Методика преподавания литературы Борзякова
III. Беседа с учащимися.
На какие циклы можно разделить повесть?
(Три цикла
глав: I-V рисуют формирование личности рассказчика до «неожиданных
происшествий», имевших большое влияние на всю его жизнь, и приведших к
серьезным изменениям и потрясениям; VI-XII –картины, в которых появляется
Пугачев и под влиянием которого изменяется внутренний мир рассказчика; XII-XIV
- роль развернутого эпилога.)
- Исследователи считают, что эпиграфы в «Капитанской дочке» играют роль
своеобразных конспектов каждой главы. Докажите правильность (или ошибочность)
этого мнения, перечитав эпиграфы вместе с названием глав.
- Кратко
расскажите о жизни Гринева в родительском доме. А в каких условиях воспитывался
Петруша?
- Что хорошего и что дурного вынес Гринев из детских и отроческих лет?
- Итак, что пришлось испытать Петруше в это время?
Самые разные влияния пришлось испытать Петруше в это время. В отце
уживались высокие представления о долге и чести дворянина, презрение к
карьеристам и светским молодым повесам, искреннее радушие, которое отмечало
«людей старого века» и замашки крепостника.
Мягкая, но
безвольная мать; честный, преданный, но недалекий Савельич; добрый, но
беспутный мосье Бопре; дворовые мальчишки - вот окружение Петруши в детские
годы. Поэтому неудивительно, что познание по окончании курса домашнего
воспитания ограничивались умением судить «о свойства борзого кобеля», кое -
как читать по-французски и драться на шпагах, а в нравственных понятиях царила
самая невероятная путаница. «Верхом благополучия человеческого» он почитал
службу в гвардии, а величайшим счастьем - веселую жизнь в Петербурге.
- А можно ли
считать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца на военную службу и строгие
представления о сыновнем долге?
(Нельзя
сказать, что Петруша полностью усвоил взгляды отца, хотя, конечно, многое и
главное запало ему в душу. Недаром он, хотя и в иронической форме, но в духе
своих юношеских воззрений объясняет оренбургскому генералу смысл поговорки
«Ежовые рукавицы». Выросший на деревенском приволье, вдалеке от светского
общества, Гринев научился непредвзято судить о людях. Он перенял от отца
некоторые крепостные замашки, но вместе с тем прямоту и честность).
- Как вы
считаете, когда начинается второй этап формирования Гринева?
(С момента
отъезда из родного дома. Самостоятельная жизнь Гринева - это путь утраты многих
иллюзий, предрассудков, а вместе с тем обогащение его внутреннего мира. Первый
удар иллюзиям наносит отец, так как решает отправить сына в армию (учащиеся
читают соответствующие эпизоды). Две стороны характера молодого Гринева
раскрываются в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой - «вожатым», так как мечта
о веселой, беззаветной жизни быстро исчезает после встречи с Зуриным, сменяясь
глубоким раскаянием и стыдом. Зато встреча с «вожатым» дает толчок проснуться
в душе Гринева тому хорошему, светлому, что вынес герой из родительского
дома).
- Найдите
слова, выражающие чувства верного слуги по отношению к вожатому.
(Он его пропьет, собака, в первом кабаке...», «Бога ты не боишься,
разбойник!», «Ты видишь, что дитя не смыслить, а ты рад его обобрать...», «И
добро бы кому, а то пьянице оголелому»).
Итак, Савельич боится незнакомца, видит в нем вора, разбойника, пьяницу.
- А как реагирует бродяга на «барский подарок»?
(«Его
благородие мне жалует шубу с своего плеча...» Он кое-как умудрился и надел
тулуп, распоров по швам. «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он
провел меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо ваше благородие!
Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей»).
- Почему
такие теплые слова говорит вожатый за неподходящий
ему тулуп?
(Тут не в
тулупе дело. Тут впервые промелькнуло между Гриневым и беглым казаком нечто иное.
Автор показывает два отношения к человеку: для одного «собака», «пьяница
оголелый», для другого - «брат». «Две правды»: одна по-хамски тычет пальцем в
греховную наготу другого, другая, всё видя, как бы говорит: но ведь и он
человек... В благородности Гринева не просто благородность. Тут больше, тут
жалость, милосердие и уважение к человеку, к достоинству. А человеку
холодно...И если мы безразлично проходим мимо человека, которому холодно, то
это, вообще говоря, кощунство, - пишет В. Касатонов).
-Что такое
милосердие? Милосердны ли вы?
(Желание
прийти на помощь из чувства человеколюбия, сострадания, помощь, вызванная этими
же чувствами. На милосердие всегда отвечают милосердием.)
-А почему сегодня многие стыдятся своих истинных чувств?
(Многие стыдятся, потому что люди стали равнодушны друг другу, мерилом
ценностей человека стали деньги, положение в обществе, наверное, потому падает
нравственность наша. И мы, читатели, должны учиться быть человеком на примере
добрых, истинных проявлений, чувств героев повести.)
Домашнее
задание.
1.Прочитать главы
III - V.
2.Кратко рассказать
о жизни Гринева до начала Пугачевского восстания.
3.Какое значение
для него имела жизнь в Белогорской крепости, общение с «добрым семейством»
Мироновых, занятии литературы, любовь.к Марье Ивановне? (устно ответ)
4.Над чем и почему
добродушно подсмеивается и шутит Гринев - рассказчик, вспоминая свои детские и
отроческие годы и жизнь в Белогорской крепости? (дать письменный ответ).
План-конспект
изучения эпоса.
Русская старина. Народные песни. (8
класс)
Цель: народные песни как жанр фольклора, дать
понятие об обрядовых и необрядовых песнях.
Методические приёмы: рассказ учителя с
элементами беседы, самостоятельная работа учащихся, сообщения.
Словарная работа: фольклор, обрядовые и необрядовые песни, образ -
символ, импровизация.
Ход урока.
I. Слово учителя.
Наша русская культура уходит корнями в глубокую древность. В этом вы
можете убедиться, посетив краеведческий музей, где собраны предметы
быта и произведения живописи ушедших веков. Об ушедшей культуре,
памятниках старины нам рассказывают многие художественные произведения,
памятники древности - сохранившиеся храмы, монастыри, руины исторических
построек и многое другое. Не зная истории прошлого нельзя познать настоящее.
Мы с вами в
5 - 7 классах знакомились со многими сказками, былинами, загадками,
пословицами, поговорками.
II. Работа по учебнику
В вашем учебнике есть удивительный очерк А.Н. Толстого Земля «Оттич и
Дедич» (заранее подготовленный ученик читает очерк).
-О каком главном наследии прошлого говорит А.Н. Толстой?
-Как вы думаете, какова цель написания этого очерка?
-Докажите,
что фольклор выполняет не только развлекательную, но и воспитательную роль,
отражает новый ум, смекалку, нравственное самосознание (гордость, чувство
собственного достоинства).
III. Роль
народной песни в русском фольклоре.
Особый пласт в русском фольклоре составляют народные песни. Звучат
песни в исполнении Р. Руслановой, Н. Кадышевой, Н. Бабкиной (на усмотрение
учителя).
- Понравились
ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их особенность?
(Они
жизненные, напевные, задевают душу человека, текст и музыка непрерывно связаны
между собой, так как выражают чувства, мысли, настроение народа).
IV. Сообщение
учащегося о народных песнях.
Ученики в тетради составляют краткие тезисы и ответы на вопросы:
-В чем покоряющая душу сила народной песни?
-Что является предметом изображения в народных песнях?
-На какие группы делятся народные песни?
-Почему
народные песни используются в литературе и других
видах искусства. Приведите примеры.
Слово
учителя.
Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся
обычно сказателями, паломниками, странниками, создавались самыми разнообразными
людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражение в
словах и мелодии. Незаписанные песни передавались от одного исполнителя к
другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь и изменяясь. Среди
множества безвестных певцов иногда появлялись талантливые народные поэты и
исполнители.
V. Сообщения учащихся
1. Слушаем сообщение учащегося о поэтессе, авторе и хранительнице
народных песен, плачей простой крестьянке Ирине Андреевне Федосовой (1831-1899)
(Материал взят из книги «Читаем, думаем, спорим...», 8 класс). (Учащиеся были
тронуты рассказом М. Горького «Вопленица». Они, возможно, впервые задумались о
красоте, глубине содержания, чистоте народных песен. Из глубине веков песня
донесла нам память о людях, их жизни, переживаниях).
2. Сообщение учащегося «Как сложили песню» (материал предложен в книге
«Читаем, думаем, говорим...», 8класс).
Учащиеся
отвечают на вопросы - размышления, предложенные после рассказа М. Горького:
-Какие переживания героинь рассказа вылились в песне?
-Почему им захотелось сложить песню?
-О чем грустят женщины, о чём мечтают? Как их мечты, выраженные в
песне, соотносятся с обыденной жизнью, воспроизводимой писателем?
-Какие
строки сочинила Устинья, а какие горничная? Как вы это объясните?
-По каким признакам вы отнесете эту песню к народной?
VI. Слово
учителя.
Так, что отличает лирическое произведение это эпоса и драмы? Песни
лирические, по словам В.Г. Белинского - это простодушное излияние горя или
радости сердца в тесном или ограниченном кругу общественных или семейных
отношений. Это или жалоба женщины, разлученной с милым сердца и насильно выданной
за нелюбимого и постылого, тоска по родине, заключающейся в родном доме и
родном селе, ропот на чужбины, на варварское отношение мужа и свекрови. Если
герой наших песен мужчина, тогда - воспоминание о милой, ненависть к жене, или
ропот на горькую долю молодецкую, или звуки дикого, отчаянного веселия -
насильственный, мгновенный выход из рвущей души тяжелой тоски.
В эпических
произведениях авторы создают более или менее сложные картины жизни, изображают
событие и человеческие характеры.
Драма предназначена для постановки на сцене, она требует совместной
работы актеров, режиссеров, художников, осветителей, музыкантов.).
- Кто мог
быть героем народных песен, от чьего лица они исполнялись?
(Ещё в
колыбели детей убаюкивали песнями, подрастая, сами учились напевать, то есть
было время, и не такое уж и далекое, когда вся жизнь русского человека от
рождения и до смерти сопровождалась песней. Русская народная песня -
произведение коллективное. Пели песни в радости и в горе. Песня могла петься
для себя и про себя, занимаясь одновременно какой - либо неторопливой,
монотонной работой. Русские народные песни делятся на обрядовые и необрядовые).
- Назовите
обрядовые песни.
(Свадебные песни, проводы в армию, праздник первой борозды и многие
другие).
Самая совершенная форма обрядовой песни - русская свадьба, где у
каждого из действующих лиц - невесты, жениха, свахи, дружки - свои «роли»,
создававшиеся народом веками.
VII. Анализ
поэтики свадебной песни. (Текст песни у каждого ученика).
- На какие
части условно можно разделить данный текст?
(на 3 части:
Смелый Иван через речку переходит; Наташеньку через речку переводит; разговор
Наташи с Иваном после встречи).
- Как
построена песня с позиции содержания?
(Эта песня свадебная, в ней повествуется об Иване и Наташе, которые
раньше жили порознь. Народ в песне славит жениха, любуется им за его смелость,
нежные чувства к любимой Наташеньке. В песне славят и Наташу за её искренние
чувства к родимому батюшке и родимой матушке, конечно, теперь мне и
«милешенек»).
- Какой нравственный
идеал жениха рисуется в песне?
(Смелый, находчивый, умеет найти выход из любой ситуации, притом очень
нежный, любящий, с таким человеком легко будет идти по жизни).
-
Какие поэтические особенности в песне можно
выделить?
(При описании жениха использовано очень много глаголов: значит жених -
человек деятельный, трудолюбивый. Много слов с уменьшительно - ласкательным
суффиксом: «пуговки», «ниточка», «милешенек», «батюшка», «матушка». Много
повторов: «лежала», «ходит, переводит», «поцелует» и другие. Вопросы Ивана
носят риторический характер: «Скажи мне, Наташа, всю правду, свою: кто тебе,
Наташа, из роду мил?»).
-
Какой отклик в душе слушателей находит эта
песня?
(учащиеся на
этот вопрос дома дают письменный ответ)
Домашнее
задание.
1.Завершить анализ
песни.
2.Выучить любую
песню наизусть (для пения или чтения).
3.Индивидуальное
задание - сообщение «Русская историческая песня».
План-конспект
изучения теории литературы.
Пролог. Жанры. (9 класс)
Содержание урока
1.
Чтение «Пролога»:
а)
восстановление в памяти учащихся содержания учебников пятого—восьмого классов;
б)
в результате чтения ученики должны четко представить, какова цель «самозахвата».
2. Чтение статьи в
учебнике «Повторение пройденного.
Жанры». Беседа по ходу чтения:
а) жанры фольклора;
работа в тетради: рисунок-схема
«Фольклорное дерево»;
б) различия
фольклора и литературы;
в) общие жанры
для фольклора и литературы.
3. Конкурс пословиц фольклорного и
литературного
происхождения или викторина «Происхождение пословиц» (учащиеся определяют
фольклорные и литературные
истоки пословиц).
4. Учащиеся приводят примеры,
когда устное народное
творчество становится материалом для литературного произведения. Затем отвечают
на вопрос: «Может
ли литературное произведение стать фольклорным?»
Домашнее
задание (дифференцированное):
1. Жанры фольклора.
2. Литературные жанры.
3. Сказка народная и литературная.
4. Пословицы из басен Крылова:
фольклор или литература?
5.
Составить
памятку-схему «Приметы жанра...»: сказки, былины, лирического стихотворения,
басни, рассказа, романа.
План-конспект изучения драматического произведения.
Мольер.
«Тартюф» (9 класс)
Содержание урока
1. Рассказ учителя: «Нелегкие судьбы литературных произведений». Чтение
статьи «Мольер» в учебнике.
2. Самостоятельное чтение первого и второго прошений королю с последующими
ответами на вопросы о теме
произведения, месте действия и выборе героев.
3. Обсуждение проблемы объективного и субъективного смыслов произведения.
4. Анализ комедии Мольера «Тартюф».
Два
варианта выполнения (по усмотрению учителя):
а)
комментированное чтение предисловия, затем анализ произведения;
б)
анализ произведения, выявление характерных черт литературного направления,
эпохи; приемы и способы
создания образов героев, авторское отношение к ним; сравнение предисловия с
полученными выводами
и результатами.
5. Просветительский
реализм.
Чтение
статьи учебника «Просветительский реализм» и ответы на вопросы.
Творческий
практикум «Анализ произведения в аспекте художественного метода».
Домашнее
задание: прочитать произведения Гёте или Шиллера (по выбору учащихся); написать сочинение-размышление «Можно ли
считать Митрофанушку
« вечным » образом? ».
План-конспект
изучения лирического произведения.
Русская литература XIX века.
«Золотой век» русской литературы.
А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (9 класс)
Содержание урока
1.
Слово учителя: «Золотой век» русской литературы». «Первый ряд» русских писателей:
Пушкин, Лермонтов,
Гоголь, Тургенев, Толстой, Достоевский, Чехов. Литература и живопись, литература и музыка. Традиции русского
фольклора, древнерусской, духовной и зарубежной литературы в литературе XIX века.
2.
Пушкин—
«начало всех начал». Поэтическое завещание поэта — «Я памятник себе воздвиг
нерукотворный...».
3.
«Медленное
чтение» стихотворения.
Прокомментируйте
(объясните) эпитеты: «нерукотворный» (памятник), «непокорная» (глава), «заветная» (лира), «подлунный» (мир),
«добрые» (чувства),
«жестокий» (век)...
Выделите
главное, несущее идею слово (словосочетание) в каждом четверостишии («нерукотворный», «не умру», «Русь великая»,
«добрые», «веленье Божие»).
Какой
смысл вкладывает Пушкин в слова «падшие» и «равнодушно»?
4. Сопоставление пушкинского стихотворения с одой Горация,
произведением Ломоносова «Я знак бессмертия
себе воздвигнул...», «Памятником» Державина.
Домашнее
задание:
чтение романа Пушкина «Капитанская дочка» (главы 1—5).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|