы греет!

Приложение №3

«В магазине природы». Игра.

Перед открытие магазина директор просит продавцов распределиьт растения по отделам. Каждый продавец выбирает несколько растений по одному признаку.

Отделы:

а) теневыносливые: аспидитра, бегония, килвия, традесканция, сенполия;

б) тенелюбивые: аспарагус, алоэ, хлорофитум, плющ;

в) светолюбивых: кактус, колокольчик, монстера.

Приложение №4


Тема: «Растения поля».

1.      Пшеница, просо, ячмень, овес, - эти культуры называем …

2.      Главная зерновая культура (подчеркни) – рожь, пшеница, овес, ячмень.

3.      Овсюг, пырей, вьюнок – это …

4.      Почему на поле живет мало зверей. (выбери главное) Мало пищи. Открытая местность. Много врагов.

5.      1-я группа: сова, канюк.

2-я группа: суслик, хомяк, полевка.

По какому признаку сделано деление на группы?

Приложение №5

Тема: «Животные леса»

-                      Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и пушистый. На кончиках ушей черные кисточки (Рысь).

-                      Это животное полуводное. прекрасно плавает. Сооружает из веток и земли хатки. (Бобр).

-                      Это самый крупный представитель семейства оленьих. Может легко преодолевать сугробы, болота. Хорошо плавает. (Лось).

Приложение №165


Тема: «Состав и свойства почвы».

1.      Верхний слой земли, на котором растут растения.

2.      Одна из составных частей почвы.

3.      Вещества, повышающие плодородие почвы.

4.      Основное свойство почвы.


о

ч

в

а

е

с

о

к

е

р

е

г

н

о

й

л

о

д

о

р

о

д

и

е

П




Приложение №7


Тема: «В тундре».

Что лишнее? Объясни почему.

Карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, мох ягель.

Тема: «Животные и растения леса».

Чье это меню? Расскажи об этом животном.

Трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед.

Приложение №8


Введение в курс познания мира.

Докажите, что комар относится к живой природе.

Трудом человека создаются самолеты, и выращивается пшеница. Почему же самолет называется изделием, а пшеница – частью природы?

Части растений (Загадка)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки – дробинки.

(Горох, фасоль, редис, репа)

О каких частях растений говорится в загадке? Какие загадки о различных частях растений вы знаете?

Приложение №9


Тема: «Лиственные и хвойные растения зимой»

1.      Отделите ветки лиственных деревьев от хвойных.

2.      Сравните ветки лиственных и хвойных деревьев.

3.      Рассмотрите строение почки.

4.      Сравните ель и сосну.

Приложение №10


Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит за месяц?

Посчитай, сколько зерна сохранит этот зверек, если известно, что одна мышь уничтожает за год до 12 кг обычного зерна.

Приложение №11


«Клёст и Чиж» Н.Сладков.

- Ты, клёст, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?

- Да нет, чижик, - это я радуюсь.

- Нашел время радоваться…

- Как раз самое время! У меня в гнезде птенчики вывелись.

- В такой- то мороз? Да они живыми не останутся.

- Еще как будут жить –поживать.

- Я им еловых веточек и елочек натаскала, а мать – клестика греет их вроде печки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело.

Вопросы после чтения:

1.      Чему радовался клёст?

2.      Почему у клестов птенцы выводятся зимой?

3.      Чем питаются клесты?

Приложение №12

Ребусы по теме: «Дикие животные».




4

 
 





Приложение №13


Загадки по теме: «Птицы зимой».

1.      Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом тут как тут.

(Снегирь)

2.      Днем – молчит,

Ночью – кричит

(Сова)

3.      Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет

Крохи подбирает.

(Воробей)

4.      Не дровосек, не плотник,.

А первый в лесу работник.

(Дятел)

Приложение №14


Тема: «Растения зимой»


1 е

2х

3ч

4л

и

5с

т

в

е

н

н

ы

е

ь

н

о

ш

е

я

у

г

6п

й

л

к

7п

о

ч

к

и

д

ы















По вертикали:

1.      Хвойное дерево.

2.      Название листьев

3.      Что покрывает почку снаружи?

4.      Что остается зимой на некоторых лиственных деревьях?

По горизонтали:

4 Какие деревья сбрасывают на зиму листву?

5.      Что служит «одеялом» для клюквы, земляники, озимой пшеницы?

6.      Что остается на месте опавших листьев?

Приложение №15


Проблемные вопросы и задания по темам «Растения зимой».

1.                 Если взять снег в руки – ощутишь холод? Почему же под снегом растения не замерзают?

2.                 Почему так говорят: «Много снега – много хлеба»?

«Птицы зимой»

1.                 Почему кормушку для птиц надо каждый год устраивать в одном и том же месте?

2.                 Какие это птицы?

Это птицы с красной грудкой появляются у нас с первым снегом. Питаются семенами рябины, клена, трав. С наступлением весны они улетают от нас в более северные места.

Приложение №16

№1 1) Как надо одеваться, когда идешь кататься на лыжах, коньках, когда идешь гулять?

2) Почему одежда лыжников и рыбаков разная?

№2 Вставь пропущенные слова:

Белка делает на зиму _______________

Она запасает ______________, ________________.

Сова запасов не делает. Она ___________, ловит ___________.

Слова для справок: хищница, грибы, мышей, запасы, орехи.

№3 Времена года.









Изменение окраски шерсти, весь день в поисках корма, некоторые в спячке.

 
 




№1 – для ученика с низким уровнем знаний,

№2 – для среднего ученика,

№3 – для сильного ученика.

Приложение №18

Вопросы

1

2

3

4

5

У

И.Ф. уч-ка

1. Как часто уч-к занимается работой природоведч. характера? (до 1 ч)

2. Что предпочитает, когда задан вопрос на сообразительность?

3. Много ли читает дополнит. лит. – ру по познанию мира?

4. Насколько эмоционально относится к интересному занятию, связанному с умств. работой по познанию мира?

5. Часто ли задает вопросы о природе и человеке?

3

3

3

5

3

3,4

Айдана А.

3

3

3

3

1

2,6

Андрей А.

3

3

3

5

3

3,4

Муса А.

1

3

1

3

3

2,2

Айгерим А

3

5

3

5

5

4,2

Айдос А.

3

5

3

5

5

4,2

Зарина Б.

3

5

3

1

3

3

Вова Г.

5

3

3

3

5

3,8

Саша Г.

3

3

5

1

3

3

Алибек З.

5

5

5

3

5

4,6

Асель К.

3

3

3

5

5

3,8

Диас К.

3

3

3

5

3

3,4

Владик К.

3

5

3

3

3

3,4

Гена К.

1

1

1

3

3

1,8

Эльмира К.

3

1

3

3

3

2,6

Люда К.

5

5

5

3

3

4,2

Асель К.

3

5

3

5

5

4,2

Айбек К.

5

5

5

3

3

4,2

Юля М.

3

3

3

1

3

2,6

Даша М.

3

3

3

1

5

3

Толя М.


Возможные ответы:

1. а) часто,

б) иногда,

в) очень редко.

2. а) получится, но самому найти ответ от др.

3. а) много, постоянно,

б) неровно,

в) мало или совсем не читает.

4. а) очень эмоционален,

б) когда как

в) эмоции ярко не выражены.

5. а) часто,

б) иногда,

в) редко.

Балл: а) 5                       б) 3                                         в) 1


Условные обозначения:

в – высокий уровень,

с – средний уровень

н – низкий уровень

Начальный срез                                        Конечный срез
Знания

осмысленность

в – 9 чел. – 45%                     11 чел. – 55 %

с – 9 чел. –45 %                     9 чел. – 45 %

н – 2 чел. – 10 %                    0 чел. – 0%

прочность

в – 8 чел. – 40 %                    12 чел. – 60%

с – 10 чел. –50 %                   7 чел. – 35 %

н – 2 чел. – 10 %                    1 чел. – 5%

мобильность

в – 3 чел. – 40 %                    5 чел. – 25%

с – 14 чел. –70 %                   14 чел. – 70 %

н – 3 чел. – 10 %                    1 чел. – 5%

Умения

точность

в – 5 чел. – 25 %                    8 чел. – 40%

с – 11 чел. –55 %                   10 чел. – 50 %

н – 4 чел. – 20 %                    2 чел. – 10%

скорость

в – 5 чел. – 15 %                    6 чел. – 30%

с – 13 чел. –65 %                   12 чел. – 60 %

н – 4 чел. – 20 %                    2 чел. – 10%

самостоятельность

в – 5 чел. – 25 %                    12 чел. – 60%

с – 13 чел. –65 %                   8 чел. – 40 %

н – 4 чел. – 20 %                    0 чел. – 0%

Познавательная активность


в – 3 чел. – 45 %                    6 чел. – 30%

с – 12 чел. –60 %                   12 чел. – 60 %

н – 5 чел. – 25 %                    2 чел. – 10%


Приложение №19

И.Ф. ученика

Знания

Умения

Позн. потр-ть

Познават. активн-ть

начальный срез

конечный срез

начальный срез

конечный срез

осм-сть

пр-ть

мобиль-ть

осм-сть

пр-ть

мобиль-ть

точ-ть

скор-ть

сам-ть

точ-ть

скор-ть

сам-ть

17.11

нач. 15.11

кон. 24.12

1

Айдана А

с

с

с

с

в

с

н

с

с

с

с

в

с

с

с

2

Андрей А

с

с

н

с

с

с

н

н

с

с

с

в

с

н

с

3

Муса А.

в

с

с

в

с

с

с

с

с

в

с

с

с

н

с

4

Айгерим А.

н

н

н

с

с

с

н

н

н

н

н

с

н

н

н

5

Айдос А.

в

в

с

в

в

с

с

с

с

с

с

в

в

с

в

6

Зарина Б.

в

в

с

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

с

в

7

Вова Г.

с

с

с

с

в

с

с

н

с

с

с

в

с

с

с

8

Саша Г.

с

в

с

с

в

с

с

в

с

с

в

с

в

с

с

9

Алибек З.

с

с

с

с

в

с

с

с

с

в

с

в

с

н

с

10

Асель К.

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

в

в

в

в

11

Диас К.

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

с

12

Владик К.

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

в

с

с

с

13

Гена К.

в

с

с

в

в

с

с

с

с

с

в

в

с

с

с

14

Эльмира К.

н

н

н

с

н

н

н

н

н

н

н

с

н

н

н

15

Люда К.

с

с

с

в

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

16

Асель К.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

17

Айбек К.

в

в

с

в

в

в

в

с

в

в

с

в

в

с

в

18

Юля М.

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

19

Даша М.

с

в

с

с

в

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

20

Толя М.

в

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

 /


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5