Методика преподавания психологии как педагогическая дисциплина и как наука
Итоги самостоятельной работы студентов подводятся на
консультациях согласно графику контроля за СРС. Каждый вид
самостоятельной работы (реферат, доклад, выступление, конспект,
тест, контрольная работа) оценивается отдельно.
Методические
особенности контроля за уровнем усвоения знаний по психологии
В педагогической
психологии понятие «контроль» употребляется в несколько ином смысле – как
учебное действие, входящее в ткань самого процесса учебной деятельности
учащегося в качестве его составного элемента. Контроль как учебное действие
осуществляется не как проверка качества усвоения по конечному результату
учебной деятельности, а как идущее по ее ходу и выполняемое самим учащимся
действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их
соответствия существу и содержанию изучаемой теории, служащей ориентировочной
основой для правильного решения учебной задачи.
Текущим
педагогическим контролем можно назвать все повседневные действия преподавателя,
когда он на основе получаемых по каналам «обратной связи» сведений вносит те
или иные коррективы в учебный процесс.
Это могут быть
корректирующие действия преподавателя в ходе лекции на основе любых сигналов из
аудитории, начиная с той или иной, даже малейшей, степени спада ее внимания к
излагаемой лекции и заканчивая демонстративным игнорированием студентами
лекторской речи.
Контроль за
степенью усвоения учебного материала студентами преподаватель, конечно,
осуществляет на различных групповых занятиях.
Групповые
занятия позволяют контролировать общий уровень и ход усвоения программного
материала студентами, выявить наиболее трудные для усвоения проблемы, чтобы на
последующих занятиях, в том числе в лекциях и при организации самостоятельной
работы студентов, внести те или иные коррективы принципиального характера,
принять такие меры, которые, возможно, потребуют от преподавателя усилий,
выходящих за пределы данного конкретного занятия.
Лектор может
использовать призывы позитивного, мобилизующего, стимулирующего характера,
способные немедленно переключить внимание аудитории.
К формам
текущего педагогического контроля относятся и некоторые виды письменных работ
студентов. Это могут быть маленькие по объему тексты выполненных практических
занятий, представляющих психологический анализ отдельных фактов, психологическую
характеристику отдельных свойств конкретной личности.
Желательно, чтоб
письменные работы чаще проводились на жизненном материале из будущей
профессиональной деятельности студентов
Виды и формы контроля знаний в учебном процессе обучения
психологии
Понятие контроля и его функции
Контроль - это проверка
качества усвоения учебного материала, установление обратной связи между
преподавателем и учащимися.
Функции контроля:
а) для учащихся - контроль обеспечивает качество
усвоения
знаний, дает возможность понять ошибки, неточности, вовремя
их исправить и лучше понимать последующий учебный матери
ал, а также формировать способность к самоконтролю;
б) для
преподавателя - контроль дает информацию о ходе и
качестве усвоения материала, типичных
ошибках, внимании и
интересе учащихся, что позволяет
видеть свои дидактические
промахи и своевременно вносить
коррективы в процесс препо-
давания.
Виды и формы контроля
В зависимости от объема и
характера контроля различают 2 вида:
1) контроль промежуточных
результатов усвоения;
2) итоговый
контроль.
Промежуточный контроль не
имеет каких-либо формальных ограничений. Он
осуществляется по замыслу преподавателя и является
его творчеством. В качестве форм такого контроля можно
предложить:
а) оперативный контроль (на лекции).
За 5 минут до конца лекции
преподаватель задает студентам 2-3 вопроса по прочитанному
материалу. Ответ предлагается
дать в письменном виде.
Замечания преподаватель делает на следующем занятии;
б) блицконтроль.
По завершении темы, за 5
минут до окончания занятия, студентам предлагается написать
слова, которые они запомнили из этой темы. Преподаватель
проверяет (количество слов, их соответствие теме, ошибки) и на
следующем занятии проводит анализ;
в) контрольное
задание с письменным отчетом.
Это может быть любое задание (перечислить..,
сравнить.., составить или заполнить
таблицу.., решить психологические задачи... и др.).
Все предложенные формы контроля - групповые.
Итоговый контроль - это проверка конечного результата.
К такому виду контроля
относятся семестровые или курсовые зачеты и экзамены. Они имеют
разные дидактические функции.
Зачет проводится после
окончания темы или раздела. Его основные функции - обучающая и контрольная.
Показатели сформированности знаний, умений и навыков
учащихся в процессе обучения психологии
ПОКАЗАТЕЛИ
СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАНИЙ.
Владение
понятиями:
узнавание и
определение понятий (сопоставление терминов и определений, конструирование
определений, понятий);
раскрытие объема
понятий (характеристика номенклатуры объектов или явлений, обобщенных понятием
и их классификация);
раскрытие
содержания понятия (характеристика существенных
признаков объектов или явлений, отраженных данным понятием);
установление
логики взаимосвязей между понятиями в понятийной системе (выделение иерархических
и ассоциативных связей между понятиями, построение логически упорядоченных
терминологических схем);
характеристика
действий, вытекающих из содержания понятия (описание возможных практических и
интеллектуальных решений, выполняемых на основе содержания понятия).
ПОКАЗАТЕЛИ
СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ.
Диагностичными
показателями владения умениями обычно являются конкретные действия и их
комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач в контексте
обучения. Вместе с тем, в структуре любого действия можно выделить общие
элементы, реализация которых необходима при воспроизведении каждого конкретного
умения.
ПОКАЗАТЕЛИ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ.
Обобщенные
показатели сформированности навыков совпадают с показателями сформированности
умений. Но поскольку навык предполагает автоматизацию действий, оцениваются
обычно еще и время его выполнения, например, измерение скорости чтения, устного
счета и т.п.
Приведенная
система показателей обученности школьников может быть непосредственно
использована в работе преподавателя любого предмета. Следует отметить также,
что с показателями обученности необходимо знакомить и школьников в доступной их
пониманию форме.
Общение как
средство обучения в процессе преподавания психологии
В условиях
современного общества в процессе обучения активно применяются нетрадиционные
методы обучения, которые необходимо осмыслить как инновационную педагогику.
Изучение литературы показало, что проблема нетрадиционного обучения
невербальными средствами является предметом исследования не только педагогов,
психологов, но и физиологов, естествоиспытателей как отечественных, так и
зарубежных. Так, в XX веке были опубликованы исследования Г.М. Андреевой, Г.В.
Колшанского, Б.Ф. Ломова, Р.Бердвистелла, М. Крич-ли, Ч.Морриса и др.
Однако исследование показывает, что фундаментальные труды ученых не всегда
используются в обучении учащихся, потому что они методически не адаптированы к
современному обучению, что сказывается на результатах образования и побуждает
правительство активизировать деятельность работников школы и вуза по
совершенствованию образовательного процесса с использованием новейших
технологий и компьютеризации обучения.
Как мы считаем,
необходимо так строить процесс общения в преподавании учебного курса, чтобы в
нём было как можно больше поисковых ситуаций, в которых обязательно
присутствуют необычные, оригинальные примеры, вопросы, задания.
Е.И.Пассов
отмечает, что учитель должен быть "хорошим сценаристом, режиссёром и
актёром". Методическое обеспечение преподавания по формированию интереса к
изучаемому предмету, думается, невозможно без знания некоторых особенностей
психологии общения на уроке.
Психологическая
характеристика современного преподавателя психологии
Личность учителя
в обстановке обучения занимает первое место, те ил другие свойства его будут
повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Прежде всего отмечаются
«специальные учительские свойства», к которым П.Ф. Каптерев отнес «научную
подготовку учителя» и «личный учительский талант».
Наряду со «специальными»
учительскими свойствами, которые были отнесены к «умственным», ПФ. Каптерев
отметил необходимые личностные «нравственно-волевые свойства» преподавателя, к
которым были отнесены беспристрастность (объективность), внимательность,
чуткость, добросовестность, стойкость, выдержка, справедливость, подлинная
любовь к детям.
Учитываются
следующие показателя:
доброта и
уважение преподавателя по отношению к студентам – теоретически необходимость
проявления доброты и уважения к студентам понимают все преподаватели. Однако
проявления доброты и уважения могут быть разные. Они могут превратиться в
имитацию доброты, в «заигрывание» со студентами, в попытки преподавателя
психологии упростить свою миссию.
Отношение
преподавателя к критике со стороны студентов – в процессе обучения возможны
ситуации, в которых студент считает, что преподаватель не прав в своих
высказываниях на занятиях. Корректое поведение преподавателя может заключаться
в том, что он должен дать несогласному с ним студенту возможность хотя бы кратко
обозначить свою точку зрения.
Личностные
отношения преподавателя со студентами – вполне естественно, что у преподавателя
возникают личные симпатии или неприязнь по отношению к каким-либо студентам.
Однако явно е проявление этого отношения у студенту нецелесообразно.
Способности в
структуре субъекта педагогической деятельности.
Связь индивидуальных
особенностей и способностей
Индивидуально-психологические особенности
субъекта педагогической деятельности внутренне связаны со
способностями человека — одной из его характерных черт. По авторитетному
утверждению Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, хотя «способности
человека формируются по специфическим психологическим
закономерностям, а не заложены в свойствах нервной
системы, но, конечно, процессы обучения будут протекать иначе у
лиц с высокой и низкой динамичностью нервных
процессов, а музыкальный слух будет иначе формироваться у лиц с
нервной системой высокой и низкой чувствительности».
Определение способности
Как отмечал С.Л. Рубинштейн, «Процесс развития
способностей человека есть процесс развития человека. Освоение
человеком определенных знаний и способов действия имеет
своей предпосылкой, своим внутренним условием известный
уровень умственного развития — развития умственных
способностей».
Общий состав педагогических способностей
Отечественные
исследователи на основе рассмотренных положений
С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова выделили целый набор педагогических способностей. Сопоставим основные из
них, определенные Н.Д. Левитовым и Ф.Н. Гоноболиным. Так, Н.Д. Левитов
выделяет в качестве основных педагогических способностей следующие:
способность к передаче детям знаний в краткой и интересной форме; способность
понимать учеников, базирующаяся на
наблюдательности; самостоятельный и творческий склад мышления; находчивость или быструю и точную ориентировку; организаторские способности, необходимые
как для обеспечения работы самого
учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
1.Дидактические способности
2. Академические
способности .
2.
Перцептивные способности
3. Речевые
способности
4. Организаторские
способности
5. Авторитарные способности
6. Коммуникативные
способности
7. Педагогическое
воображение
Способность к распределению внимания одновременно между
несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы
учителя.
Структура педагогических способностей
В настоящее время концепция педагогических способностей,
развиваемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее
полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все
педагогические способности соотнесены с основными аспектами
(сторонами) педагогической системы. Во-вторых, они определены, в отличие от всех
предыдущих определений, как проявления
«особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности». В-третьих,
они представлены некоторой
структурной организацией этой чувствительности, а не только их набором,
совокупностью. В-четвертых, выделена
уровневость педагогических способностей. В-пятых, в этой трактовке определена связь общих и специальных
педагогических способностей, с одной
стороны, и специальных педагогических
и других специальных способностей — с другой.
Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
Как было отмечено в отечественной педагогической психологии
еще в конце XIX в. П.Ф. Каптеревым, одним из важных факторов
успешности педагогической деятельности являются «личностные
качества» учителя. Отмечается обязательность таких качеств, как
целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность,
наблюдательность. Специально подчеркивается необходимость
остроумия, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важна
готовность к эмпатии, т.е. пониманию
психического состояния учеников, сопереживанию, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и педагогическому такту,
в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.
К важным профессиональным качествам, по А.К.
Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целеполагание,
педагогическое (практическое и диагностическое) мышление,
педагогическая интуиция, педагогическая импровизация, педагогическая
наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая
находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия.
То, что эти качества близки к понятию «способность», подтверждается и
самой А.К. Марковой, которая многие из них именно так и определяет.
Согласно Н.В. Кузьминой, личностная направленность является
одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в
профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как «совокупность устойчивых мотивов,
ориентирующих деятельность
личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная
направленность характеризуется
интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека».
Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное
педагогическое самосознание, в структуру которого, по А.К.
Марковой, входят: осознание учителем норм, правил, модели
педагогической профессии, формирование профессионального кредо, концепции
учительского труда; соотнесение себя с некоторым профессиональным
эталоном, идентификация; оценка себя другими, профессионально
референтными людьми; самооценка, в которой выделяются а) когнитивный
аспект,
осознание себя, своей деятельности и б) эмоциональный аспект.
Согласно К.К. Платонову, личность
рассматривается как сложная структура, состоящая из четырех иерархически
расположенных подструктур: «4-я, низшая, в основном биологически обусловленная
подструктура личности включает темперамент, возрастные,
половые... свойства, которые формируются путем повторения
(тренировки); 3-я подструктура, в которую входят социально сформированные путем
упражнения на основе биологических задатков индивидуальные особенности психических
процессов как форм отражения; 2-я подструктура опыта, в которую
входят знания, навыки, умения и привычки, приобретенные путем обучения; 1-я,
высшая, в основном социально обусловленная подструктура
направленности, формируемая путем воспитания».
Организация деятельности преподавателя психологии
Виды деятельности
преподавателя психологии:
1) обучающая (дидактическая) деятельность направлена на
обеспечение усвоения студентами системы научных понятий и методов науки.
2) Научно-методическая
деятельность преподавателя – цель – овладение методами обучения и их совершенствование.
3) Исследовательская
деятельность преподавателя заключается в том, что помимо преподавания он ведет
научное исследование по избранной им теме. Это может быть тема кандидатской или
докторской диссертаций или просто тема его научных интересов. Для преподавателя
вуза это обязательный вид деятельности.
Преподаватель
психологии на современном этапе развития школы вообще, а вузовской в частности,
вынужден обладать способностью легко и быстро осваивать новые курсы и
дисциплины.
Подготовка к
занятиям начинается с составления учебно-тематического плана. Весь учебный
материал разбирается на порции соответственно отведенным часам и видам занятий
(лекции и практические). Целесообразно разбивку делать по два часа (пара). Это
позволяет рационально спланировать время.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|