бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания темы "Тригонометрические функции" в курсе алгебры и начал анализа бесплатно рефераты

5)                           Найдите на числовой окружности точки с абсциссой или ординатой, удовлетворяющей заданному неравенству и запишите (с помощью двойного неравенства), каким числам t они соответствуют. а) х<1/2   б) х³-Ö3/2  в) у>Ö2/2  г) у £0.

6)                           Вычислите синус t и косинус t, если t = 0, π/2, -π/4, -5π/3, 23π/6.

7)                           Определите знак числа  а)  sin(4π/7)   б) cos(-3π/8)   в) sin(-12)   г) cos5 д)  sin(-14π/9)*cos(π/8).

8)                           Сравните: а) sin 2  и cos 2 б) sin 3 и sin( –3) в) cos 6 и sin 1.

9)                              Вычислите:    cos(π +a)*cos (-a-π/2)

                                                                     (sin(-a)* sin (π/2-a))

 Краткий анализ урока.

     Несмотря на то, что ответы на многие вопросы были известны учащимся, активность проявляли не все. Многие были неуверены в правильности своих мыслей, поэтому  некоторых учеников приходилось спрашивать поименно. Тем не менее, к концу урока активность возросла, да и количество правильных ответов тоже увеличилось. Результаты небольшой проверочной работы, проведенной на следующем уроке говорят сами за себя: из 23 учащихся, присутствовавших на уроке, 18 получили 4 и 5. Поэтому  я считаю, что данное занятие прошло довольно неплохо.



Урок № 2. Функция у= sin х, ее свойства и график.

Образовательные цели урока:

     1) Изучить свойства функции у= sin х.

2)     Сформировать у учащихся умение изображать график этой функции и по графику находить область определения и область значений, промежутки возрастания и убывания, нули, наибольшее и наименьшее значения.

Форма занятия.

     Так как многие свойства синуса учащимся известны, то лучше всего в качестве формы данного урока избрать беседу.

Содержание основной части урока.

1)     Ввести функцию у= sin х. Обосновать, что это действительно функция.

2)     Установить ее область определения и область значений. Обосновать.

         (подробнее про обоснования всех свойств см. в §3. «Методика   преподавания          темы: «Тригонометрические функции» в курсе алгебры и   начал анализа»)

3)     Сформулировать и обосновать с помощью тригонометрической окружности такие свойства функции у=sinх как промежутки возрастания и убывания, нули, нечетность, ограниченность, а также наибольшее и наименьшее значения.

4)     Воспользовавшись данными свойствами и равенством  sin(x+2p)=sin(x), построить график и сообщить, что он называется синусоидой.

5)     Еще раз проиллюстрировать все свойства данной функции, но уже с помощью графика.

Практическая часть.

1)     Не выполняя построения, ответьте на вопрос, принадлежит ли графику функции у=sin х точка с координатами:  а) (-π/2;1)  б) (π/2;1/2)  в) (π;1) г) (0;0)?

2)     Используя график функции f(х), где f(х)=sin х, найдите: а)f(π) б) f(3π/2) в) f(-π/2)  г) f(23π) д) f(-15π/2).

3)     Отметьте на графике  функции у=sin х и назовите все точки, в которых значение функции равно а) ½  б) -Ö3/2  в) Ö2/2 г) –1  д) 10.

4)     Найдите все значения переменной х и отметьте их на числовой прямой, при которых функция у=sin х принимает значения: а) большие ½ б) меньшие Ö2/2 в) большие 0, но меньшие  Ö3/2  г)  меньшие –1, но большие –2.

5)     Найдите наибольшее и наименьшее значение функции у=sin х а) на отрезке [π/4, 2π/3];  б) на луче [π/3, +¥];  в)  на интервале (-3π/2,3π/4).

6)     Сравните а) sin 0 и sin(-3); б) sin 2 и sin е; в) sin (-4) и sin 5; г) sin 8,3 и sin 9 д) sin 315 и sin 317 е) sin (–630) и sin (–631).

Краткий анализ урока.

        Урок прошел хорошо. Ребята работали активно, так как практически все задания решались  фронтально и полуустно за исключением 4 в) и 6 г), д) и е). Цели, поставленные на данный урок, были  реализованы. По результатам 7-минутной проверочной работы, которая проводилась на следующем уроке, можно сделать следующие выводы: 1. Учащиеся научились строить график функции  у=sin х. 2. Большинство из них, пользуясь схемой анализа, могли свободно перечислить все свойства этой функции.  Неплохо решали задачи, подобные тем, что были разобраны. Наибольшее затруднение вызвали задачи подобные 5 в) и 6 е) и д). Хотя, в общем, с работой справились не плохо.


Урок № 3. Функция у= sin х, ее свойства и график.

Образовательные цели урока:

1)     Способствовать формированию навыков применения свойств функции у= sin х при исследовании функций, для которых она является одной из составляющих.

2)     Научить применять известные ранее правила преобразования графиков функций к функции у= sin х.

3)     Выработать у учащихся навыки решения некоторых уравнений, содержащих синус, графическим способом.

Форма занятия.

       Фронтальное коллективное и самостоятельное решение задач.

Содержание основной части урока.

1)     Постройте и прочитайте график функции у= f (х), где

                              х2 , если х < 0,

          f(х)=

                          sin х, если х ³0.

Вычислите  f(p),  f(p/3),  f(-2),  f(-p/2), f(3,14).

2)     Постройте график функции у= f (х), где


                              х -2p,  если х < 0,

          f(х)=       sin х, если  -2p < х < 0,

                         Öх, если х ³0.

Для данной функции найдите область определения, область значений, промежутки возрастания и убывания, нули и промежутки знакопостоянства.

3)     (Для самостоятельно решения с последующей проверкой.)

        Постройте график функции у= f (х), где

                              -(х +p)2,  если х < 0,

          f(х)=       sin х, если  -p < х < p,

                           (х -p)2, если х ³0.

        Запишите все известные вам свойства данной функции.

4)     Постройте график функции у= sin(х+p/4). По графику определите нули данной функции и промежутки знакопостоянства.

5)     Постройте график функции у = sin(х-2p/3)+2. По графику определите все известные вам свойства этой функции.

6)     Решите графически уравнения а) sin(х) =p+х    б) sin(х) =3х    в) sin(х) +(х+p/2)2 +1=0

7)       (Для самостоятельно решения с последующей проверкой)

        а) sin(х+4p/3)-1= (х-p)2  б)  -sin(х-p/6)+1,5 -  ((х-4p/6)2 +0,5)=0

Краткий анализ урока.

           На данном уроке учащиеся научились исследовать кусочно-заданные функции, содержащие функцию у= sin х как одну из своих составляющих, научились применять известные ранее правила преобразования графиков функций к функции у=sinх, а также графически решать некоторые тригонометрические уравнения. Об этом можно судить исходя из результатов проделанной учащимися домашней работы, а также по последующему применению полученных умений при решении подобных задач для функции  у= соs х. Поэтому можно сделать вывод о том, что цели данного урока были реализованы. Что касается затруднений, то наибольшие затруднения вызвали задания, связанные с преобразованием графиков. Часто учащиеся путались в вопросе  - когда в какую сторону переносить график. Но в целом урок прошел неплохо.


Заключение.

            Итак, приняв во внимание описанные в первом параграфе общие положения, касающиеся изучения тригонометрических функций, мы проанализировали  наиболее распространенные учебники с точки зрения изложения данной темы (см. § 2) и обобщили полученные результаты в §3. Используя опыт практического преподавания, описанный в §4 можно сделать следующие выводы:

1.     Тригонометрические функции являются наиболее удобным и наглядный средством для обучения учащихся исследованию функций.

2.     Преподавание темы «Тригонометрические функции» требует тщательного подбора содержания, средств и методов обучения, то есть разработки эффективной методики.

3.     Изучение тригонометрических функций будет более эффективным, в том случае когда:

ü     перед введением тригонометрических функций проведена достаточно широкая пропедевтическая работа  с числовой окружностью;

ü     числовая окружность рассматривается не только как самостоятельный объект, но и как элемент декартовой системы координат;

ü     построение графиков осуществляется после исследования свойств тригонометрических функций, исходя из анализа поведения функции на числовой окружности;

ü     каждое свойство  функций  четко  обоснованно и все они сведены в систему.

4.     Наиболее удачным как с методической, так и с  содержательной точек зрения является учебник   [16].





Библиографический список:

1.      Алексеев, А.  Тригонометрические подстановки [Текст] / Алексеев А., Курляндчик Л.  // Квант. – 1995. - №2. –с. 40 – 42.

2.     Алимов, Ш.А.  Алгебра и начала анализа 10-11[Текст]  / Ш.А. Алимов // Учебник - Москва:  Просвещение,  2001.

3.     Башмаков,  Алгебра и начала анализа 10-11 [Текст] /Башмаков //Учебник - Москва:  Просвещение,  1992.

4.     Бескин, Н.М.  Вопросы тригонометрии и ее преподавания  [Текст] / Бескин Н.М.  - Москва: Учпедгиз, 1950.

5.      Гилемханов, Р.Г.  О преподавании тригонометрии в 10 классе по курсу В [Текст] / Гилемханов Р.Г. //Математика в школе. 2001-№ 6 -с. 26-28.

6.      Горнштейн, П.И.  Тригонометрия помогает алгебре [Текст] / Горнштейн П.И.  // Квант. 1989-№5 – с. 68-70.

7.      Дорофеев, Г.  Периодичность и не периодичность функций [Текст] / Дорофеев Г., Розов Н.   //Квант. 1977- №1- с.43-48.

8.     Зарецкий, В.И.  Изучение тригонометрических функций в средней школе [Текст]  / Зарецкий В.И. - Минск:  Народная асвета,  1970.

9.      Земляков, А.  Периодические функции [Текст] / Земляков А., Ивлев Б.  // Квант. 1976-№12- с. 34-39.

10. Калинин, С.И.  Задачи и упражнения по началам математического анализа [Текст] / Калинин С.И., Канин Е.С., Маянская Г.М., Ончукова Л.В., Подгорная И.И., Фалелеева С.А. -  Киров: ВГПУ, 1997.

11. Колмогоров, А.Н. Алгебра и начала анализа 10-11 [Текст]  /А.Н. Колмогоров// Учебник - Москва:  Просвещение,  1999.

12. Крамор, В.С.  Тригонометрические функции [Текст] / Крамор В.С., Михайлов П.А. – Москва:  Просвещение,  1979.

13. Лященко, Е.И.  Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст] /Лященко Е.И. – Москва:   Просвещение,  1988.

14. Мишин, В.И.  Методика преподавания математики в средней школе (Частная методика). [Текст] / Мишин, В.И. -  Москва: Просвещение,  1987.

15.  Мордкович,  А.Г.  Методические проблемы изучения тригонометрии в общеобразовательной школе [Текст] / Мордкович А.Г.  //Математика в школе. 2002 - № 6 –  с.32-38.

16. Мордкович, А.Г. Алгебра и начала анализа 10-11 [Текст]  /А.Г. Мордкович//   Учебник- Москва:  Мнемозина,  2003.

17. Панчишкин, А.А.  Тригонометрические функции в задачах [Текст] / Панчишкин А.А., Шавгулидзе Е.Т. -   Москва:  Наука,  1986.

18.  Раббот, Ж.  Тригонометрические функции [Текст] / Раббот Ж.  // Квант. 1972- №5- с.   36-38.

19.  Синакевич, С.В.  Тригонометрические функции [Текст] / Синакевич С.В. - Москва:  Учпедгиз,  1959.

20.  Смирнова, И.М.   Необычный способ получения синусоиды [Текст]  / Смирнова И.М. // Математика в школе. 1993-№3- с.56-58.

21.  Цукарь, А.Я.  Упражнения практического характера по тригонометрии  [Текст] / Цукарь А.Я.  //Математика в школе. 1993-№3- с 12-15.

22. Шаталов, В.Ф.   Методические рекомендации для работы с опорными сигналами по тригонометрии [Текст] / Шаталов В.Ф. -  Москва:  Новая школа,  1993.

23.  Шенфельд, Х.  Что  общего между  заходом солнца и функцией       y=sin х [Текст] /Шенфельд Х.   // Математика в школе. 1993-№2- с.75-77.








Приложение

Факультатив «Тригонометрия помогает алгебре».

Известно, что «тот или иной материал усваивается школьниками не тогда, когда этот материал является целью обучения, а тогда, когда он становится средством для решения других задач»[10]. Поэтому целесообразно показать учащимся то, как можно применять свойства тригонометрических функций и тригонометрические тождества при решении, например, алгебраических задач.

Цели: 

1)  Провести межпредметные связи между тригонометрией и алгеброй.

2) Способствовать  формированию умений решать некоторые виды уравнений алгебры с помощью  тригонометрических подстановок.

   Место изучения.

Этот факультатив желательно проводить после того, как изучены все разделы тригонометрии.

    Ход факультатива:

          Учащимся предлагается попробовать решить уравнение  самостоятельно. Попробовав выполнить стандартное возведение в квадрат обеих частей, учащиеся натыкаются на уравнение 6-ой степени, решение которых в школьном курсе не рассматривается. Обратив внимание учащихся, на то, что областью допустимых значений переменной данного уравнения является отрезок  [-1;1], учитель предлагает вспомнить изученные функции, областью значений которых является данный отрезок. После чего делается вывод: если из условия задачи следует, что допустимые значения переменной x определяются неравенством |x|≤1, то удобны замены х=sinα, α, или х=cosα,    α, причем какую из них выбрать, зависит от конкретной задачи.

Учащиеся совместно с учителем прорешивают данное уравнение. 

        «Поскольку функция 4х3-3х существует при любых значениях х, найдем область определения функции f(x)= : 1- х2 ≥0, значит х. Введем замену х=cosα. Нас интересуют все значения этой функции. Выберем для удобства любой отрезок, на котором функция косинус принимает все свои значения, например отрезок .

Подставим х=cosα в уравнение, получим                              

                     Так как α, то sinα ≥0 и можно опустить модуль:

Условию α удовлетворяют три значения α1=, α2=,  α3=.

x1=cos α1=cos=,

x2=cos α2=cos=-sin= =

x3= cos α3=cos =-cos=.

Ответ: x1=, x2=, x3=.


Пример 2.  Сколько корней на отрезке [0;1] имеет уравнение

                                      

 При отсутствии лишнего времени решение лучше вынести в качестве домашнего задания. Если уровень подготовки класса не очень высок, то учитель может сделать подсказку «Замена х=cosα, α ставит в соответствие каждому значению х на [0;1] ровно одно значение α. Значит, число решений исходного уравнения на [0;1] равно числу решений соответствующего уравнения на , причем так как х¹0 и х¹1, то можно взять α». Уравнение примет вид

Условию α удовлетворяют четыре значения α1=, α2=, α3=, α4=.

Ответ: уравнение на отрезке [0;1] имеет ровно четыре корня.


Пример 3. Решить систему уравнений

                                                                  

Внимательно посмотрев на первое уравнение системы, учащиеся сами (или с помощью учителя) замечают, что оно очень похоже на основное тригонометрическое тождество и делают вывод: если в задаче встречается равенство х2+y2=1, то часто бывает полезно сделать замену х= sinα, y= cosα, α, так как числа, сумма квадратов которых равна 1, это синус и косинус одного и того же числа. Дальнейшее решение системы не вызывает затруднений и может быть произведено учащимися самостоятельно.

Пусть х= sinα, y= cosα, α Второе уравнение системы примет вид

Условию α удовлетворяют четыре значения α1=, α2=, α3=, α4=.

х1=    y1=

х2=  y2=

х3= y3=

х4= y4=

Ответ: х= , y= ; x= , y= ; x= ,

y= ; x= , y= .

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить решить задачу:

Числа a, b, c, d таковы, что a2+b2=1, c2+d2=1, ac+bd=0. Чему равно ab+cd?

Решение может выглядеть следующим образом. «Пусть а= sinα, b= cosα, α, c=sinβ, d=cosβ, β. Уравнение ac+bd=0 перепишем в виде

                             

Преобразуем выражение ab+cd:

            

Так как cos(α- β)=0, то sin(α +β)*cos(α - β)=0, a значит ab+cd=0.

Ответ: ab+cd=0»

После этого учитель подводит учащихся к вопросу: «Можно ли применять тригонометрические подстановки для решения уравнений, в область допустимых значений которых входят все действительные числа?»

Можно, но в случаях, когда переменная может принимать различные значения, используются замены x=tgα, α и x=ctgα, α.

Пример 5. Доказать, что при любых действительных х и у

.


Замечание. Желательно обсудить с учащимися лишь необходимую замену. Все остальное они в силах проделать самостоятельно.


           Положим , где . Тогда

Так как все значения выражения

                                       лежат в промежутке [-1/2;1/2], следовательно, и все значения исходного выражения лежат в этом же промежутке. Что и требовалось доказать.





* более подробно эти  вопросы изложены в параграфе 3


1) Напомним, что обучение по учебнику [2] предполагает изучение тригонометрических уравнений в конце 10-го класса, а изучение тригонометрических функций только в начале 11го.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5