бесплатно рефераты

бесплатно рефераты

 
 
бесплатно рефераты бесплатно рефераты

Меню

Методика преподавания темы "Тригонометрические функции" в курсе алгебры и начал анализа бесплатно рефераты

В процессе работы с числовой окружностью следует обратить внимание на следующие моменты.

В арсенале учителя должно находится как минимум два макета с числовыми окружностями. На первом из них отсчет ведется в положительном направлении с указанием расположения точек 0, p/6, p/4, p/3, p/2, 2p/3….   , на втором -  в отрицательном   с   указанием точек -0, -p/6, -p/4,    -p/3, -p/2, -2p/3….,  причем  второй  макет желательно вывесить после того, как  учащиеся ответят  или  попытаются ответить на вопрос: «Что будет, если точка будет двигаться не положительном, а в отрицательном направлении?».

   Эта мотивационная задача позволяет еще раз провести  связь между числовой окружностью и числовой прямой. Ведь на числовой прямой  можно было откладывать не только положительные, но и отрицательные значения, причем сколь угодно большие.  На числовой окружности можно делать то же самое, но следует учитывать тот факт, что на прямой соответствие между точками и числами взаимно-однозначное, а на окружности у каждой точки бесконечно много имен, отличающихся друг от друга на 2pк, где кÎZ.

Это главное отличие учащиеся должны четко понимать и осознавать.  Для этого числовую окружность можно сравнить с колесом, а числовую прямую с бесконечной нитью, на которой отмечены точки. Наматывая нитку на колесо, предварительно совместив соответствующие нулевые точки, можно заметить, что точки, отличающиеся на 2p, попадут в одно и тоже место на колесе, благодаря тому, что длина  числовой окружности единичного радиуса составляет именно 2p. 

 Больше всего проблем, связанных с неоднозначностью соответствия   между точками и числами на окружности возникает при решении задач вида:   «Найти на числовой окружности точки с ординатой (абсциссой) большей Ö3/2  и записать, каким числам они соответствуют».

Такие неравенства, характеризующие дугу, рекомендуется  на начальном этапе составлять в два шага. На первом шаге составить так называемое «ядро» аналитической записи  p/3 < t < 2p/3, и  только на втором составить общую запись p/3+2pk < t < 2p/3+2pk, где к Î Z.

По этому поводу осмелюсь не согласиться с статьей [10], в который автор пишет, что уточнение «где к Î Z» можно опускать, записывая его только в парадных случаях – на контрольных или экзаменационных работах. В большинстве случаев это действительно можно делать совершенно безболезненно,  но  как  быть,  если   при  отборе  корней                                                                                                               уравнения или неравенства, или при наложении определенных ограничений на функцию, параметр к сможет принимать не все а, например,  только положительные или только четные значения?  

Учащиеся, привыкшие писать +2pk, не задумываясь над тем, какие значения может принимать параметр к,  и в этом случае напишут +2pk, что автоматически сделает их решение неверным.

Это приведет и к недопониманию того факта, что, например, множества «4pk, где к Î Z» и «2pk, где к Î 2Z» совпадают. Это, в свою очередь, может породить затруднения при рассмотрении функций с периодом, равным  4p. А ведь таким функциям уделяется немало времени при изучении темы «Тригонометрические функции».

Таким образом, нельзя оставлять недоработанными никакие, даже самые маленькие детали, ведь незначительные с виду недоработки, возникающие  при изучении числовой окружности, в процессе изучения самих тригонометрических функций  могут стать причиной возникновения  больших пробелов в знаниях.

Теперь, когда мы научились работать с числовой окружностью как   самостоятельным объектом, можно приступать к введению самих тригонометрических функций.

Не стоит забывать, что определения тригонометрических функций с помощью числовой окружности плохо укладываются в сознании ребят по одной простой причине: на первом этапе определения были даны в геометрической трактовке – как отношения сторон прямоугольного треугольника.

Из психологии известно: «если какое-нибудь важное понятие вводится в первый раз, то ассоциации, сопутствующие ему, врезаются в сознание учащегося чрезвычайно прочно. Последующие впечатления бывают слабее и не могут стереть того обличия, в котором это понятие явилось впервые». [5]

Несмотря на то, что мы уже использовали окружность для введения «новых» определений синуса и косинуса на этапе расширения множества значений, принимаемых углом необходимо еще раз провести взаимосвязь между прямоугольным треугольником и числовой окружностью.

Напомним, что в школьных учебниках этому факту почему-то не уделяется должного внимания (см. главу «Анализ изложения темы «Тригонометрические функции» в различных школьных учебниках»), поэтому учителю стоит обратить внимание на то, чтобы при введении тригонометрических функций на этом этапе были озвучены следующие моменты.

Рассмотрим числовую окружность единичного радиуса, расположенную в прямоугольно декартовых координатах.                                                                                                             Рис.1                                                                             

           В положительном направлении от оси ОХ отложим угол a  такой, что 0 < a < 900. Обозначим полученную на окружности точку как Рa. Опустим из точки Рa перпендикуляр на ось ОХ, получим точку М. Рассмотрим получившийся прямоугольный треугольник ОМРa. Sina по определению равен отношению МРa/ОРa, но радиус окружности ОРa равен единице, следовательно, Sina = МРa. Аналогичным образом, cosa = ОМ. Заметим, что длина ОМ - это абсцисса точки Рa в прямоугольно-декартовой системе координат, а длина МРa - ее ордината. Таким образом, синус и косинус угла a определяются через ординату и абсциссу точки Рa, что является более удобным при работе в прямоугольно-декартовой системе координат.

Работая с числовой окружностью, мы уже усвоили тот факт, что так как  длина дуги единичной окружности легко выражается через центральный угол, на нее опирающийся, то точку Рa, можно построить и другим способом - откладывая дугу заданной длины. А так как длина дуги – всегда действительное число, значит,  от тригонометрических функций углового аргумента легко можно перейти к тригонометрическим функциям числового аргумента.

Сейчас вернемся к наложенным на угол a ограничениям. Угол a принадлежит промежутку от 00 до 900, а значит и длина дуги лежит между нулем и p/2. Используя все ту же геометрическую интерпретацию, легко показать, что эти определения можно распространить и на любые  углы и числа.

Понятия тангенса и котангенса  можно вводить двояко: как отношение синуса к косинусу (косинуса к синусу) и как ординату (абсциссу) точки пересечения касательной к окружности в точке (1;0) ((0;1)) и прямой ОРa.

Рис.2    

Вообще говоря,  определив функции синус и косинус, мы уже не нуждаемся  в числовой окружности как средстве для введения понятий тангенса и котангенса. Но раз уж мы взялись работать с этой моделью, то неплохо бы показать, как определить функции тангенс и котангенс, используя только их геометрическое определения (заметим, что выражения «тангенс угла a  – это отношение синуса a к косинусу a»  и « котангенс угла a  – это отношение косинуса a к синусу a» не являются определениями – это уже свойства).

Использование второго подхода поможет нам не только на этапе изучения самих тригонометрических функций, но и на этапе решения тригонометрических уравнений и неравенств. Поэтому целесообразнее  использовать именно второй подход, а определение тангенса a как отношение синуса a  к косинусу a рассматривать как свойство.

Итак, мы ввели понятия всех тригонометрических функций (которые предусмотрены программой). Но перед тем, как перейти к их исследованию и построению графиков, необходимо проследить, чтобы у учащихся были отработаны следующие навыки:

ü     Нахождение значений всех тригонометрических функций в «главных» точках.

(Для лучшего запоминания значений тригонометрических функций можно использовать следующую вспомогательную таблицу:


  a

0

p/6

p/4

p/3

p/2

 sina

cosa

Здесь значения синуса и косинуса представлены в наиболее удобной для восприятия и запоминания форме.)


ü     Решение простейших тригонометрических уравнений и неравенств.

ü     Определение знаков тригонометрических функций в заданных точках.

ü     Упрощение выражений с использованием основного тригонометрического тождества и формул приведения.

ü     Нахождение по заданному значению одной из тригонометрических функций значений всех остальных тригонометрических функций.


           Приобретая вышеперечисленные навыки, учащиеся тем самым получают арсенал средств, достаточный для более основательного исследования и построения графиков тригонометрических функций.

           Работа по построению графиков и исследованию функций может проводиться двумя способами:

1)     Сначала по точкам строится график, а затем с помощью графической интерпретации исследуются все свойства функции

2)     Построение графика происходит после исследования функции, а наглядные представления о свойствах учащиеся получают, анализируя поведение функций на числовой окружности.     

             Наиболее целесообразно применять второй подход, так как при этом подходе, во-первых, все свойства тригонометрических функций иллюстрируются на обеих моделях (на числовой окружности и на графике), а, во-вторых, это является хорошей подготовительной работой для дальнейшего обучения исследованию функций и построению графиков с помощью производной.

            Несмотря на то, что анализируя поведение функции на числовой окружности, мы всего лишь иллюстрируем некоторое свойство, не стоит забывать, что иногда «доказательство» с помощью окружности  является единственным доступным для школьников способом обоснования некоторых фактов. Хотя некоторые случаи все-таки  требуют более четкого обоснования формулируемых утверждений.

          Остановимся подробнее на исследовании тригонометрических функций.

1)     Область определения.

«Областью определения функции действительного переменного называется множество действительных значений аргумента, при которых функция принимает действительные же значения».

Область определения функций у=sin x и у=соs x – множество всех действительных чисел. Этот факт достаточно легко обосновывается с помощью окружности: каждому действительному числу х соответствует точка на окружности Рх. Каждой точке Рх  соответствуют ее абсцисса и ордината, каждая из них - это действительное число. Значит, значения функций у=sin x и у=соs x для любого действительного х будут действительными числами.

У функций у=tg х и у=сtg х область определения имеет некоторые ограничения. Обосновать это свойство можно исходя из того факта, что

tg х = sin x/ соs x. Тогда областью определения функции у=tg х будут все действительные числа, за исключением нулей функции у=соs x. Этот же самый факт можно обосновать и с помощью окружности:

                                                                   рис.3

любому действительному числу х соответствует точка на окружности Рх.      Если х ¹ p/2+pк, кÎZ, то  эта  точка имеет  координаты, отличные  от  (0;1) и (0;-1), тогда через точки О и Рх.  можно провести прямую, которая пересекает касательную к окружности, проходящую через точку  (1;0), в некоторой точке Тх. Эта точка имеет ординату, которая является действительным числом. То есть в таких точках функция у=tg х будет принимать действительные значения. Если же  х = p/2+pк, кÎZ, то прямая ОРх.  будет совпадать с осью ОУ, а, следовательно, будет параллельна касательной к окружности. В этом случае мы не сможем найти точку Тх и ее ординату, а, значит, в этих точках функция у=tg х будет не определена.  Таким образом, делаем вывод , что Дtg x  =R/{p/2+pк }, кÎZ. Для функции  у=сtg х рассуждения аналогичны, а, значит, учащиеся вполне могут провести их самостоятельно.

Область определения как свойство функций является ко времени изучения тригонометрии уже достаточно хорошо изученным, а процесс ее нахождения  уже перешедшим из разряда умений в разряд навыков. Тем не менее при изучении тригонометрических функций стоит еще раз обратить внимание на отыскание области определения   в особенности функций  типа:  у = сtg х * tg х;  у=(sin х*соs х)/ сtg х, а также кусочно-заданных функций


          сtg (х+p/2),  х<p                                            sin х, х<-p/2

у =                                                                   у =

             1/(sin х +1), х³p                                           tg х/(х-7) ³2p

2) Область значений функции.

«Областью значений функции f называется множество, состоящее из всех чисел f(х), таких, что х принадлежит области определения функции f». Четкого обоснования того факта, что областью значений функций у=sin х и у=соs х является отрезок [-1;1] ни в одном из действующих школьных учебников не приводится, а вместо этого рассматриваются неравенства          -1 £ sin х £ 1 и -1 £ соs х £ 1, которые выполняются для всех значений х. Однако, отсюда совершенно не следует то, что в область значений данных функций  входят все точки отрезка [-1;1]. На этот момент стоит обратить особое внимание, дабы разграничить в умах учащихся два совершенно различных  свойства: ограниченность и область значений.  Рассмотрим пример.  

                                                                               Рис.4        

Функция f(x) в данном случае является ограниченной (выполняются неравенства -1 £ f(x)  £ 1), но отрезок [-1;1] не является множеством значений данной функции.  Поэтому необходимо все-таки показать тот факт, что любое число из отрезка [-1;1] является значением функции у=sin х (у=соs х) в некоторой точке.  Показать это можно  хотя бы следующим образом.

Возьмем произвольное действительное число х1 такое, что

-1 £ х1 £ 1. Рассмотрим отрезок  [-1;1] принадлежащий оси ОХ и возьмем точку этого отрезка соответствующую х1, восстановим из нее перпендикуляр к оси ОХ. Он пересечет единичную окружность в некоторой точке Рх1 Заметим, что х1 – это абсцисса точки Рх1,  а, значит,  число х1 является значением функции  у=соs х для точки Рх1.  (Аналогично для функции у=sin х.)

                                                                               рис.5

После изучения области значений целесообразно рассмотреть свойство ограниченности функций у=соs х и у=sin х и  провести взаимосвязь между этими свойствами не только для тригонометрических, но и для других классов  функций.

3)  Четность  и нечетность.

          При изучении свойств четности и нечетности тригонометрических функций необходимо четко обосновать тот  факт, что  sin(-х) = -sin(х),  a  cos(-х) = cos(х) для любых действительных значений х. Чаще всего обоснование этого факта сводится к симметричности точек окружности, соответствующих числам или углам t и – t  в зависимости от того, на каком этапе происходит обоснование. «Если числу t соответствует точка М числовой окружности, то числу –t соответствует точка Р, симметричная точке М относительно горизонтального диаметра окружности (то есть относительно оси абсцисс). У таких точек одна и та же абсцисса, а ординаты равны по модулю, но отличаются знаком. Следовательно, sin(-t) = -sin(t),  a  cos(-t) = cos(t)»  (см. [16]).

        Заметим, что факт симметричности точек t и – t не является очевидным, а значит, сам нуждается в обосновании, провести которое можно, например, рассмотрев треугольник МОР. Обозначим точку пересечения отрезка МР с осью ОХ за В. Тогда треугольник МОР равнобедренный (ОМ = ОР как радиусы одной окружности), луч ОВ является биссектрисой угла МОР, а, следовательно, и высотой и медианой треугольника МОР. Тогда точки М и Р действительно будут симметричными относительно оси ОХ по определению.  Это и позволяет сделать вывод о значениях синуса и косинуса противоположных   углов.   После этого обоснование  равенств  tg (-t) =-tg (t)  и  ctg (-t) = -ctg (t) не составит никакой трудности.

         Далее  следует еще раз обратить внимание учащихся на следующий факт. В определениях четных и нечетных функций в явном виде не указано то, что такие функции имеют область определения, симметричную относительно начала координат, но этот факт часто оказывается полезным при решении задач типа «Докажите, что функция у= sin Öx, не является ни четной, ни нечетной».       Используя вышеупомянутый факт и определив, что область определения данной функции не является симметричной относительно начала координат, сразу можно сделать вывод о том, что функция у=sinÖx, действительно, не является ни четной, ни нечетной, не рассматривая соответствующих уравнений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5