бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания литературы Борзякова бесплатно рефераты

Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона.

Слово учителя о писателе и его герое. Чтение глав, выборочный пересказ. Мультфильмы по произведению.

Урок 86. Марк Твен "Приключения Тома Сойера" (отдельные главы).

Знакомство с содержанием.

Урок 87. Дружба Тома и Гека. Приключения друзей.

Выборочное чтение глав, пересказ эпизодов.

Уроки 88-89. Марк Твен "Принц и нищий".

Что привлекает и что отталкивает меня в характере и поведении героев?

Уроки 90-91. Астрид Линдгрен и её герои. "Приключения Калле Блюмквиста" - современный детектив.

Усвоение содержания прочитанных глав.

Урок 92. Развитие речи.

Устное словесное рисование. Каким я себе представляю Калле Блюмквиста.

Урок 93. Внеклассное чтение.

А.Линдгрен. "Малыш и Карлсон", "Расмус - бродяга", "Пеппи -Длинный чулок".

Уроки 94-95. Кир Булычёв "Авгиева лаборатория".

Слово о писателе - фантасте. Чтение цикла рассказов о подвигах Геракла.

 

Внеклассное чтение

Уроки 96-97. Какие книги читать летом.

Выставка книг, имеющихся в школьной библиотеке. Короткие рекомендации по чтению.

Уроки 98-102. Резервные

Всего уроков 102 ч.

Внеклассное чтение 14 ч.

Развитие речи 12 ч.

 











































План-конспект изучения теории литературы.

Литература и другие виды искусства. (8 класс)

Цель: Помочь учащимся в доступной форме осознать значимость художественной литературы в жизни каждого человека, о её месте среди других видов искусства.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа с учебником.

Оборудование: выставка различных изданий авторов, которые будут изучаться в восьмом классе; энциклопедия афоризмов (любого издания).

Ход урока.

I.            Проверка домашнего задания

Позволяет проверить знания учащихся и предопределить ход работы на уроке.

II.          Слово учителя.

Действительно, в современном мире нет, пожалуй, человека, так или иначе, не причастного к искусству. Книга, кино, телевидение, театр, музы­ка, живопись прочно вошли в нашу жизнь. На наиболее сильное потрясение мы получаем от искусства слова. Мы бываем зачарованы, покорены силой художественного слова, музыкой стиха, выразительностью авторской речи.

-  Что является характерной особенностью художественной литературы?

(Воспроизведение жизни в картинах).

-  Как вы понимаете выражение «Картина жизни»?

(Картина (образ) - это не фотография, она создана с помощью творческого воображения, даже тогда, когда писатель рисует какой-либо действительно существующий в жизни предмет. Создавая художественный образ, писатель «отбирает» события, иногда нарушает их естественно-хронологическую последовательность, некоторые качества героя укрепляет, выдвигает на первый план, раскрывает такие его думы и чувства, о ко­торых мы на могли даже догадываться. Творческое воображение не иска­жает правду, а помогает писателю полнее и глубже воспроизвести её).

-       Считаете ли вы, что искусство слова властвует над временем и пространством. Докажите свою мысль.

-       Почему ни живописец, ни скульптор не могут показать своих героев в движении, в изменении, в развитии?

-       Что можно и чего нельзя перевести на «язык кино»?

Действительно, самые многогранные характеры, самые невероятные происшествия, самые сложные отношения между людьми подвластны только лишь художнику слова.

Задание. По книге «Читаем, думаем, говорим» прочитайте отрывок из статьи Конан Доила «За волшебной дверью» и ответьте на вопрос:

-  Зачем человеку книги?

-Какие суждения писателя показались вам неожиданными и в то же время справедливыми?

Сформулируйте эти новые для вас мысли своими словами, запишите их.

Домашнее задание.

  1. Ответьте честно сами себе на вопросы: Какую роль играет книга в вашей жизни сейчас? Зачем человеку в трудные минуты хочется обратиться к любимым героям?

2.      Напишите небольшое сочинение - рассуждение на тему «Книга в моей жизни».


План-конспект изучения лирический произведений.

Николай Заболоцкий. Личность поэта. Знакомство с лирикой. (8 класс)

Цель: дать учащимся представление о Н. А. Заболоцком как о человеке и поэте, начать знакомство с лирикой поэта.

Словарная работа:

Звукопись - совокупность приёмов для усиления звуковой выразительности художественной речи.

Аллитерация -   повторение согласных звуков.

Ассонанс — повторение гласных букв.

Юмор - мягкая форма комического; смех; не ставящий целью обличие явлении; добродушно подсмеивание.

Метонимия — один из тропов, заключающий в замене одного слова или понятия другим, имеющим с первым причинную или иную связь.

Партикулярный - невоенный, частный, штатский.

Снобизм - взгляды, поведение, манеры, присущих человеку, который считает себя носителем высшей интеллектуальности и изысканных вкусов.

Ход урока.

Нет в мире ничего прекрасней бытия. Н. Заболоцкий.

I.                   Вступительное слово учителя.

(Звучит песня из кинофильма «Служебный роман» на стихи Н. Заболоцкого.)

Вы только что прослушали хорошо знакомую вам песню из кино­фильма «Служебный роман», и мне хочется ещё раз процитировать по­следние слова, на мой взгляд, очень важные: «Нет на свете печальней из­мены, чем измена себе самому», Заболоцкий, творчеству которого посвя­щен наш урок, никогда в своей жизни не изменял себе, своим принципами. И в этом мы с вами сможем убедиться, проследив его жизненный путь.

II.          Знакомство с биографией поэта.

1.           Слово учителя.

«Моя жизнь навсегда связана с искусством. Я отрёкся от житейского благополучия, от общественного положения, отрёкся от своей семьи для искусства. Вне его я ничто». Так писал Николай Алексеевич Заболоцкий в письме к своей будущей жене в конце 1928 года, после долгих и мучитель­ных поисков почувствовал себя уверенно в поэзии и готовил к печати свою первую книгу «Столбцы».

Преданность своему делу, поэзии, была характерной чертой поэта. Блок чёрного камня венчает его могилу. На камне рисунок: пернатое суще­ство, падающее в волны. Ломаные линии камыша, крыльев, шеи. Это вожак стаи из его стихотворения «Журавли». Опрокинутое в бездну небесное соз­дание, не утратившее и в последний миг своего «дивного величия».

Геометрическая фигура символизирует его жизнь, очерченную траге­дией.

2.                       Каким он был в жизни? Сообщение ученика.

Задание классу: Записать в тетрадь качества характера Н. Заболоцкого.

На что-то статуарное намекает и название первой книги стихотворе­ний - «Столбцы». В это слово, говорил он, я вкладываю понятие дисцип­лины, порядка, хотя в книге разыгрывается апофеоз абсурда.

Порядок, собранность, целесообразность - грани параллепипеда. Он даже гулять не любил без цели. Душевный расхлябанности не знал и не терпел в близких. Партикулярная внешность, застёгнутая на все пуговицы. Поэт, работавший на каторге чертежником. Да и потом, до конца жизни, держал под рукой рихтеровскую готовальню на случай повторного ареста.

Это была сдержанная, несуетная натура. Самообладание выручило его во время пыток: никого не предал, не оговорил. Самообладание на грани срыва - пыточные допросы закончились психбольницей. Жизнь — инфарктом.

Физическое здоровье ему досталось от предков, крестьян Вятской гу­бернии. Отец - агроном, имевший научные понятия в сельском хозяйстве, -любил поразмышлять вслух о загадочных вопросах бытия, или, как шутили дома, «о вечности и бесконечности». Эти общие интересы передались сы­ну.

Литературное наследие Н. Заболоцкого невелико, но за каждой его строкой — образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного иронического, проникновенно­го человека. В каждой строке его стихов видится упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений. Недаром в одном из своих писем он писал: «Стихотворение подобно человеку - у него есть лицо, ум и сердце».

Он достиг той цели, к которой стремился на протяжении всего творче­ства - он создал книгу, продолжившую великую традицию философской лирики. И эта книга заняла достойное место в сокровищнице классической литературы. Он имел полное право написать:

О, я недаром в этом мире жил!

И сладко мне стремиться из потёмок,

Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,

Доделал то, что я не довершил.

3.                       Заболоцкий в воспоминаниях современников. (Раздаётся листок на каждую парту.)

Именно таким же человеком, как и его стихотворения, умным, с бога­тым духовным миром предстаёт перед нами Николай Алексеевич Заболоц­кий в воспоминаниях современников.

Учащиеся читают воспоминания современников.

В. А. Каверин: «Совсем не похож на свои портреты, на те, какими его представляют. Он был непроницаемым. От него веяло какой-то особенной чистотой и благородством. Была в нём даже некоторая важность, выражав­шая сознание высокой миссии поэта, к которой он относился с глубокой от­ветственностью. Он не признавал снобизма, наигранности и лицемерия.

Всегда откровенно прямой, он никогда не кривил душой, не писал о том, в чём сам не был убеждён. Он был сдержан, молчалив. Всё, что он де­лал, было проникнуто глубоким достоинством поэта.

Даже для самых слепых или по меньшей мере близоруких уже и тогда в стихах Заболоцкого был виден не только острый и оригинальный талант, но талант социально направленный - вот что крайне важно отметить. Луч­шие стихи тех лет, вошедшие в последнее, составленное им самим незадол­го до смерти собрание, - это стихи против подлости, против косности в бы­ту и сознании. Размышляющие глаза Заболоцкого видны за его стихами, читая их, вы неизменно встречаете этот почти в упор направленный взгляд. Поэзия его поучительна, потому что она основана на требованиях высокого разума. И в этой поучительности отчётливо видны классические традиции русской литературы».

П. Г. Антокольский: «Николай Алексеевич поражал с самого начала своим поэтическим обликом: очень молодой, скромный, физически здоро­вый, коренастый и застенчивый, в очках, в аккуратной синей пиджачной паре, - скорее всего, он был похож на только что кончившего курс студен­та, работающего над дипломом».

- На что обращают внимание близко знавшие Н. Заболоцкого люди? Каким представляете себе поэта?

4.                       Самостоятельное знакомство учащихся с фактами биографии Н. А. Заболоцкого по учебнику, а затем пересказ.

III. Знакомство со стихотворениями Н. Заболоцкого.

1. «Не позволяй душе лениться!»

а)           Выразительное чтение стихотворения учителем.

б)           Беседа по вопросам.

- Прочтите первое четверостишие. В них   намечена тема стихотворения. О чём оно?

(Стихотворение писал смертельно больной человек. Они говорят не о бренности земного бытия, а об огромном смысле существования человека на земле).

- Почему Заболоцкий читает, что нельзя изменять самому себе. Как вы это понимаете?

(Поэт считает, что человек - это тот, кто постоянно заставляет свою душу трудиться, кто в ладу со своей совестью, кто никогда не изменит себе самому и верен высоким нравственный ценностям.)

- Как вы понимаете метафору: «труд души»?

(Душа уподоблена человеку: её нужно держать в узде, не позволять «ей спать в постели при свете утренней звезды», ей нужно не давать покоя, «чтоб жить с тобой по человечье // училась заново она». По сути речь идёт о непрерывном, самоотверженном, но и радостном труде поэта, да и всякой творческой личности вообще.)

- С помощью каких поэтических приёмов Заболоцкий делает наглядной свою мысль?

(Метафоры, метонимия, устойчивые выражения, бытовая лексика)

2.           «Птичий двор».

а)           Выразительное чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.

б)           Беседа:

-Какое настроение — весёлое и грустное - вызывает чтение данного стихотворения?

-Докажите, что произведение юмористическое.

-Над какими человеческим качествами иронизирует поэт?

-Прочитайте последнее четверостишие. Каков его философический подтекст? Определите тему стихотворения.

Задание. Найдите примеры звукописи в данном стихотворении. Что, по-вашему, даёт такая звукозапись?

СкаЧет, свищет и бормоЧет

Многоликий птиЧий хор,

То могуЧий грянет коЧет,

То индеек взвизгнет хор.

 

Или:   ПереПонки красных лапок

Ставят утки на Песок.

 

Или:    ЖдУт, безУмные, покУда

РаСпроСтятся С головой.

(Аллитерация здесь не несёт особой смысловой нагрузки, но она при­даёт стихотворению музыкальное своеобразие, какое-то изящество и под­чёркивает его шутливый характер).

3.           Работа над стихотворением «Журавли».

а)           Выразительное чтение учителем.

б)           Беседа по вопросам.

- Стихотворение «Журавли» заключает в себе прямой и переносный смысл. В чём вы видите прямой смысл стихотворения?

Задание. А что касается переносного, то он связан с трагедиями жиз­ни и бессмертием высокого человеческого духа, с наследованием лучших человеческих качеств каждым приходящим на землю поколением. Случи­лось несчастье: убит вожак «немногочисленного народа». Но природа, таящая в себе жизнь и смерть, «искупает собственное зло». Покажите как.

- Какие слова свидетельствуют о том, что в стихотворении речь идёт и не столько о журавлях, сколько о людях?

Домашнее задание.

Выучить наизусть понравившееся стихотворение Н. Заболоцкого.


План-конспект изучения драматического произведения.

Формирование характера Петра Гринева. Разбор I и II глав. (8 класс)

Цель: определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирование характера Петра Гринева.

Методические приемы: аналитическая беседа, сжатый пересказ со­держания глав.

Теория: мемуары, жанр, сюжет.

Словарная работа: долг, честь, достоинство, ирония.

Наглядность и оборудование: демонстрационный материалы по литературе для VII класса. М., «Просвещение», 1971; диафильм «А.С.Пушкин»; Художественный текст любого издания.

Ход урока.

На уроке рассматриваются I и II главы повести «Капитанская дочка».

I. Проверка домашнего задания.

5-6 учащихся читают сочинения - миниатюры, остальные дают свою оценку, определяют достоинства и недостатки.

П. Слово учителя.

В критической литературе неоднократно взыскивались разные мнения о произведении Пушкина: одни видели в нем повествование о двух влюбленных, другие - лишь изображение Пугачева и пугачевского восстания, третьи этапы духовного становления молодого человека, на жизненном мути которого постоянно возникает проблема выбора чести: кто прав? Мы постараемся ответить на все эти проблемы - вопросы в ходе изучения произведения. Также до сих пор нет единства в определении жанра произведения. Что это - повесть? роман? исторический роман? семейные записки? хроника? мемуары? (учащиеся зачитывают из словариков определения данных литературоведческих терминов).

«Капитанская дочка» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Действительно, такие определения в литературоведении сущест­вуют. Но можно ли говорить о ней как об историческом романе, семейных записках или мемуаров? Наверное, в строгом смысле слова «Капитанская дочка» не является ни хроникой, не мемуарами, так в произведении есть художественный вымысел. Но она написана в форме воспоминаний, се­мейных записок, показывает былые судьбы, жизнь частных людей, вместе с тем даны изображения исторического события и исторических лиц (вроде Емельяна Пугачева и Екатерины II), а потому содержит в себе особенности всех названных жанров.

Но все же это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимо­отношений героев с изображением исторических событий. Все изображен­ные картины жизни и события ставят перед нами, читателями, проблему чести, долга.

Страницы: 1, 2, 3, 4