бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания литературы Борзякова бесплатно рефераты

III. Беседа с учащимися.

На какие циклы можно разделить повесть?

(Три цикла глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII –картины, в которых появляется Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV - роль развернутого эпилога.)

- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность) этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.

- Кратко расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался Петруша?

- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?

- Итак, что пришлось испытать Петруше в это время?

Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презре­ние к карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, кото­рое отмечало «людей старого века» и замашки крепостника.

Мягкая, но безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего воспитания ограничивались умением су­дить «о свойства борзого кобеля», кое - как читать по-французски и драть­ся на шпагах, а в нравственных понятиях царила самая невероятная пута­ница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.

- А можно ли считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие представления о сыновнем долге?

(Нельзя сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в ирони­ческой форме, но в духе своих юношеских воззрений объясняет оренбург­скому генералу смысл поговорки «Ежовые рукавицы». Выросший на дере­венском приволье, вдалеке от светского общества, Гринев научился не­предвзято судить о людях. Он перенял от отца некоторые крепостные за­машки, но вместе с тем прямоту и честность).

- Как вы считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?

(С момента отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогаще­ние его внутреннего мира. Первый удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся читают соответствующие эпи­зоды). Две стороны характера молодого Гринева раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта о веселой, безза­ветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуть­ся в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родитель­ского дома).

- Найдите слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.

(Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься, разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И добро бы кому, а то пьянице оголелому»).

Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пья­ницу.

- А как реагирует бродяга на «барский подарок»?

(«Его благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он провел меня до кибитки и сказал с низким по­клоном: «Спасибо ваше благородие! Награди вас Господь за вашу доброде­тель. Век не забуду ваших милостей»).

- Почему такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий
ему тулуп?

(Тут не в тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное. Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в греховную наготу другого, дру­гая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он человек... В благородности Гри­нева не просто благородность. Тут больше, тут жалость, милосердие и ува­жение к человеку, к достоинству. А человеку холодно...И если мы безраз­лично проходим мимо человека, которому холодно, то это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).

-Что такое милосердие? Милосердны ли вы?

(Желание прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)

-А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?

(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом ценностей человека стали деньги, положение в обществе, навер­ное, потому падает нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)

Домашнее задание.

1.Прочитать главы III - V.

2.Кратко рассказать о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания.

3.Какое значение для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством» Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ)

4.Над чем и почему добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).


План-конспект изучения эпоса.

Русская старина. Народные песни. (8 класс)

Цель: народные песни как жанр фольклора, дать понятие об обрядо­вых и необрядовых песнях.

Методические приёмы: рассказ учителя с элементами беседы, само­стоятельная работа учащихся, сообщения.

Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ - символ, импровизация.

Ход урока.

I. Слово учителя.

Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы

быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре, памятниках старины нам рассказывают многие художественные произве­дения, памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее.

Мы с вами в 5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былина­ми, загадками, пословицами, поговорками.

II.          Работа по учебнику

В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк).

-О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой?

-Как вы думаете, какова цель написания этого очерка?

-Докажите, что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль, отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство собственного достоинства).

III.         Роль народной песни в русском фольклоре.

Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабки­ной (на усмотрение учителя).

- Понравились ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?

(Они жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны между собой, так как выражают чувства, мысли, на­строение народа).

IV.         Сообщение учащегося о народных песнях.

Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы:

-В чем покоряющая душу сила народной песни?

-Что является предметом изображения в народных песнях?

-На какие группы делятся народные песни?

-Почему народные песни используются в литературе и других
видах искусства. Приведите примеры.

Слово учителя.

Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и исполнители.

V.           Сообщения учащихся

1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899) (Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, воз­можно, впервые задумались о красоте, глубине содержания, чистоте народ­ных песен. Из глубине веков песня донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях).

2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге «Читаем, думаем, говорим...», 8класс).

Учащиеся отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького:

-Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?

-Почему им захотелось сложить песню?

-О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?

-Какие строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?

-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?

VI. Слово учителя.

Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и родном селе, ропот на чужбины, на вар­варское отношение мужа и свекрови. Если герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия - насильствен­ный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.

В эпических произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают событие и человеческие характеры.

Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совмест­ной работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).

- Кто мог быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?

(Ещё в колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь рус­ского человека от рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня - произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься для себя и про себя, занимаясь одновременно ка­кой - либо неторопливой, монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).

- Назовите обрядовые песни.

(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие другие).

Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «ро­ли», создававшиеся народом веками.

VII. Анализ поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).

- На какие части условно можно разделить данный текст?

(на 3 части: Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор Наташи с Иваном после встречи).

- Как построена песня с позиции содержания?

(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость, нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Ната­шу за её искренние чувства к родимому батюшке и родимой матушке, ко­нечно, теперь мне и «милешенек»).

- Какой нравственный идеал жениха рисуется в песне?

(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).

-       Какие поэтические особенности в песне можно выделить?

(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених - человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «ба­тюшка», «матушка». Много повторов: «лежала», «ходит, переводит», «по­целует» и другие. Вопросы Ивана носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе, Наташа, из роду мил?»).

-       Какой отклик в душе слушателей находит эта песня?

(учащиеся на этот вопрос дома дают письменный ответ)

Домашнее задание.

1.Завершить анализ песни.

2.Выучить любую песню наизусть (для пения или чтения).

3.Индивидуальное задание - сообщение «Русская историческая песня».


План-конспект изучения теории литературы.

Пролог. Жанры. (9 класс)

Содержание урока

1. Чтение «Пролога»:

а) восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;

б) в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».

2. Чтение статьи в учебнике «Повторение пройденного. Жанры». Беседа по ходу чтения:

а) жанры фольклора; работа в тетради: рисунок-схема «Фольклорное дерево»;

б) различия фольклора и литературы;

в) общие жанры для фольклора и литературы.

3.   Конкурс пословиц фольклорного и литературного происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют фольклорные и литературные истоки пословиц).

4.       Учащиеся приводят примеры, когда устное народное творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают на вопрос: «Может ли литературное произведение стать фольклорным?»

Домашнее задание (дифференцированное):

1.      Жанры фольклора.

2.      Литературные жанры.

3.      Сказка народная и литературная.

4.      Пословицы из басен Крылова: фольклор или литература?

5.  Составить памятку-схему «Приметы жанра...»: сказки, былины, лирического стихотворения, басни, рассказа, романа.


План-конспект изучения драматического произведения.

Мольер. «Тартюф» (9 класс)

Содержание урока

1.  Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение статьи «Мольер» в учебнике.

2.  Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими ответами на вопросы о теме произведения, месте действия и выборе героев.

3.  Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.

4.  Анализ комедии Мольера «Тартюф».

Два варианта выполнения (по усмотрению учи­теля):

а) комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;

б) анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления, эпохи; приемы и способы создания образов героев, авторское отноше­ние к ним; сравнение предисловия с полученными выводами и результатами.

5. Просветительский реализм.

Чтение статьи учебника «Просветительский ре­ализм» и ответы на вопросы.

Творческий практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода».

Домашнее задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочи­нение-размышление «Можно ли считать Митрофа­нушку « вечным » образом? ».


План-конспект изучения лирического произведения.

Русская литература XIX века.

«Золотой век» русской литературы.

А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (9 класс)

Содержание урока

1. Слово учителя: «Золотой век» русской литера­туры». «Первый ряд» русских писателей: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Литература и живопись, литература и музы­ка. Традиции русского фольклора, древнерусской, духовной и зарубежной литературы в литературе XIX века.

2.       Пушкин— «начало всех начал». Поэтическое завещание поэта — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

3.       «Медленное чтение» стихотворения.

Прокомментируйте (объясните) эпитеты: «неру­котворный» (памятник), «непокорная» (глава), «заветная» (лира), «подлунный» (мир), «добрые» (чувст­ва), «жестокий» (век)...

Выделите главное, несущее идею слово (словосоче­тание) в каждом четверостишии («нерукотворный», «не умру», «Русь великая», «добрые», «веленье Божие»).

Какой смысл вкладывает Пушкин в слова «пад­шие» и «равнодушно»?

4. Сопоставление пушкинского стихотворения с одой Горация, произведением Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул...», «Памятником» Державина.

Домашнее задание: чтение романа Пушкина «Ка­питанская дочка» (главы 1—5).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3, 4